У нас летчиков Ну, человек 5-6.

TCHEKHONIN

ЮРИЙ АНТИПОВ (Генерал-лейтенант, командующий морской авиацией ВМФ России): У нас проходила боевая учеба. В этом году нам повезло, как никогда. Дали больше топлива, под это, естественно, и задачу поставили более серьезную. О чем Вы говорите, инцидент, как мы говорим, серьезный авиационный инцидент произошел 25 сентября, в первую летную смену. На втором вылете самолет накренился вправо, на правое крыло. Ну, естественно, сразу остановили полет, начали разбираться. Причину мы на корабле без представителей науки и заводов-изготовителей не можем определить. Поэтому мы просто-напросто этот с самолет закатили в ангар и поставили, потому что серьезных авиационных инцидентов при обучении летного состава практически сотни. Ну, нельзя научить человека так, чтобы он все выполнял на "отлично" с первого полета.

ВЕДУЩИЙ: Вот этих учений действительно ждали все, потому что корабли не ходят никуда.

У нас летчиков осталось тех, кто умеет взлетать с палубы, а главное умеет садиться...

- Ну, человек 5-6.

ЮРИЙ АНТИПОВ (Генерал-лейтенант, командующий морской авиацией ВМФ России): У нас в полку сейчас реально 20 человек, полк это управление ВВС, управление наше, 20 человек могут. Но в течение месяца мы можем собрать полк практически полным составе, почему? Потому что хотим мы или не хотим, но люди должны расти, они хорошо работают, они идут на повышение по службе. Уходят заместителем командующего, в академию Генерального штаба. Даже командующий сейчас на флоте. В любой момент их можно вернуть.

ВЕДУЩИЙ: А хорошо, да? Чтобы у нас в стране была палубная авиация, подумайте, господа, нам надо вернуть в строй командующего авиацией Тихоокеанского флота, он умеет взлетать с палубы, слава Богу, заместителей командующего и несколько человек из Академии Генерального штаба. Это те, кто еще не разучился, кто способен, кто умеет взлетать с палубы корабля. В Америке, в Соединенных Штатах для сравнения - это около тысячи первоклассных летчиков.

ЮРИЙ АНТИПОВ (Генерал-лейтенант, командующий морской авиацией ВМФ России): Ну, до 40 человек соберем.

ВЕДУЩИЙ: Это на всю страну.

ЮРИЙ АНТИПОВ (Генерал-лейтенант, командующий морской авиацией ВМФ России): А у нас один авианосец, нам больше не нужно.

ВЕДУЩИЙ: Меньше сорока. Ну ладно, хорошо, нет летчиков. Но все-таки они делают учения. Взлетает самолет с "Адмирала Кузнецова". Как он не разнес этот...

АЛЕКСАНДР РУЦКОЙ (Герой Советского союза, генерал-майор авиации, в 1991-93 гг. вице-президент Российской Федерации): Пульт управления.

ВЕДУЩИЙ: Пульт управления, да, как он не разнес его загадка. Естественно эскадра остановилась. Ну, как я понимаю, как я предполагаю, на этом учения закончились. Очень встревожились норвежцы.

АЛЕКСАНДР РУЦКОЙ: В незабытые, так сказать, годы, скажем так, 89-й, 90-й год средний налет у летчика где-то был порядка 90-120 часов в год. А сегодня, если взять единицу, полк, то в полку летают командир полка иногда, иногда зам. по летной, иногда зам, иногда комэски. Все. А остальные в должности летчика, командира звена, зам. командира эскадрильи, к самолету не подходил два года, четыре.

ВЕДУЩИЙ: То есть они вообще летать не умеют.

АЛЕКСАНДР РУЦКОЙ: Вот представьте себе, я встречаю в аэропорту, подходит: "Здравия желаю, товарищ генерал, подполковник такой-то". Ну, разговорились. Смотрю, у него птичка классности - 3 класс. Он говорит: я вот летчик. Я говорю: а что же ты, командир эскадрильи с 3 классом? Он говорит: да те времена уже давно прошли. Вот я был командиром полка. У меня в полку старшие лейтенанты получали 1 класс.

ВЕДУЩИЙ: А сейчас подполковник.

АЛЕКСАНДР РУЦКОЙ: Да, командир эскадрильи. Рядовой летчик с первым классом. Могли летать, даже вот в условиях Афганистана, ну, представьте себе, горная местность, мы летали днем, ночью, в сложных метеоусловиях, в простых, в горах. Лейтенант и старший лейтенант. Если полк наносил удар, долго помнили после этого. А сегодня нет таких полков у нас.

ВЕДУЩИЙ: Что все-таки происходит сегодня в Российской армии? Наш эксперт, адмирал Игорь Касатонов, пожалуйста, вам слово.

ИГОРЬ КАСАТОНОВ (адмирал): Если вы говорите, среднее звено, будем так говорить. Конечно, в Чечне цели бомбили подполковники и полковники, даже генералы летали. То, что старший лейтенант, капитан, который должен летать и приобретать навыки, он уже не летал, потому что ему надо пройти полный курс летной подготовки, они, к сожалению, не умеют. Ну, а здесь речь идет о стратегическом звене. Мы же все военные. Как мы воевать-то будем? Эти, которые руководство, значит, сейчас не только прошло целую систему подготовки, а эти люди и в море не были. Сейчас последнее звено, которые действительно были в море, командующих, а все, что младше, это трудно даже себе представить с точки зрения морских форм обучения, морской практики и, конечно, принятия решений в такой нестандартной обстановке. Это вот исключительно беспокойный вопрос.

ВЕДУЩИЙ: То есть они уже просто почти ничего не умеют. Нет практики.

ИГОРЬ КАСАТОНОВ (адмирал): Форму носят и все.

ВЕДУЩИЙ: Генерал армии, авиации, бывший до недавнего времени Главком ВВС страны Петр Дейнекин.

ПЕТР ДЕЙНЕКИН (Герой России, генерал армии, заслуженный летчик-испытатель СССР): Моя оценка следующая. Я не участвовал в работе комиссии по расследованию этого летного происшествия. Но, извините за нескромность, по одной сломанной стойке шасси нельзя делать вывод о состоянии нашей авианосной авиации. У американцев выкатываются в сторону, падают с палубы. Вы посмотрите только кадры. И они в этом деле движутся все равно вперед, невзирая на потери.

ВЕДУЩИЙ: То есть, наши военные летчики не потеряли квалификацию? Даже когда все эти годы были на земле, потому что не летали?

ПЕТР ДЕЙНЕКИН (Герой России, генерал армии, заслуженный летчик-испытатель СССР): Нам скоро вообще надлежит испытать острейший голод на авиационные кадры. Нет топлива. И в личной беседе...

ВЕДУЩИЙ: То есть, товарищ генерал армии, получается, не дай Бог, что случилось, мы без воздушного флота. То есть, у нас стоят самолеты, они у нас есть. Но наши летчики не умеют летать.

ПЕТР ДЕЙНЕКИН (Герой России, генерал армии, заслуженный летчик-испытатель СССР): Да, это совершенно...

ВЕДУЩИЙ: Есть самолеты. Есть, он, летчик, его выучили...

ПЕТР ДЕЙНЕКИН (Герой России, генерал армии, заслуженный летчик-испытатель СССР): Все есть.

ВЕДУЩИЙ: ... кроме керосина.

ПЕТР ДЕЙНЕКИН (Герой России, генерал армии, заслуженный летчик-испытатель СССР): Так точно.

АЛЕКСАНДР РУЦКОЙ: А керосина нет, потому что...

ВЕДУЩИЙ: Как в нефтегазовой стране, где сырья на весь мир?!

АЛЕКСАНДР РУЦКОЙ: Вы тогда вспомните Чубайса. И вспомните вице-президента Руцкого, который был категорически против приватизации нефтедобывающей отрасли и нефтеперерабатывающей. Я категорически был против, потому что это стратегические резервы страны. Но сегодня-то у нас все это частное. А у страны нет денег им платить. Поэтому наш керосин идет туда, за границу, где на нашем керосине летают летчики Бундесвера, НАТО.

ВЕДУЩИЙ:
TVC.RU
Вся Европа. Те же МИГи, те же "Сухие", все летают.

АЛЕКСАНДР РУЦКОЙ: А мы сидим, да. Вот покойный Александр Лебедь говорил так: "Глупость - это не от отсутствия ума, это такой ум". Помните да? Он часто употреблял это выражение. Это не глупость. Это намеренные действия. Я отвечаю за свои слова, именно намеренные действия по уничтожению Вооруженных сил России, намеренные действия и ничто другое.
http://www.tvc.ru/v2/index/id/40102000010333-2004-11-14.html