Ярославова правда

Русич

перемещено из Самооборона в России



ПРАВДА РУССКАЯ, ИЛИ ЗАКОНЫ ЯРОСЛАВОВЫ

Законы уголовные. Денежные пени за убийство. Вира. Гражданские степени. Дикая Вира. Поток. Пеня за удары. Двор Княжеский есть место суда. Охранение собственности. Воровство. Оценка вещей. Бортные знаки и межевые столпы. Птицеловство. Зажигательство. Свод. Кража людей. Беглые. Кабала. Долги. Торговля рабов. Сохранение пожитков. Росты. Улики, оправдания. Испытание железом и водою. Право наследственное. Судии. Присяжные. Общий характер законов. Устав о мостовых. Устав церковный.

Главная цель общежития есть личная безопасность и неотъемлемость собственности: устав Ярославов утверждает ту и другую следующим образом:

1. "Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в Казну: за голову Боярина Княжеского, Тиуна Огнищан, или граждан именитых, и Тиуна Конюшего - 80 гривен или двойную Виру; за Княжеского Отрока или Гридня, повара, конюха, купца, Тиуна и Мечника Боярского, за всякого Людина, то есть свободного человека, Русского (Варяжского племени) или Славянина - 40 гривен или Виру, а за убиение жены полвиры. За раба нет Виры; но кто убил его безвинно, должен платить господину так называемый урок, или цену убитого: за Тиуна сельского или старосту Княжеского и Боярского, за ремесленника, дядьку или пестуна, и за кормилицу 12 гривен, за простого холопа Боярского и Людского 5 гривен, за рабу шесть гривен, и сверх того в Казну 12 гривен продажи", дани или пени.

II. "Ежели кто убьет человека в ссоре или в пьянстве и скроется, то Вервь, или округа, где совершилось убийство, платит за него пеню" - которая называлась в таком случае дикою Вирою - "но в разные сроки, и в несколько лет, для облегчения жителей. За найденное мертвое тело человека неизвестного Вервь не ответствует. - Когда же убийца не скроется, то с округи или с волости взыскать половину Виры, а другую с самого убийцы". Закон весьма благоразумный в тогдашние времена: облегчая судьбу преступника, разгоряченного вином или ссорою, он побуждал всякого быть миротворцем, чтобы в случае убийства не платить вместе с виновным. - "Ежели убийство сделается без всякой ссоры, то волость не платит за убийцу, но выдает его на поток" - или в руки Государю - "с женою, с детьми и с имением".

III. Как древние Немецкие, так и Ярославовы законы определяли особенную пеню за всякое действие насилия: "за удар мечом необнаженным, или его рукояткою, тростию, чашею, стаканом, пястию 12 гривен; за удар палицею и жердию 3 гривны, за всякой толчок и за рану легкую 3 гривны, а раненному гривну на леченье". Следственно, гораздо неизвинительнее было ударить голою рукою, легкою чашею или стаканом, нежели тяжелою палицею или самым острым мечом. Угадаем ли мысль Законодателя? Когда человек в ссоре обнажал меч, брал палицу или жердь, тогда противник его, видя опасность, имел время изготовиться к обороне или удалиться. Но рукою или домашним сосудом можно было ударить незапно, также мечом необнаженным и тростию: ибо воин обыкновенно носил меч и всякий человек обыкновенно ходил с тростию: то и другое не заставляло остерегаться. Далее: "За повреждение ноги, руки, глаза, носа виновный платит 20 гривен в Казну, а самому изувеченному 10 гривен; за выдернутый клок бороды 12 гривен в Казну; за выбитый зуб то же, а самому битому гривну; за отрубленный палец 3 гривны в Казну, и раненному гривну. Кто погрозит мечом, с того взять гривну пени; кто же вынул его для обороны, тот не подвергается никакому взысканию, ежели и ранит своего противника. Кто самовольно, без Княжеского повеления, накажет Огнищанина (именитого гражданина) или Смерда (земледельца и простого человека), "платит за первого 12 гривен Князю, за второго 3 гривны, а битому гривну в том и в другом случае. Если холоп ударит свободного человека и скроется, а господин не выдаст его, то взыскать с господина 12 гривен. Истец же имеет право везде умертвить раба, своего обидчика". Дети Ярославовы, отменив сию казнь, дали истцу одно право бить виновного холопа или взять за бесчестье гривну. - "Если господин в пьянстве и без вины телесно накажет закупа, или слугу наемного, то платит ему как свободному". - Большая часть денежной пени, как видим, шла обыкновенно в Казну: ибо всякое нарушение порядка считалось оскорблением Государя, блюстителя общей безопасности.

IV. "Когда на Двор Княжеский" - где обыкновенно судились дела - "придет истец, окровавленный или в синих пятнах, то ему не нужно представлять иного свидетельства; а ежели нет знаков, то представляет очевидцев драки, и виновник ее платит 60 кун" (см. ниже). "Ежели истец будет окровавлен, а свидетели покажут, что он сам начал драку, то ему нет удовлетворения".

V. "Всякий имеет право убить ночного татя на воровстве; а кто продержит его связанного до света, тот обязан идти с ним на Княжеский Двор. Убиение татя взятого и связанного есть преступление, и виновный платит в Казну 12 гривен. Тать коневый выдается головою Князю и теряет все права гражданские, вольность и собственность". Столь уважаем был конь, верный слуга человеку на войне, в земледелии и в путешествиях! Древние Саксонские законы осуждали на смерть всякого, кто уведет чужую лошадь. - Далее: "С вора клетного" - т. е. домашнего или горничного - "взыскивается в Казну 3 гривны, с вора житного, который унесет хлеб из ямы или с гумна, 3 гривны и 30 кун; хозяин же берет свое жито, и еще полгривны с вора. - Кто украдет скот в хлеве или в доме, платит в Казну 3 гривны и 30 кун, а кто в поле, тот 60 кун" (первое считалось важнейшим преступлением: ибо вор нарушал тогда спокойствие хозяина): "сверх чего за всякую скотину, которая не возвращена лицом, хозяин берет определенную цену: за коня Княжего 3 гривны, за простого 2, за кобылу 60 кун, за жеребца неезжалого гривну, за жеребенка 6 ногат, за вола гривну, за корову 40 кун, за трехлетнего быка 30 кун, за годовика полгривны, за теленка, овцу и свинью 5 кун, за барана и поросенка ногату".

Статья любопытная: ибо она показывает тогдашнюю оценку вещей. В гривне было 20 ногат или 50 резаней, а 2 резани составляли одну куну. Сими именами означались мелкие кожаные монеты, ходившие в России и в Ливонии.

VI. "За бобра, украденного из норы, определяется 12 гривен пени". Здесь говорится о бобрах племянных, с коими хозяин лишался всего возможного приплода. - "Если в чьем владении будет изрыта земля, найдутся сети или другие признаки воровской ловли, то Вервь должна сыскать виновного или заплатить пеню".

VII. "Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну". Злоба бесчестила граждан менее, нежели воровство: тем более долженствовали законы обуздывать оную.

VIII. "Кто стешет бортные знаки или запашет межу полевую, или перегородит дворовую, или срубит бортную грань, или дуб гранный или межевый столп, с того взять в Казну 12 гривен". Следственно, всякое сельское владение имело свои пределы, утвержденные Гражданским Правительством, и знаки их были священны для народа.

IX. "За борть ссеченную виновный дает 3 гривны пени в Казну, за дерево полгривны, за выдрание пчел 3 гривны, а хозяину за мед нелаженного улья 10 кун, за лаженный 5 кун". Читателю известно, что есть бортное ухожье: дупла служили тогда ульями, а леса единственными пчельниками. - "Ежели тать скроется, должно искать его по следу, но с чужими людьми и свидетелями. Кто не отведет следа от своего жилища, тот виноват; но буде след кончится у гостиницы или на пустом, незастроенном месте, то взыскания нет".

X. "Кто срубит шест под сетию птицелова или отрежет ее веревки, платит 3 гривны в Казну, а птицелову гривну; за украденного сокола или ястреба 3 гривны в Казну, а птицелову гривну; за голубя 9 кун, за куропатку 9 кун, за утку 30 кун; за гуся, журавля и лебедя то же". Сею чрезмерною пенею Законодатель хотел обеспечить тогдашних многочисленных птицеловов в их промысле.

XI. "За покражу сена и дров 9 кун в Казну, а хозяину за каждый воз по две ногаты".

XII. "Вор за ладию платит 60 кун в Казну, а хозяину за морскую 3 гривны, за набойную 2 гривны, за струг гривну, за челн 8 кун, если не может лицом возвратить украденного". Имя набойная происходит от досок, набиваемых сверх краев мелкого судна, для возвышения боков его.

XIII. "Зажигатель гумна и дома выдается головою Князю со всем имением, из коего надобно прежде вознаградить убыток, понесенный хозяином гумна или дома".

XIV. "Если обличатся в воровстве холопи Княжеские, Бояр или простых граждан, то с них не брать в Казну пени (взыскиваемой единственно с людей свободных); но они должны платить истцу вдвое: например, взяв обратно свою украденную лошадь, истец требует еще за оную 2 гривны - разумеется, с господина, который обязан или выкупить своего холопа, или головою выдать его, вместе с другими участниками сего воровства, кроме их жен и детей. Ежели холоп, обокрав кого, уйдет, то господин платит за всякую унесенную им вещь по цене обыкновенной. - За воровство слуги наемного господин не ответствует; но если внесут за него пеню, то берет слугу в рабы или может продать".

XV. "Утратив одежду, оружие, хозяин должен заявить на торгу; опознав вещь у горожанина, идет с ним на свод, то есть спрашивает, где он взял ее? и переходя таким образом от человека к человеку, отыскивает действительного вора, который платит за вину 3 гривны; а вещь остается в руках хозяина. Но ежели ссылка пойдет на жителей уездных, то истцу взять за украденное деньги с третьего ответчика, который идет с поличным далее, и наконец отысканный вор платит за все по закону. - Кто скажет, что краденое куплено им у человека неизвестного или жителя иной области, тому надобно представить двух свидетелей, граждан свободных, или мытника (сборщика пошлин), чтобы они клятвою утвердили истину слов его. В таком случае хозяин берет свое лицом, а купец лишается вещи, но может отыскивать продавца".

XVI. "Ежели будет украден холоп, то господин, опознав его, также идет с ним на свод от человека к человеку, и третий ответчик дает ему своего холопа, но с украденным идет далее. Отысканный виновник платит все убытки и 12 гривен пени Князю; а третий ответчик берет обратно холопа, отданного им в залог вместо сведенного".

XVII. "О беглом холопе господин объявляет на торгу, и ежели чрез три дни опознает его в чьем доме, то хозяин сего дому, возвратив укрытого беглеца, платит еще в Казну 3 гривны. - Кто беглецу даст хлеба или укажет путь, тот платит господину 5 гривен, а за рабу 6, или клянется, что он не слыхал об их бегстве. Кто представит ушедшего холопа, тому дает господин гривну; а кто упустит задержанного беглеца, платит господину 4 гривны, а за рабу 5 гривен: в первом случае пятая, а во втором шестая уступается ему за то, что он поймал беглых. - Кто сам найдет раба своего в городе, тот берет Посадникова Отрока и дает ему 10 кун за связание беглеца".

XVIII. "Кто возьмет чужого холопа в кабалу, тот лишается данных холопу денег или должен присягнуть, что он считал его свободным: в таком случае господин выкупает раба и берет все имение, приобретенное сим рабом".

XIX. "Кто, не спросив у хозяина, сядет на чужого коня, тот платит в наказание 3 гривны" - то есть всю цену лошади. Сей закон елово в слово есть повторение древнего Ютландского и еще более доказывает, что гражданские уставы Норманов были основанием Российских.

XX. "Ежели наемник потеряет собственную лошадь, то ему не за что ответствовать; а ежели утратит плуг и борону господскую, то обязан платить или доказать, что сии вещи украдены в его отсутствие и что он был послан со двора за господским делом". Итак, владельцы обрабатывали свои земли не одними холопами, но и людьми наемными. - "Вольный слуга не ответствует за скотину, уведенную из хлева; но когда растеряет оную в поле или не загонит на двор, то платит. - Ежели господин обидит слугу и не выдаст ему полного жалованья, то обидчик, удовольствовав истца, вносит 60 кун пени; ежели насильственно отнимет у него деньги, то, возвратив их, платит еще в Казну 3 гривны".

XXI. "Ежели кто будет требовать своих денег с должника, а должник запрется, то истец представляет свидетелей. Когда они поклянутся в справедливости его требования, заимодавец берет свои деньги и еще 3 гривны в удовлетворение. - Ежели заем не свыше трех гривен, то заимодавец один присягает; но больший иск требует свидетелей или без них уничтожается".

XXII. "Если купец поверил деньги купцу для торговли и должник начнет запираться, то свидетелей не спрашивать, но ответчик сам присягает". Законодатель хотел, кажется, изъявить в сем случае особенную доверенность к людям торговым, которых дела бывают основаны на чести и Вере.

XXIII. "Если кто многим должен, а купец иностранный, не зная ничего, поверит ему товар: в таком случае продать должника со всем его имением, и первыми вырученными деньгами удовольствовать иностранца или Казну; остальное же разделить между прочими заимодавцами: но кто из них взял уже много ростов, тот лишается своих денег".

XXIV. "Ежели чужие товары или деньги у купца потонут, или сгорят, или будут отняты неприятелем, то купец не ответствует ни головою, ни вольностию и может разложить платеж в сроки: ибо власть Божия и несчастие не суть вина человека. Но если купец в пьянстве утратит вверенный ему товар или промотает его, или испортит от небрежения: то заимодавцы поступят с ним, как им угодно: отсрочат ли платеж, или продадут должника в неволю".

XXV. "Если холоп обманом, под именем вольного человека, испросит у кого деньги, то господин его должен или заплатить, или отказаться от раба; но кто поверит известному холопу, лишается денег. - Господин, позволив рабу торговать, обязан платить за него долги".

XXVI. "Если гражданин отдаст свои пожитки на сохранение другому, то в свидетелях нет нужды. Кто будет запираться в принятии вещей, должен утвердить клятвою, что не брал их. Тогда он прав: ибо имение поверяют единственно таким людям, коих честь известна; и кто берет его на сохранение, тот оказывает услугу".

XXVII. "Кто отдает деньги в рост или мед и жито взаймы, тому в случае спора представить свидетелей и взять все по сделанному договору. Месячные росты берутся единственно за малое время; а кто останется должным целый год, платит уже третные, а не месячные".

XXVIII. "Всякий уголовный донос требует свидетельства и присяги семи человек; но Варяг и чужестранец обязывается представить только двух. Когда дело идет единственно о побоях легких, то нужны вообще два свидетеля; но чужестранца никогда нельзя обвинить без семи". Итак, древние наши законы особенно покровительствовали иноземцев.

XXIX. "Свидетели должны быть всегда граждане свободные; только по нужде и в малом иске дозволено сослаться на Тиуна Боярского или закабаленного слугу". (Следственно, Боярские Тиуны не были свободные люди, хотя жизнь их, как означено в первой статье, ценилась равно с жизнию вольных граждан.) - "Но истец может воспользоваться свидетельством раба и требовать, чтобы ответчик оправдался испытанием железа. Если последний окажется виновным, то платит иск; если оправдается, то истец дает ему за муку гривну и в Казну 40 кун, Мечнику 5 кун, Княжескому Отроку полгривны (что называется железною пошлиною). Когда же ответчик вызван на сие испытание по неясному свидетельству людей свободных, то, оправдав себя, не берет ничего с истца, который платит единственно пошлину в Казну. - Не имея никаких свидетелей, сам истец доказывает правость свою железом: чем решить всякие тяжбы в убийстве, воровстве и поклепе, ежели иск стоит полугривны золота; а ежели менее, то испытывать водою; в двух же гривнах и менее достаточна одна истцова присяга".


XXX. "Когда простолюдин умрет бездетен, то все его имение взять в Казну; буде остались дочери незамужние, то им дать некоторую часть оного. Но Князь не может наследовать после Бояр и мужей, составляющих воинскую дружину; если они не имеют сыновей, то наследуют дочери". Но когда не было и последних? Родственники ли брали имение или Князь?.. Здесь видим законное, важное преимущество чиновников воинских. XXXI. "Завещание умершего исполняется в точности. Буде он не изъявил воли своей, в таком случае отдать все детям, а часть в церковь для спасения его души. Двор отцевский всегда без раздела принадлежит меньшему сыну" - как юнейшему и менее других способному наживать доход.

XXXII. "Вдова берет, что назначил ей муж: впрочем она не есть наследница. - Дети первой жены наследуют ее достояние или вено, назначенное отцом для их матери. Сестра ничего не имеет, кроме добровольного приданого от своих братьев".

XXXIII. "Если жена, дав слово остаться вдовою, проживет имение и выйдет замуж, то обязана возвратить детям все прожитое. Но дети не могут согнать вдовствующей матери со двора или отнять, что отдано ей супругом. Она властна избрать себе одного наследника из детей или дать всем равную часть. Ежели мать умрет без языка, или без завещания, то сын или дочь, у коих она жила, наследуют все ее достояние".

XXXIV. "Если будут дети разных отцов, но одной матери, то каждый сын берет отцевское. Если второй муж расхитил имение первого и сам умер, то дети его возвращают оное детям первого, согласно с показанием свидетелей".

XXXV. "Если братья станут тягаться о наследии пред князем, то Отрок Княжеский, посланный для их раздела, получает гривну за труд".

XXXVI. "Ежели останутся дети малолетние, а мать выйдет замуж, то отдать их при свидетелях на руки ближнему родственнику, с имением и с домом; а что сей опекун присовокупит к оному, то возьмет себе за труд и попечение о малолетних; но приплод от рабов и скота остается детям. - За все утраченное платит опекун, коим может быть и сам вотчим".

XXXVII. "Дети, прижитые с рабою, не участвуют в наследии, но получают свободу, и с материю".

Главою правосудия вообще был Князь, а Двор Княжеский обыкновенным местом суда. Но Государь поручал сию власть Тиунам и своим Отрокам. - Чиновники, которым надлежало решить уголовные дела, назывались Вирниками, и каждый судья имел помощника, или Отрока, Метельника, или писца. Они брали запас от граждан и пошлину с каждого дела. - Вирнику и писцу его, для объезда волости, давали лошадей.

В одном из новогородских списков Ярославовой Правды сказано, что истец во всякой тяжбе должен идти с ответчиком на извод перед 12 граждан - может быть, Присяжных, которые разбирали обстоятельства дела по совести, оставляя судье определить наказание и взыскивать пеню. Так было и в Скандинавии, откуда сей мудрый устав перешел в Великобританию. Англичане наблюдают его доныне в делах уголовных. Саксон Грамматик повествует, что в VIII веке Рагнар Лодброк, Король Датский, первый учредил думу двенадцати Присяжных.

Таким образом, устав Ярославов содержит в себе полную систему нашего древнего законодательства, сообразную с тогдашними нравами. В нем не упоминается о некоторых возможных злодеяниях, например: о смертной отраве (как в 12 досках Рима), о насилии женщин (и проч.): для того ли, что первое было необыкновенно в России, а второе казалось законодателю сомнительным и неясным в доказательствах? Не упоминается также о многих условиях и сделках, весьма обыкновенных в самом начале гражданских обществ; но взаимная польза быть верным в слове и честь служили вместо законов.

VladiT

"Если братья станут тягаться о наследии пред князем, то Отрок Княжеский, посланный для их раздела, получает гривну за труд".
Крышевание однако 😊

КМ

Интересно другое - к какой категории, по мнению властей, относимся мы?

------------------
C уважением...

SDR

уже тогда откуп существовал ((((
и главная мораль - набивание казны

Essc

КМ, тут такого низкого ранга нет 😊

КМ

Мне кажется власть думает наоборот. 😞 Хотя, наверное, все считают себя все самым высшим рангом. 😊

------------------
C уважением...

Торус

Русич
Всякий имеет право убить ночного татя на воровстве;
а кто продержит его связанного до света, тот обязан идти с ним на Княжеский Двор.

И ведь убивали и оставались свободными, и водили на княжеский двор,
и не боялись, что адвокат татя развернет стрелки в обратную сторону...

Княжеский Двор... РУВД, наверное?
😊

Русич

Поэтому и разместил. Нравится она мне, Правда Ярославова...



перемещено из Самооборона в России

КамерадеВе

Торус
Княжеский Двор... РУВД, наверное?
Выше берите. Что-то вроде мэра города, или главы округа.

AllBiBek

ПРАВДА РУССКАЯ, ИЛИ ЗАКОНЫ ЯРОСЛАВОВЫ
Практически под кальку слизана с Lex Salica, "Саллической правды", она же - "Саллический закон". Впрочем, с нее много кто плагиатил; "бургундская правда", "алеманская правда", "ирландский судебник", "басарский закон". Михалкова на них не было, он бы по 1% прибыли, полученой благодаря им, тупо за копирование исходника себе бы в карман ложил.

AllBiBek

КамерадеВе
Что-то вроде мэра города, или главы округа.
Еще выше. Полпредство с бригадой омона под боком.

КамерадеВе

Ну да, где-то так

Nikofar

AllBiBek
Михалкова на них не было, он бы по 1% прибыли, полученой благодаря им, тупо за копирование исходника себе бы в карман ложил.
Значится, в стародавние времнеа тигул Михалкова был бы - тиун.

Papa Karla

за всякого Людина, то есть свободного человека, Русского (Варяжского племени) или Славянина
Т.е. русские - это норманы, а вовсе не славяне? 😊

WERWOLF

РПЦ заявила, что роскошь и напускное богатство ей необходимы, чтобы "отражать общественный престиж Церкви"
http://newsru.com/religy/12apr2011/zlato.html

Протоиерей Всеволод Чаплин объяснил, зачем Русской Православной Церкви нужна роскошь, и почему священнослужители имеют право носить дорогие вещи..

blackbox

Т.е. русские - это норманы, а вовсе не славяне?

Так писалось и во всех мирных договорах с Византией. В них славяне ещё разделялись на полян и древлян. Т.е. живших в степях и в лесах.
А вообще мы - один этнос с варягами.

Бонк

blackbox
А вообще мы - один этнос с варягами.

Вообще-то нет. Ибо "варяги" - это род занятий, профессия, а не этнос. Это всё равно как сказать "мы - один этнос с милиционерами".

AllBiBek

blackbox
Так писалось и во всех мирных договорах с Византией.
Ой не надо вот этого, только в договоре с Олегом; уже в договоре с Игорем этого не было... Ближайший аналог викингов (варягов) - это казаки всех видов, но это еще не говорит, что это родственные понятия, просто более близких аналогов найти трудно.

sergei_0987

Это всё равно как сказать "мы - один этнос с милиционерами".
Ну если миллиционер русский, то так и есть.

AllBiBek

sergei_0987
если миллиционер русский
Хто там Главный Полицай по национальности? А его замы? А 3/4 штата в той же Москве или Питере?

Стрела

значит Бонк праф!

AllBiBek

Хошь сказать, что правильней будет термин "миллицеваряги"?

WERWOLF

А Михалков?

WERWOLF

Хошь сказать, что правильней будет термин "миллицеваряги"?
Полицвайгеры 😊

sushko

Возвращаясь к первому посту:

Надо только понимать, что гривна - это было дофига денег, 200 грамм серебром. Соответственно, 40 гривен за убийство княжеского человека - это 8 кг серебра, простой люд такую сумму ни в жисть не сыщет.

С другой стороны, 20 гривен за убийство свободного или 10 за убийство его жены/дочери/etc. - сумма хотя и большая, но, наверное, вполне посильная, например, княжескому тиуну (управителю небольшой территории и одновременно с тем сборщику налогов).

Т.е. получаем то же, что и сейчас: те, кому можно, и убивать могли, и обижать простых людей всячески, а наоборот - фиг.

Стрела

о!!!!! савва как фсекда фточку!!!!!

blackbox

Бонк

Вообще-то нет. Ибо "варяги" - это род занятий, профессия, а не этнос. Это всё равно как сказать "мы - один этнос с милиционерами".

Сорри, действительно, так. Ну, вы меня поняли...

AllBiBek

sushko
200 грамм серебром
На четверть меньше, а проба там вообще никакая была, чуть выше чем в современном техническом. По курсу кожаных денег на момент составления свода законов - 50 беличьих шкур, точнее - мордочек от них; со временем доросло до 100, инфляция, серебро привозным было, и в слитках, и в монетах. Итого - 2 000 белок заколбасил, натренировался в качестве хорошего стрелка, и - могешь смело валить княжьего человека. Поймали - отдал, не поймали - колбасишь до тех пор, пока не поймают, после чего отдаешь. Или откатываешь часть суммы тому, кто ищет, и он тебя не шибко пристаьно ищет, институт отката столь же древен, как институт государства.

WERWOLF

sushko

200 грамм серебром

А 30 сребреников Иуды это скока грамм?

AllBiBek

WERWOLF
30 сребреников Иуды это скока грамм?
серебренник - это 4 динария, динарий (римский, времен Пилата)- 4,2 - 4,5 грамма; лигатуры - примерно четверть. Итого - 120 динариев, в самом Риме на динарий - 3 литра оливкового масла, один литр оливкового масла - 4 литра зерна; в то время - чуть больше суточной пайки, бесплатно полагавшейся малоимущему гражданину. Одному человеку - за глаза, но - у всех были жены-дети, которые это пайкой жили,маргиналы всегда многодетны. Касательно провинции "Иудея" 30 серебренников - это примерно на треть больше, чем в метрополии; курс металлов другой был, обязательные подношения в иудйские храмы делались исключительно в серебре и в установленой норме с семьи, в сиклях. В переводе на современные реалии и с отвязкой от нынешней стоимости грамма серебра, с пересчетом на покупную стоимость - что-то около 50 000 деревянных, 1500 баксов, или штуки евро.
В переводе на гривны - чуть меньше двух новгородских и трех киевских соответственно, если ровным счетом - то две черниговских; черниговская меньше новгородской и больше киевской примерно имено на столько.
Короче, щадящие нормы, если честно; отстрел депутата городского собрания - штраф в 15 000 баксов и гуляй себе дальше.

WERWOLF

В переводе на современные реалии и с отвязкой от нынешней стоимости грамма серебра, с пересчетом на покупную стоимость - что-то около 50 000 деревянных, 1500 баксов, или штуки евро.
СПАСИБО!!!!!!!БОЛЬШОЕ СПАСИБО.

ЗЫ И все говорят что человеческая жить дескать бесценна. Тут вон Сына Божьего за 50000 рублей слили. А кто виноват?

WERWOLF

Хто там Главный Полицай по национальности? А его замы? А 3/4 штата в той же Москве или Питере?
😊 😛

AllBiBek

WERWOLF
Тут вон Сына Божьего за 50000 рублей слили.
Так он ж не умер в итоге, так что пример неудачный.

WERWOLF

Так он ж не умер в итоге, так что пример неудачный.
Умер и воскрес. Так что возврят бабла с Иуды де-юре невозможен 😊

КамерадеВе

Т.е. русские - это норманы, а вовсе не славяне?
Славяне тогда это была большая группа народностей.
РПЦ заявила, что роскошь и напускное богатство ей необходимы, чтобы "отражать общественный престиж Церкви"
http://newsru.com/religy/12apr2011/zlato.html
Протоиерей Всеволод Чаплин объяснил, зачем Русской Православной Церкви нужна роскошь, и почему священнослужители имеют право носить дорогие вещи..
Ну да, дело иосифлян живёт и пахнет.
Вот меня всегда радовала способность наших попиков внятно разъяснить, почему белое - это чёрное и наоборот.

YuriB

Законы Хаммурапи

Когда высокий Ану, царь ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку, первейшему сыну Эа, владычество (дословно энлильство) над всеми людьми, возвеличили его среди игигов, Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля -- тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми и озарять страну, - Ану и Эллиль призвали меня для благоденствия населения (дословно для плоти людей).

Я - Хаммурапи, пастырь, названный Эллилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура, связи небес и земли, заботливый попечитель Экура, могучий царь, восстановивший Эриду на своем месте, очистивший ритуалы Эабзу.

Сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука, своего владыки, который дни свои служил Эсагиле; семя царственности, которое создал Син, обогативший город Ур, смиренный богомолец, принесший изобилие в Экишнугаль.

Я - заботливый, покорный великим богам потомок Сумулаиля, могучий наследник Синмубаллита, вечное семя царственности, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада, царь, вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар. Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и ублаготворил плоть людей. Отныне:

1. Если человек (авилум) клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

2. Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело - дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

4. Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна или серебра, то он должен нести наказание этого дела.

5. Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

6. Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.

7. Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек - вор, он должен быть убит.

8. Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит

9 .Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была обнаружена пропавшая вещь, сказал: "Продавец-де мне ее продал, при свидетелях-де я ее купил", а хозяин пропавшей вещи сказал: "Я приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", затем покупатель привел продавца, который продал ему эту вещь, и свидетелей, при которых он ее купил, и хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, он должен быть убит. Хозяин пропавшей вещи может забрать свою пропавшую вещь, а покупатель может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.

10. Если покупатель не привел продавца, продавшего ему эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, тогда покупатель - вор, он должен быть убит, а хозяин пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать

11. Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он - лжец, он возвел напраслину и должен быть убит

12. Если продавец умер, то покупатель может взять в доме продавца сумму иска этого дела в пятикратном размере.

13. Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи должны назначить ему срок до шести месяцев, а если в течение шести месяцев он не привел своих свидетелей, то этот человек - лжец; он должен нести наказание по этому делу

14. Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.

15. Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит.

16. Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же мушкенуму, и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

17. Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.

18. Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.

19. Если же поимщик этого раба задержал в своем доме, а затем раб был схвачен в его руках, то этот человек должен быть убит

20. Если раб убежал из рук поймавшего его, то этот человек должен произнести клятву вo имя бога хозяину раба, и он будет свободно отпущен.

21. Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.

22. Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

23. Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.

24. Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.

25. Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.

..............

http://hworld.by.ru/text/bab/hamlaw.html

Стрела

дикарибля

AllBiBek

Зато справедливо.
"Золотой ты человек, Хамурапи Син-Мубалитович, реально, блин, всё о народе думал, не то что всякие Ярославы"...

WERWOLF

"Золотой ты человек, Хамурапи Син-Мубалитович..
Ну там чет сильно жестко и не особо то справедливо.

AllBiBek

WERWOLF
сильно жестко
Самое то, примерно как Яса Чингиз-хана и Законник Аттилы. Ничего себе в казну, за преступление - либо смерть, либо возместить в десятикратном размере. В "Правде Ярослава" всё повернуто так, что князю выгодно, чтобы на подконтрольных территориях как можно больше убивали-безобразничали, казна от этого полнилась. У Хамурапи этого нет, там наоборот, лучше не переступать закон.

PAN horunj

В "Правде Ярослава" всё повернуто так, что князю выгодно, чтобы на подконтрольных территориях как можно больше убивали-безобразничали, казна от этого полнилась. У Хамурапи этого нет, там наоборот, лучше не переступать закон.
Так выяснилиж,что там Ярослав то и рядом не стоял.Как обычно прогрессивные еуропские ценности да на дурные русские головы.А законы Хамурапи ,да нормально .Дааа вот ещё момент ,для противников смертной казни ,путишествинники ,которые из поездок живыми вернулись .Утверждали ,что во времена Влада Цепиша ,можно было потерять золотую монету не кошелёк даже,а через долгое время найти её там где потерял оставил.А там то маньяк натуральный был у власти какие там на фиг законы.

AllBiBek

PAN horunj
можно было потерять золотую монету не кошелёк даже,а через долгое время найти её там где потерял оставил.
"Царь Кир установил в своей державе такие законы, что девственница с мешком золота за спиной могл пешком одна пройти го царство из конца в конец совершенно безопасно". А дальше этой аллегорией кто только не игрался во все века. Это именно аллегория, слышал варианты ее про державу Аттилы, державу Чингиз-хана, державу Кубрата, державу Теодориха, империю Карла Великого, и еще про несколько. Письменный самопиар для потомков.

PAN horunj

Да в том дурдоме вполне могло быть не аллегорией.Ещё момент поверите нет,
Севастополь женская сумка на лавке ,не пустая ,появилась в мою смену ,через сутки снова заступаю мне говорят там вон сумка лежит ещё с вашей смены ,может кто из местных баб забыл так последи.Её при мне забрала хозяйка,просто всё тётка куда сумку берёшь ,ты её ложила ,да что там ,ну тд.
АКС ,с подсумком с боекомплектом.Но это правда недолго с час может,естественно приехали забрали.А то тоже стоит себе на лавочке подсумочек рядом.Так что не всякая алегори алегория.

WERWOLF

.Утверждали ,что во времена Влада Цепиша
Так он румын!!

PAN horunj

Так он румын!!
Да тааам хрен пойми кто он,вроде потомок этихх блин кино ещё было ,ооо Даки.Так это элита ихняя ,а подданные хрен пойми кто,одно слово румыны.

КамерадеВе

PAN horunj
Утверждали ,что во времена Влада Цепиша ,можно было потерять золотую монету не кошелёк даже,а через долгое время найти её там где потерял оставил.А там то маньяк натуральный был у власти какие там на фиг законы.
Да нифига он не маньяк был. Аналог нашего Ивана Грозного.
Единственное отличие - перешёл из католичества в ислам. И вот этого ему попики простить так и не смогли.
Кстати, аналогичный пример - наберите в поиске "Юлиан-Отступник"

PAN horunj

"Юлиан-Отступник"
Да ну их на.
Да нифига он не маньяк был.
Не ,не, маньячина ,но скажем так прогматичная маньячина,а христианство ислам так он туда сюда бегал,по хер ему было похоже.

WERWOLF

Вопрос на английском форуме: Как избавиться от привидений в замке?
Сдайте его на неделю румынам.
Через 3 месяца: Как избавиться от румынов в замке?

КамерадеВе

PAN horunj
Не ,не, маньячина ,но скажем так прогматичная маньячина
Так проблема в том, что там вся европа такой же была, если не хуже. А что делаь - борьба за власть и укрепление вертикали власти. Но вот в истории остались "вампир" Дракула-Цепеш да наш Иван "тхе террибле". Хотя на ихней "великой" Виктории крови поболе будет, чем на этих двоих.

PAN horunj

Хотя на ихней "великой" Виктории крови поболе будет, чем на этих двоих.
Есть разница,эти двое законом не прикрывались.Всю кровищу смело и непринуждённо на себя брали.А у Виктории нууу ,закооон цивилизация однако.

WERWOLF

На гербе России может появиться полумесяц
http://utro.ru/main/

AllBiBek

WERWOLF
На гербе России может появиться полумесяц
Любят онитакие заголовки. Вся сут новости, что верховный муфтий от имени ВСЕХ мусульман в очередной раз ПРЕДЛАГАЕТ полумесяц разметить на гербе, редставляющем из себя живоесущество, что настолько противоречит Корану, что в среде даже политактивных мусульман эту его идею пустят на тормозах; 99% мусульман РФ в этом плане инертны.

WERWOLF

Вся сут новости, что верховный муфтий от имени ВСЕХ мусульман в очередной раз ПРЕДЛАГАЕТ полумесяц разметить на гербе, редставляющем из себя живоесущество, что настолько противоречит Корану, что в среде даже политактивных мусульман эту его идею пустят на тормозах; 99% мусульман РФ в этом плане инертны.

Ну у узбекистана то на гербе и птица и символы правда отдельно друг от друга.
http://timex4you.livejournal.com/110155.html
У Туниса тоже.
http://www.planeta-online.tv/media/1411.html
Вот кумыки правда это уже неофициальный флаг.

ЗЫ Вроде Коран вообще запрещает изображать на знаменах и гербах что-то кроме исламских символов??

WERWOLF

Любят онитакие заголовки.
Ага. Причем это у них прогрессирует.

sife

Не у них, а у него. Конкретно - "верховного муфтия".

RoNiN1987

Шикаааарррррная темка! Прочитал с удовольствием! Ещё!!!!!!