Боже храни ...Пенсильванию? или Да здравствует... Царь...?

Reb

Номер под названием "Heil, Pennsylvania!" http://folk.ntnu.no/makarov/temporary_url_20051216rpszw/hail-pennsylvania-vocal-penn_glee_club_1992.mp3

YANKEE

Так музыка русского гимна была оттдолжена у старого немецкого протестантского хорала.

Reb

Рождение второго официального гимна, с которым Россия прожила почти век, связано с именем Алексея Федоровича Львова (1798 - 1870), культурнейшего и высокообразованного человека. Его отец, Федор Петрович Львов (1766 - 1836), занимал, после Д.С. Бортнянского, пост директора Придворной певческой капеллы в 1826 - 1836 гг. В семье младший Львов получил отличное музыкальное образование и уже в семилетнем возрасте хорошо играл на скрипке. Позже он приобрел международную музыкальную известность, как скрипач-виртуоз, композитор и дирижер, как музыкальный теоретик. Он был избран членом-корреспондентом Академии наук Института музыки во Флоренции, его творчеством восхищались многие европейские знаменитости.


Вопреки несправедливым отзывам противников, считавших Львова сухарем- бюрократом, он мог бы служить эталоном русского дворянина: его отличительными чертами были благородство, личная честь, скромность, приветливость , честность, осознание долга как служения 'престолу и Отечеству кровью и делом'.

В 1818 г. Львов окончил Институт путей сообщения, и его имя как первого ученика было золотом выгравировано на доске Почета.

В 1833 г. А. Ф. Львов сопровождал Николая 1 в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками 'God save the King'. Царь выслушивал чужеземную мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн.

'В 1833 г. я сопутствовал государю в Австрию и Пруссию. По возвращении граф Бенкендорф сказал мне, что государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна, и скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн Русский. Задача эта мне показалась весьма трудною, когда вспомнил о величественном гимне английском 'God save the King', об оригинальном гимне французов ('Марсельезе'.- В. А.) и умилительном гимне австрийском.

Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа - от ученого до невежды.

Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был написан. Написав эту мелодию, я пошел к Жуковскому, который сочинил слова ('Молитва русского народа' - таково было первое название гимна), но как не музыкант не приноровил слов к минору окончания первого колена. Однако, положив гармонию простую, но твердую, я просил графа Бенкендорфа гимн послушать. Он сказал государю, который вместе с императрицей и великим князем Михаилом приехали слушать гимн в Певческий корпус (23 ноября 1833 г.), где я приготовил весь хор и два оркестра военной музыки. Государь, прослушав несколько раз, сказал мне 'С'est superbe' ... (великолепно ). Мигом музыка гимна разнеслась по всем полкам, по всей России и, наконец, по всей Европе'.

Первое публичное исполнение состоялось не в Петербурге, а в Первопрестольной, в Большом театре. На афишах стояло, что будет исполняться 'Народная русская песнь' (на языке того времени подразумевалось, что это будет национальный или государственный гимн). В хор собрали всех актеров русских трупп столицы, в том числе и М. С. Щепкина.

Вероятно, Николай 1 не сразу утвердил гимн Львова и бесповоротно принял решение лишь после 25 декабря 1833 г. В этот день, помимо Рождества, Россия праздновала окончательное освобождение от 'нашествия двунадесяти языков'. После 'опробования' музыки среди военных, Бенкендорф послал композитору записку, в которой писал, что император был 'восхищен' произведенным эффектом. В награду творец получил табакерку с бриллиантами, самый лучший из которых он поместил в ризу иконы церкви Божьей Матери Всех Скорбящих, а в 1834 г. был зачислен флигель-адъютантом (в чине ротмистра) в корпус кавалергардов для несения придворной службы.

Итак, 25 декабря 1833 г. стало днем рождения государственной молитвы Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна вплоть до 2 марта 1917г., дня отречения Николая П от престола.

Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире.

Гениальность львовской находки состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего 6 строк текста и 16 тактов мелодии легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на куплетный повтор - трижды (для сравнения: греческий гимн 1864 г. имел 158 строк!).

Занимая должность флигель-адъютанта, Львов не мог участвовать в публичных концертах в России, но выступать за рубежом ему было позволено. Летом 1844 г. Львов познакомил со своим творчеством музыкальный мир Дрездена. Собрав хор и музыкантов, он вынес на суд публики части своей оперы 'Бианка', а в завершение исполнил свой гимн. Концерт вызвал бурю восторга. Прекрасная и чистая скрипичная игра Львова в струнном квартете высоко ценилась и в России, и в Европе. 'Играет в 50 лет, словно влюбленный юноша',- отзывались о нем современники.

Гимн пели при встречах императора на балах, при официальных въездах в города и на торжественных застольях после здравиц за императора. Сложился и театральный ритуал встреч - при появлении монарха в ложе тут же взвивался занавес и вся труппа артистов пела 'Боже, царя храни', после чего следовали крики 'ура' и ответные поклоны венценосца. Все повторялось при выходе императора из ложи после конца спектакля.