Погиб Виталий Николаенко - фотограф на Камчатке

ВалерийМ

Antti уже писал. http://guns.allzip.org/topic/14/584.html

Печально все это...

Экс Борман.

BobbyH

Грубейшее нарушение ТБ!
Был бы страхующий - наверняка всё было бы по другому.
Жаль. Скорблю.
ЗЫ Эх, грёбанный наш менталитет!

GreenG

Идиотизм это фотографический, за лучшим снимком куда угодно полезишь. Болезнь, я сам подвержен, про все забываешь. А с напарником неудобно, если не фотограф он мешает, если фотограф, еще хуже, может снимок лучше сделать...

Память.

Larsen

Очень жаль отличного человека

Винторез

Как жаль! 😞 Я его знал и виделся несколько раз. Однажды в аэропорту Елизово, прямо перед отлётом в долину. Светлая память.

kiowa

Медведи и фотографы.

В 1993 году, обучаясь управлению популяциями диких животных на Аляске, я обратил внимание на одного колоритного парня, посещавшего вместе с нами лекции профессора Клейна.
Это был эффектный высокий человек восточного типа, носивший длинные волосы и густую бороду. 'Знаменитый фотограф, - шепнула мне моя приятельница Лорна, - Мичио Хошино, писатель, живет с индейцами среди животных. Ничего не боится!'
Снимки, сделанные Мичио, на самом деле поражали. Это были и поединки медведей друг с другом, и погоня мишек за сусликами, и игра с медвежатами на снегу. По некоторым деталям заднего плана я догадался, что снимки эти сделаны с очень близкого расстояния.
Позднее, когда мы с Мичио однажды обедали в индийском ресторанчике, я спросил его - Мичио, а ты медведей не боишься?
Я? - засмеялся он. - Да я всегда стараюсь подойти к ним поближе!
8 августа 1996 года Мичио Хошино был убит медведем в Кроноцком заповеднике на Камчатке.

Тимоти Тредвелл был профессиональным фотографом, создателем общества 'Люди-Гризли', автором нескольких замечательных фотоальбомов и видеопроектов. Занимался он этим более 10 лет. Он пользовался высочайшим авторитетом среди фотожурналистов и экологов, многие считали его ведущим авторитетом по фотосъемке медведей в Северной Америке. Каждый год он проводил два-три месяца в фотоэкспедициях на Аляске и в Канаде.
Тимоти Тредвелл и его подруга Эми Хьюдженард были убиты бурым медведем на полуострове Катмай, на Аляске 6 октября 2003 года.


В 1994 году там же на Аляске я повстречался с Виталием Николаенко. Это был крепкий живой мужичок, не расстававшийся с видеокамерой и всех поражавший своей экспрессией. Фотографии бурых медведей, сделанные им на Камчатке(а там он жил - прямо в самой Долине Гейзеров) поражали еще больше. Особенно те из них, которые он сделал на заре своей фотографической карьеры - широкоформатные черно-белые снимки. Что-то в них было такое: И что-то еще.
Виталий, - осторожно спросил я его, - а Вы медведей не боитесь?
Да ты что! Я с этими медведями, считай, вырос вместе! Потом, почти всегда можно по глазам зверя увидать, что он задумал, побежит он от тебя, или внимания не обратит: Или наоборот, заинтересуется. Это, можно сказать, кожей чувствуешь.
Виталий Николаенко был убит медведем во время фотосъемки в декабре 2003 года.

Тогда, на Аляске, во время нашего общения я почти поверил Виталию. Может быть, еще и потому, что вырос в экспедиционном лагере на р.Анадырь, и сам изучал медведей к тому времени одиннадцать лет. Я хорошо понимал то, о чем он говорил. Угрюмый пронизывающий взгляд глубоко посаженных глазок иногда говорит иногда гораздо больше, чем самое устрашающее рычание.
Позднее мне пришлось столкнуться с 'медвежьими съемками', можно сказать, профессионально.
Просто средств, выплачиваемых исследователям Российской Академией наук на жизнь как всегда, катастрофически не хватало, и я, подобно моим аляскинским коллегам, занялся сопровождением охотников и фотографов по Охотскому побережью. В большинстве своем фотографы пытались запечатлеть медведей в дикой природе.
Медведей на побережье Охотского моря было - немерено.. И только столкнувшись с сопровождением другого человека на фотоохоте, я начал понимать, со сколькими проблемами сталкивается гид или сопровождающий людей во время видео-фотосъемок диких животных.

Безусловно, фотоохота сложнее и опаснее, нежели охота вообще. Для удачного выстрела вам достаточно подвести стрелка на расстояние в сто, а при благоприятном раскладе - даже двести метров к медведю (ни один уважающий себя гид-проводник не даст клиенту стрелять по зверю с большей дистанции). Для удачного снимка к зверю надо подойти не меньше, чем на тридцать метров, а лучше - вдвое ближе. Погода, освещение и поза зверя для стрельбы практически не имеют никакого значения (пуля дырочку найдет), в то время, как для съемок эти параметры имеют приоритетное значение.
Очевидно, что подойти на качественный 'фотовыстрел' к медведю довольно сложно. (Эта работа содержит ряд специфических 'know how' и я не буду распространяться о них в этой публикации). Но существует одна проблема, которая является гораздо более важной, чем первая - с медведем очень важно, как бы вам сказать, корректно разойтись.

Никогда не забуду, как шведский фотограф Бьорн Эглунд (к слову, Бьорн по-шведски означает именно что 'медведь') работавший до сих пор исключительно в зоопарках, подошел вместе со мной к не очень большому медведю на расстояние чуть больше двадцати метров. Бурый медведь упоенно ловил рыбу, 'Медведь' Бьорн с упоением эту рыбалку снимал, и тут: Кончилась пленка. И Бьорн, по своей зоопарковской привычке, ничтоже сумняшеся, поднялся в полный рост и начал перемотку пленку назад!
И едва только он вырос из травы, нависшей над берегом, под которым медведь упоенно когтил очередную горбушину, зверь переменился.
Даже не поднимаясь на дыбы, он стал чуть ли не вдвое крупнее (у медведей есть такая особенность - шерсть становится дыбом и мишка 'раздувается' прямо на глазах), мгновенно развернулся мордой к человеку (тот, кто не видел этого, не может оценить быстроты и изящества этого пируэта). Потом поднял шарообразную голову и практически не разжимая пасти рявкнул так, что до нас почти докатилась волна упругого воздуха.
Еще где-то секунды три он продолжал смотреть на нас недобрыми черными глазками, после чего презрительно фыркнул, развернулся, и, не торопясь, перебрел ручей. После чего исчез в зарослях.
Только после этого я медленно отнял от плеча двустволку 12 калибра, дула которой следили за зверем с начала того самого грациозного пируэта:
До сих пор я считаю, что медведь не бросился на нас по одной простой причине. В то время, когда он стал увеличиваться в размерах, я стал прямо за спиной фотографа, буквально подперев плечом, прошипев в ухо международное слово 'Стоп'.
Мы не побежали. И, возможно, это остановило зверя от немедленного броска в нашу сторону.

Некоторые мои знакомые, сопровождавшие фотографов, не скрывали, что им не раз и не два приходилось убивать зверей во время съемки. Иногда нападение провоцировало резкое движение, иногда - взмах руки, и даже крик.
На моем собственном опыте я знаю, как трудно предсказать поведение этого зверя, когда он неожиданно обнаруживает вас в пятнадцати метрах от себя.

Работая с фотоохотниками и охотниками просто, я сформулировал несколько позиций в виде памятки, которую перевел на английский язык и под расписку раздавал клиентам.
Пунктов в ней было совсем немного.

1. Необходимо беспрекословно повиноваться гиду-проводнику, ответственному за Вашу безопасность. В случае несоблюдения этого условия, договор на проведение тура аннулируется в лагере, под ответственность старшего тура, и клиент вывозится с территории обитания бурого медведя в течение суток. Оплата проведения тура при этом не возвращается. (Естественно, аналогичный пункт значился в договоре туробслуживания).
2. Бурый медведь - ХИЩНИК, который из-за большой массы ВЫНУЖДЕН использовать растительную пищу. При избытке и доступности животной пищи он переходит на нее.
3. Бурый медведь ударом лапы способен пробить борт дюралевой лодки, порвать 8 мм железную проволоку и зубами прокусить стволы гладкоствольного ружья.
4. Бурый медведь на рывке достигает скорости в 50 км/ч, причем берет ее с места. За 1 секунду он преодолевает более 10 метров!
5. Если медведь по-настоящему собрался вас съесть, он вас съест.
6. Самый маленький медведь способен справиться с самым большим человеком.


За период с 1993 года при съемках медведей в дикой природе погибло 12 профессиональных фотографов, или лиц, их сопровождавших. Это - больше, чем их погибло при съемках тигров, леопардов, львов и акул вместе взятых.

Как вы думаете, какой пункт этой памятки производил на гостей наибольшее впечатление?
Конечно, первый!

В чем заключается феномен медведя, как опасного зверя? А в том, что он существует, ни у кого из людей, имеющих дело с медведем, как объектом бизнеса (фото- и видеосъемки, трофейной охоты, отлова) не возникает.
Феномен медведя, как зверя, с которым, по мнению многих обывателей, потенциально добродушного и относительно безвредного, уходит корнями в относительно современные детские сказки - английские - о Винни-Пухе, немецкие - про Бумми, американские - про Йоги. Лично мне кажется, что эти сказки задолжали человечеству, как минимум, несколько сотен жизней - тех, кто попробовал перенести их обаяние на реального бурого медведя - недоброго и угрюмого таежного отшельника.
Кстати, исторические оригиналы народных сказок рисуют медведя (в частности, бурого) весьма несимпатичным, вероломным и пакостным зверем (обратимся к сборникам Афанасьева) - именно таким он казался в исторические времена людям, которые жили с ним бок о бок.
На самом деле, немного зверей кажется столь милыми и очаровательными, как маленькие медвежата. Другое дело, в кого они превращаются, достигнув трехлетнего возраста.
В качестве иллюстрации можно заметить, что именно медведи-самцы целенаправленно строят свое питание на ловле собственных детей - как раз этих очаровательных медвежат, в местах медвежьего изобилия.
Восприятие медведя как ближайшего родственника милых друзей нашего детства и содействует смягчению эффекта неумолимой опасности, который присутствует, обычно, при встрече с каждым диким зверем, по размерам приближающемся или превосходящим человека.

Но существует еще один феномен, не менее опасный при общении с этими животными. Это - появление иллюзии 'понимания' дикого зверя, некая псевдоинтуиция, которая, порой, посещает именно тех людей, которые проводят в дикой природе много времени, постоянно общаясь с животными.
Когда мне кто-нибудь говорит, что он встречал медведей в дикой природе двести с лишним раз, будучи без оружия, и все двести раз они расходились без признаков агрессии со стороны медведя, знаете, что я отвечаю?
'Когда-нибудь что-нибудь случается первый раз. И в данной ситуации этот первый раз может оказаться и последним'.
Рискну заметить, что НИКТО не в состоянии заглянуть в черепушку глядящему на тебя бурому гиганту, будь вы хоть самым экстрасенсорным экстрасенсом. Для людей, утверждающих обратное, прошу на секунду отвлечься от ситуации с симпатичным мишкой и подумать о тех, кто существует совсем рядом с нами. Много ли вы знаете о тараканах в голове вашего непосредственного начальника? И почему вам кажется тогда что медведь много лучше него?
Стоит прислушаться к мнению тех, кто проводит с медведями бок о бок многие дни, и даже месяцы - к служителям зоопарков в так называемых 'медвежатниках'. Все они считают своих подопечных наиболее непредсказуемыми и, соответственно, опасными крупными хищниками.

В последние десятилетия bearwatching, то есть, наблюдение за медведями стало довольно популярно во всем мире. Тысячи людей приезжают на Катмай, Юго-Восточную Аляску или в Денали-парк с тем, чтобы увидеть и сфотографировать этого зверя в дикой природе. И во всех этих местах, территории для наблюдения за медведями жестко ограничены, правила поведения людей строго регламентированы: Да что там говорить - согласно инструкции Департамента Рыбы и Дичи каждый человек, занимающийся иследованиями медведей в дикой природе на Аляске обязан иметь при себе две единицы оружия - длинноствольного - калибра не менее 0.30; и короткоствольного - калибра не менее 9 мм. (Когда мы заканчивали наш полевой сезон 1994 года в Аляскинском хребте, то, выгружаясь из вертолета, напоминали скорее банду махновцев, чем исследовательскую группу).
Мой собственный опыт общения с этими животными тоже позволяет считать, что только огнестрельное оружие, способное остановить зверя на месте, может, так сказать, регулировать возникновение опасных ситуаций. Претензии, что это приведет к поголовному истреблению зверей в особо медвежьих местах априори не принимаются. Дело в том, что ни один вооруженный гид-проводник, не стремится к уничтожению тех зверей, которые приносят ему заработок. Но при этом именно с помощью оружия он способен эффективно контролировать ситуацию.

С моей точки зрения, необходимо ввести сертификацию гидов-проводников, работающих в области наблюдения и фотографирования диких опасных животных. В курс подготовки должно, в первую очередь входить, не владение оружием, как могло бы показаться, а стажировка в особо охраняемых территориях, где человек получит необходимые навыки общения с этими зверями. Под руководством егерей, охотоведов, лесников, постоянно работающих с медведями.

В заключение я хочу сказать, что всем героям настоящего очерка я высказываю свое искреннее соболезнование. Как людям. Но не как профессионалам работы с крупными и опасными зверьми. Своим поведением в этой работе они породили много опасных иллюзий, которым в свою очередь, могут последовать другие люди.

Вместо заключения.

Анатолий Кочнев, исследователь, многие годы изучавший белых медведей на острове Врангеля, принципиальный противник всяческого оружия. При этом, я лолжен сказать, что он - безусловный рекордсмен по общению с умками. В значительной степени он обязан этим званием системе заповедников РФ и царящему в ней бардаку. Его забывали на полгода в ветхой избушке возле косы Руддера, рядом с сотнями трупов моржей, на которых кормились десятки полярных мишек. Они ломились ему в жилище, выбивали из рук фотоаппарат, хватали зубами за рукава. - Я сам чувствую себя немного медведем, - объясняет мне Анатолий. - я знаю несколько приемов, - тут он издает довольно мерзкое шипение, - которые позволят мне держать их на расстоянии. Вот это шипение, например, - индикатор угрозы. Медведи опасаются его и не подходят к тебе близко.

Я пожимаю плечами.

Анатолий Кочнев жив до сих пор:


SVIREPPEY

Хотел бы добавить: ответственность за все эти случаи действительно несут сами жертвы. Пажетнов в своей книге 'Бурый медведь' говорит, что мишки в своем поведении очень индивидуальны и обладают превосходным аналитическим аппаратом. Их реакция на опасную ситуацию может быть различной в зависимости от возраста, времени года и обстановки. Наиболее опасными, по-видимому, следует считать крупных самцов трофейных или супертрофейных размеров. Эти не позволят себя гонять даже крупному секачу. А как поступает фотограф? Точно также, как охотник: чем зверь крупнее, тем интереснее съемка. Его интересы от охотничьих ничем не отличаются. Разница в том, что охотник подходит, чтобы добыть, а фотограф - чтобы поиграть на нервах у зверя. Реакция медведя в обоих случаях - одна и та же.

GreenG

Все верно, но как иначе??

Действительно к обьекту сьемки надо подойти на 20-30 метров... Привезти из поездки стоящий хороших денег ворох пустых снимков - профессиональная смерть. Наверное, единственно верный путь снимать вплотную с гидом с лупарой за спиной. Но гиду нужно платить...

Будут гибнуть, увы.

SVIREPPEY

GreenG
Все верно, но как иначе??

Действительно к обьекту сьемки надо подойти на 20-30 метров... Привезти из поездки стоящий хороших денег ворох пустых снимков - профессиональная смерть. Наверное, единственно верный путь снимать вплотную с гидом с лупарой за спиной. Но гиду нужно платить...

Будут гибнуть, увы.

Таким образом, максимальную стоимость будет иметь снимок атакующего медведя за секунду до смерти фотографа? Нездоровая фигня...

GreenG

Оливер Стоун, Сальвадор. Фотограф обменял свою жизнь на снимок атакующего его самолета штурмовика. Реальный факт, такова цена славы.
Эта профессия на деньги меряется в пятую очередь. К т.н. "профикам", что на школах да порнухе работают, это не относится.

SVIREPPEY

Прямо смертники какие-то. Не сфотографируешь - профессиональная смерть, сфотографируешь - физическая. "Что-то в консерватории менять надо..."

SVIREPPEY

2 GreenG.
А Вы часом сами фотоаппаратом не балуетесь? Может посмотреть где можно Ваши работы?

GreenG

Балуюсь, www.greeng.ru там только пейзажи, готовлю обновление.

TRITOSHA1

\\\Эта профессия на деньги меряется в пятую очередь.\\\
Золотые слова. Ради этой професси мы бросаем жен, работу оплачиваемую нормальным образом, деремся с ментами, медведями, ложимся головой на трассу гонок, залезаем на фонари, причем стоимость фототехники лучше даже не говорить 😞

Ты этим живешь, доходит до того, что карточки релально снятся, а в момент расслабления с женщиной ты ставишь на неё свет 😊 или придумываешь очередную карточку, вспоминая как криво снял предыдущие. Эта работа одна из немногих, которая является "наркотиком". Человек, почувствоваший вкус первых полос газет, вкус снимков покупаемых АР, и схожими конторами становится наркоманом. Он отменяет заказные съемки, которые оплачиваются многократно больше, не снимает попойки, голых телок, отрешается, становится хищником.

Огонь в глазах появляется только когда камера в руках(а без неё, хроническая попытка вытащить последнюю, когда видит событие - говорит "смотри, карточка побежала, ставить на 2\3"), т.к. съемка - это драйв.

А ради карточки ты готов хоть убится, догонять БТР посреди невского проспекта бегом, на глазах у губеров нарушать правила, и т.п.

Вопрос один, в какой-то момент понимаешь, что работа - это не всё в твоей жизни, есть еще семья и т.п.

SVIREPPEY

2 GreenG. Спасибо, очень понравилось. Добавил в "избранное".

GreenG

Спасибо.