Люблю я Луркмор: Тёплый ламповый звук

Yep 21-01-2010 19:34

Теория очень сложна и неинтересна не-нердам, и нужна лишь для оправдания покупки ламп не только по их визуально-эстетическим качествам. Так, например, (спойлер: лампы управляются напряжением, а биполярные транзисторы - током, к тому же транзисторы обладают экспоненциальной входной характеристикой и испытывают значительное влияние температуры на характеристики (что, впрочем, успешно устраняется введением отрицательной обратной связи (ООС) в усилительные каскады, что при некотором ухудшении коэффициента усиления значительно повышает стабильность его работы).
На руку «не транзисторам» играют:
- характер искажений ламповых однотактных усилителей за счёт преобладания чётных гармоник в спектре искажений;
- передаточная характеристика выходного трансформатора, заведомо обладающего нелинейной амплитудно-частотной характеристикой;
- отсутствие глубокой ООС в ламповиках, и как следствие - якобы "более натуральный" ("теплый", "воздушный" и т.д.) звук (при объективно бо́льших фиксируемых искажениях);
- и т. д. :
)
На самом деле, лампы - большие, красивые, блестящие и в темноте светятся, поэтому их напоказ выставляют. А транзисторы - маленькие невзрачные хуёвины, которые в корпус с глаз долой прячут. Поэтому очень круто иметь ламповик дома и всем его показывать (если он красиво сделан).
У аудиофилов, обывателей и радиолюбителей


Сетевой кабель за 4875 $ «со скоростью 91 % скорости света», и это не предел Пруфлинк


Ethernet патч-корд 1.5 метра за 499 $ (то есть практически даром) - Пруфлинк.


тоже тёплый, тоже ламповый, но на транзисторах


Наглядно показаны преимущества ламповых диодов перед полупроводниковыми
Аудиофилы с высоким уровнем ФГМ скажут вам, что они не признают транзисторные аппараты из-за того, что они искажают сигнал, несмотря на то, что фиксируемые приборами искажения у почти любых современных транзисторных приборов во много раз меньше, чем у ламповых. На самом деле пидарасы испытывают баттхёрт по элементарной причине - «у меня дешёвая аудиотехника». Пофиг, что тоже звучит, пофиг что готов за секунды - дешёвый транзистор не ласкает ЧСВ.
Более того, грызня поклонников ламп и транзисторов элементной базой не ограничивается. К разряду «лампового звука» относятся следующие явления:
Теплый межблочный кабель. В самом деле, здоровому человеку вряд ли придёт в голову различать направление аудиокабеля (пожильно), и прогревать кабель перед использованием.
Бескислородная медь, естественно, монокристаллическая. Полезно знать, что вся электротехническая (катодная) медь уже лет 40 как бескислородная, даже в проводе от китайского утюга.
Нарезание траекторий. Каждый новый кабель нужно некоторое время гонять на качественной классической музыке, чтобы электроны нарезали в нём траектории. Всё последующие электроны, бегущие по нарезанным орбитам обеспечивают более качественный звук. И не дай Б-г послушать по этому кабелю попсу - орбиты будут навсегда испорчены.
Звучащий сетевой шнур. Оказывается, от шнурка питания тоже зависит звук. Nuff said. Естественно, про километры гнилой алюминиевой совковой проводки на скрутках, соседей с пылесосами и сварочными аппаратами, кривые электроподстанции никто не вспоминает. Оно и логично, их не купить в Audio Hi-End магазине. Производители же таких кабелей просто на говно исходят, расхваливая свой продукт. В апогее доходит до составления аккумуляторной батареи размером с оную на дизель-электрической подводной лодке. К слову - в 95 % случаев, такие кабели НЕ содержат никаких фильтров (мотивации - ферритовые фильтры портят звук; шумы мы почистим, но вместе с водой выплеснем и ребёнка; шумы не уменьшают музыкальность, а вот фильтры - таки да), так что аналогия с ржавой водопроводной трубой и фильтром для воды здесь, как правило, не уместна.
Прогрев проводов, колонок и CD-проигрывателей после покупки. Длительный, утомительный прогрев на белом или розовом (важно!) шуме всего тракта «вычистит» шероховатости и грязь из звука. А как же. После 48-ми часов страшного шипения записи даже Филиппа Бедросовича покажут волшебную глубину студийной атмосферы и воздушность, взвешенность звука. Для динамиков прогрев (точнее, первичная проработка) имеет место быть, это всё же механическая система - многие, надеюсь, понимают важность обкатки авто перед началом его эксплуатации, здесь то же. Электрохимические процессы (в электролитических конденсаторах) также могут потребовать несколько часов первичной приработки - на заводе осуществляют только проверку работоспособности, обкатывают же лишь отдельные экземпляры в лаборатории (независимо от стоимости изделия). А вот прогрев проводов - ну вы понели :3.На самом деле все просто - аудиофилы по ограниченности своих знаний в схемотехнике приписывают особенности эксплуатации ламп другим деталям - проводам, резисторам и так далее.
Сущности. На самом деле, звук не зависит от схемы, а зависит лишь от типа примененных деталей - ведь весь звук формируют сущности, живущие в радиодеталях (в первую очередь в лампах). Хорошие, годные детали выпускались в 3-ем Рейхе фирмой Telefunken и содержат в себе хорошо воспитанные, благородные сущности, которые способны оживить произведения музыкального искусства. В советских же деталях живут быдляцкие сущности, которые способны воспроизводить лишь пьяный бред, записанный на магнитофон «Маяк», и голос Левитана. Множество немецких деталей со временем способно воспитать годную сущность в советской детали 50-60х годов, но - они бессильны против современных японских комплектующих, которые могут передать лишь бум-тыц-музычку.
Деликатная подвеска CD. Оказывается, если привод чтения дисков завернуть во что-то лампово-мягкое (тёплый клетчатый плед?), он зазвучит. А уж если подвесить его по всем правилам БДСМ, то зависть товарищей-аудиофилов обеспечена. А уж если убрать свист во время вращения CD и скрип привода головки, которые радуют уши владельцев дешёвого китайского барахла:
Чудесные пирамиды. Согласно этой вырвиглазой теории ПИРАМИДЫ (мои глаза!) могут затачивать иглы, утеплять трансформаторы, облагораживать провода и лампы.
Подставки для акустических кабелей. Некоторые поциенты считают, что кабель не может лежать просто на полу. Они используют специальные деревянные подставки-плашечки, изготовленные из разнообразных пород дерева. В зависимости от длины и толщины кабеля, их количество на протяжении от усилителя к колонкам разнится, но важно одно: кабель не должен соприкоснуться с этим грязным ужасным, (омг, бетонным!) полом. Свято верят, что подставки из вишни делают звук «смолянистее», а осина (божеупаси) сушит звук и делает его «тощим». Самый нейтральный звук у берёзы. Стоимость оных - от $200 за штуку (ибо хэндмейд!).
Зелёный маркер для CD. Если торец компакт-диска покрасить специальным зелёным маркером за $25 (no fake - [1], покупайте только оригинальную продукцию, опасайтесь подделок.), то диск будет лучше читаться и гораздо натуральней звучать. А если покрасить DVD, то изображение на нём будет насыщенней и приблизится по качеству к блюрею. [2]
Можно заметить по этому поводу только одно: аудиофилы совершенно не понимают сути звукоусиления и путают инструментальные усилки, одной из задач которых действительно является внесение приятных искажений в звук музыкального инструмента, с звуковоспроизводящей техникой, в которой эти самые искажения нафиг не упали, ибо все необходимые эффекты (в том числе и тёплый ламповый звук) уже давно находятся на самой записи. Дополнительные же ламповые искажения не «подогревают» звук, а превращают его в тёплое ламповое говно, имеющее мало общего со звуком, записанным на носитель.
Неискушенный обыватель может спросить: почему в аудиосрачах основной уклон приходится на обсуждение именно усилителей, а также - кабелей? Слушая лампофага, можно придти к выводу, что провода определяют 50% звука, а значение усилителя перевалит за 100%, в то время как людям, далёким от темы, главным кажется величина колонок (что, впрочем, тоже не совсем верно). Ответ прост: самодельный усилитель, а тем более - кабель, требует минимума знаний и опыта для сборки (хотя зачастую сборка происходит настолько безграмотно, что усилитель сгорает синим пламенем сразу после включения), не требует большого объёма и высокой культуры столярных работ, потребных для изготовления АС, не требует он и знания схемотехники на приличном уровне, без которого невозможно собрать не то что цифровое устройство, но даже банальный радиоприёмник.
http://lurkmore.ru/Теплый_ламповый_звук

GeorgeM 22-01-2010 13:26

написато пионерами для пионеров.
Чё с них возьмёшь, гуманитарии!(С)...

Ил 22-01-2010 16:31

Бездарно спроектированная и собранная схема убивает любые плюсы элементной базы. А на Лукморе вечно 80% инфы стёб причём далеко не всегда удачный

Yep 23-01-2010 10:16

да я вот тоже хотел спросить специалистов - где автор не прав, если не обращать внимания на стёб?
то что провода по 200 баксов метр фуфло - это ежу вроде должно быть понятно, и так далее по всем пунктам.
однако, когда-то очень давно, лет наверное 30 назад, еще в журнале Радио читал такую фигню, что у транзисторов низкие искажения только в определенном диапазоне, которые при его превышении возрастают нелинейно, и дают некрасивый для слуха эффект.
а вот у ламп искажения возрастают линейно и приятны для слуха.
?

GeorgeM 23-01-2010 15:57

в звуковой электронике линейных процессов вообще не наблюдается... Искажения есть везде и всегда, вопрос только в их типах и количестве. Если вкратце - ламповые искажения более благозвучны как правило, хотя изгадить кривым проектированием и исполнением можно что угодно.

Вдобавок ко всему ламповая схемотехника относительно проста, меньше деталей в звуковом тракте - меньше искажений вносимых этими деталями, если они достаточно качественные. Ещё один ярко выраженый плюс ламп - отстутствие обратного тока. То есть ПОЛНОЕ отсутствие. И естессно плавный вход в насыщение, в отличие от полупроводников которые дают ярко выраженую "ступеньку", читай мерзкие на слух гармоники. В связи с отсутствием глубокой ООС (если не допущено грубых ошибок при проектировании) лампа даёт и большую скорость нарастания сигнала.

Естессно существует и множество минусов ламповой техники, обусловленых меньшим ку ламп, необходимостью достаточно высокой выходной нагрузки, что приводит к необходимости применять моточные изделия(горячий привет от кпд, полосы пропускания и фчх!), высоким собственным шумом ламп, высоковольтным питанием, неудобностью построения каскадов усиления тока(лампа это усилитель НАПРЯЖЕНИЯ), большой чувствительностью к качеству и геометрии монтажа и т.д.

Это если очень сильно вкратце.

А вообще - каждая вещь хороша на своём месте, где лучше лампа, где транзистор...

greeca 01-03-2010 21:41

про то что межблочные провода имеют свою емкость и индуктивность, автор статьи стыдливо умалчивает. и про то что почти вся электротехническая медь делается из втормета, а следовательно из за примесей кабель может уже чуть ли не свойствами полупроводника обладать тоже. Я сам инженер АСУ, в шнурковщину не верю, НО-на хорошем тракте межблочник из литцендрата может подчеркнуть верха, сам убеждался.

13mm 02-03-2010 08:58

А вот как делают теплые лампы http://www.dailymotion.com/video/x3wrzo_fabrication-d-une-lampe-triode_tech

Postoronnim V 02-03-2010 11:17

Про медь - не верится, что медь из втормета полупроводник.

Про подчёркивание верхов соединителем из литцендрата - это говорит лишь неравномерности АЧХ. ИМХО, происходит из за того, что, из за личной изолированности общая поверхность проводника выше. Проводимость в области низких частот пропорциональна сечению проводника. С повышением частоты проводимость будет в большей степени определятся поверхностной проводимостью проводника. Но, при так себе проводящих свойствах материала проводника в области верхних частот со временем возможен и спад АЧХ. В идеале стабильный литцендрат должен быть золотым.

Про низкие искажения транзисторов. Давайте уточним - какие искажения?
1. Искажения гармонические.
2. Искажения динамического диапазона.
3. Интермодуляционные искажения
4. Искажения АЧХ тракта.
5. Шум отдельно не выделяю, т.к. этот вопрос тоже сложен и связан с некоторыми вышеперечисленными пунктами.
И давайте уточним - какие транзисторы? Биполярные или униполярные?
Резкое насыщение запросто может быть и в ламповом и в транзисторном усилителе. Это больше зависит от схемотехнического решения, выбора режимов работы элементов (особенно выходных каскадов). В ламповом усилителе ступеньку запросто может дать вогнаный в насыщение магнитопровод выходного трансформатора.

Многое уже сказал выше ГеоргеМ..
Биполярный транзистор был самым простым и могли работать на приличных мощностях. Схемы с ними были много сложнее. Каждый элемент - это грубо говоря лишний вклад в общую картину искажений. Тот же электролитический конденсатор в транзисторном усилителе далеко не так благополучен в плане линейности и шумов, как старинный слюдяной в ламповой схемотехнике. ( а эти конденсаторы ещё и практически эталон стабильности десятилетиями). Кроме прочего, элементы ламповой техники не подверженны изменению характеристик на фоне естественной радиации.
Униполярные транзисторы были гораздо более капризны в плане получпения приличной мощности. Хотя звучали усилители на них гораздо приятнее, чем на биполярных транзисторях.
Не нужно забывать. что это радиолюбители и, отчасти, военые могли проектировать и собирать аппаратуру из того. что было им оптимально. А массовая аппаратура проектировалась исходя из спущеннызх ГОСТОВ, ОСТОВ, ТУ, в которых регламентировалась потребляемая мощность изделия. КПД,... Да и режимы работы элементов тоже регламентировались Грубо говоря была мощность передатчика или усилителя 1 вт - допускалось ставить туда ключевой элемет мощностью до 1 - 1.2 вт. И хоть все знали. что этот элемент сдохнет через полгода. но двухватный элемент. который бы там проработал четверть века ставить ни кто бы не позволил.

Так. что дело скоре в правильности пути решения какой либо поставленной цели. Если прощне получить на лампах хороший звук, то почему бы так и не поступать? ну а остальное антураж.

2 ГеоргеМ : Если можно, то поясните, что Вы имели в виду в плане влияния на точность воспроизведения , отметив отсутствие обратного тока у ламп?

GvozD 03-03-2010 01:31

Люблю я Nikko NA-2000. Хоть и не лампа, а звучал не хуже. И полкило в тепло переводил.

Rinat74 06-03-2010 16:42

quote:
Originally posted by 13mm:
А вот как делают теплые лампы http://www.dailymotion.com/video/x3wrzo_fabrication-d-une-lampe-triode_tech

Класс! Мужик на клошара похож, но с руками всё в поряде.

Postoronnim V 07-03-2010 20:46

Впечатляет. Руки точно из нужного места растут.
Интересно сколько такая лампа протянет? Катод прямого накала, да неактивированный скорее всего. Геттера вроде тоже не заметил.

Charnota 07-04-2010 13:30

quote:
Originally posted by GeorgeM:
Естессно существует и множество минусов ламповой техники, обусловленых меньшим ку ламп

Извиняюсь, я отстал от жизни?

Лет 25 назад, как я помню, коэффициент усиления трансзистора не превышал 50, у лампы же его величина измерялась сотнями.

Отчего весь усилитель собирался на паре ламп.
Или на десятке транзисторов.

GeorgeM 08-04-2010 14:55

?
так...
возьмём к примеру предварительный каскад.
Лампы: максимальный КУ одного триода лампы 12AU7(аналог 6н1п) - 18, 12AY7 - 40 12AT7 - 60, 12AX7(аналог 6н2п) - 100(за что её и пихают везде куда ни попадя). Заметьте, лампы а не каскада, где он может быть в разы меньше(у КП к примеру - обычно 1:1 или вообще отрицательный, при двух задействованых триодах. У фазоинверторов то же самое, но это уже часть оконечника).
Транзисторы:
Даже у старого германия (мп 39-42 и т.п.) КУ болтается в районе 50-200. У современных транзисторов общего назначения - где то от 100 и до 3000.

Ввиду таких цифр, КУ транзисторного каскада обычно определяется обратной связью по принципу "скока нада - стока и накрутим, пофиг всё" а вот уже от обратной связи и начинается немалая часть той бяки, за которую транзисторы и не любят.

Charnota 08-04-2010 14:58

quote:
Originally posted by GeorgeM:
Даже у старого германия (мп 39-42 и т.п.) КУ болтается в районе 50-200.

Гм. А я считал, что 50 у них - предел.

Чёт я совсем заплохел Грущу

GeorgeM 08-04-2010 15:05

Не, в принципе были типы и с КУ около 20-50, но ввиду узкой специализации они вымерли как динозавры, и теперь их специально искать будешь - не найдёшь. Столкнулся недавно с необходимостью подобрать пару германиевых транзюков с КУ 100 - реально заколебался искать, что ни тыкну - всё от 120ти начинается. ;-)

Charnota 08-04-2010 15:20

quote:
Originally posted by GeorgeM:
Не, в принципе были типы и с КУ около 20-50

Не, я имел в виду не "в принципе", а именно серий МП-37 - МП-42.

GeorgeM 12-04-2010 12:26

Ну и в этих сериях были с ку около 20-50, там по буковкам надо смотреть. Вживую я их правда не упомню. Разве что в радиокружке на первом году чего то там паял на МП с ку около 23-25, но это смутно, может это был ку каскада...

Из современьщины даже есть, вот что: 2N4402 pnp hfe=50-150. (ничего разброс, ага)
Ну и для контраста: BC516 pnp hfe=30000. (не опечатка)
%-))

А ко мне тут лампапусечка приехала, 6550 называется. Мощность рассеяния за 40 ватт. Буду на ней однотактный гитарник фигачить, изврат выйдет тот ещё...

ycb1 12-04-2010 21:43

Смутно помню, лет 40назад видал схему усилителя комбинированного, входной каскад на лампе 6ж1п остальное на транзистрах... охренительные характеристики.. (было в брошурке "В помощь радиолюбителю)хотели делать, потом лень стало.. Улыбаюсь

GarrY-VRN 12-04-2010 22:06

полуофф. мой знакомый, на первом курсе, паял ламповый усилитель для трансивера-на 1 лампе и еще примерно десяток элементов. в антенну 5,5 кВт, если не изменяет память, шло... в средневолновом диапазоне..

Charnota 13-04-2010 11:41

quote:
Originally posted by ycb1:
входной каскад на лампе 6ж1п остальное на транзистрах...

Странно.

А почему не наоборот?

GeorgeM 13-04-2010 13:18

апатамушта не нужен трансформатор.

ycb1 13-04-2010 19:21

входное сопротивление большое и высокая чуствительность тоже.. да и путных триодов не было..

Andrew L2 14-04-2010 11:26

Чего, опять начали рвать боян на тему, чего лучше - лампа или транзистор? Ржу не могу
У каждого свой вкус - кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик.... Улыбаюсь

GeorgeM 14-04-2010 14:47

А шо, кто то рвёт? Тут вроде понимающие люди собрались. %-))

Просто Серый 13-06-2010 23:42

Лукмор- говно,

А Лампы -круты,
Особенно 300 В)))