Масленица

Harpushtak

Всех с Масленицей, скоро весна 😊

Sysmin

угу... *ворчливо* -32... весна скоро... в мае...

Ariy

C Масленицей!

Harpushtak

Если честно убила просто фраза в новостях на РБК-

"Россияне сегодня начинают праздновать старинный православный праздник Масленицу, связанный с проводами зимы и встречей весны."
http://top.rbc.ru/society/08/02/2010/368996.shtml
Каким местом Масленица, которую праздновали еще в древней Руси, имеет отношение к так называемому "православию" для меня остается загадкой. Ну да ладно , все равно всех с праздником! )))

ЯНУС

Православие, что тут ещё скажешь.

Nerox

С МАСЛЕНИЦЕЙ-КОМОЕДИЦЕЙ ВСЕХ РУССКИХ ЛЮДЕЙ!
Всех, независимо от религиозной принадлежности.
Ибо это наш общий, исконно русский праздник, доставшийся нам в наследство от наших предков.

Масленица-Комоедица - русские проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Для славян она долгое время была и встречей нового года. Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта.

В давние времена празднование Масленицы было приурочено к дню весеннего равноденствия и проходило в течение двух дней, каждый из которых имел и сакральную и бытовую составляющие. В первый день праздновалась встреча Богини Весны - Весты. И после того как Веста пришла, вместе с ней уже можно было и провожать Богиню Зимы - Морёну, чучело которой сжигалось на второй день празднования Масленицы. Исторические свидетельства, в частности воспоминания византийского писателя VI века Маврикия Стратега, говорят о том, что славянские роды жили на достаточно большом расстоянии друг от друга. По мере развития межродового общения на годовые празднества, для взаимного обмена товарами, для заключения браков и т.п. члены отдельных родов съезжались в одно место, которое у русских называлось погостом (от слова «гостить», только с XVIII века погостом стали называть кладбище с церковью). В погостах постепенно слагалось своё смешанное население, и они превращались в небольшие города. Таким образом, на бытовом уровне праздник Масленицы означал наступление времени весенних полевых работ, для проведения которых славянские роды разъезжались по отдалённым друг от друга родовым поселениям (хуторам), где и находились до времени празднования урожая. В течение лета только молодое поколение - женихи и невесты - съезжались на празднование Дня Ивана Купалы. В день встречи Весты оглашались имена девушек, которые достигли возраста половой зрелости и теперь уже могли быть просватаны и стать невестами, их и называли весталками. Впрочем, по этому поводу есть и другое мнение: вестами или весталками называли девочек в возрасте от семи лет и до половой зрелости, по достижении которой они могли быть просватаны и стать невестами. При праздновании масленицы и в стародавние времена принято было ходить друг к другу в гости. Прежде всего, ходили в гости к молодым, которые традиционно вступали в брак во время от празднования Дня Урожая до Дня Перуна, и к Масленице уже могли продемонстрировать мир да лад в семье, или его отсутствие. Как и большинство древних праздников, Масленица содержала в себе элементы культового поклонения духам предков, поэтому масленичное угощение включало в себя не только блины, символизировавшие солнце, но и поминальное угощение, которое традиционно включало в себя рыбу. К концу второго дня празднования гуляние стихало, постепенно сформировался обычай в этот вечер просить друг у друга прощения за причинённые обиды, поскольку большинство из празднующих могли встретить друг друга в следующий раз уже только осенью. Впрочем, по некоторым древним календарям Новый год начинался именно после дня весеннего равноденствия, в этом случае такой обычай был обусловлен стремлением вступить в Новый год без груза прошлых обид и неправедных поступков.

На первый день Масленицы справляли встречу Чистой Масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик широкую масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться". После этих зазываний дети начинали кричать: "Масленица приехала, масленица приехала!" и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. Богатые люди уже с понедельника начинали печь блины, а бедные - с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "честные наши родители, вот для вашей души блинок". Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу.

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На Заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

В среду, на Лакомку, тещи приглашали зятьев на блины, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая, таким образом, себе угощение на праздничный вечер.

В пятницу, на Тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".

В субботу, на Золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные - из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью - растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы - холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год.

Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символа ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за селоего топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую "Масленицу". Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.
Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь все время пыталась искоренить этот русский праздник как "языческий", но смогла лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми.

Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.

Ритуальное сжигание чучела Масленицы издревле тоже имело глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках.
В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например, у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра.


_________________________________________________________________
Ув. Harpushtak, треба б удалить мусор, притащенный сюда "сияющим дятлом". Местечком завоняло, проветрить бы.
__________________________________________________________________

blackbox

Всех нас - с праздником!
Держите хвост пистолетом, скоро зиме кирдык!

Lopar

24 марта точно будет кирдык! Мы ещё на лыжах не нактались, рано, но с Праздником всё равно всех. А потом тоже отпразднуем!

ЯНУС

Lopar
24 марта точно будет кирдык! Мы ещё на лыжах не нактались, рано, но с Праздником всё равно всех. А потом тоже отпразднуем!
А что будет 24 марта?

Ariy

весна астрономическая начинается

ЯНУС

Астрономическая, хм, земная бы наступила. Я люблю зиму, но в связи с проблемами в отоплении морозы начали доставать. Летом надо всё отопление менять.

LexaSim

Масленица в этом году не ранее 18 марта. День становится 12:01. Привязывание языческого праздника к пасхе - дурь. С тем же успехом к пейсаху можно новый год и День Победы привязать.
Кстати, кто знает как расчитывают дату пасхи? И когда этом году ее празднуют католики?

ЯНУС

У нас в это воскресенье запланированы народные гуляния.
А проводы зимы потом будут, ближе к весне. Глупо провожать зиму в середине февраля, когда за окном -30.

ЯНУС

Или не будет. Вообще какой-то бардак творится.

PAN horunj

кто знает как расчитывают дату пасхи? И когда этом году ее празднуют католики?
325 год никейский собор установил, должна праздноваться, первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния по истечению недели после иудейской при этом не должна приходится на какой то день недели и не совпадать по срокам с католической. У католиков свои заморочки ,но принцип тот же.Празднуйте христиане египетский праздник воскресения Осириса и будет вам щастье.