О подсадных

Teddy

Нашел на форуме hunter.ru статью о подсадных от JET. Мне было весьма интересно почитать. Может и кто еще найдет для себя что - то новое?

Подсадная утка и охота с ней.
(личные заметки)

Добрый день уважаемые охотнки!
Пролистывая сообщения форума, я частенько наталкиваюсь на вопросы о подсадной утке и охоте с ней. При этом звучат различные мнения, почему происходит то или иное с подсадной уткой на охоте.
Я накопил некоторый опыт одомашнивания и разведения кряковых уток. Мне хотелось бы поделится этим опытом, может быть это будет просто интересно, а может быть принесет кому-то пользу. Заодно появятся дополнения других охотников, с большим опытом, что будет полезно и для меня.

Охота с подсадной кряковой уткой самая увлекательная, на мой взгляд, охота.
Все началось с того, что отец поймал на рыбалке трех уже больших утят( в возрасте где-то около месяца) и привез их домой.
Дома были все соответствующие условия - бассейн, объемом 73 куб. м., с проточной водой, по двум сторонам которого, начинался сад.
Отец отгородил бассейн по полам и часть небольшой территории сада сеткой. Устроил два домика из камыша, сделал приступок на бортике бассейна , кормушки.
Утята были дикими и днем всегда прятались в своих домиках, а вечером выбирались покушать и покупаться, вели ночную жизнь.
По мере того как утята росли, они стали привыкать к новой обстановке и к людям.
Осенью они оперились и оказалось, что это два селезня и одна утка. Они начали потихоньку пробовать подниматься на крыло, и отец во время это заметил. Он обрезал им маховые перья. Сделал он это не так, как обычно обрезают крылья домашним курам или уткам. С конца каждого крыла, он обрезал по шесть маховых перьев. Обрезал только 'пух' вдоль основания - стержня, а не поперек крыла в месте со стрежнем пера. Это делается для того, чтобы утка могла себя чувствовать, как и прежде и не ощущать дискомфорта при разминке своих крыльев и их чистке. Если обрезать крылья поперек пера, то утка может зачахнуть и даже умереть, поскольку нарушится баланс в ее организме. Она не сможет тщательно ухаживать за собой.
При таком способе подрезания, утка может лететь, но на высоте не более 1 метра и дистанцию не более 50метров.
К моменту своего созревания, утята совсем обвыклись и не обращали на нас и окружающую среду ни какого внимания, если учесть, что наш дом находился почти в центре города.
Так как селезень оставался без пары, то отец поехал и дал объявление в охотничьем магазине о покупке одной кряковой подсадной. И вскоре таковая оказалась в новой семье.
На следующий год, весной обе утки сели на гнезда и через 24 дня начали появляться утята.
После того как утки сели на гнезда, селезней пришлось отсадить, отделив им часть отгороженной территории. Поскольку они пытались вытащить утку из гнезда, чтобы потоптать ее или же делали это прямо в домике на утке, сидящей на яйцах.
После вылупления утят( у одной вылупилось 11шт, у другой 8шт), начались самые интересные наблюдения за поведением диких уток.
Днем утка не выводила утят из своего домика, только вечером она гордо выходила, а за ней попискивая и переваливаясь, выкатывались маленькие, одетые в желто-черный камуфляж, комочки. При этом утка постоянно сопровождала свое шествие голосом высокой интонации и приостанавливалась, когда утята отставали. Это были одиночные высокие квачки.
Она подводила их к чашке с жидким кормом( обычно это какая ни будь варенная крупа, разведенная водичкой) и опуская туда клюв, призывала утят. Утята буквально ныряли туда и поедали корм своими маленькими клювиками. После еды утка вела их в бассейн покупаться и попить водички. Больше всего меня удивляло, как эти маленькие комочки плюхались в бассейн. После такой первой экскурсии отцу пришлось нырять в бассейн, чтобы сначала поймать, а потом выпустить к матери, при том он получил столько синяков от клювов уток, что уж даже собирался бросить эту затею.
Все это произошло, потому что перепад между кромкой воды и буртиком бассейна был около 10см, и утята не могли самостоятельно выбираться, а приступок был со стороны суши. Пришлось сделать помостик из деревянного щита, который был своеобразной лесенкой для утят.
Как же силен инстинкт дикой утки.
В случае опасности, утка подавала всего лишь один 'квачок' и утята, находящиеся вокруг нее или возле домика, в доли секунды прятались в домики. И это происходило даже спустя 5-6 лет.
Когда отец заходил в загородку поставить корм, утка кидалась на него с такой силой и одновременно клевалась и била крыльями, что буквально сбивала отца с ног.
Постепенно утята росли, все больше и больше они привыкали к окружавшей их местности и к нам. Все лето селезня были отделены и только в сентябре месяце, когда утята уже выросли и стали размером со взрослую утку, отец убрал сетчатую перегородку вольера.
Что тут началось, они начали гоняться за утками, с целью потоптать их, бить уже взрослых утят. Но это происходило не долго, потому что все семейство собралось в кучу, и некоторые полупереленявшие селезня начали давать им отпор. В общем, к вечеру все более или менее успокоилось и семейство подружилось.
Отец обрезал уже подросшим утятам и преленявшим уткам крылья таким же способом, что и ранее.
В течении всей осени я наблюдал за нашим кряковым семейством. Это удивительное сообщество.

Кряквы очень хорошие и чувственные мамаши, они очень хорошо чувствуют температуру яиц и ни когда не запаривают их, производя 95% вылупляемость, в отличии от домашних уток или курей.
Так, моя мать использовала их, подкладывая куриные яйца. Если в гнезде оказывалось 6-8 утиных яиц, она докладывала 4-6 куриных. И они всегда вылуплялись. Правда бывали и такие случаи, что утка чувствовала, что это не ее птенцы и убивала, вылупившихся под ней цыплят. Тут уже все зависело от частоты проверки гнезда, что не сопровождалось мощными ударами утиного клюва.

Во главе стаи, как правило, стоит, старя утка, она может дать отпор селезню, она первая подает сигнал опасности. Она все делает первой и подает пример.
Именно из таких уток получаются хорошие 'крякуньи', но не из всех. Вот из этих двух матерей, только одна работала, но не очень хорошо.
На протяжении 8 лет я наблюдал за поведением утиной стаи. Она постоянно освежалась, старых не работающих уток мы старались убирать, оставляя только лучших мамаш и, естественно лучших 'крякуний', таким образом, происходил маленький отбор.
В стае от 20 до 40 шт. могло оказаться только 3-4 рабочих утки, которые обладали хорошим голосом и прекрасной работой, не считая мамаш.
Как правило, сразу вычислить молодую утку, которая будет работать практически не возможно. Даже если она очень активна, с красивым голосом, при вывозе ее на охоту, она прячется в траву или между кочками, может вообще не подавать голоса.
Может сразу кинутся чваниться, цедя болотную жижу и только изредка подавать голос.
Бывает и такое, что она пугается подлетающих или пролетающих уток и начинает либо прятаться, либо биться и истошно кричать, как будто ее убивают.
Каждый раз, выезжая на охоту, мы брали по 2-3 молодых утки на испытание, и таким образом происходил отбор.
Отбирали тех, кто не прятался, не боялся выстрела, отзывался на других уток.
И были такие 'экземпляры', которые начинали работать с первого выезда, иногда переплевывая даже матерых опытных мамаш. Такая утка чувствует себя как дома, она кормится и при этом покрякивает, периодически поднимает голову, подавая призывной голос и осматриваясь.
Все это она продолжает делать, пока ей ни кто не отзовется. Если кто-то отозвался, да еще в два, три голоса, она прекращает все занятия и начинает только призыв.
Существует несколько ошибочных мнений о работоспособности подсадных.
1)Утки находящиеся в месте с селезнями не будут работать.
Мнение это не верно, только та утка будет рабочей, которая выросла в стае, где есть и селезня и утки.
2) Активное время работы утки только в определенный весенний период.
Нет, настоящая 'крякунья' будет работать в любое время года, весной, летом, осенью, зимой.
Все эти выводы я сделал из собственной практики.

Оснащение подсадной или способы фиксирования на поводок.
Самая главная цель этих действий - надежная фиксация, чтобы не потерять утку и предотвращение травмирования утки.
Отец научил меня двум способам фиксирования утки.
1) Заранее одетая нагавка.
Очень удобный способ, поскольку экономит время и не травмирует утку во время охоты.
Нагавка делается из кожи(только не из сыромятной).
Из свиной или бычьей кожи вырезается полоска шириной 8-10мм. Длинна ее зависит от диаметра утиной лапки + припуск на две заклепки, фиксирующие колечко, за которое потом одевается карабин с поводком.
Полоской кожи обмеряется лапка по диаметру и добавляется 2-3мм зазора, чтобы при фиксировании заклепкой этой полоски вокруг лапки не пережимались кровеносные сосуды. После примерки, производятся отверстия под заклепки. Первой заклепкой фиксируется полоска вокруг лапки, второй любое металлическое колечко для карабина. Т.е. после первой заклепки на полоску надевается колечко, и оба края закрепляются второй заклепкой. Заклепки можно использовать и самодельные из алюминиевой проволоки и заводские, но шайбочки нужно одевать с обеих сторон обязательно, поскольку во время размокания кожи, заклепка может выскочить через отверстия. Как видно, эта нагавка жестко фиксированная, поэтому ее нужно одевать за два, три дня до открытия сезона и сразу снимать после окончания сезона. Далее она будет просто не нужна, а утке надоедает таскать эту 'прибамбасу' на лапе.

2) Самый простой способ, не требующих спецсредств и подготовки.
Берется обыкновенная х/б тесьма( мы использовали тесьму из ткани похожую на ткань для изготовления подсумков противогаза) и два раза обматывается вокруг лапы, потом узелок, еще раз обматываем и обычный двойной узелок. Такой узел утка ни когда не развяжет и не порвет саму тесемку, по крайней мере, таких случаев у нас не было. Такие тесемки продавались в хозяйственных магазинах или в магазинах 'Все для шитья'.
Но делать эту процедуру надо дома. На второй конец тесьмы можно привязать колечко, которое по приезду на охоту прикалывается любым колышком или палкой.
Последнее время мы использовали только этот способ.

Транспортировка уток.
Это может быть любая корзина с крышкой или дверцей, любой ящик.
Мы сконструировали деревянный ящик, с дверцей из алюминиевой сетки. Объем - возможность транспортировки в комфорте двух, трех уток. Принципиально не важно.

Охота с подсадной.
Как я уже писал выше, подсадная прекрасно подманивает своих сородичей, начиная с ранней осени и до декабря, пока не закроется охота.
Как мы использовали подсадных?
Это бывает по-разному. Иногда мы брали двух уток и селезня, иногда одну утку и селезня, иногда одну утку. Все это зависит от рабочих качеств самой утки. Если она работает без помощи своих товарищей, то зачем их брать?
Иногда для отзыва и постоянной переклички приходится брать вторую утку и еще и селезня.
Как рассаживать уток?
1) Утку нельзя сажать на чистую воду, где нет, какого ни будь островка(особенно если это утка, взятая в аренду, и не имеющая возможность постоянно купаться и чистить перо),необходимого и для укрытия от хищников и для отдыха. Иначе она намокнет через 20-30минут, и будет молчать или пытаться выбраться на сушу.
2) Утка не является чучелом и ее не обязательно высаживать так, чтобы ее видели пролетающие собратья. Для этого есть искусственные резиновые чучела. Именно они являются визуальной приманкой.
3) Обычно утка высаживается на берегу, с возможностью заплыть немного на воду. Для этого подойдет любое место, желательно с одной, двумя кочками или не высокими пучками травы. Все это зависит от местности охоты
4) Если используются две утки и селезень, то селезень остается в корзине или в ящике, а утки рассаживаются на расстоянии от 20-100 метров друг от друга и так, чтобы они не видели друг друга. Обычно это удобно, когда охотятся сразу несколько охотников. Если утки будут видеть друг друга или селезня, они будут постоянно рваться друг к другу и перестанут работать.
5) Сам охотник должен быть рядом с уткой на расстоянии от 4-10метров, так чтобы он ее видел. Это делается с целью безопасности самой утки, поскольку в сумерках частенько на нее нападают совы или болотные луни. В одной такой ситуации, мне пришлось застрелить этого луня. Я слишком далеко отошел от утки и добежать бы не успел, а на шум и крики он не реагировал.
В итоге утки оснащены и рассажены, теперь наступает сама охота с великолепной работой подсадной утки.
Как же они должны работать?
По-разному, но они не должны постоянно кричать и не должны молчать дольше 4-7 минут. Это не норматив, это работа уток или утки, при которой существуют максимальная вероятность подманивания диких собратьев, выявленная практикой.
Во время купания или кормежки на охоте, утка проделывает все тоже самое, что и у вас дома, но здесь она ощущает себя в одиночестве. И начинает звать членов своей семьи, все это она делает во время обычных процедур купания, чистки и кормления и только заслышав своих диких собратьев, начинает более активно звать их к себе.
Вот тут и начинает приливать адреналин. Этого селезня или табунка еще не видно, а только лишь слышно их разговор, а ты уже натянут как пружина. И вот появляются эти силуэты, они начинают делать круг за кругом, постоянно снижаясь. Здесь самое главное выдержка, не стрелять раньше времени, ведь обычно утки садятся или делают круг очень близко, от 10метров. Бывало и такое, что одиночные селезня, ранней осенью, сажались в полуметре от утки и приходилось вставать, чтобы спугнуть селезня, потом отпускать, и производить выстрел. Иначе либо промах, либо куски от предполагаемого трофея.
Самое удивительное, что утки слышат друг друга почти до полукилометра, особенно весной, когда у селезней 'сносит крышу' из-за чувства продолжения своего рода и они перестают быть осторожными, и несутся на малейшие мановения предполагаемой подруги. Доходит до смешного, при приближении к месту, откуда доносится голос вашей утки, они не делаю даже одного круга и с высоты, сложив крылья, пикируют на нее как хищник на свою добычу, иногда пугая при этом саму утку, и не боясь стоящего рядом охотника.
Бывает, что одновременно с разных сторон подлетают по несколько селезней и практически одновременно пытаются сесть на утку.
В таких случаях, даже теряешься, и начинаешь метаться, какого выбрать и думаешь, что сейчас завалишь обоих и в спешке делаешь два промаха, потом злишься и думаешь, как такое могло произойти, какой позор, промазать севших на голову селезней. А все это из-за торопливости и не осознания, того, что торопиться то некуда.
Конечно, все это происходит в основном весной и иногда ранней осенью, когда утка еще не сбилась в большие стаи и еще проживает на своих мелких болотцах или водоемах, там, где она вывелась.
В октябре и до декабря дикие собратья вашей подсадной ведут себя иначе.
Утка, собравшаяся в большой косяк, которая летит транзитом, только отвечает вашей подсадной, пролетая над ней. А вот табуны, которые летят в поисках кормового поля или болота уже являются потенциальной добычей.
Много раз мы были свидетелями, когда табунки от 5-30шт., кружа над соседними полями, реагировали на нашу подсадную и успешно подманивались ею на наш выстрел.
Причем, такая охота эффективна как в ясную, так и в дождливую и даже в снежную погоду.
Однажды, в начале декабря, после первого снега и заморозков мы с отцом приехали на одно болото на утку, дежурная подсадная как всегда с собой. Встали по своим местам в ожидании уток. Но тут, один за одним, начали подходить и приезжать другие охотники. Болото не большое, метров 250 в длину и 150 в ширину, это бывший пруд, который осушили, но русло все равно проходило через него и разливалось, образуя мелкие лужи на всей территории.
Всего нас было 6 человек охотников. Они разместились перед нами и за нами, образовав кольцо ограждения с двух сторон. Постепенно начались сумерки и утка начала потихоньку лететь. Подсадная подзывала их прямо на нас, табунки подлетали с разных направлений. Началась неимоверная стрельба.
Вот тут пригодился опыт выдержки при охоте с подсадной, на весенней охоте.
Т.е., когда табунки пролетали, минуя соседних охотников, прямо на нас, тут мы естественно отстреливались без помех. Но когда они налетали через соседних охотников, то по ним велась стрельба. Попали, не попали, отстрелялись. Вот тут самое главное дождаться окончания пальбы и потом вам предоставляется великолепная возможность стрелять становящихся в свечку уток, как на стенде.
По всем правилам охотничьей этики, охотник не должен мешать другому охотнику, раньше занявшему свое место. В нашей ситуации вся этика была нарушена, но и из этого можно извлекать прекрасную пользу. Поэтому мы с отцом обычно становимся друг от друга на расстоянии около 30м. И каждый из нас ждет, пока один не отстреляется по налетевшему на него табунку, а потом второму достаются очень легкие выстрелы по ставшему в свечку табунку.
В итоге этой охоты, всем хватило настрелять дичи, а тот, кто не настрелял, винил только самого себя, поскольку откровенно мазал. Все остались довольны. И хваля нашу подсадную, просили продать. Она у нас отработала на все сто процентов. Она не боялась такой канонады, хотя, может и чувствовала некий дискомфорт.

Вот такие наблюдения и практику я приобретал, при охоте с подсадной во все сезоны.
Два года назад наши 3 утки и два селезня погибли от какой то чумы, попытки ветеринара спасти их не увенчались успехом .
Но в прошедшем сезоне, моя Гера поймала мне двух подранков - селезня и утку. Раны их не существенны и уже зажили. Теперь на следующий год будем ожидать возможного гнездования и выводка.

С уважением,

viking

В москве есть клуб любителей охоты с подсадными и манными птицами ,встречаются каждый четверг 18ч. на галовинском вдоме Охтника на 6.этаже

Виталий А

Будучи на недавней выставке ВВЦ, меня и присутствовавших со мной товарищей, сильно повеселила надпись на клетках, продающихся там уток(по цене ок. 50 у.е.) - "Русская подсадная"!

Заряжающий

Виталий А
Будучи на недавней выставке ВВЦ, меня и присутствовавших со мной товарищей, сильно повеселила надпись на клетках, продающихся там уток(по цене ок. 50 у.е.) - "Русская подсадная"!

Название традиционное.
'По совершенному сходству в статях и отчасти даже в перьях должно полагать, что дворовые или домашние утки произошли от породы кряковных; везде можно найти посреди пегих, разнопестрых, белых стай РУССКИХ уток, некоторых из них совершенно схожих пером с дикими кряковными утками и даже селезнями, а различающихся только какими-нибудь небольшими отступлениями найдется великое множество; с другими же дикими породами уток дворовые или РУССКИЕ в величине и перьях сходства имеют гораздо менее', - писал С.Т.Аксаков в "Записках ружейного охотника..."(Выделено мной). 😀