.Путч 'чеченских' генералов: миф или правда?

РА-дуга

Путч 'чеченских' генералов: миф или правда?

Тотальный контроль

Государственные олигархи. Это словосочетание в последнее время слышится все чаще. Трудятся они преимущественно в Администрации Президента РФ. Вот только некоторые фамилии (самые видные) из окружения Владимира Путина и их должности - официальные и 'совместительские'. Дмитрий Медведев - глава Администрации и председатель совета директоров (СД) 'Газпрома', Владислав Сурков - замруководителя Администрации и председатель ОД 'Транснефнепродукта', Игорь Сечин - замглавы и председатель СД 'Роснефти', помощник президента Сергей Приходько - глава корпорации 'Тактическое ракетное вооружение', пресс-секретарь президента Алексей Громов и советник Михаил Лесин входят в СД ОАО 'Первый канал'. Этот список можно продолжить. Очевидно, что по общему объему контролируемых капиталов 'кремлевский клан' конкурирует с 'натуральными' олигархами. В принципе, в их руках практически все сырьевые и финансовые потоки страны (по некоторым данным, стоимость компаний и ресурсов, контролируемых 'командой Путина', - $220 млрд, а ежегодный доход - $11 млрд). С учетом того, что 'путинцы' контролируют не только крупнейшие компании, но и всю мало-мальски активную политическую жизнь страны, целый ряд влиятельных финансово-политических кланов, не желающих повторить судьбу Ходорковского, видит свое дальнейшее благополучие только в одном - свержении нынешнего политического строя. Иначе им придется просто исчезнуть. Учитывая, что в делах каждого губернатора, бывших министров и премьеров, политиков и олигархов при желании криминала можно найти не меньше, чем у Ходорковского, вся элита сейчас в подвешенном состоянии. Власть и капитал переходят в руки новой элиты 'с горячим сердцем и чистыми руками'. Бывшие с этим не смирятся:

Солидный стабилизационный фонд ($30,6 млрд), огромные золотовалютные запасы ($147 млрд, высокие цены на нефть, не слишком политически активное общество - получить такое благополучное 'наследство' должен тот самый загадочный 'преемник', об имени которого сейчас все гадают. Как сказано выше, богатство это сейчас под жестким контролем Администрации Президента РФ и Центробанка. И чем ближе следующие президентские выборы (напомним, они состоятся в 2008 году), тем меньше шансов у тех кто хочет взять власть, сделать это. Время идет, а серьезных политических фигур в противовес тому самому 'преемнику' не возникает (быстро дискредитированный 'дачным скандалом' Михаил Касьянов не в счет). Поэтому единственно возможным действием оппонентов президента Путина остается силовой захват власти. Причем скорейший.

Где взять лидера с харизмой?
Чтобы реализовать такой сценарий, нужны две вещи - деньги и яркий политический лидер-вождь. С первым проще, со вторым несколько сложнее. Профинансировать государственный переворот в России готовы многие - от опальных олигархов до иностранных государств. Причем в том объеме, какой потребуется. Что касается 'лидера с безупречной харизмой', как говаривал известный политтехнолог Глеб Павловский, то его пока не видно. Зато есть среда, из которой он может появиться. Среда эта для всяческих переворотов традиционна и благодатна - конечно же это армия. Армия, которая в 1999 году с энтузиазмом встретила Владимира Путина и новую чеченскую кампанию, медленно, но верно в нем разочаровывается. Что интересно, процесс этот происходит и 'сверху', и 'снизу'. Генералитет крайне болезненно воспринимает внешнеполитические шаги Верховного Главнокомандующего. Российские базы были выведены с Кубы и из Вьетнама, сейчас российский военный контингент выгоняют из Грузии и Приднестровской республики. Тем временем американцы наращивают военное присутствие в Средней Азии, подбираются и к западным границам России. Все эти 'оплеухи' для генералитета, воспитанного на величии и непобедимости своей страны, - показатель того, что пораженческая политика времен Ельцина продолжается. У офицеров более низкого звания - другая проблема. Уровень их жизни - удручающ. Не хватает денег, жилья, социальный статус офицера катастрофически низок. Дополнительно по ним ударила и пресловутая монетизация льгот. Согласно официальным данным Министерства обороны РФ, 80% офицеров армии и флота недовольны политикой власти в отношении Вооруженных сил. Что касается министра обороны Сергея Иванова, то ему, по данным ВЦИОМ, доверяют лишь 11% военных. И хотя об этом еще не говорят вслух, армия находится в состоянии брожения.

Ставка на 'чеченцев'
Большинство политических обозревателей склоняются к мысли, что тот самый загадочный преемник Путина на президентском посту - именно глава Минобороны Сергей Иванов. И если в 2000 году казалось, что в лидеры выдвинется кто-нибудь из так называемого 'поколения Ч' (так прозвали генералов, получивших всероссийскую известность в ходе двух чеченских военных кампаний), то в последние годы стало казаться, что Кремль просто опасается популярности в Вооруженных силах таких генералов, как Владимир Шаманов, Геннадий Трошев, Виктор Казанцев и Анатолий Квашнин. Все они были отлучены от армии, получив различные 'беспогонные' должности. Известно, что у Сергея Иванова не сложились отношения со всеми этими генералами, чуть ли не публично выражавшими большие сомнения в профпригодности гражданского министра обороны. Владимир Путин в этом противостоянии неизменно принимал сторону бывшего коллеги по ФСБ. Теперь же 'поколение Ч' для нынешней власти становится опасным как никогда. Все эти генералы по-прежнему сохраняют огромную популярность в армии и широко известны в народе. Вполне возможно, что именно на них сделают ставку 'ущемленные' олигархические кланы при возможной попытке госпереворота. Впрочем, помимо списка известных генералов, есть много 'чеченцев' с золотыми погонами, которые остались в армии. Чьи имена может услышать вся страна в критический момент. Ведь развал СССР произошел в том числе и потому, что в августе 1991-го на сторону блокированного в Белом доме президента России Ельцина перешел мало кому тогда известный генерал ВДВ 'афганец' Павел Грачев. А через два года его танки расстреляли законно избранный парламент России:

ГРУ против ФСБ?
Есть все основания предполагать, что простые россияне приняли бы возможный госпереворот достаточно спокойно. Так, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, более всего россияне боятся голода и терроризма (по 30%). В опроснике присутствовала и строка 'госпереворот', но на нее люди реагировали вяло (всего 7%). Поэтому стольких защитников у избранной власти, которые толпами лезли под танки в августе 1991-го на подступах к Белому дому, или 'живым кольцом' находились там же под пушечным обстрелом в октябре 1993-го, в наши дни не найдется. И потому никакая 'цветная' революция России в ближайшее время не грозит в принципе, но и новые путчисты народного сопротивления почти не встретят. Наоборот, все пострадавшие при монетизации льгот (массовые выступления в начале года были хорошо организованы и, возможно, являлись, так сказать, 'пробой пера') их активно поддержат. Получается, власть защитить себя может только сама. Чем и занимается.

Потенциальную угрозу от армии президент пытается нивелировать и лично, и при помощи ФСБ. Сам Владимир Путин в последнее время встретился со всеми командующими войсками военных округов. Предмет этих бесед не афишировался. В те же сроки активизировало свою деятельность Управление военной контрразведки (есть такая структура в составе ФСБ), которое имеет своих людей во всех армейских подразделениях. По некоторым данным, это Управление отмечает крайнее недовольство офицерского состава своим министром. В частности, именно на Сергея Иванова возлагается ответственность за неудачи на последних крупномасштабных военных учениях. Впрочем, за решающим ударом ФСБ может и не уследить, так как у военных есть своя спецслужба - Главное разведуправление. Сотрудники ГРУ, которые в последний десяток лет в основном вели чеченское направление, идейно близки с генералами из 'поколения Ч' и вполне могут стать их козырем в вооруженном противостоянии с властью. Тем более у военных разведчиков есть огромный 'зуб' на возможного преемника. Когда двух российских представителей дипмиссии в Катаре обвинили в ликвидации Зелимхана Яндарбиева, Сергей Иванов вопреки всем законам 'жанра' сразу признал, что это 'сотрудники российских спецслужб'. В кулуарных беседах по этому поводу 'гэрэушники' выражали, скажем так, 'недоумение' безграмотным поведением Иванова.

Многие россияне в сценарий военного переворота не верят. А, собственно, почему? Разве отлигархи не хотят смены курса? А военные? А некоторые избранные народом губернаторы, бывшие 'удельными царьками', а ставшие госслужащими, которых могут уволить в любой момент? За последние годы мы успели привыкнуть к стабильности, и нам кажется, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Тем, кто, возможно, готовит переворот, это только на руку.

Взято с сайта: http://www.kpe.ru/rating/world/1239/