Сколько сейчас LIBOR?

Yep

А то краем уха слышал что он на той неделе скакнул с 4 до 6 с лишком процентов...
И вроде по причине ипотечного кризиса в США.

Yep

И. КУЗИН: :наверное, потому что наши акционеры бывшие были оттуда. Ну, на самом деле, кризис в Америке достаточно локальное явление с точки зрения ипотечного сектора, но, к сожалению, он превратился в глобальное явление и совсем не в ипотечном смысле. Может быть, по порядку давайте начнем. Последние 3-5 лет в США было выдано огромное количество кредитов заемщикам с, будем так говорить, не очень хорошей кредитной историей, то есть ипотечные банки, учитывая большой рост цен, рискнули.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Большой рост цен на недвижимость.

И. КУЗИН: На недвижимость, да.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: И при этом низкую стоимость денег, то есть классическая такая, хорошая инвестиционная ситуация - цены вроде бы как растут, сейчас можно дать денег людям взаймы, и на этом заработать хорошо.

И. КУЗИН: Если помните, после 11 сентября 2001 года ставки упали до 1% в США, практически деньги имели отрицательную стоимость.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: А это потому что, по сути, власти таким образом пытались стимулировать развитие бизнеса.

И. КУЗИН: Да, инвестиций. Но простимулировали в результате потребление.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Как это обычно случается.

И. КУЗИН: Да, то есть хотели инвестиции, а получили в результате кредитование, причем в те сегменты, которые были наиболее рискованными, потому что у всех остальных деньги были уже. Это привело к росту цен на недвижимость и всем казалось, что в этот раз все будет не как всегда. Ну, так всегда получается, когда подходишь к какому-то переломному моменту, то все начинают говорить о том, что в этот раз на самом деле все по-другому. Это приблизительно началось в середине прошлого года, эти слухи пошли, что все будет по-другому в этот раз, но на рынке в то же самое время люди начали говорить, что все будет как всегда.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: То есть классический пузырь. Надулся на рынке недвижимости такой большой-большой мыльный пузырь.

И. КУЗИН: Абсолютно верно. И этот пузырь, он психологически привлек к себе все слои населения, в том числе таксистов, студентов, всяких эмигрантов без паспортов и так далее, которые в складчину покупали себе квартиры, дома для того, чтобы их перепродать через 6 месяцев. Это было социальное явление. Сотни книг опубликованных и так далее. Ну, приблизительно как Интернет в 2001 году.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Поразительно, что история людей абсолютно ничему не учит совершенно.

И. КУЗИН: К сожалению. Я надеюсь, мы здесь будем в России немного прозорливее и все-таки будем смотреть на историю, как профессоры очень грамотные. И где-то в середине лета прошлого года вдруг психология изменилась. Вдруг люди начали понимать, что 'подожди, если я сейчас куплю, а дальше не смогу продать, то, наверное, это будет плохо', и начали постепенно уходить с рынка покупок спекулятивных.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Первые, видимо, ушли самые умные.

И. КУЗИН: Самые умные люди, конечно.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: То есть профессиональные инвесторы.

И. КУЗИН: Как говорит Уоррен Баффет, когда человек с опытом предлагает сделку человеку с деньгами, то обычно человек с деньгами остается с опытом, а человек с опытом остается с деньгами. Вот как бы так началось все это в США, люди с опытом начали уходить, люди с деньгами пока еще там были, но эти деньги финансировались как раз ипотечными банками и банковской системой в целом. Причем большой сегмент рынка, до 25%, так получилось, вырос в так называемый субстандартный или саб-прайм, как у них называют заемщики, то есть наиболее рискованный. И так как выдавались кредиты очень успешно, то два графика - график просроченной задолженности и график роста портфеля - они были параллельны очень долгое время. Ну, они как бы росли вместе, вместе растут и не так страшно.

О. БЫЧКОВА: А никто не заметил, что они растут вместе?

И. КУЗИН: Ну, это нормально. То, что вместе - это хорошо.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Это не страшно, когда отсрочка растет пропорционально портфелю, выданным кредитам. Значит, у тебя всегда 10% плохих заемщиков, и слава богу.

И. КУЗИН: А потом вдруг замедлилась верхняя линия, она начала выпрямляться, а нижняя начала продолжать расти.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Что-то все стали хуже и хуже заемщики.

О. БЫЧКОВА: Портфель тот же, а долгов больше.

И. КУЗИН: И хуже, и хуже. 1%, 2%, 3%, 6%, 10%:

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Невозврат.

И. КУЗИН: И когда люди поняли, что у этой кривой пока еще не видно конца, тут уже люди с деньгами начали выходить с рынка, ну, и получилось классическое развертывание в обратную сторону, то есть прошлая осень была на самом деле практически беспродажная. Конечно, продажи были, но на многих рынках уровень упал очень сильно. И это пошатнуло уверенность в том, что цены будут расти, и начало психологию рынка разворачивать в обратную сторону. Это одна часть вопроса. Вторая часть вопроса - в то же самое время огромное количество ипотечного кредитования осуществлялось в надежде на так называемое рефинансирование. Очень часто мы слышим слово 'секьютеризация' в России. Это залог успеха.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Оно, к счастью, не развито пока в Россию.

И. КУЗИН: И на самом деле действительно секьютеризация очень действенный инструмент для рефинансирования, но что произошло в этом случае - огромное количество вот этих кредитов некачественных было рефинансировано таким способом. Когда инвесторы начали понимать, что эта кривая уходит вверх, что просрочка продолжается, не видно ей конца и края, особенно по кредитам, выданным в 2006 году, когда был самый высокий объем таких кредитов, они начали вдруг задавать себе вопрос 'подождите, у нас же там огромное количество бумаг было продано по всему миру, которые были привязаны к этим кредитам':

Е. ОСЕТИНСКАЯ: То есть это облигации компаний, например, которые кредитовали таких деятелей.

И. КУЗИН: Ну, это облигации не компаний на самом деле, это облигации, которые подкреплены потоками платежей по вот этим субстандартным кредитам. Потом эти облигации перепаковывают и продаются по всему миру в виде так называемых CDO (collateralized debt obligations), то есть облигации, у которых есть какой-то еще дополнительный источник денег. И вот все это было распродано по всему миру. Как это было распродано - можете видеть по последней истории проблем: в Японии проблемы, вчера, сегодня, по-моему, у 'Мицубиси' и 'Сумитома' были проблемы, в Канаде вчера были проблемы, в Австралии проблемы, в Германии 'IKB' чуть не обанкротился, пришлось спасать. В Европе уже никто не доверяет друг другу. Ну, я не говорю про США, где уже больше половины ипотечных банков, которые фокусировались как раз на этом сегменте, уже обанкротились. То есть на самом деле проблема из ипотечной начинает перерастать в кризис доверия - вдруг начал возникать. И что получилось? Что этот кризис доверия, как только люди поняли, что ситуация непонятная на рынке - если раньше было понятно, что что-то растет, хоть могут быть проблемы - но вдруг они поняли, что ситуация непонятная и что непонятно кто не выдержит на рынке. И я сейчас не говорю о том, что есть огромное количество других инструментов на рынке, которые привязаны к этому феномену, так называемые кондуиты, когда люди огромные пулы выдающихся ипотечных кредитов финансируют краткосрочными бумагами, а потом их перепаковывают в долгосрочные; десятки миллиардов долларов каждый кондуит, и если вдруг у них проблема с рефинансированием этого краткосрочного кредита, у них практически там огромное количество инвесторов попадает на серьезные деньги:

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Знаете, каждый пытается создать маленькую финансовую дополнительную стоимость на перепродажу уже существующего продукта. В Америке, насколько я понимаю, колоссальное количество инструментов существует, как это сделать. И как только происходит проблема в самом основании, она сразу размножается по всем этим инструментам, потому что они, грубо говоря, как, самый простой пример, фьючерс на нефть - производный инструмент от цены нефти, а здесь колоссальное количество этих инструментов и сразу же начинаются проблемы у всех.

И. КУЗИН: Да, в конце концов эти инструменты привязаны к конкретному ипотечному кредиту, выданному:

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Конкретной домохозяйке.

О. БЫЧКОВА: То есть заражается сразу такая большая-большая система.

И. КУЗИН: Потому что они перепроданы и не видно, кто владелец. И что получилось, что как только рынок понял, что непонятно, кто будет поражен, вдруг в один прекрасный момент, как всегда это на рынке происходит, это случилось на прошлой неделе, вдруг люди перестали доверять друг другу, причем люди, там, третьего эшелона, если говорить нашими российскими рыночными понятиями, то есть не банки какие-то маленькие, а банки, которые формируют тот же LIBOR, то есть это лондонский индекс между крупнейшими банками, который формируется на постоянной основе; и вдруг этот LIBOR подскочил с 4% до 6,5% практически единочасно. Это колоссальное увеличение стоимости:

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Если перевести в реальные деньги, какие-то фантастические суммы. Скажем так, 'Роснефть' заняла, условно говоря, 2 миллиарда долларов под LIBOR плюс 3%, то есть за счет того, что LIBOR вырос, заимствования для 'Роснефти' тут же подорожали, ее экономика, 'Роснефти', далекой 'Роснефти', которая где-то там бурит свои скважины, доходность бизнеса 'Роснефти' снизилась эхом.

О. БЫЧКОВА: Пропорционально?

И. КУЗИН: Более чем пропорционально. Потому что, к сожалению, такого рода вещи влияют сразу же на все привлечение компаний, то есть не только на один выпуск:

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Они все просто к нему привязаны.

И. КУЗИН: Прекрасный пример был 'Газпром' на прошлой неделе, который не смог разместиться в диапазоне, в котором хотел, разместился чуть ли не в 2,5 дороже, потому что понял, что дешевые деньги исчезли, а бизнес-то делать надо. Ведь он не может ждать. То есть если у него есть задолженность, которую нужно рефинансировать, он должен эти деньги взять. И вот в один прекрасный момент это случилось на прошлой неделе, ну, благо центральные банки, сразу - наверное, есть чему нам поучиться все-таки у Европейского центрального банка, у Федеральной резервной системы - в течение буквально часов собрались на экстренное совещание и огромные вливания начали делать в рынок, чтобы приземлить эту ставку обратно до значения, которое они сами обычно устанавливают, то есть когда мы слышим 'ставка в Европе рефинансирования ЕЦБ установлена на уровне 4%', это значит, что Центральный Банк считает, что все деньги между банками первого эшелона должны приблизительно обмениваться в размере где-то 4%. Но вдруг они 6,5%. То есть Банку никто не доверяет, ЕЦБ. Свое какое-то получилось, то есть новое ценообразование. Естественно, Центральный Банк сразу влил огромное количество денег:

О. БЫЧКОВА: То есть они открыли свои кубышки.

И. КУЗИН: Они открыли окно и начали выдавать деньги. Там есть разные механизмы этого и за четыре дня - два дня прошлой недели и два дня этой недели - банки США, Японии, Канады и Европы в общей сложности влили за четыре дня около 360 миллиардов долларов в систему.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Какие-то фантастические цифры.

О. БЫЧКОВА: Даже понять нельзя.

И. КУЗИН: Это невозможно понять, потому что на самом деле мы говорим о триллионах долларов, которые вращаются ежедневно и, конечно, это не очень большая часть мировых финансовых рынков, но с точки зрения масштаба проблемы ее трудно сейчас понять, сидя здесь в Москве.

О. БЫЧКОВА: То есть как единовременная порция это чудовищно много.

И. КУЗИН: Огромные деньги просто. Они приземлили, конечно, успокоили инвесторов тем самым, свели это все немножко на нет:

Е. ОСЕТИНСКАЯ: А на этом кто-то успел заработать?

И. КУЗИН: Я не знаю, это, конечно, вопрос. Наверное, человек с опытом заработал.

О. БЫЧКОВА: Человек с опытом стал человеком с деньгами.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Ведь они и на таких ситуациях, я думаю, зарабатывают.

И. КУЗИН: Ну, я не знаю, мы не играем на рынке, нам трудно сказать. И что получилось, что если проследить, то бум недвижимости в США создал благоприятную обстановку для рискованного очень кредитования, что в свою очередь привело к огромному наполнению рынка производных инструментов различных от этого рынка кредитования к колоссальным количествам бумаг, которые, в определенный момент все поняли, что они не будут настолько надежными, насколько первоначально их рейтинги свидетельствовали, потерялось доверие, это привело к тому, что началась переоценка рисков колоссальная в мире, буквально единомоментно, и, естественно, центральные банки начали вливать ликвидность. Этот процесс, он не закончился и он вряд ли закончится в ближайшие неделю или две, потому что, к сожалению, как мы уже сказали, эти бумаги буквально по всему миру распространены, непонятно, кто не выдержит первым, последним и так далее.

О. БЫЧКОВА: А что значит 'кто не выдержит'?

И. КУЗИН: Ну, это значит, например, что на сегодняшний день около 200 миллиардов долларов за последнюю неделю, если не ошибаюсь, нет, за последние две недели около 200 миллиардов бумаг, облигаций, которые планировали к размещению, просто не разместились. Вот что это значит? То есть банки инвестиционные взяли их на свой баланс, но не смогли их разместить среди инвесторов. Это значит, что кто-то держит огромные кучи денег, которых у них нет.

Е. ОСЕТИНСКАЯ: Кто-то купил, но не может продать. Это немножко на покер похоже. Пример из лент информационных агентств, час назад. KKR и хеджфонд американский, они зафиксировали убытки фактически от этих ипотечных бумаг на 40 миллионов долларов, но объем бумаг составлял 5 миллиардов. И как вы посчитали перед программой, если взять 10 таких хеджфондов, которые зафиксировали такие убытки:

О. БЫЧКОВА: Да, можно еще раз воспроизвести эти расчеты, потому что они впечатляют.

И. КУЗИН: На самом деле очень просто. У KKR, это, кстати, один из самых больших фондов, они, в основном, инвестируют большие компании, но у них есть позиции, которые они на рынке держат тоже, так вот это достаточно успешные фонды, обычно это люди с опытом и с деньгами, то есть если так говорить, они обычно не проигрывают, эти ребята знают, как управлять деньгами. Так вот, когда они выходят и фиксируют 40 миллионов на 5 миллиардах убыток:
http://echo.msk.ru/programs/dozor/

Gunmen

если еще актуально - могу сегодня спросить у банковских спецов, которые в теме.

Yep

Такой скачок фундаментальной, можно сказать, величины интересен уже сам по себе 😊

Gunmen

он происходит довольно регулярно. и под собой имеет много факторов. на этом можно выиграть и хорошо выиграть. или влететь не по детски.

Kicker

Yep
А то краем уха слышал что он на той неделе скакнул с 4 до 6 с лишком процентов...
И вроде по причине ипотечного кризиса в США.

Вас обманули. Либор по доллару на сегодня 5,56 на полгода. В этом году он не был ни 4, ни 6. Никогда.
На моей памяти ставка так не скакала за последние 3 года ни разу.
Либор (полугодовой) по доллару на 22.08.2007 - 5,37. И в связи с кризисом он припал, а не подскочил.

Gunmen

наконец-то ты зашел 😊

Kicker

Yep

и вдруг этот LIBOR подскочил с 4% до 6,5% практически единочасно. Это колоссальное увеличение стоимости:
http://echo.msk.ru/programs/dozor/

Мож я чего не понял? Ну не скакал так ЛИБОР, хоть ты тресни. Налицо враньё, причём сознательное. Я не верю, что специалист может быть в ТАКОМ неведении. +/- несколько сотых ещё одно. Но так!!!!!!

И не привлекается "Роснефть" по ЛИБОР+3% это нонсенс. +1% ещё поверю.

Короче байки для домохозяек. Либо сознательная гипербола, чтобы привлечь внимание к проблеме, которая действительно имеет место быть.

------------------
Большому кораблю - большую торпеду!

Yep

Проблемы на ипотечном рынке США спровоцировали мировой кризис ликвидности. Банки не хотят расставаться с деньгами и отказываются кредитовать друг друга - пишут сегодня "Ведомости". Ставка LIBOR* подскочила вчера до самого высокого уровня за 6,5 года, а Европейский центробанк раздал со скидкой $130 млрд - больше, чем после терактов 2001 г. Российские акции подешевели на 2-4%.

Вчера ставка LIBOR по кредитам overnight (на один день) в долларах была самой высокой с начала 2001 г. - 5,86% против 5,35% днем ранее. Ставка по трехмесячным кредитам поднялась с 5,38% до 5,5%. Ставка overnight в евро выросла до максимальных с октября 2002 г. 4,7%. "Чтобы обеспечить нормальное функционирование еврорынка", ЕЦБ объявил, что готов дать банкам сколько угодно денег по своей учетной ставке 4%. И этим предложением тут же воспользовались, заняв у ЕЦБ 94,84 млрд евро ($130,2 млрд). Банк предложил кредиты по фиксированной ставке впервые с 12 сентября 2001 г.; тогда, после терактов в США, ЕЦБ ссудил 69,3 млрд евро.
http://www.ibk.ru/news/vedomosti_problemi_ipoteki_ssha_vizvali_mirovoi_krizis_likvidnosti-32108/

Kicker

Усё так. Скачок на 51 БП. А не с 4 до 6.

BGH

Ставка LIBOR расчитывается British Bankers' Association. Вот здесь можно бесплатно скачать их базу http://www.bba.org.uk/bba/jsp/polopoly.jsp?d=141&a=627