А.Брем. Путешествие по северо-восточной Африке.

kiowa

Фамилия «Брем» для большинства биологов - совершенно нарицательное слово. Как фамилии составителей энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. С «Жизни животных» Брема начиналось знакомство многих из нас с миром природы. Слов нет - Альфред Эдмунд Брем был замечательным энциклопедистом, исследователем и наставником - последнее обстоятельство оценил Габсбургский императорский дом, когда Брем стал наставником кронпринца Рудольфа.
Но Альфред Брем был ещё и путешественником. Самое известное из его странствий - путешествие по Северо-Восточной Африке - продолжалось пять лет - с 1847 по 1852 год, и было, скорее, многоэтапной экспедицией, во время которой А.Брему пришлось хлебнуть много-много всего.
И рассказ об этой поездке читать не менее интересно, чем описания экспедиций Арсеньева, Пржевальского или Ливингстона.
Особенно интересны совершенно бытовые заметки автора, сделанные им в наблюдениях над местными жителями или силами природы.
«Как солдат не чувствует угрызений совести, убивая врага, так и эти непросвещенные сыны природы не думали вовсе о преступлении, убивая обидевшего их или просто обладающего большими богатствами человека. В первом случае они считали смерть своего врага вполне справедливым, заслуженным наказанием; в последнем - как необходимость, связанную с грабежом и, по их мнению, легко оправдываемую. Обмануть кого-нибудь им не кажется грехом, а скорее, победой их умственного превосходства над ограниченностью другого».
«В иных домах можно видеть и оружие туземцев. Их вооружение состоит из копья, харба, кожаного щита из кожи антилопы или крокодила, из упомянутого уже ножа, секин, и длинного обоюдоострого меча сейф. Знатные вожди и предводители носят последний на перевязи на предплечье. Клинки их делаются на одной из золингенских фабрик, а в Судане к ним приделывают крепкий крестообразный эфес. Некоторые носят вместо оружия также палицы (из эбенового дерева) негров с Голубого Нила».
«Шейхи всех селений в Судане обязаны давать приют каждому путешественнику, поэтому в каждой деревне есть просторное прохладное жильё для проезжих».
«С этой поездки началась моя, собственно, яростная ненависть к крокодилам, которая впоследствии многократно мною была доказана. С тех пор каждая пуля, посланная мною в бронированную шкуру одного из этих чудовищ, была не что иное, как акт моего мщения. Я подстрелил орлана, который, долетев до реки, упал в воду. Я тогда ещё очень ценил этих птиц. Орлан, бывший мне в редкость, быстро уносился волнами вдоль берега и уже приближался к водовороту, находившемуся посреди реки.
:
Я неохотно разделся и сам прыгнул в воду. Сначала я чувствовал дно ногами, потом я поплыл. Вдруг послышался громкий крик араба <Господин, ради милосердия Божия, воротитесь, крокодил»!
«Но этот добрый человек по имени Лумелло менее занимался поручеными ему больными госпиталя, чем продажей и покупкой хорошеньких невольниц. Он завёл себе дом и сад, и, между прочим, занимался выгодным ремеслом отравителя».
Ну и, конечно, Брем не был бы Бремом, если бы он везде не говорил о животных.
Очень рекомендую

botanik

Такую книгу надо раздобыть непременно! Брем - один из наиболее любимых мной писателей. "Жизнь животных" я знал чуть ли не наизусть 😊 сначала думал, что он кабинетный профессор, но позже узнал, что он был путешественником и ловил диких животных для зверинца Гагенбека.

Одно меня в его текстах напрягало - своих современников он указывал так, как будто читатель должен быть с ними знаком, например: "Пэхуэль-Леше сообщает..." кто такой был этот товарищ, не враньё ли он сообщил, чем занимался и как Брем с ним познакомился - вот такие постоянно возникавшие вопросы мешали читать спокойно 😊 но книги его - отличные!

kiowa

Здесь он как раз таких вещей не делает - подробно объясняет, кто, где, когда и с кем)))

kiowa

Да, завтра у Брема день рождения 😛

Larsen

Ну!!!!! Брема с Днем Рождения, мать его...

Lat.(izvinite) strelok

...и снова нет повода не выпить!!!!!!!!!! 😊

Larsen

Блин, парни простите.....
Ген, ты в Москву приедешь?
Увидимся?

Lat.(izvinite) strelok

да