Худшее в нашей жизни ещё впереди ?

LAD


http://vzglyad.ru/columns/top Деловая газета 'Взгляд'
Борис Кагарлицкий: Износ-2
16 марта 2006, 14:10

В феврале 2000 года я писал, что Россия продолжает проживать советские ресурсы. Как ехидно заметил один мой знакомый, страна готовилась к ядерной войне, а потому в любые системы закладывался многократный запас прочности, чрезвычайная живучесть.
Вместо ядерной войны наступили либеральные реформы. Нанесенные ими потери были вполне сопоставимы с результатом средних масштабов ядерного удара (включая сокращение населения), однако страна выдержала. Оборудование, технологии, а главное, инфраструктура, созданные в основном в 1960-е и в начале 1970-х годов, оказались куда крепче и живучее, чем планировалось, но рано или поздно и им приходит конец.
Разумеется, в своих предупреждениях я был далеко не одинок и даже не оригинален. В начале 2000-х годов целый ряд экспертов предсказал, что со второй половины десятилетия начнется развал старой советской инфраструктуры и наступит период техногенных катастроф. По оценкам специалистов, пик неприятностей приходился на 2007 год. Иными словами, худшее - впереди.

К сожалению, эти прогнозы полностью подтвердились, причем не только по тенденциям, но и по срокам. С середины 2005 года идет неуклонное нарастание числа технических аварий и аварийных ситуаций, включая скандальное отключение энергосистемы столицы прошлым летом, на фоне которого вполне реально выглядела и угроза Анатолия Чубайса заморозить Москву нынешней зимой. Что с технологической точки зрения было логично: уж лучше устроить плановое 'подмораживание' города, чем допустить неконтролируемый распад всей системы. Другое дело, что жителям столицы такой выбор пришелся явно не по вкусу.
Здания горят и падают практически еженедельно, так сказать, в штатном режиме . Как на войне, некоторое количество потерь является нормальным. То проводку где-то замкнет, то крыша обрушится, то стены треснут.
Обычная жизнь.
Несколько странным на этом фоне выглядит лишь то, что новые постройки, порожденные экономическим ростом и строительным бумом последних лет, начинают рушиться даже раньше старых советских сооружений. Те свой ресурс честно выработали и, как настоящие советские ветераны, скрипят, но стоят. А новые и нескольких лет не простояв, начинают сыпаться: по сообщениям прессы, уже и купол храма Христа Спасителя 'поплыл', и знаменитые высотки на берегу Москвы-реки - 'Алые паруса' - дали крен. Причины происходящего лежат на поверхности.
В прежние времена строили некрасиво, без вдохновения, но, как правило, надежно. О комфорте не думали, но за прочность отвечали. Советские изделия вообще отличались массивностью и прочностью (включая продовольственные товары). Современные здания создаются для продажи, а после того как деньги получены, судьба изделия мало кого волнует. Дома - как товары в красивой упаковке. Глаз радуется, все ярко и броско, а про долговечность даже и думать не надо. Это дедушкины вещи делались на поколение вперед. В потребительском обществе вещь служит недолго, и чем быстрее она придет в негодность, тем быстрее вы пойдете покупать ей на замену новую. Дома - заводские здания, объекты инфраструктуры - такие же товары, как и все остальное. Подчиняются той же логике. Так что не надо жаловаться на фальсификацию бетона и воровство на стройке. В советское время тоже воровали и тоже жульничали со стройматериалами (порой вынужденно, из-за постоянного дефицита). Но воровали и жульничали по-другому, в рамках другого системного подхода. Нынешние сооружения падают просто потому, что должны упасть.

Впрочем, если быть честными, то придется признать, что исток нынешних проблем искать надо именно в конце того же советского периода. В 1930-е и 1940-е годы в СССР прошла первая волна массовой индустриализации. В 1960-е прошла вторая волна - разворачивалась масштабная модернизация производства, происходило массовое переселение людей в город.
Именно тогда была создана или спроектирована основная часть работающей до сих пор инфраструктуры - дороги, здания, транспортные узлы, аэропорты, энергетические и телекоммуникационные системы. Начиная с середины 1970-х годов темпы роста советской экономики постоянно снижаются. В условиях неуклонно падающей эффективности любое строительство все более удорожается, и страна начинает испытывать дефицит инвестиций. Потому третья волна модернизации, которая по всем расчетам должна была начаться в середине и конце 1980-х, просто не наступает. Вместо нее мы видим системный кризис, а затем и распад СССР.

Если в позднесоветское время капитальных вложений не хватало и они были неэффективны, то в 1990-е годы инвестиции просто прекратились.

Иными словами, реформы не разрешили структурных противоречий советской экономики, а усугубили их. Правда, вопрос о модернизации многих отраслей экономики отпал сам собой в результате безвозвратной гибели самих этих отраслей. Но то, что продолжало работать, стремительно старело и изнашивалось. Причем начавшийся экономический рост только усугубил положение. Законсервированное оборудование снова стали интенсивно использовать, увеличились затраты энергии, нагрузки на транспортные узлы. Усилился и их износ. В странах третьего мира исследователи часто говорят про 'рост без развития'. Это и про нас сказано. Только у нас еще и рост (почти) без инвестиций.

Нет, конечно, деньги то тут, то там в новые объекты вкладывают. И чем больше будет рушиться, тем больше будут вкладывать. Но бессистемная и частичная модернизация, случайная замена одних элементов инфраструктуры при полном невнимании к другим, удивительное сочетание дедовских технологий с требованиями последней западной моды приводит к тому, что диспропорции и противоречия лишь увеличиваются. Это все равно что ставить очень хорошую стальную гайку в насквозь ржавый механизм: она лишь разрушает соседние детали.

По мере того как проблемы становятся очевидными, общественность начинает тревожиться. Однако наша бюрократия верна себе. Протесты людей, добивающихся элементарной личной безопасности, воспринимаются ею как покушение на свои полномочия. Карл Маркс однажды ехидно заметил: 'Чиновник думает, что вопрос о том, все ли обстоит благополучно в его крае, есть прежде всего вопрос о том, хорошо ли он управляет краем'. Иными словами, когда местное начальство слышит протесты по поводу разрушающейся инфраструктуры, оно реагирует на них как на протест против себя. И, естественно, стремится эти протесты подавить или замолчать.

Возникает парадоксальная ситуация: многие проблемы, с которыми мы имеем дело, порождены наследием прошлого, личной вины тех или иных сегодняшних чиновников тут может и не быть. Но чем больше эти проблемы становятся очевидны публике, тем меньше власти готовы ими заниматься. И тем самым бюрократия превращается из объективно невиновной в очевидно виноватую.

Именно так обстояло дело с заявлениями Вадима Михайлова и созданного им движения московских диггеров. Так же было с протестами Светланы Разиной и возглавляемого ею профсоюза Московского метрополитена. Официальные лица 'уходили в несознанку', молчали, как партизаны на допросе, либо гневно осуждали 'провокаторов' и 'безумцев', сеющих панику. А потом сами спохватывались и начинали требовать дополнительных средств, чтобы срочно решить проблему, которой, по их собственным утверждениям, не существует.

Между тем перед нами уже не множество разрозненных технических проблем, а одна большая задача, решать которую вообще имеет смысл только в общенациональном масштабе. Если уж стало модно рассуждать про 'национальные проекты', то единственный национальный проект, который в самом деле жизненно необходим стране, - это именно инфраструктурная модернизация, которая должна затрагивать все - транспорт, энергетику, дороги, системы связи, жилищно-коммунальное хозяйство. Причем делаться все это должно взаимосвязанно, комплексно. И если взяться за такой проект - остальные просто не понадобятся, все их задачи будут ставиться, решаться сами собой, попутно.

Только стоить такое удовольствие будет очень дорого. Всего Стабилизационного фонда не хватит. И даже двух Стабилизационных фондов. В принципе никаких денег не хватит, если не будет изменен подход к экономическому развитию.

Дело в конечном счете не в деньгах, а в экономической политике. Советскому Союзу тоже не хватило бы средств на индустриализацию, если бы она проходила в соответствии с требованиями свободного рынка. И даже в Западной Европе и США современная инфраструктура никогда не была бы построена, если бы там руководствовались таким подходом. Ведь наша проблема износа не уникальна. Сходные явления начались и на Западе, как только политика государственного вмешательства сменилась идеологией неолиберализма.
Увеличивать инвестиции, не меняя подходов, - самый верный путь к разорению. Но что значит 'изменить подход'? И как это делается? В сложившейся ситуации можно со стопроцентной вероятностью сказать, что никто не пойдет на радикальное изменение всей экономической политики как минимум до 2008 года. Просто потому, что такие телодвижения связаны с изрядным риском.

До тех пор, пока отечественные чиновники озабочены в первую очередь проблемой передачи власти, им будет просто некогда думать о рушащихся зданиях. Даже если разом упадут все купола, построенные Нодаром Канчели, останется еще много других! Изменить строительные технологии невозможно, пока господствуют технологии политические.
Проблему износа власть нынешняя передаст по наследству власти будущей. Другое дело, что выборы и смена власти на фоне горящих зданий, рушащихся мостов и падающих крыш - картина мало вдохновляющая. Не выборы, а апокалипсис!

Когда шесть лет назад писалась статья про 'износ', я заметил, что предел приходит не только стойкости стен и жизнеспособности оборудования, но и терпению пресловутого 'человеческого ресурса'.

Правда, за прошедшее время ситуация несколько изменилась: в бытовом плане страна немного пришла в себя. Даже в бедных провинциальных городах годы экономического роста дают о себе знать. Но, накопив сил и очухавшись после потрясений 90-х, российский обыватель видит вокруг себя все тот же безрадостный пейзаж. И с возрастающей энергией начинает протестовать.

Митинги и пикеты, которые сейчас проходят во множестве регионов, вызваны не только протестом против жилищно-коммунальной реформы с ее очевидно неподъемными для большинства граждан тарифами. Это еще и вырывается наружу годами копившееся недовольство. В такой ситуации нарастающий развал инфраструктуры сам по себе уже становится политическим фактором.
Ведь даже отдохнувший человек все равно не радуется, когда в его квартире трескаются стены, а в доме съезжает крыша.


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Прочитал статью.

Вспомнилась история, рассказанная, по-моему Маршаком.
Маленькая девочка ревёт, заливается. Дедушка успокаивает и говорит:
-Ну что ты?! Вон, у нас сколько горя было -война, голод, родители погибли, дом сгорел... И то мы не плачем!
-А-А-аааа!!! (Заливаясь слезами), У вас всё это было... А мне только ещё предстоит!!!! А-А-ааааааа!!!!!!!

Вот.

Sozercatel

Не в 90-х вложения прекратились.
Кара-Мурза пишет, что сам он в 88 году понял, что делает Горбачёв.
И была там программа масштабная ( сейчас не помню - по металлу), остановили её в 87 где то.
Вообще думается мне, что наш народ раскачают территориальные потери.
Когда каждый поймёт, что настал 41 (а в реальности похуже).

biathlon

Так ить пусть отберут деньги у воров-олигархов, которые разворовали страну и народ, и финансирование сразу возобновится.

Делов то... Насоздавали себе проблем, понимаешь.

Только вот кто это делать то будет?...

Как говорит народная мудрость - вор вора не осудит.

LAD

А они сами у себя должны отнимать?!

biathlon

LAD
А они сами у себя должны отнимать?!

Да. Я думаю с завтрашнего дня и начнут. Причём не отнимать, а сами понесут.
Как только статью прочитают, совесть у них сразу проснётся и пойдут добровольно наворованные миллиарды сдавать.
Только успевай принимать и в дырявую экономику, да инфраструктуру вкладывать...
Строй то у нас самый что ни на есть народный из народных, как мне доказали в недавнем общении. А стало быть - всё для народа будет делаться.
Чтобы дома не рушились, самолёты не падали, поезда с рельсов не сходили, горячая вода и отопление у всех было, ну и т.д. и т.п.

Так что, всё у нас будет хорошо. Зря автор статьи пугает.

ПМ

Насчет запаса прочности - стоит у меня в кладовке советский пылесос, 1960 г.в....рабочий 😊

LAD

biathlon

Да. Я думаю с завтрашнего дня и начнут. Причём не отнимать, а сами понесут.
...

Самое парадоксальное в том, ИМХО, что денги-то нам не нужны. Их на самом деле некуда девать (ИМХО). Мне наша казна напоминает старый и ветхий амбар, выпирающие стены которого подпирают снаружи поставленные враспор оглобли, и разваливающийся от огромной горы денег.
Навеяно книгой М.Веллера "Великий последний шанс".

НовиЧОКс

ПМ
Насчет запаса прочности - стоит у меня в кладовке советский пылесос, 1960 г.в....рабочий 😊

швейная машика Тула - 53г! ремень токо заменили и эл двиг смазывал.
по статье имхо интересная аналогия с ударом ОМП по экономике.Имхо в гражданах еще много таких, чья хата скраю. Поэтому если не будет резкого скачка техногенных катастроф или резкого повышения той же коммуналки, врятли будет переворот. Потерпят-привыкнут и так до сл раза.

Butcho

ПМ
Насчет запаса прочности - стоит у меня в кладовке советский пылесос, 1960 г.в....рабочий 😊

У бабушки холодильник ЗИЛ 1954 года выпуска. Работает! Не ломался ни разу!

Эндрюблейк

Butcho

У бабушки холодильник ЗИЛ 1954 года выпуска. Работает! Не ломался ни разу!

Эх, у меня ЗиЛ 1960(или 61-го) - только уплотнительные резинки высохли. Щас на даче стоит.

ASv

Ну да, ну да... А в нашем городе водопровод 50 лет уже без капремонта, рвёт на всех щелях.

А вообще тенденция такая есть - создать товар с кратковременным сроком службы ибо нужно продавать более новые модели.

А таких строителей с архитекторами вешать нужно.

худой

Книги Максима Калашникова почитайте 😊

Rexby

ПМ
Насчет запаса прочности - стоит у меня в кладовке советский пылесос, 1960 г.в....рабочий 😊

Стиральная машина 1957 г. тульского производства (только бак потек, а так все работает).

Replika

И вот это все изношенное ЖКХ, остававшееся десятилетия без надлежащих капремонтов, нынешнее "доброе государство" пред...й и во..г старается без шума и пыли переложить на плечи своих "подданных" (см. реформа ЖКХ), да еще "стричь" с этих "собственников жилья" бабло - через задранные и неконтролируемые тарифы.

Стрела

А у меня! А у меня!!! Пианино трофейное, немецкое!!! Ещё играет! 😉

НовиЧОКс

пока собрания митингующих не перерастут в действия по поимке и сожжению на площади пидатутов, ниче не изменится. полураспад так и будет идти

худой

- и так началась великая бойня 😊

Butcho

Помниццо по роду занятий инспектировал котельные.. ужознах три раза!
Котлы ещё довоенной сборки. Толщина сантиметров 15-20. Ниче, работают. Только запорную арматуру меняют. Но КПД у них какой? Газа жгут в 5 раз больше чем современные. Отсюда-рост тарифов. Кроме того в стране с северным климатом строить котельные-долбое..зсм. Качать горячую воду по частично неизолированным трубам 5-10 км. в 30-ти градусный мороз... ИМХО ни одна экономика такое ниасилит.
А дороги (у нас в городе по крайней мере) очень херовые потому, что минимум раз в год из вскрывают чтобы эти грёбаные трубы заменить, так как они лопаюццо!

Replika

Butcho
Но КПД у них какой? Газа жгут в 5 раз больше чем современные. Отсюда - рост тарифов.

Тарифы ВСЕГДА рассчитываются не от затрат, а от СОБИРАЕМОСТИ ПЛАТЕЖЕЙ.
Будут задирать до тех пор ПОКА ПЛАТЯТ.
Азиатский способ торговли. 😞


И как "хитро" придумали! 😛

Впарить населению изношенное на 90% ЖКХ, драть с них многократно за низкий КПД "развалины", и все ремонты "рухляди" за их счет.

Можно такое представить с автотранспортом?

Например, вы ездили на работу на автобусе. Его износ - процентов 80.
И всем, едущим каждый день в этом автобусе, предложили приватизировать свои места - ну, типа личного такси получится... и все такое, вы "собственниками" будете - кто хочет - самолетное кресло поставит, а кто занавесочки повесит на окно... За приватизацию платить много не надо - рублей десять. Халява!!! Ну где вы поимеете "личное такси" за десятку?!!

Ездит "частный" автобус, потихоньку изнашивается. Сервиса не прибавилось, старый водила уволился, на его место сел веселый таджик-нелегал, которому только что объяснили назначение педалей - "Крути!" 😊
Плата за проезд поднялась - пассажирам-"собственникам" объяснили, что теперь они оплачивают не только свое место, но и "места общего пользования" - проход в автобусе и лесенки.

Потом бензин подорожал. Проезд подорожал втрое. Объяснили, что раньше эксплуатацию автобуса датировало государство, а теперь он - "частный".
И теперь пассажиры должны стремиться к 100-процентной оплате услуг. Вот тогда уж все "расцветет"! До работы добираться будем вдвое быстрее, по салону будет ходить симпатичная стюардесса и угощать свех минералкой и жвачкой.

Таджик пригласил покататься своих родственников. Устроились в проходе.
Проезд стал дорожать - салон отапливать зимой надо? - надо! за электричество в лампочках, освещающих салон, платить надо? - надо! тем более, что автопарк на бортовую сеть поставил электросчетчик, и на заливную горловину радиатора тоже счетчик - воды. СЕРВИС!!! Теперь без обмана - все будут платить по счетчику!

Новость - автопарк плохо работает. Тарифы за проезд растут, а сервис не растет. Про скорость автобуса вообще не говорим. Безобразие.
Пассажиры должны взять управление на себя! Пусть сами создадут комитет "собственников кресел", сами будут избирать водителя, сами искать авторемонтников. Захотят - превратят свой автобус в суперкар!!!
Все в ваших руках! Мотор можно заменить, шины. Дорогу отремонтировать за свой счет. Ну, за гараж тоже придется теперь самим платить...
Может, немножко гаишнику... Правда, по новому закону, за большегрузные автомобили старше 40 лет придется платить экологический налог - повышенный выброс СО, сами понимаете... Надо строить новые автобаны для скоростных трехэтажных автобусов... Это увеличит пропускную способность дорог...


Вам не кажется, что эксплуатация старого автобуса обходится слишком дорого одной стороне, и оказывается просто "золотой жилой" для другой стороны? "Автобусов"-то (читай - домов) много...

НовиЧОКс

У нас не толко дорпокрытие от взлома страдает, все гораздо проще деньги автодора разворовывают. Раз в полгода напишут в газете, мол прокуратура прищучила хххх, ведется следствие. На этом оно и заканчивается. Вапще, дороги - это отдельная тема. 😛

Я не кого не удивлю, если скажу, что заместо
котельных видел как используют паравозы, правда они на газе.
...так и останемся мы на фоне догорающих тел пидатутов, кто с машинкой, кто с пылесосом, но они будут продолжать работать 😛

Эндрюблейк

Replika
И вот это все изношенное ЖКХ, остававшееся десятилетия без надлежащих капремонтов, нынешнее "доброе государство" пред...й и во..г старается без шума и пыли переложить на плечи своих "подданных" (см. реформа ЖКХ), да еще "стричь" с этих "собственников жилья" бабло - через задранные и неконтролируемые тарифы.

Тут показателен пример с сантехникой: В нашем доме истек срок использования сантехнического оборудования, а т.к. он был построен в период массовых застроек, такая же фигня оказалась в соседних домах, улицах, городах... Но бабло-то уже все украдено! Поэтому где-то наверху принимается решение о продлении срока службы сантехники! И пускай эмаль на вашей ванне потрескалась и стала отваливаться, пускай унитаз заклеен скотчем - у него еще с десяток лет в запасе, не надо было на него так часто садиться. А недоволен - меняй сам, за свои деньги. А тут и приватизация подоспела - кто ж тебе, дураку, будет за твою же собственность отвечать?

Coca_Cola

http://www.ytro.ru/peredovica/
в тему

George

для комментариев http://www.rost.ru/main/comment/comment.shtml

Knot

Replika
Вам не кажется, что эксплуатация старого автобуса обходится слишком дорого одной стороне, и оказывается просто "золотой жилой" для другой стороны? "Автобусов"-то (читай - домов) много...

Мне кажется, что в этом тексте нет конструктива.

Выйти из атвобуса и ходить пешком (жить на улице)? Или просить у государства ещё денег на поддержание "ничьего" и потому плохо управляемого автобуса?

ПМ

///
Выйти из атвобуса
///

Кто "попросит" ?

///
(жить на улице)?
///

😊 Кровавые коммуняки покажутся тебе райскими девами, дружок...

Knot

ПМ, лучше писать в мой адрес осмысленные сообщения...