За фото спасибо огромное!
Добавлю несколько фотографий из японской книги "Japan a pictorial interpretation" (Printed in Japan by Asahi Shimbun Publishing Co., Ltd. Tokio & Osaka. Fifth Printing, 1934.).
Douglas Fairbanks watching an exibition of "Kendo" Japanese fencing. He is sitting between two hibachi, charcoal stoves seen in every Japanese house.
Актёр Дуглас Фэрбанкс наблюдает за выступлением японских фехтовальщиков "Кэндо". Он сидит между двумя "хибати" -- печами на древесном угле, которые были в каждом японском доме.
"Ju-jitsu" was the old name for the Japanese system of self defence. The revised form is known as "Judo". The illustration shows a particular variety of Judo.
"Дзю-дзюцу" (джиу-джитсу) -- старинное название древней японской системы самозащиты. Переработанная форма дзю-дзюцу известна как "дзюдо". Фотография показывает разнообразие техник дзюдо.
The long spear was formerly the weapon of the Samurai's wife. High School girls are instructed in its use as a form of exercise.
Нагината в прошлом являлась оружием жен самураев. Сейчас же девочки-старшеклассницы занимаются упражнениями с нагината на уроках физкультуры.
(Фото размещены с разрешения владельца сайта.)
А самураи вообще какие то запредельные . В общем хочется часами разглядывать эти фото.угу...
угу...Самураи к этим фото вряд ли имеют отношение. После того как в Мэйдзи на армейскую службу начали набирать голытьбу из крестьянства, без каких-либо понятий о Бусидо, всё и закончилось. Последнее гуманное отношение к пленным японцы демонстрировали в период Русско-Японской войны 1904-1905г. Тогда ещё какие-то понятия сохранялись. К периоду Сёва всё уже снивелировалось. Разницы между гражданскими и военнопленными уже не делалось. Одним словом - все самураи японцы, но далеко не все японцы самураи)
После прочтения 80% доступных гунки я не вынес для себя суждения о существовании высокоморальных "самураев". Как и везде, цель оправдывала средства. Видимо они появились, как и многое в популярной псевдоистории Японии, когда все уже закончилось. Закончились самураи - появилось Бусидо. Ну а далее везде: народный театр, патриотические радиопередачи времен ВМВ, ну а потом и коммерческая эксплуатация поверхностных любителей чужой культуры.Вы рушите иллюзии, которые греют почти всех, собравшихся на этом портале)) Красивое оружие в руках аморальных людей - печальная картина))
newremМне кажется, что в данном случае нужно наслаждаться произведениями искусства, созданными талантливыми и гениальными людьми - кузнецами, мастерами, художниками и пр. Тот факт, что предметы художественной культуры и роскоши очень часто создавались для их потребления другими людьми, не должно бросать тень на сами предметы, если только речь не идет о каких-либо инфернальных культах )))
Красивое оружие в руках аморальных людей - печальная картина))
Тот факт, что предметы художественной культуры и роскоши очень часто создавались для их потребления другими людьми, не должно бросать тень на сами предметы, если только речь не идет о каких-либо инфернальных культах )))хм....прошлым летом предложили малайский крис, ну очень дешево...150$, но вот повертел в руках и какое-то брезгливое чувство к железяке, не моё это. Не уверен, что в прожилках дамаска помимо ржавчины не было ещё какой-нибудь дряни...
Мне кажется, что в данном случае нужно наслаждаться произведениями искусства, созданными талантливыми и гениальными людьми - кузнецами, мастерами, художниками и пр.На произведения искусства 90% того, что выставляется здесь и покупается у нас на доступных аукционах претендовать вряд ли может. Просто артефакты без ценностной нагрузки.
Я всё время считал, что интерес к ЯИХО как раз через интерес к самураям, с их пресловутым Бусидо и возникает) У большинства. А художественная составляющая ЯИХО - это лишь бонус к исторической) Возможно, ошибаюсь.
Я не про стоимость артефактов, если что.
Дык интерес всегда возникает со всякой фигни. Сейчас и вспомнить-то стыдно. Вот только потом должно быть развитие этого интереса и смена ценностной парадигмы ))Вы правы. Похоже, я не до конца её ещё сменил ) Увлёкся фольклором )
Везде были уроды и романтики! Но последние не выживали!были...Самурай чисто для тренировки мог зарубить крестьянина, а благородные доны ради потехи травили крестьян же собаками.
Вот и я о том же, никакой самурайской специфики не было! Бла-а-родные были везде примерно одинаковы!Ув. коллеги, я в недоумении. Совершенно не вижу связи между ЯХИО, самураями и их понятиями о чести, японской культурой вообще и Нанкином. Это то бред какой-то. Так мы вообще непонятно до чего договоримся. Декларация независимости и Хиросима, "Фауст" Гёте и концлагеря, искусство Японии и Нанкин. Это же две разные Вселенные.
никакой самурайской специфики не было!Была специфика. У самураев был кодекс и они его соблюдали. Сеппуку это не выдумка. И нигде больше этого не было. Такие заявления можно делать или от невежества или для красного словца.
Специфика. Да Япония в ввиду своей многовековой изоляции насквозь специфическая. И это объективно.
Я в заключении. Я пришел к ЯХИО не через почитание самураев и бусидо, а через спорт. Многие постулаты бусидо мне, как русскому, не понятны и неприемлемы. Но что, что, а мечи японцы ковали и куют знатные. Этого у них не отнять.
Просто Ниххон - это иная планета вообще!
Везде были уроды и романтики!Все уроды как правило романтики. ))
И по мне - так непонятно, как не соотносить ЯИХО с его заказчиками и владельцами, и не отдавать им должное. Мастера и ремесленники - только исполнители. Эстетикой и качеством японского меча обязаны большей частью вкусам и запросам сословия самураев. В Европе, Китае и пр. было тоже не мало отличных мастеров, но не было потребности в настолько эстетическом оружии и не было такого культа оружия. И этот культ не производителями создавался.
Что касается чисто ЭЛИТНЫХ клинков - тут два типа главенствуют: дан-гьен и дао. И уж тут китайцы переплюнули всех - церемониально-парадный дан нельзя было применить против простолюдина, это меч знати. В крайнем случае, от разбойников оборониться, но не в гневе рубануть! А вот дао - против "низкорожденных" применяли налево-направо! А меж собой только в массовых боях! Два клинка: благородный и не очень! А чернь вот особо связана правилами конфуцианства не была - резали "солнечных чиновников" чем ни попадя! И еще один момент, в Китае никогда не было "охоты за мечами", до английских походов, по крайней мере. Вооруженность поголовная, уж какой там культ клинков?! Там культ тела процветал, чтобы и без меча противника извести под корень! Обитель горы Сун сильно способствовала физкультуре!
su1945"Письма счастья" с вежливой просьбой сделать все самостоятельно, от которой нельзя было отказаться, существовали в различные времена и в различных культурах. Это не показатель. Везде были свои особенности выполнения таких пожеланий.
Была специфика. У самураев был кодекс и они его соблюдали. Сеппуку это не выдумка. И нигде больше этого не было.
Ритуализованность жизни японцев никто не отрицает. Правила и кодексы, гласные и негласные, регулирующие жизни элит существовали везде. То, что в Японии все всегда доводили до крайности, не делает ее исключительной.
Настоящая, правдивая книга о феномене самураев, по видимому, еще не написана. И вряд ли будет написана - не продастся ))))
ЮжноуралецВот кого-кого, а китайцев действительно трудно упрекнуть в отсутствии эстетизма.
В Китае тоже было немало уникального в эстетическом плане оружия.
newremНе следует приватизировать эстетизм. Ощущение эстетики в разных культурах разное. Если Вы имеете в виду минимализм, свойственный японской культуре, то здесь она, безусловно, вне конкуренции.
По-Восточному вычурно. Эстетика ЯИХО - это другое. ИМХО.
Южноуралец
Оружие никто и не хает, ясен перец! Но нравы феодалов одинаковы всюду, даже на далеких островах вожди лупили дубинаторами по головам подданных,и даже их ели! Кстати, в Японии каннибализм не считался чем-то чрезвычайным и ужасным...
В любой стране феодалы вели себя с зависимыми сословиями как со скотом, Япония, естественно, не исключение. Но насколько я понимаю самураи - это не класс феодалов, это скорее "дружина князя". Понятное дело, что и среди солдат много отморозков может быть. Мне с этой точки зрения нравится два фильма художественных - сумеречный самурай, в котором показано, что самурая, в целом, тошнило от необходимости куда-то идти и кого-то там рубать. Вполне можно представить себе на его месте российского крепостного, которого забрили на 25 лет в армию, хотя ему больше всего хочется сидеть в избе у себя в деревне.
Второй - это сеппуку, по-моему оригинальный. Очень хорошо показано как несмотря на триста лет всяких "путь самурая - это смерть" нормальный человек совсем не горит желанием втыкать в себя заточенные железяки.
Не следует приватизировать эстетизм. Ощущение эстетики в разных культурах разное. Если Вы имеете в виду минимализм, свойственный японской культуре, то здесь она, безусловно, вне конкуренции.Понятно, что эстетизм - понятие субъективное. "Один любит арбуз, а другой - свиной хрящик")
И минимализма в некоторых дорогих японских оправах не намного больше, чем в представленных китайских. Особенно в парадных мечах.