Тюрки в русской истории

Зигги

http://klein.zen.ru/old/SLOVO.htm)


В 1093 г. половецкая хатунь* впервые стала великой княгиней киевской, женой Святополка II. Ее отец - знаменитый Тугоркан, чье имя вошло в былины. Почти все Рюриковичи породнились с половецкой знатью, пример чему подал Мономах, женив сыновей на половецких царевнах. Основатель Москвы Юрий Долгорукий (сын Мономаха) приваживал к своему двору "лепших" ханов половецких из волго-яицких орд, что сидели на Волжско-каспийском торговом пути. Андрей Юрьевич Боголюбский по внешности и повадкам был скорее половец, чем русский. У Александра Невского (правнука Юрия) половецкой крови было больше, чем славянской. Святослав Ольгович Новгород-Северский был сыном одной половецкой хатуни (дочери Тугра-хана) и мужем другой (дочери хана Аепы). У князя Игоря из "Слова", следовательно, половчанками были бабка и мачеха! С половецкими невестами приходила почетная охрана на вечное поселение (сотни воинов с семьями). Они селились вокруг княжеских дворцов и становились одним из компонентов смешанного городского населения.

Традиционная формула призвания князя на киевский престол: "Хочет тебя вся русская земля и все черные клобуки". Что такое "черные клобуки"? Калька (буквальный перевод) тюркского "кара-калпак". Племя черных клобуков -- гвардия киевских князей. Они постоянно жили в Киеве и активно участвовали в политике государства. Постоянно жили на Руси и половецкие племена берендеев, торков, ковуев. В 1155 г. берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого, захватили в плен много степняков. Уцелевшие подошли к Киеву и просили Юрия, чтобы он приказал вернуть пленных. Долгорукий развел руками, ибо берендеи отказались: "Мы умираем за русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь". История сохранила имена вождей берендеев: Дудар Стамазович, Каракоз Мирзоевич, Кораз Кокей. На стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском рядом с ликами святителей и архангелов можно увидеть изображения половцев в высоких остроконечных шапках, с кольцами в ушах, подкрученными усами и бритыми подбородками.

Пятью годами ранее своего неудачного похода Игорь, "има с собою половце, Коньцака и Кобяка", пытался выгнать из Киева Рюрика Ростиславича. Против Игоря и его половецкой родни (юная Кончаковна уже тогда была просватана за Владимира Игоревича) Рюрик вывел в бой черных клобуков. Столкнулись две половецкие орды, ведомые в междуусобной войне русскими князьями. Степняки в окованных медью лубяных наголовьях и плоских ближневосточных шлемах, которые на Руси звали "мисюрками" (от арабского "Миср", т.е. "Египет"), в легких кольчугах, с дальнобойными составными луками, покрыли холмы у Киева. Навстречу им безмолвно выдвигалась построенная сотнями черноклобуцкая конница. На головах лошадей поблескивали стальные налобники, всадники были "в брони, яко в леду", боевые хоругви кренились над строем, змеились по ветру тройные узкие языки. Своих степных сородичей черные клобуки знали вдоль и поперек, не раз бивали их малым числом да большим умением. Так вышло и на этот раз. Игорь едва успел впихнуть в ладью свата своего Кончака и уплыть с места проигранной битвы к себе на Черниговщину...

Начался процесс христианизации степняков, сначала он затронул аристократическую верхушку. В летописях упоминаются по крайней мере пять половцев с русскими (христианскими календарными) именами: Глеб Тирпеевич - 1183 г., Роман Кзич - 1185 г., Лавр (Овлур) - 1185 г, Данила Кобякович - 1203 г., Юрий Кончакович - 1223 г. Трое из них - сыновья ханов: Кобяка, Гза и Кончака

Зигги

Есть в СПИ такое место: князь Всеслав "изъ Киева дорискаше до куръ Тмутороканя". Переводилось: "до куриц", "до первых петухов" и т.п. Сулейменов замечает, что "кура" по-тюркски значит "стена", от корня "кур" - "воздвигай" (отсюда -- "курган"). Оказывается, "темное" место переводится просто: Всеслав "от Киева дорыскивал до стен Тмуторокани"!
Странное прозвище в "Слове" у князя Всеволода - "буйтур". Переводилось как "дикий вол", "буйвол". По-тюркски "буй-туре" значит "высокий господин", т.е. "высокородный". Дальнейшая эволюция этого титула: батур, боотур, богатур, богатырь. Высокородного Всеволода переводчики превратили в дикую говядину!
Наверное, вы помните странный сон Святослава, в котором вообще непонятно, что происходит, и, в частности, "сыпахутъ ми тьщии тулы поганых тлъковинъ великый женчюгъ на лоно и негуютъ мя". Переводилось: "осыпали меня крупным жемчугом из пустых колчанов поганых толковин и нежили меня". Но "колчаны" на древнерусском будет "тулИ", а "тулЫ" по-тюркски значит "вдовы". Поэтому правильный перевод: "сыплют мне тощие вдовы поганых язычников крупный жемчуг на грудь и нежат меня". (Кстати, любопытный факт: слово "жемчуг" пришло к нам из Китая через кипчаков: "йенчу" - "женчугъ" - "жемчуг"). Сулейменов обнаруживает, что непонятное "дебрь кисан" по-тюркски значит "железные путы", а "босуви врани" - это "босуврмане", т.е. "басурмане"! Во сне Святослава Олжас находит целую ФРАЗУ на тюркском языке. Открывается поразительный факт: Святославу снится, что его хоронят по тюркскому (тенгрианскому) похоронному обряду! Обряд воспроизведен с точностью до деталей.
Ниже читаем в СПИ: "Уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже връжеся Дивь на землю. Се бо готьскыя красныя девы въспеша на брезе синему морю..." Последнее предложение переводится: "И вот готские красные девы запели на берегу синего моря..." Сулейменов разбивает текст на слова иначе: ".., уже връжеся Дивь на землю (се бог отский). Красныя девы въспеша..." Слова в скобках значат "это (т.е. Див) - бог предков". Мусин-Пушкин не понял вставку (пояснение) переписчика XVI века (выделять пояснение скобками придумали позже), но он хорошо знал, кто такие Готы!
На 504 строки "Слова" приходится больше 40 только ЯВНЫХ тюркских терминов. Поразительно их разнообразие: имена личные, названия племен, рек, городов, титулы, бытовые понятия. Автор СПИ помнит, что за сто лет до него Олег "Гореславич", злой гений молодой Руси, именовался каганом. Для него родные тюркские слова ортома (покрывало), япончица (плащ), телега, хоругвь, сабля, чага (рабыня), кощей, болван и т.д. Он не поясняет их, поскольку для читателя они неотделимы от повседневной жизни. "Кощей", например, происходит от тюркского "кощ" - "кочевье" или "кощщи" - "кочевник". На одном из диалектов современного русского языка "кочевник" звучит как "кощевник". Неведомый нам киевлянин уже в XII веке простодушно нацарапал на стене Софии Киевской: "Спаси, господи, кагана нашего!" Кстати, порядок престолонаследия -- удельно-лествичную систему Русь восприняла от печенегов.

Вот еще несколько слов, вошедших в литературный язык: ура, айда, орда, бунчук, караул, есаул, улан, атаман, курень, колымага, лошадь, капище, ковер, алебарда, облава, ватага, кумыс. Вероятно, тюркские истоки у слов: сан, боярин, пшено, ткань, письмо, полк, охота, булат, молот, рать, колчан, явь, сон. "Казак" по-тюркски значит "гусь белый", т.е. "лебедь". Тюркское "еблек" значит "женитьба", от "ебле" - "женись" (буквально - "обзаведись домом"). Таково наследие, доставшееся нам от поганых язычников! Кстати, "поганый" и "язычник" происходят от тюркских слов "паган" - "пастух" и "йазык" - "степняк"

YANKEE

Очень интересно!
Только "поганые" от латинского paganus, оттуда позаимствованы всеми христианскими народами. По-английски - pagans, по-литовски - pagonius, о каком тюркском влиянии может быть речь? Однако по-русски - язычники поганые. Насчёт "язычников" нас просветил господин Климов. В его видении это те, кто грешат "ротовой любовью". Вот, как!

Палыч1

Не думаю, что "облава" слово тюрского происхождения.

теоретик?2

YANKEE
Очень интересно!
Только "поганые" от латинского paganus, оттуда позаимствованы всеми христианскими народами. По-английски - pagans, по-литовски - pagonius,
А по-немецки - Heide.

YANKEE

Любопытно с "казаком-лебедем".
"Лебеди" было самоназвание венгров до миграции в Паннонию (повидимому тотемный знак). Были они в вассальной зависимости у хазар, несли пограничную службу от Волги до Киева. Киев был западным форпостом до прихода туда варягов . В гарнизоне служили даже заблудшие варяги, Оскольд (Хескульд) и Дир, например.. В фольклёре восточных славян осталось смутное воспоминание о царевне Лебедь.
Легендарные имена основатилей Киева - Кий, Щёк, Хорив и сестра Лебедь, подверг лингвистическому анализу Георгий Вернадский. Боюсь соврать по памяти, надо копнуть один из его томов.

Зигги

теоретик?2
А по-немецки - Heide.


Ну собственно говоря Heide - это пустошь, а язычники - Heiden (единственного числа - нет)

Зигги

[QUOTE]Originally posted by YANKEE:
[B] Любопытно с "казаком-лебедем".
"Лебеди" было самоназвание венгров до миграции в Паннонию (повидимому тотемный знак).
В фольклёре восточных славян осталось смутное воспоминание о царевне Лебедь.

Яркий пример последнего -- ночь перед битвой с
половцами: "... уже бо беды его пасетъ птиць по дубию; вълци грозу въсрожатъ по
яругамъ; орли клекотомъ на кости звери зовутъ; лисици брешутъ на чръленыя щиты".
Перевод: "... уже беду его стерегут птицы по дубам; волки угрожают по оврагам;
орлы клекотом на кости зверей созывают; лисицы лают на червленые щиты". В конце
апреля -- начале мая в волчьих и лисьих семьях подрастают детеныши, у орлов --
гнездовой период. В эту пору волки особенно осторожны, ведут скрытный образ
жизни, стай не образуют и не воют. Войско, состоящее из сотен людей, распугало
бы волков. Орлы -- птицы дневные, по ночам не клекочут, в гнездовой период
вообще почти не издают звуков. Лисицы лают только в феврале -- начале марта на
"турнирах", выясняя отношения между самцами, и никогда не лают на человека.
Заметим еще, что орлы "на кости звери зовутъ" ЗАРАНЕЕ, за день до битвы! Ясно,
что мы имеем дело не с обычными, а с СИМВОЛИЧЕСКИМИ животными.
Сумаруков предположил, что речь идет о половцах-волках,
половцах-орлах, половцах-лисицах, т.е. имеются в виду тотемные животные
половецких родов. Существовали ли у половцев тотемы в конце XII века? Столетием
раньше точно существовали! Эпизод из похода хана Боняка 1097 г. в "Повести
временных лет": "... сташа начлегу, и яко бысть полунощи, и встав Боняк отъеха
от вой, и поча выти волчьскы, и волк отвыся ему, и начаша волцы выти мнози" --
Боняк хотел узнать у своего тотемного зверя исход будущего сражения. Существует
птица, которая отождествляется в "Слове" со ВСЕМИ половцами. Читаем: "Не буря
соколы занесе чрезъ поля широкая -- галици стады бежать къ Дону великому".
Перевод: "Не буря соколами понеслась чрез поля широкие -- галки стадами бегут к
Дону Великому". Сумаруков считает, что галка (галица) -- тотем хана
-объединителя Кончака. А вот другие тотемы: лебедь, гусь, ворон, сорока, дятел,
соловей, змей (полоз). Тотемы "высовываются" из таких былинных персонажей, как
Тугарин Змеевич и Соловей-разбойник, из топонимов вроде города Змиева. Восточные
источники называли половецкое Поле "Лебедянью". Собственно говоря, "кумане" в
буквальном переводе и значит "лебеди"...
Сумаруков "вычислил", что тотем хана Гза -- гусь, а тотем его сына Романа Гзича
-- лебедь. Но отец и сын, принадлежа к одному роду, должны иметь общий тотем!
Вероятно, к концу XII века половецкие тотемы утратили мистический смысл и
превратились в эмблемы орд. http://klein.zen.ru/old/SLOVO_pr.htm

Зигги

YANKEE
Легендарные имена основатилей Киева - Кий, Щёк, Хорив и сестра Лебедь, подверг лингвистическому анализу Георгий Вернадский. Боюсь соврать по памяти, надо копнуть один из его томов.

Анализ легенды об основании города Киева, записанной в "Повести временных лет", показывает, что у киевлян даже еще в одиннадцатом веке сохранялись смутные воспоминания о хазарско-мадьярской подоснове. Согласно легенде, жили некогда три брата - Кий, Щёк и Хорив и сестра их Лыбедь. Братья поселились на холмах, стоящих неподалеку друг от друга, и это стало началом города, который был назван Киевом в честь старшего из братьев Кия

Имя "Кий", возможно, происходит от тюркского слова kiy ("берег реки"). Поскольку правящий клан Хазарского государства был тюркского происхождения, мы можем связать название города Киева с приходом хазар. Хазарские войска, должно быть, подошли к Киеву с востока, и их привлекли крутые холмы (kiy) по ту сторону Днепра. Отсюда, видимо, и название города.
Представляется, что имя третьего брата, Хорива, имеет библейское происхождение. Хорив - это русская транскрипция имени Хореб. Имя это связано с названием холма Хоривицы, - по-видимому, места поселения хазарских евреев в Киеве-
Что касается второго брата, Щека, то он, судя по всему, может быть отождествлен с Чоком, булгарским бойлом, который воевал в Днепровском регионе в начале девятого века. Следует отметить, однако, что подобное же имя, Шок (Saac) упоминается в старых мадьярских хрониках.
Имя сестры мифических братьев, Лыбедь, ясно указывает на мадьярское происхождение, поскольку оно, вероятнее всего, связано с именем мадьярского воеводы Лебедя. Примечательно то, что царевна Лебедь стала популярным персонажем русских былин и народных сказок
http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv182.htm#vgv182para02

YANKEE

Зигги, спасибо за сноску.
У меня Вернадский 1943г. издания Yale'ского университета, тут он профессором был.
Написано в соавторстве с Михаилом Карповичем.

Зигги

Интересно что у многих историков упоминается всвязи со смертью вождя готов Германариха, что он приказал казнить жену одного из своих воевод Свинельду (Свенильду) - по скандинавски Лебедь и был смертельно ранен её братьями (ему подвассальными вождями русов) Саром и Аммием.
Обратите внимание Лебедь - болгарское, половецкое, венгерское, русское и славянское.

YANKEE

И Лебедь Лоэнгрина.

Зигги

А ещё генерал Лебедь

Рамиль

Куда ни ткнись - везде они.
Нет, не евреи - тюрки...