Экранопланы увязли в Российской бюрократии

Лонжерон
***Российские разработчики экранопланов столкнулись с юридической проблемой - отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая эксплуатацию "летающих судов". Документы параллельно разрабатывают для трех назначений экранопланов: военного - по линии Минобороны, спасательного - для нужд МЧС, а гражданского - под патронажем Минпромторга.

"Неактивное использование экранопланов обусловлено тем, что в России нет полного комплекта нормативно-правовой документации, которая определяла бы правила постройки, эксплуатации, подготовки экипажей и управления безопасностью движения", - сообщил FlotProm директор ассоциации разработчиков, производителей и потребителей экранопланов Юрий Варакосов.
Собеседник FlotProm в ЦКБ им. Р.Е. Алексеева добавил, что ни по одному их трех назначений экранопланов - военному, спасательному и гражданскому - полного комплекта разрешений собрать не удалось. ***
http://aviator.guru/blog/43862...79CDEABFE80332A

Занимательно, правда? Технологии, оказывается есть, специалисты - конструкторы, инженеры, технологи, сборщики есть, технологический цикл, надо понимать спроектирован (дорожная карта 😀), а вот бумаг нет 😞 Я худею, дорогая редакция.

Yep


4pack
В ветке "Авиация" - офф топ.
Ибо с точки зрения "Возушного кодекса" экраноплан это не воздушное судно.
Yep
4pack
с точки зрения "Возушного кодекса" экраноплан это не воздушное судно
а с точки зрения аэродинамики?
урал-2
экраноплан это не воздушное судно.
Прямо так и слышится " аэроплан не машина - его рассчитать невозможно" .
Samson67
Там основная проблема - в какой регистр записывать: к морякам или к авиаторам. Своеобразная техника. По технике (моторы, управление) - это ближе к самолету. А вот по эксплуатации и взаимодействию с "землей" - ближе к баржам.
А чисто на практике - это машины для узкого круга задач и ограниченного числа районов эксплуатации: крупные озера, море.
SeRgek
про управление во втором ролике порадовало.
кмк этот пепелац удачно сочетает в себе недостатки и самолёта и СВП и глиссера и обычного парахода)))
paradox
удачно сочетает в себе недостатки и самолёта и СВП и глиссера и обычного парахода)))
почему?
SeRgek
paradox
почему?
кмк обладает слабыми сторонами всех вместе взятых: сложностью и хрупкостью самолёта, неэкономичностью СВП, низкой мореходностью глиссера...
paradox
кмк обладает слабыми сторонами всех вместе взятых
ему не нужна впп, как самолету, он экономичнее самолета, он быстрее парохода и свп, ему не страшны топляки, как глиссеру и пароходу..
ничего не упустил?
SeRgek
я там расшифровал)))
SeRgek
paradox
ему не страшны топляки, как глиссеру и пароходу
угу
особенно на взлёте-посадке
SeRgek
paradox
он экономичнее самолета
кстати, сомнительно
paradox
не нужна впп, как самолету
так и самолёты есть коим она не нужна
paradox
кстати, сомнительно
в теории- безусловно.
кто как построит- вопрос.
SeRgek
paradox
в теории- безусловно.
почему?
paradox
почему?
потому что для установившегося движения нужна меньшая мощность.
и крыло поменьше.
обратите внимание- на большинство экранолетов устанавливают дополнительные разгонные двигатели, которые потом либо отключают, либо выводят на минимум.
Samson67
paradox
ему не нужна впп, как самолету, он экономичнее самолета, он быстрее парохода и свп, ему не страшны топляки, как глиссеру и пароходу..
ничего не упустил?

Я вот тут себе представил, как по Волге мимо Кимр пролетает эта гидрошняга - и сразу захотелось эрликон...

Samson67
paradox
потому что для установившегося движения нужна меньшая мощность.
и крыло поменьше.
обратите внимание- на большинство экранолетов устанавливают дополнительные разгонные двигатели, которые потом либо отключают, либо выводят на минимум.

Проблема не в расходе, а в возможности применения исключительно на безлюдных водоемах.

4pack
Samson67
к морякам или к авиаторам
Воздушный кодекс однозначен - к морякам.
Которым такое нахер не надо.
4pack
paradox
установившегося движения нужна меньшая мощность.
А для выхода на оное - в разы (или в десятки раз?) большая.
В итоге таскаем кучу движков мертвым грузом либо коняем на парциальных режимах.
paradox
А для выхода на оное - в разы (или в десятки раз?) большая.
та же самая.
где разница?
Yep
4pack
А для выхода на оное - в разы (или в десятки раз?) большая.
В итоге таскаем кучу движков мертвым грузом либо коняем на парциальных режимах.

я не понимаю - с фига ли большая? во-первых, ему не нужно подыматься на 10 тысяч метров, а только на три. вот тут экономия топлива как раз может исчисляться порядком, т.е. в десять раз.
а потом оно летит в экономичном режиме на уплотнённом воздухе, что тоже добавляет экономии.

4pack
Не помню точно.
Вроде как на доэкранных режимах Сх таких аппаратов намного больше, чем на экранных. Соответственно, для его преодоления требутся намного большая мощность, чем для дальнейшего экранного полета.
Наиболее близкая аналогия - глиссирующая моторная лодка. Для выхода на глиссер - почти полный газ, а затем, газ можно убавить.
Собственно, в русской Вики так написано:
"...хоть полет 'на экране' и связан с меньшими энергетическими затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооружённости, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применения дополнительных стартовых двигателей, не задействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведёт к дополнительному расходу топлива;..."

Yep
ему не нужно подыматься на 10 тысяч метров, а только на три. вот тут экономия топлива как раз может исчисляться порядком, т.е. в десять раз.
Вот тут вы совешенно неправы.
Чем выше, тем воздух разреженнее - меньше сопротивление.
Поэтому хочешь лететь дальше - поднимайся повыше. Нак высоте сопростивлениее меньше, плюс топливо затраченное на подъем с лихвой сэкономится при спуске. Именно поэтому пассажиские забираются на 10+

Samson67
Начать с того, что выход на глиссирование - самый энергоемкий режим любого гидроплана, и экраноплана тоже.
Что до высоты и экономии - там дело не только в разреженности, а еще и в температуре. Чем холоднее - тем больше тяга двигателя при том же самом режиме. Для экраноплана это конечно неактуально. А вот отрыв - да.
paradox
ачать с того, что выход на глиссирование - самый энергоемкий режим любого гидроплана
а также гидросамолета и глиссера.
урал-2
Проблема с классификацией представляется мне, мягко выражаясь надуманной,ибо существует прецедент, из коего однозначно следует относить такие аппараты к гидросамолетам.
Samson67
урал-2
Проблема с классификацией представляется мне, мягко выражаясь надуманной,ибо существует прецедент, из коего однозначно следует относить такие аппараты к гидросамолетам.

И как втиснуть аэроплан в правила движения по водным путям?)

Grish@
по водным путям
Нехай перепрыгивает ползущих.))
SanSanish
Samson67
А вот отрыв - да.
Гидросамолету тоже нужен отрыв. Но - летают.
урал-2
Проблема с классификацией представляется мне, мягко выражаясь надуманной,
Именно.
Основная проблема - определение эффективности, полезности и необходимости как транспортного средства. А уж как потом классифицировать и оформить - дело двадцать пятое.
paradox
Нехай перепрыгивает ползущих.))
он не так и быстр- спокойно отвернет.
Samson67
SanSanish
Гидросамолету тоже нужен отрыв. Но - летают..

Только гидросамолеты - таких проблем не создают на водоемах.

Samson67
paradox
он не так и быстр- спокойно отвернет.

Ага, на скорости под 300 и массе в несколько тонн...

4pack
Samson67
в несколько тонн...
Сотен тонн, чтоб конкурировать с пароходами и паровозами.
Samson67
4pack
Сотен тонн, чтоб конкурировать с пароходами и паровозами.

Особенно весело будет - жителям прибрежных населенных пунктов. Как в плане звука, так и в плане спутной струи.

DBoronin
если это гидросамолет, тогда он должен летать по мвл. а воду использовать только в качестве ВПП и с соответственным обеспечением авиадиспечеров.
если это быстроходное судно, то как быть с правилами судоходства...с их лоцманскими примудростями и пешими скоростями. это как на разрешить гонять 400км/ч по дороге где максималка 90. авария неминуема. с такими скоростями всем остальным машинам которые не могут хотябы 250 ехать выезд на такую дорогу надо запрещать...а также делать развязки исключающие всякие пересечения.
короче реальный геморой для всех эти экранопланы.
Samson67
Их и планировалось применять - на морях. Как спасатель, грузовоз или носитель вооружения.
paradox
чтоб конкурировать с пароходами и паровозами.
пока что речь идет о конкуренции скорее с ан-2.
андрэ
полезности и необходимости как транспортного средства.
с этим как раз большие проблемы.
paradox
Ага, на скорости под 300
какие 300? 180-250.
я по германским автобанам быстрее езжу.
Samson67
paradox
какие 300? 180-250.
я по германским автобанам быстрее езжу.

Попробуйте на моторке по речке, хотя бы со скоростью 80-90. Почувствуйте разницу.

SanSanish
Samson67
по речке, хотя бы со скоростью 80-90.
Ик...тем кто с 80-90 начинает на речке ходить никакой экраноплан не страшен. 😊
Опять же не только о речках и даже о разных речках речь.
Я с детства живу у Днепра, в верховьях. Так когда скромный речной трудяга толкач расшалится и газанет с баржей на полторы тысячи тонн, перед ним вода на метр падает оставляя рыбок на песке, а позади лодки на берег забрасывает. А тот же буксир под Киевом мешает не больше чем майский жук в небе.
Суда на подводных крыльях тоже не подарок, однако под них выделяют трассы где они благополучно и ходят. Какая нибудь пассажирская Куин Мэри не позволяла даже приблизиться судну размером с крейсер, сразу - мементо мори, но ведь и ей находилось место для эксплуатации?
paradox
Samson67

Попробуйте на моторке по речке, хотя бы со скоростью 80-90. Почувствуйте разницу.

ну, во первых, пробовал.
а во вторых- в том и разница между катером и экранопланом
SanSanish
paradox
ну, во первых, пробовал.
Хм...реально пятидесятиузловый катерок?
Вода она такая...строгая, там скорости не в пример шоссейно воздушным.
Samson67
SanSanish
Хм...реально пятидесятиузловый катерок?
Вода она такая...строгая, там скорости не в пример шоссейно воздушным.

Вот и я ему это же самое пытаюсь донести...

paradox
Хм...реально пятидесятиузловый катерок?
да.
волосы дыбом и позвоночник в трусах.
OCTAGON
Разделят по крейсерскому режиму. Кто летает, тот летчик, кто только экранирует, тот моряк.
андрэ
Хм...реально пятидесятиузловый катерок?
Вода она такая...строгая, там скорости не в пример шоссейно воздушным.
куда как менее строгая чем воздух.
Макс1
paradox
пока что речь идет о конкуренции скорее с ан-2.
Исключительно вопрос размеров. "Орленок" немаленький был, как и "Лунь".

Там уже конкуренция с самолётами-транспортниками была.

paradox
какие 300? 180-250.
я по германским автобанам быстрее езжу.
Опять же - "Орленок" и "Лунь" выжимали 400-500.

Важен вопрос применения. Для спасательных операций каждый лишний час критичен.

Причём "Лунь" вообще разрабатывался как эффективная замена ракетным катерам проекта 1241 и аналогичным.

андрэ
Там уже конкуренция с самолётами-транспортниками была.
чего чего там была?
Важен вопрос применения. Для спасательных операций каждый лишний час критичен
непригоден.
Макс1
4pack
Собственно, в русской Вики так написано:
"...хоть полет 'на экране' и связан с меньшими энергетическими затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооружённости, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применения дополнительных стартовых двигателей, не задействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведёт к дополнительному расходу топлива;..."
При этом тот же "Орлёнок" имел всего два стартовых двигателя мощностью, сравнимой с Ту-95МС и один маршевый, аналогичный тому же Ту-95.

При сравнимых массах аппаратов.

Макс1
андрэ
чего чего там была?
Имелась в виду полезная нагрузка, сравнимая с аналогичным самолётом.

Понятное дело, что напрямую с серийными самолётами сравнивать нельзя, потому что те экранопланы так и остались экспериментальными. Если бы проект продолжали развивать, характеристики бы однозначно ещё улучшили.

андрэ
непригоден.
С чего бы? В СССР не с кондачка этим занимались, проблема была весьма актуальна (особенно спасение подводных лодок). И "Спасатель" с госпиталем на борту разрабатывался не зря 😛

андрэ
Имелась в виду полезная нагрузка, сравнимая с аналогичным самолётом.
вы бы хоть на картинке посчитали количество движков на поминаемых вами экранопланах.да и лунь был уже не на стадии эксперимента.
С чего бы? В СССР не с кондачка этим занимались, проблема была весьма актуальна (особенно спасение подводных лодок). И "Спасатель" с госпиталем на борту разрабатывался не зря
с того бы.с терпящим бедствие судном он не сможет сделать абсолютно ничего-ни потушить пожар,ни взять на буксир,ни производить водолазные работы ит.д.-он даже к борту судна не сможет подойти.единственно на что он способен это нашвырять спасательных плотов и разведка,но с этим куда лучше и быстрее справляется авиация.про госпиталь на борту экраноплана-эта с позволения сказать идея достойна называться полноценным бредом.
Макс1
андрэ
вы бы хоть на картинке посчитали количество движков на поминаемых вами экранопланах.да и лунь был уже не на стадии эксперимента.
Разговор про "Орлёнок" был. "Лунь" - совершенно другой проект, замена ракетных катеров. И все они были на стадии испытаний, до серийного производства дело не дошло. Или Вы считаете один построенный экраноплан серийной машиной? 😛

андрэ
с того бы.с терпящим бедствие судном он не сможет сделать абсолютно ничего-ни потушить пожар,ни взять на буксир,ни производить водолазные работы ит.д.-он даже к борту судна не сможет подойти.единственно на что он способен это нашвырять спасательных плотов и разведка,но с этим куда лучше и быстрее справляется авиация.про госпиталь на борту экраноплана-эта с позволения сказать идея достойна называться полноценным бредом.
Вы судите по тому, что ни один аппарат не дошел до серии.
Многое из перечисленного в завершённом проекте крупный экраноплан может.

В варианте пожарного - может как Бе-200 залить корабль от носа до кормы, т. е. потушить пожар на палубе. При этом многократно набирая воду прямо с поверхности моря.

Может без проблем высадить водолазов с доставленных водолазных ботов или подобрать шлюпки с экипажем.

А главное - он может быстро добраться и спасти экипаж от гибели, причём довольно большой экипаж (до 500 человек). А если ещё посчитать большое количество спасательных плотов, доставленных непосредственно к месту бедствия, то и количество спасённых может быть значительно больше. К тому же вернутся за ними он сможет в 10-20 раз быстрее любого обычного корабля.

И госпиталь на борту с возможностью оказания первой помощи, уж наверное придумали отнюдь не дураки 😛
http://lana-sator.livejournal.com/207388.html

андрэ
Или Вы считаете один построенный экраноплан серийной машиной?
вполне считаю-и примеров множество-это бывает когда эта самая машина изначально нужна в единственном экземпляре-для других просто нет работы.
Вы судите по тому, что ни один аппарат не дошел до серии.
вовсе нет-я сужу исходя из реальных задач и условий спасательных операций на море.
Многое из перечисленного в завершённом проекте крупный экраноплан может
ничего не может.
В варианте пожарного - может как Бе-200 залить корабль от носа до кормы, т. е. потушить пожар на палубе.
сочинять не надо.
Может без проблем высадить водолазов с водолазных ботов или подобрать шлюпки с экипажем.
в условиях идеального штиля-и то не в полной мере,короче-нет.
А главное - он может спасти экипаж от гибели, причём довольно большой экипаж (до 500 человек).
не может.
И госпиталь на борту с возможностью оказания первой помощи (особенно при переохлаждении), уж наверное придумали отнюдь не дураки
действительно-не дураки-я бы сказал это нечто большее....полные кретины.из разряда-пиши,выбросила в пропасть.
Макс1
Мореходность этих проектов была 5-6 баллов. При таком волнении они могли относительно безопасно взлетать и приземляться.

В остальном - даже не вижу смысла спорить, просто останемся каждый при своём мнении.
Имхо, распад Союза закрыл очень много перспективных проектов. И многие из них были просто техническим прорывом.

андрэ
взлет и приземление для войны не совсем подходит для остального.и уж точно не заменяет необходимость постоянно маневрировать,швартоваться,спускать мотоботы со спасателями и оборудованием,принимать их обратно со спасенными,что при волнении даже в 3 балла означает гарантированную гибель этого спасателя.про тушение пожаров,буксировку и прочие прелести вроде госпиталя на борту повторять не буду....
андрэ
Имхо, распад Союза закрыл очень много перспективных проектов. И многие из них были просто техническим прорывом.
правда большинство из них были заведомо никчемным переводом добра на навоз.
Макс1
Как уже сказал выше - не вижу смысла продолжать с Вами спор.
Просто останемся при своём 😛
андрэ
ак уже сказал выше - не вижу смысла продолжать с Вами спор.
Просто останемся при своём
справедливо.последний вопрос к вам чисто из любопытства-в море бывали?
Макс1
андрэ
справедливо.последний вопрос к вам чисто из любопытства-в море бывали?
И даже в 8-балльный шторм, причём на палубе 😛
Sobaka1970
Samson67
Там основная проблема - в какой регистр записывать: к морякам или к авиаторам. Своеобразная техника. По технике (моторы, управление) - это ближе к самолету. А вот по эксплуатации и взаимодействию с "землей" - ближе к баржам.
А чисто на практике - это машины для узкого круга задач и ограниченного числа районов эксплуатации: крупные озера, море.

И туда и туда писать; как плавающие автомобили.

Макс1
Sobaka1970
И туда и туда писать; как плавающие автомобили.
Основная проблема - кому конкретно подчиняться. Авиаторам или морякам.
В СССР это стало камнем предкновения и одной из причин торможения программы развития экранопланов. Хотя по идее наверное стоило бы просто приписать их к морской авиации.
SuperJet
Летчики Ориона нарушили главное правило для экранопланов - полет только над водой. Испытатели спортивной авиации негодятся для опытов с орионами и суперджетами.
андрэ
Летчики Ориона нарушили главное правило для экранопланов - полет только над водой. Испытатели спортивной авиации негодятся для опытов с орионами и суперджетами.
аргументация будет какая или....
андрэ
И туда и туда писать; как плавающие автомобили.
чистая авиация.
Макс1
SuperJet
Летчики Ориона нарушили главное правило для экранопланов - полет только над водой. Испытатели спортивной авиации негодятся для опытов с орионами и суперджетами.
Согласен, на видео это хорошо видно. Экраноплан - не спортивный самолёт и не истребитель, подобные маневры ему категорически противопоказаны.

Когда журналисты пишут, что экранопланы могут летать на высоте 3000 м, они забывают, что это закритичный режим.

Разогнавшись, экраноплан способен подняться вверх и плавно спланировать, например, чтобы преодолеть возникшее препятствие - островок, корабль и т. п. Но совершать долгий управляемый полёт в этом режиме он не может в принципе. А на видео крушения на Орионе взлетели свечкой. Без разницы - ошибся ли пилот, слишком резко взяв штурвал на себя или просто попытался резко взлететь. Результат был предсказуем.

андрэ

Летчики Ориона нарушили главное правило для экранопланов - полет только над водой. Испытатели спортивной авиации негодятся для опытов с орионами и суперджетами.
так авария и произошла над водой...
Макс1
андрэ
так авария и произошла над водой...
На самом деле они и над ровной сушей лететь вполне могут, аппараты анфибийные, просто над сушей больше помех возникает и в первую очередь - местная инфраструктура и люди. А где-нибудь в тундре без проблем летать, только приземляться нельзя 😊
SuperJet
андрэ
аргументация будет какая или....

Крыло экраноплана задумано лететь за счет эффекта скольжения плотного воздуха у поверхности воды. скользящий парус или экран. Если поднять такой парус вертикально, то несильным порывом ветра экраноплан превратиться в неправильную яхту... правда ненадолго. что и продемонстрировано на видео. очевидно испытатели решили поспорить с гением конструктора. дебилов решивших поумничать в небе хватает.

SuperJet
Макс1
На самом деле они и над ровной сушей лететь вполне могут, аппараты анфибийные, просто над сушей больше помех возникает и в первую очередь - местная инфраструктура и люди. А где-нибудь в тундре без проблем летать, только приземляться нельзя 😊

экраноплан это не самолет амфибия и не предназначен для полетов над тайгой. он создан только для полета над водой, спокойной водой. шторм ему категорически противопоказан. в тайге такой машине нечего делать. любой топляк на водной глади сломает и утопит экипаж.

жаль что хорошую идею как хрустальную вазу пытаются приспособить забивать гвозди.

Макс1
SuperJet
экраноплан это не самолет амфибия и не предназначен для полетов над тайгой. он создан только для полета над водой, спокойной водой. шторм ему категорически противопоказан. в тайге такой машине нечего делать. любой топляк на водной глади сломает и утопит экипаж.
Причем здесь тайга, я написал - над тундрой. Экран возникает между крылом и любой ровной поверхностью, хоть по прямому шоссе лети. Просто спокойная вода наиболее безопасна и позволяет взлетать и садиться.
Хотя у тех же "Орлят" было убирающееся шасси для движения по слипу (гидроспуску) и береговым дорожкам. Вполне вероятно, что после определенных доработок они могли бы разгоняться и "вставать на экран" со взлетной полосы аэродрома.
И летать "Орлята" могли вполне сносно. В 1984 году был даже план перегона дивизиона "Орлят" с Каспия на Балтику своим ходом на высоте до 1500 м.
андрэ
жаль что хорошую идею как хрустальную вазу пытаются приспособить забивать гвозди.
золотые слова.буквально.
sniper1139
И снова сра... спор про экранопланы (а были ещё экранолёты ). И лица те же, и доводы против не поменялись. Такие же.... как и раньше.... глубокомысленные.

Как про сверхтяжёлые ракеты. Их нет потому что для них нет грузов.

Макс1
sniper1139
И снова сра... спор про экранопланы (а были ещё экранолёты ). И лица те же, и доводы против не поменялись. Такие же.... как и раньше.... глубокомысленные.

Как про сверхтяжёлые ракеты. Их нет потому что для них нет грузов.

Экранолётами называли поначалу. Потом международно приняли термин "экраноплан".

А проблема одна. Нет денег на это. Деньги вращаются в других сферах, "нужных" 😊

андрэ
И лица те же, и доводы против не поменялись. Такие же.... как и раньше.... глубокомысленные.
о-и болтунишки те же подтягиваются-как обычно без знаний и соответствующими "аргументами".
sniper1139
андрэ
о-и болтунишки те же подтягиваются-как обычно без знаний и соответствующими "аргументами".

Нет уж. Мне того раза хватило. Кстати "подтянулись" сначала Вы. Так что нечего стрелки переводить.

Я не собираюсь участвовать в дискуссии. Тот раз показал всё.

андрэ
Кстати "подтянулись" сначала Вы.
я говорил про болтунишек-не внимательно читаете.
Тот раз показал всё.
это точно-ваши перлы с того раза мне еще долго не забыть...
sniper1139
Макс1
Экранолётами называли поначалу. Потом международно приняли термин "экраноплан".

А проблема одна. Нет денег на это. Деньги вращаются в других сферах, "нужных" 😊

Не совсем так. Есть экраноПЛАН, только полёт в режиме экрана. И есть экраноЛЁТ. Представленный на видео Орион относиться к последним по отличительному признаку - наличие не только скегов для создания экрана но и самолётных крыльев. Именно они позволили подняться ему на ту высоту с которой он и шмякнулся. ИМХО ошибка пилотирования именно ...ЛЁТА.

андрэ
наличие не только скегов для создания экрана
не перестаете меня радовать...
скеги на орионе выполняют исключительно функцию шасси.это на свп скегового типа они нужны для создания да и то не экрана а воздушной подушки.ни на какую приличную высоту орион и не поднялся.и из видео-если конечно дать труд его посмотреть-говорит там один деятель о внезапном воздушном потоке...
Макс1
Хорошо, пусть будет ЛЁТом, не в терминах дело, тем более, что:

"Экраноплан (от экран + [аэро]план) в официальной советской классификации судно на динамической воздушной подушке"(с)Вики

Так что термин ПЛАН - имхо, правильнее. По причине, что они действительно не могут летать так же полноценно как самолёты, а больше планируют.

А экранолёты - это аппараты несколько на других принципах.

Экранолёт - летательный аппарат, так же, как и экраноплан, использующий экранный эффект для полёта, но имеющий возможность оторваться от 'экрана' и лететь на больших высотах аналогично самолёту.

Отличительной особенностью экранолета должна являться его способность летать на разных высотах (от нескольких метров до нескольких тысяч метров) при одинаковой нагрузке при дальности порядка тысячи километров. Но сами разработчики экранопланов иногда называют 'классические' экранопланы экранолётами.

Требования к экранолёту для разных режимов полёта прямо противоположны: для экраноплана нужно широкое крыло особого профиля и плоский широкий корпус, для самолёта - узкое крыло и узкий корпус, поэтому сами разработчики аппаратов пишут: 'Дело в том, что сделать машину, летающую не хуже хорошего самолёта, да ещё и умеющую летать на экране никому ещё не удавалось(с)Вики

https://ru.wikipedia.org/wiki/...%BB%D1%91%D1%82

И тот же "Орлёнок" назывался экранопланом, несмотря на то, что мог относительно неплохо летать. Но, до самолетов не дотягивал, разумеется.

Макс1
андрэ
говорит там один деятель о внезапном воздушном потоке...
Это вполне вероятно, наряду с ошибкой пилота. Аэродинамика давно доказала существующую опасность сильных воздушных потоков и резких порывов ветра для маленьких экранопланов и самолётов у земли.

Чем крупнее и тяжелее аппарат, тем меньше он подвержен такой опасности.

SuperJet
Надо признать что экранопланы это другой вид авиации иначе не избежать впредь других более жестоких катастроф. соответственно и подготовку пилотов и требования эксплуатации должны быть другие. петля Нестерова и боевой разворот с креном на 60 градусов не для экранопланов.

Если вспомнить авиакатастрофы с участием летчиков авиации на вертолетах, то сразу вспоминается что большая глупость доведенная до абсурда это фигуры высшего пилотажа. даже современные ми-28 не выдерживали перегрузок и в последствии ломались при обычной эксплуатации. так же и экранопланы могут унести с собой не одну жизнь.

Макс1
Ну, с этим трудно не согласиться.

Собственно и не прижились экранопланы в том числе и по этой причине.
Их не приемлет и не понимает большинство и летчиков и моряков.
А не понимают, значит боятся. А боятся - значит ошибаются.

И очень не хватает кипучей энергии гениев уровня Ростислава Алексеева, чтобы учить, доказывать, пробивать и проталкивать идеи, обгоняющие своё время.

Так же как современной космонавтике дико не хватает гениев уровня Сергея Павловича Королева.

Макс1
Очень точно насчёт подготовки пилотов высказывались уже тут на форуме:

"У Алексеева и ходили на них летчики, тут немаловажен и человеческий фактор, у пилота рефлекторная реакция должно быть срабатывала - если машина задирает нос сбрось газ, а привыкший к самолетам летчик инстиктивно думаю будет двигатели на форсаж и в набор высоты пытаться уйти. Как в той истории когда у Алесеева на прямо на госприемке у "Орленка" при таком маневре от удара о волну хвост начисто оторвало вместе с маршевым двигателем. И ничего - на одних носовых поддува на базу пришел. Где еще такое увидишь. Жаль конечно что все так бездарно похерили."(с)Dtm

От себя добавлю - 40 километров по воде с оторванным начисто хвостом прошли тогда... Ни один самолет или корабль/судно на подобное не способны.

sniper1139
Режим экрана - это пару метров. Без самолётных крыльев ни один экраноплан выше нескольких метров не поднимется, если только ему не сделать энерговооружённость ракеты.
Макс1
sniper1139
Режим экрана - это пару метров. Без самолётных крыльев ни один экраноплан выше нескольких метров не поднимется, если только ему не сделать энерговооружённость ракеты.
Высота полета на экране напрямую зависит от размеров аппарата. Для плавного набора высоты, несложных маневров и планирования крылья могут быть короче самолётных.
sniper1139
Макс1
Высота полета на экране напрямую зависит от размеров аппарата. Для плавного набора высоты, несложных маневров и планирования крылья могут быть короче самолётных.

Я не про Алексеевскую схему а про схему немца Йорга.

Макс1
sniper1139
Я не про Алексеевскую схему а про схему немца Йорга.
Согласен, для такой схемы всё верно.
SuperJet
Еще в 80х интересовался идеей экранопланов. в то время еще не учился в летной школе. собственно там все просто легкая лодка и крылья из легкого нейлона, мотор и заднее оперение. в наше время с обилием материалов и разнообразия приводов экраноплан сделать не сложно. может и хорошо что нет на них каких то правил иначе сразу начнутся ограничения и поборы кровососов.
андрэ
Ни один самолет или корабль/судно на подобное не способны.
ошибаетесь.что до судов то запросто и куда как подальше.
Samson67
SuperJet
Еще в 80х интересовался идеей экранопланов. в то время еще не учился в летной школе. собственно там все просто легкая лодка и крылья из легкого нейлона, мотор и заднее оперение. в наше время с обилием материалов и разнообразия приводов экраноплан сделать не сложно. может и хорошо что нет на них каких то правил иначе сразу начнутся ограничения и поборы кровососов.

Ну-ну... В ГИМС или Технадзор - идти придется в любом случае. 😊

Стас
Макс1
От себя добавлю - 40 километров по воде с оторванным начисто хвостом прошли тогда... Ни один самолет или корабль/судно на подобное не способны.
Просто никому в таком режиме двигаться не нужно. 😊 Имел ввиду молотить хвостом по воде. Плыть или лететь.
Макс1
андрэ
ошибаетесь.что до судов то запросто и куда как подальше.
Примеры последуют? Какое судно, полностью потеряв четверть корпуса с кормы вместе с двигателем, рулями и ходовыми винтами, осталось на плаву или дошло самостоятельно до порта? 😛

Стас
Просто никому в таком режиме двигаться не нужно. Имел ввиду молотить хвостом по воде. Плыть или лететь.
"Не нужно" по очень простой причине. При подобных авариях (полный отрыв всей кормовой части с ходовым двигателем и рулями управления) обычные самолёты или суда просто быстро гибнут и чаще всего со всем экипажем.

Макс1
SuperJet
Еще в 80х интересовался идеей экранопланов. в то время еще не учился в летной школе. собственно там все просто легкая лодка и крылья из легкого нейлона, мотор и заднее оперение. в наше время с обилием материалов и разнообразия приводов экраноплан сделать не сложно. может и хорошо что нет на них каких то правил иначе сразу начнутся ограничения и поборы кровососов.
Как раз в 80-х испытывалось несколько самодельных экранопланов. По-моему разрабатывали авиационные вузы, точно не помню. Не найду пока подробностей, но о них писали в технических журналах типа "Наука и жизнь", "Техника молодежи" и "Юный техник".

Помню, что там были довольно удачные аппараты, проходивших ходовые испытания - "Буревестник", ЭСКА-1, "Иволга".

Стас
Макс1
"Не нужно" по очень простой причине. При подобных авариях (полный отрыв всей кормовой части с ходовым двигателем и рулями управления) обычные самолёты или суда просто быстро гибнут и чаще всего со всем экипажем.
Обычные самолёты и суда не попадают в такую ситуацию. А экранопланы с момента рождения. Узко-нишевый продукт, построенный по самолётным технологиям, при ударном контакте с водой рассыпается. Очнитесь, люди: тонюсенький дюраль, реактивные двигатели, скорость 200...500 км/ч, в паре метров снизу вода... Да бОльшая часть аварий этого странного будет уносить жизни всех на борту. Если даже и удастся найти ему уникальное место в жизни, это будет летающий гроб.
Стас
Макс1
Помню, что там была пара довольно удачных аппаратов, проходивших ходовые испытания.
Все кончили одинаково: авария, другая, деньги кончились, всё. Безаварийно никто не успокоился 😞
sniper1139
Стас
Обычные самолёты и суда не попадают в такую ситуацию. А экранопланы с момента рождения. Узко-нишевый продукт, построенный по самолётным технологиям, при ударном контакте с водой рассыпается. Очнитесь, люди: тонюсенький дюраль, реактивные двигатели, скорость 200...500 км/ч, в паре метров снизу вода... Да бОльшая часть аварий этого странного будет уносить жизни всех на борту. Если даже и удастся найти ему уникальное место в жизни, это будет летающий гроб.

Примеры аварий в студию. КМ, Лунь, Орлёнок. Несколько лет опытной эксплуатации при том что до этого такой технике не было совсем.

Макс1
Стас
Обычные самолёты и суда не попадают в такую ситуацию. А экранопланы с момента рождения. Узко-нишевый продукт, построенный по самолётным технологиям, при ударном контакте с водой рассыпается. Очнитесь, люди: тонюсенький дюраль, реактивные двигатели, скорость 200...500 км/ч, в паре метров снизу вода... Да бОльшая часть аварий этого странного будет уносить жизни всех на борту. Если даже и удастся найти ему уникальное место в жизни, это будет летающий гроб.
Может тогда сравним и количество катастроф судов и самолётов с момента рождения? Посчитаем количество "летающих и плавучих гробов"? Счёт идёт на тысячи. И тому, что сейчас и суда и самолёты относительно безопасны, предшествовали века или десятилетия отработки конструкций, испытания, массовая эксплуатация и т. п. И колоссальные жертвы.

И с самолётами и с судами по разным причинам время от времени случаются тяжелые аварии. И кончается это часто гибелью аппарата вместе со всем экипажем и пассажирами.

Экранопланами всерьез до сих пор занимались мало, поэтому нельзя говорить о ненадежности в целом.

У того же Алексеева изначально были проблемы с материалами. В частности ему поначалу не дали использовать сплавы Д16 или АМг-61 и пришлось использовать К482Т1, обладающий высокой хрупкостью. Именно это вместе с ошибкой пилота послужило причиной аварии - при ударе о воду, сплав дал трещину.

После изменения конструкции подобных проблем не возникало. И не с кондачка государственная программа СССР предусматривала строительство 120 машин типа "Орлёнок".

Так что всё ровно наоборот - до сих пор при любых авариях экранопланов, количество жертв было минимально - как правило экипаж оставался в живых почти целиком.

Макс1
Нашел инфу по маленьким экранопланам 80-х:
http://zhurnalko.net/=nauka-i-.../2010-04--num10
http://zhurnalko.net/=nauka-i-.../2005-08--num31
Стас
Макс1
Так что всё ровно наоборот - до сих пор при любых авариях экранопланов, количество жертв было минимально - как правило экипаж оставался в живых почти целиком.



Сколько тех экранопланов всего, сами посчитаете? Боинг 737 всех видов выпущено около 9000, потеряно 180. При миллионах вылетов. На сегодня экраноплан экспериментальный смертельный и не очень нужный аттракцион. Вангую что не будет их нихуа. От слова совсем. Только для любителей экзотики, как дирижабли, но намного меньше. 😊
sniper1139
Стас
Сколько тех экранопланов всего, сами посчитаете? Боинг 737 всех видов выпущено около 9000, потеряно 180. При миллионах вылетов. На сегодня экраноплан экспериментальный смертельный и не очень нужный аттракцион. Вангую что не будет их нихуа. От слова совсем. Только для любителей экзотики, как дирижабли, но намного меньше. 😊

Лунь - 1987-1991гг. 4 года испытание вплоть до гос.испытаний
Орлёнок - 1972-1993гг. 21 год от первого полёта, через испытания, гос.испытания, опытную эксплуатацию. ЭКСПЛУАТАЦИЮ КАРЛ. И да, на ВООРУЖЕНИИ СССР С 1979ГОДА.
КМ - 1966-1980гг. 14 лет.

Примеры СТРАШНЫХ КАТОСТРОФ в студию.

Стас
sniper1139
Лунь - 1987-1991гг.
Орлёнок - 1972-1993гг.
КМ - 1966-1980гг.
Сколько всего штук и сколько всего полётов сами нагуглите? Лунь 1 штука, один недостроен. Орлёнок 5 штук - один сломали на испытаниях, один после аварии памятник, один перевернулся и был потоплен нашим вмф, один списан на помойку, ещё один списан и в тушино стоит. Крайне успешный проект, не знаю один или всё же два типа приняты на год в эксплуатацию. КМ - 15 лет испытаний, "В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было, экраноплан после аварии ещё неделю оставался на плаву, однако попыток спасти его не предпринималось, после чего затонул. Операций по подъёму, восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось" - то есть все радостно смотрели и ждали, когда это УГ утонет наконец, а создатель сего чуда, наконец, займётся делом. Короче, если бы Алексеев не отметился созданием судов на подводных крыльях, за экранопланы его стоило бы расстрелять как до вов Курчевского вместе с Тухачевским.
sniper1139
Стас
Сколько всего штук и сколько всего полётов сами нагуглите? Лунь 1 штука, один недостроен. Орлёнок 5 штук - один сломали на испытаниях, один после аварии памятник, один перевернулся и был потоплен нашим вмф, один списан на помойку, ещё один списан и в тушино стоит. Крайне успешный проект, не знаю один или всё же два типа приняты на год в эксплуатацию. КМ - 15 лет испытаний, "В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было, экраноплан после аварии ещё неделю оставался на плаву, однако попыток спасти его не предпринималось, после чего затонул. Операций по подъёму, восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось" - то есть все радостно смотрели и ждали, когда это УГ утонет наконец, а создатель сего чуда, наконец, займётся делом. Короче, если бы Алексеев не отметился созданием судов на подводных крыльях, за экранопланы его стоило бы расстрелять как до вов Курчевского вместе с Тухачевским.

С вами тоже не интересно.

Стас
sniper1139
С вами тоже не интересно.
Да само собой, гораздо интереснее повторять мантры про великий и могучий ссср и про "что мы потеряли". А есть реальность, в которой экранопланов НЕТ. Вот, мля, монгольфьеры есть, а экранопланов нет.
sniper1139
Стас
Да само собой, гораздо интереснее повторять мантры про великий и могучий ссср и про "что мы потеряли". А есть реальность, в которой экранопланов НЕТ. Вот, мля, монгольфьеры есть, а экранопланов нет.

Дело не в этом. Вы даже не правильно привели судьбу 5ти Орлёнков. Не написали что серия должна быть 120 единиц, но деньги пустили на АПЛ.

Когда аппонент приводит разумные доводы - с ним приятно вести спор. Когда пишет - чушь, не будет никогда, - с ним невозможно общаться.

Стас
sniper1139
Вы даже не правильно привели судьбу 5ти Орлёнков.
Правильно я написал, если попутал один с другим простите.
sniper1139
Не написали что серия должна быть 120 единиц, но деньги пустили на АПЛ.
Если это правда - о чём я не могу знать, то хвала всем богам, что нашёлся вменяемый человек в руководстве и пустил деньги не на водяные кукурузники, а на АПЛ.
Макс1
Стас
Все кончили одинаково: авария, другая, деньги кончились, всё. Безаварийно никто не успокоился
Все они остались в строю, по аварии никто не выбыл. Некоторые продолжают использоваться или после вполне понятного периода забвения продолжают испытания.
Так что "Поздравляю вас, гражданин, соврамши!"(с)

Пожалуй, соглашусь с Ильёй:

sniper1139
Когда аппонент приводит разумные доводы - с ним приятно вести спор. Когда пишет - чушь, не будет никогда, - с ним невозможно общаться.
С вами действительно не интересно. Без обид, так уж получается.

Макс1
sniper1139
серия должна быть 120 единиц, но деньги пустили на АПЛ.
По причинам весьма печальным. Не стало Устинова и Горшкова.
А новое руководство просто не понимало важности и масштабности многих задач.

Паровозы и самолёты тоже начинались с бешеного неприятия. Помните, "коровы сдохнут, куры перестанут нести яйца, аппарат гробанётся о небесную твердь!". То же самое было и с ракетами, "нам не нужны эти большие шутихи!"

К счастью, всегда есть энтузиасты, развивающие прогресс. Такие как Тревитик и Стефенсон, Черепанов и Жуковский, Циолковский и Сикорский, Королёв и Алексеев и многие-многие другие.

Стас
Макс1
Некоторые продолжают использоваться или после вполне понятного периода забвения продолжают испытания.
Ну давайте подождём ещё лет 10. Вангую, что монгольфьеров так и будет на 2-3 прядка больше. 😊 😊
sniper1139
Китай испытал копию Иволги. Интересно, копия Лунь будет?.....
Макс1
Стас
Ну давайте подождём ещё лет 10. Вангую, что монгольфьеров так и будет на 2-3 прядка больше.
Автомобилей на порядки больше, чем самолетов или судов. И что это доказывает? 😛
Макс1
sniper1139
Китай испытал копию Иволги. Интересно, копия Лунь будет?.....
Копия "Мрии" точно будет 😞
Макс1
"Луня" не будет, китайцы могут содрать только то, что покупали или на что имели документацию.
sniper1139
Макс1
"Луня" не будет, китайцы могут содрать только то, что покупали или на что имели документацию.

По Иволги они сотрудничали с КБ Алексеева.....

sniper1139
Стас
Ну давайте подождём ещё лет 10. Вангую, что монгольфьеров так и будет на 2-3 прядка больше. 😊 😊

(совершенно лениво) Орлёнок был принят на вооружение. Военные были им довольны. И только недостаток денег в стране не позволил быть серии, а развал страны поставил крест, как и на Энергия-Буран.

Это не самолёт. И не корабль. Это другое.

sniper1139
Стас
Вы и правда думаете, что клёпаная алюминиевая конструкция 1970-1980х годов недоступна для воспроизведения без всякой документации, имея только внешние обводы? Идиоты. Без обид - это определение. 😞

Без документации? Не имея возможность разобрать образец? Только по внешнему виду? Можно. Получиться лучше чем у старика Хоттабыча скопировать телефон (у него как вы помните он получился без единой щели, цельный кусок мрамора ). Лучше но не на много. Идиоты?

Стас
sniper1139
(совершенно лениво) Орлёнок был принят на вооружение. Военные были им довольны. И только недостаток денег в стране не позволил быть серии, а развал страны поставил крест, как и на Энергия-Буран.



Ага. На ПЛ деньги нашли, на МБР нашли, на тысячи самолётов нашли, а на экранопланы не хватило... Не считайте предков идиотами. Устинов был хищник, монстр, ломоносов от мо.
sniper1139
Это не самолёт. И не корабль. Это другое.
Ага. "Родила царевна в ночь, не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку..." (с) Пушкин.
Стас
sniper1139
Без документации? Не имея возможность разобрать образец? Только по внешнему виду? Можно. Получиться лучше чем у старика Хоттабыча скопировать телефон
Да хватит бредить. Набор фюзеляжа при известной геометрии осилит любая крохотная фирма по производству маломерных самолётов. Успокойтесь уже насчёт Хоттабыча, это наша русская технология, когда к взлёту самолёта или спуску на испытания подлодки вместо незаконченного разработкой прибора ставится деревянный макет. Так и зовут, хоттабычем.
sniper1139
Стас
Ага. "Родила царевна в ночь, не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку..." (с) Пушкин.

Стас, вам правда 47 лет? Вы в СССР родились и жили? По идеи должны знать всякие "интриги, тайны, раследования" как страна на самом деле жила и кончилась. А у Пушкина закончилось всё хорошо.

sniper1139
Стас
Да хватит бредить. Набор фюзеляжа при известной геометрии осилит любая крохотная фирма по производству маломерных самолётов. Успокойтесь уже насчёт Хоттабыча, это наша русская технология, когда к взлёту самолёта или спуску на испытания подлодки вместо незаконченного разработкой прибора ставится деревянный макет. Так и зовут, хоттабычем.

ОК. Как скажите.

Стас
sniper1139
А у Пушкина закончилось всё хорошо.
У Пушкина сказка, а экранопланы пытались жить в реальности. Не получилось.
sniper1139
Стас
У Пушкина сказка, а экранопланы пытались жить в реальности. Не получилось.

История говорит об обратном.

Стас
sniper1139
История говорит об обратном.



Пример приведите.
Макс1
Стас
Вы и правда думаете, что клёпаная алюминиевая конструкция 1970-1980х годов недоступна для воспроизведения без всякой документации, имея только внешние обводы? Идиоты. Без обид - это определение.
Я вижу перед собой "типичного гуманитария", не знающего элементарных технических вещей.
"Бабушка, а что такое гуманитарный склад ума?"(с)

Алюминиевую конструкцию 80-х годов под названием "Мрия" китайцы без документации, полного обмера датчиками и снятия прочностных и усталостных характеристик осилить не смогли. Теперь, после полного слива "Мрии" Украиной - смогут.

На этом дискуссию с вами считаю законченной, просто не вижу смысла.
Тем более, когда в отсутствие аргументов пошёл традиционный переход на личности. Без обид 😛

sniper1139
Стас
Пример приведите.

Принятый на вооружение Орлёнок.

А Вы так и не привели примеры страшных катастроф с 66 по 91 года. Так что б дюраль в дребезги и люди в фарш. А знаете почему? Нет, не потому что вы "сказочник", вам просто не нравятся ЭП, или вы считаете их тупиковой ветвью, просто нет таких катастроф которыми вы себя пугаете.

КМ? Он далеко не сразу утонул.
Орлёнок? После случая с отрывом хвоста был заменём сплав, металл другой стали ставить.

Они (экранопланы ) вам просто не нравятся. А мне - нравятся.

Помните был такой замечательный ЗиЛ 135 Дельфин? Не пошёл потому что два ведомства, морское и сухопутное, не смогли договориться. А Орлёнок был. И это - факт. А потом страны не стало.

С уважением.

EUGENE53
для поднятия темы

http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/010-013.pdf
на мелких экранопланах потеря продольной устойчивости это всегда проблема N1, но с увеличением размеров она сходит если не на нет, то
по крайней мере не так актуальна.
не будем гадать о причинах аварии Ориона,
но летчикам доверять управление подобными аппаратами нельзя категорически-инстинкты другие... там такие как Андрюха Берницин нужны.

Макс1
EUGENE53
для поднятия темы

http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/010-013.pdf
на мелких экранопланах потеря продольной устойчивости это всегда проблема ?1, но с увеличением размеров она сходит если не на нет, то
по крайней мере не так актуальна.
но летчикам доверять управление подобными аппаратами нельзя категорически-инстинкты другие...

Да, эта проблема аналогична возникающим в легкомоторной авиации. В том числе поэтому маленькие экранопланы не разгоняются до очень уж высоких скоростей. 150-200 км/ч - это их предел, чуть более крупные образцы разгоняются до 250.

В нашей стране проблема развития экранопланов очевидна - Север. Нет никакой технической возможности развивать там серьёзную дорожную инфраструктуру, мерзлота за два-три года сожрёт и растащит любые дороги, хоть 20 метровую подушку делай. Плюс там огромное количество рек, ручьёв и болот.
По этим же причинам затруднено строительство аэродромов. И экранопланы и суда на воздушной подушке - фактически единственные универсальные средства передвижения там, быстрые, не зависящие от дорог и аэродромов, легко преодолевающие болота и водные преграды.

Samson67
sniper1139

Стас, вам правда 47 лет? Вы в СССР родились и жили? По идеи должны знать всякие "интриги, тайны, раследования" как страна на самом деле жила и кончилась. А у Пушкина закончилось всё хорошо.

Вот потому в СССР экранопланы и "не взлетели", что у власти стояли вменяемые люди. Прекрасно понимавшие все их достоинства и недостатки.
Если было надо и давало достойный "выхлоп" в плане обороноспособности - направление поддерживалось любой ценой. В качестве примера можно привести ОКБ Павла Осиповича Сухого, знаменитое своими нестандартными новшествами в различных областях. Или ОКБ "Звезда" Гая Северина (тоже кстати у Сухого работал).

Samson67
Макс1
Да, эта проблема аналогична возникающим легкомоторной авиации. В том числе поэтому маленькие экранопланы не разгоняются до очень уж высоких скоростей. 150-200 км/ч - это их предел, чуть более крупные образцы разгоняются до 250.

В нашей стране проблема развития экранопланов очевидна - Север. Нет никакой технической возможности развивать там серьёзную дорожную инфраструктуру, мерзлота за два-три года сожрёт и растащит любые дороги, хоть 20 метровую подушку делай. Плюс там огромное количество рек, ручьёв и болот.
По этим же причинам затруднено строительство аэродромов. И экранопланы и суда на воздушной подушке - фактически единственные универсальные средства передвижения там, быстрые, не зависящие от дорог и аэродромов, легко преодолевающие болота и водные преграды.

Все эти задачи - прекрасно решают машины типа Ан-2, PBY-5 и Ми-26.
За куда более вменяемые деньги и с куда большей предсказуемостью и безопасностью.

Samson67
sniper1139

Они (экранопланы ) вам просто не нравятся. А мне - нравятся.

Помните был такой замечательный ЗиЛ 135 Дельфин? Не пошёл потому что два ведомства, морское и сухопутное, не смогли договориться. А Орлёнок был. И это - факт. А потом страны не стало.

С уважением.

Гляньте фото, где этот "Дельфин" снят рядом с БТР-60 - может тогда дойдет???
Не знаете, почему БРДМ люди охотно покупают, а семейство БТР-60 - нах никому не нужно? Все очень просто: БРДМ можно эксплуатировать на дороге свободно по габаритам, а БТР - только по спецразрешению с уведомлением, ибо он шире 2,5 метров.
Кто не в теме - тот "ЗиЛ-135 Дельфин" примерно в 2 - 2,5 раза больше БТР-60 по всем размерениям. Ибо сделан на базе шасси ракетного комплекса "Луна". 😊

Gorgul
Вот потому в СССР экранопланы и "не взлетели", что у власти стояли вменяемые люди.
Все еще проще, для черноморских и балтийских луж экраноплан чрезмерен, а в океане ему делать нечего. Океанская погода не для экранопланов.
Красивая, интересная и ненужная техника...так бывает.
sniper1139
Samson67

Вот потому в СССР экранопланы и "не взлетели", что у власти стояли вменяемые люди. Прекрасно понимавшие все их достоинства и недостатки.
Если было надо и давало достойный "выхлоп" в плане обороноспособности - направление поддерживалось любой ценой. В качестве примера можно привести ОКБ Павла Осиповича Сухого, знаменитое своими нестандартными новшествами в различных областях. Или ОКБ "Звезда" Гая Северина (тоже кстати у Сухого работал).

Вот что некоторые направления поддерживались любой ценой спорить нет смысла. Только под "выхлопом" за частую было не то что вы имеете в виду а рукой водящее решение очередного генсека, дружба или родство с кем надо и прочая не имеющее к "любой ценой" никакого отношения. Люди всегда одинаковые.

Как например Хрущёвское решение про ракеты или, ну недолюбливаю я Туполева, был бы я Сталиным, зарубил бы его решения с одним пилотом на дальних бомберах.

sniper1139
Samson67

Гляньте фото, где этот "Дельфин" снят рядом с БТР-60 - может тогда дойдет???
Не знаете, почему БРДМ люди охотно покупают, а семейство БТР-60 - нах никому не нужно? Все очень просто: БРДМ можно эксплуатировать на дороге свободно по габаритам, а БТР - только по спецразрешению с уведомлением, ибо он шире 2,5 метров.
Кто не в теме - тот "ЗиЛ-135 Дельфин" примерно в 2 - 2,5 раза больше БТР-60 по всем размерениям. Ибо сделан на базе шасси ракетного комплекса "Луна". 😊

Гляньте видео где ЗиЛ вытаскивает БТР 60 с песков. Дельфин - не для эксплуатации по дорогам общего пользования. Он паром для высадке в Англию. Во время войны. Разрешения не нужны.
Грачевский вообще много чего создал что не пошло. И не по причинам "по дорогам не идёт" а ведомства на отличные вне(именно вне а не все) дорожники не могло выделить деньги. Плановая экономика. Мать её.

sniper1139
Gorgul
Все еще проще, для черноморских и балтийских луж экраноплан чрезмерен, а в океане ему делать нечего. Океанская погода не для экранопланов.
Красивая, интересная и ненужная техника...так бывает.

Вообще черноморские и балтийские размеры как раз для него. Как и родной каспий. Океан да, так океан и не для летающих лодок, и не для ракетных катеров и МРК, и не для СВП.

Стас
Макс1
И экранопланы и суда на воздушной подушке - фактически единственные универсальные средства передвижения там, быстрые, не зависящие от дорог и аэродромов, легко преодолевающие болота и водные преграды.



СВП и развиваются, если что. А экранопланы нет. Совсем нет. Знаете почему? Там зима 8 месяцев в году, любители экзотики, зима. Куда он садиться зимой будет, такой красивый? Будьте уже реалистами. Ан2 на лыжах там практичнее и отработан давно.
Макс1
Samson67
Все эти задачи - прекрасно решают машины типа Ан-2, PBY-5 и Ми-26.
За куда более вменяемые деньги и с куда большей предсказуемостью и безопасностью.
Да в том и дело, что отнюдь не решают полностью. И многочисленные попытки СССР создать транспорт для Севера это подтверждают. Разнообразные аэросани, шнекоходы, болотоходы на шинах сверхнизкого давления и широких гусеницах, катера на воздушной подушке, экранопланы и т. п.
sniper1139
Когда СССР в тайне от всех испытывал КМ и принимал на вооружение Орлёнка остальной мир не вышел за пределы малых экспериментальных ЭП. А сейчас выгоднее вкладывать деньги в разработку очередного яблочного гаджета и приложений к нему. ЭП например прекрасно подошёл бы какой нибуть Новой Зеландии с её Океанией, ВосточноКитайского моря и прочее.
Samson67
Макс1
Да в том и дело, что отнюдь не решают полностью. И многочисленные попытки СССР создать транспорт для Севера это подтверждают. Разнообразные аэросани, шнекоходы, болотоходы на шинах сверхнизкого давления и широких гусеницах, катера на воздушной подушке, экранопланы и т. п.

Болотоходы и авиацию сравнивать - это нечто...
И чего будет делать экраноплан в болоте Тверской губернии, к примеру?
Энергетики тут у меня - на Трэколе катаются почему-то, а не на экраноплане...

Samson67
sniper1139

Гляньте видео где ЗиЛ вытаскивает БТР 60 с песков. Дельфин - не для эксплуатации по дорогам общего пользования. Он паром для высадке в Англию. Во время войны. Разрешения не нужны.
Грачевский вообще много чего создал что не пошло. И не по причинам "по дорогам не идёт" а ведомства на отличные вне(именно вне а не все) дорожники не могло выделить деньги. Плановая экономика. Мать её.

И нах кому был нужен в те времена "паром для высадки в Англии"???
"Синяя птица" была нужна - сделали и передали заказчику.

Gorgul
Вообще черноморские и балтийские размеры как раз для него. Как и родной каспий.
Пардоньте за мой хфранцузкий, а накуя? Там самолеты толком разогнаться не успевают, ракетами простреливается все вдоль и поперек, чуть не со своих берегов. На ракетных стрельбах, основная проблема, как бы к соседям не улетело, а ежели еще и попали - совсем хорошо 😊
Как десантные - тоже не подарок, идеальных песчаных пляжей не так уж много. Насколько помню, кроме создателя, продвигавшего их (за счет личных знакомств, как это было принято в СССР), сторонников у экранопланов не было. Те же военные были вообще не в восторге..мягко говоря.
Gorgul
Когда СССР в тайне от всех испытывал КМ и принимал на вооружение Орлёнка остальной мир не вышел за пределы малых экспериментальных ЭП.
Ибо попробовал, посчитал и сказал - "нафиг"
ЭП например прекрасно подошёл бы какой нибуть Новой Зеландии с её Океанией, ВосточноКитайского моря и прочее.
Они еще не совсем идиоты, и не большие любители вывбрасывать деньги на ветер.
sniper1139
Gorgul
Пардоньте за мой хфранцузкий, а накуя? Там самолеты толком разогнаться не успевают, ракетами простреливается все вдоль и поперек, чуть не со своих берегов. На ракетных стрельбах, основная проблема, как бы к соседям не улетело, а ежели еще и попали - совсем хорошо 😊
Как десантные - тоже не подарок, идеальных песчаных пляжей не так уж много. Насколько помню, кроме создателя, продвигавшего их (за счет личных знакомств, как это было принято в СССР), сторонников у экранопланов не было. Те же военные были вообще не в восторге..мягко говоря.

В те времена ЭП не могли взять ни противокорабельные ракеты (он для них слишком быстрый) ни зенитные ( слишком низко летит).

Песчаные пляжи для многоразового применения. В случае войны нужно будет сделать один раз. Всё равно всё под списание будет.

Военным как раз на песчаных пляжах нравился.

sniper1139
Gorgul
Они еще не совсем идиоты, и не большие любители вывбрасывать деньги на ветер.

Писали выше что малые ЭП не так стабильны в режиме экрана.

У скоростных спортивных глиссеров под водой находиться половина диаметра винта и порыв ветра под корпус может его перевернуть. Если представить глиссер весом под 100тонн то очень сложно представить порыв ветра способный перевернуть его. Как то так.

sniper1139
https://guns.allzip.org/topic/68/1586027.html

Не возможно одно и тоже обсасывать. С тех пор ничего не изменилось. ЗЫ. 90 страниц.

Макс1
Samson67
Болотоходы и авиацию сравнивать - это нечто...
И чего будет делать экраноплан в болоте Тверской губернии, к примеру?
Энергетики тут у меня - на Трэколе катаются почему-то, а не на экраноплане...
У нас странный разговор получается... Кто сравнивает авиацию и болотоходы? Это взаимодополняющие виды транспорта, для разных условий. Я написал всего лишь, что одна только авиация в принципе не способна решить на Севере транспортные проблемы. Потому что это слишком дорого, сложно и не везде применимо.

Причем тут Тверская губерния? Это что - тундра или Крайний Север? У нас почти четверть страны за Полярным кругом находится. Вот для них быстрый вездеходный транспорт необходим. Потому что там и трэкол далеко не везде пройдет, хотя используют и их, конечно. Потому и разрабатывали разные виды транспорта и старались по возможности амфибийные. И отнюдь не как замену авиации 😛

Gorgul
В те времена ЭП не могли взять ни противокорабельные ракеты (он для них слишком быстрый) ни зенитные ( слишком низко летит).
Давайте без сказок и предположений. Экранопланы прекрасно поражались всем из вами перечисленного ...что было еще одним гвоздем в гроб проекта.
sniper1139
Gorgul
Давайте без сказок и предположений. Экранопланы прекрасно поражались всем из вами перечисленного ...что было еще одним гвоздем в гроб проекта.

Хм.... Тогда зенитные ракеты не могли брать цели на нулевой высоте а противокорабельные не могли взять цель со скоростью больше 50узлов.

Gorgul
Тогда
Когда, "тогда"? В 1987, когда Лунь сделали? 😀
Макс1
Gorgul
Давайте без сказок и предположений. Экранопланы прекрасно поражались всем из вами перечисленного ...что было еще одним гвоздем в гроб проекта.
А что не поражается? Любая морская техника отлично поражается. Главная задача малых ракетных кораблей в большой войне - успеть нанести удар, например потопить или повредить авианосец, крейсер, эсминец. Выживание корабля вторично. И шансы уцелеть у любого МРК в разы меньше, чем у экраноплана.

Ракетные экранопланы и планировались для частичной замены МРК проекта 1241 и аналогичных. При сравнимом водоизмещении они превосходили их по многим характеристикам - скорость на порядок выше, бОльшая боевая нагрузка, защищенность от большинства морских мин, малоуязвимость для стоящих на вооружении крылатых ракет, ПКР и ЗУР, относительно низкая стоимость, значительно меньший экипаж. При этом они показывали относительно высокую мореходность (до 6 баллов, у 1241 - до 7-8) и к тому же могли за счёт высокой скорости при необходимости уйти от сильного шторма.

sniper1139
Gorgul
Когда, "тогда"? В 1987, когда Лунь сделали? 😀

Вам самому смешно. Грустно что знаете сами что раньше. Но чертёнок свербит и пишите про 87год.

Значит и понимаете почему зенитные не брали на нулевой высоте. Система наведения. С противокорабельными таже петрушка. Система наведения не могла взять цель идущую со скоростью самолёта.

Gorgul
Значит и понимаете почему зенитные не брали на нулевой высоте.
Не, не понимаю:
RIM-7 Sea Sparrow
американская управляемая ракета класса 'корабль-воздух' с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Была разработана в начале 1960-х годов на базе ракеты класса 'воздух-воздух' AIM-7 Sparrow,
Основные технические характеристики
Эффективная дальность стрельбы: 1,5-30 км
Высота поражения: 6-15240 м

Далее:

Орлёнок (экраноплан)
Тактико-технические характеристики
Размах крыла - 31,50 м
Длина - 58,10 м
Высота - 16,30 м
Не могли значит....

Макс1
Gorgul
Не, не понимаю:
Объясню.

С поражением таких целей до сих пор есть большие проблемы.

Даже самые современные авиационные УР типа AMRAAM AIM-120C-8 не предназначены для поражения таких скоростных целей на сверхмалой высоте.

А корабельные ЗУР Sea Sparrow, хоть и способны поражать ПКР, но вследствие малой дальности действия не представляют высокой угрозы для ракетных экранопланов. Особенно учитывая, что в отличие от истребителя или ПКР, для критического повреждения большого экраноплана требуется несколько ракет.

Gorgul
А корабельные ЗУР Sea Sparrow, хоть и способны поражать ПКР, но вследствие малой дальности действия не представляют высокой угрозы для ракетных экранопланов.
вот только есть нюанс, разработана то она на базе авиационной...для которой дальность - не помеха, самолет увезет куда нужно.
таких скоростных целей
Экраноплан, для ЗУР, рассчитанной на поражение сверхзвуковых целей, это нихрена не скоростная цель 😊
sniper1139
Gorgul
Не могли значит....

Как и в прошлой теме доводы просто "железные". Дальность стрельбы Москитами 120км. 240км. .....

ЭП просто не войдёт в зону поражения. Ну и назначение ракеты, выше написали уже, на большой ЭП таких несколько нужно.

Ракеты воздушного базирования. Хорошо что в вашей реальности нет прикрытия с воздуха.

Макс1
sniper1139
Как и в прошлой теме доводы просто "железные". Дальность стрельбы Москитами 120км. 240км. .....
И не забываем, дальность стрельбы 250 км "Москитами" была 30 лет назад 😛

Сейчас на ЭП стояли бы "Калибры" и "Ониксы" и там уже от 350 до 2600.

Макс1
Gorgul
Экраноплан, для ЗУР, рассчитанной на поражение сверхзвуковых целей, это нихрена не скоростная цель
Хороший способ - выхватывать из контекста отдельные фразы и давать контраргументы только на них 😛

Есть очень большие проблемы с наведением авиаракет с самолётов по сверхнизким целям у поверхности воды, особенно в условиях РЭБ, постановки помех и отстрела ловушек 😛

К тому же есть ещё нюанс. Не везде и не всегда есть самолёты для перехвата.

Даже авианосному соединению достаточно сложно отразить одновременную атаку десятка подобных экранопланов, особенно если она будет прикрываться своей авиацией 😛

А если атакуются корабли без авианосца?

Так что далеко не так всё печально с защищенностью боевых экранопланов.

Gorgul
Так что далеко не так всё печально с защищенностью боевых экранопланов.
Это да, ежели убрать противников, то машина прямо таки идеальная 😊
ЭП просто не войдёт в зону поражения.
Как уже писал, эта же, достаточно древняя, ракета и на самолеты цепляется...так что достанут.
Есть очень большие проблемы с наведением авиаракет с самолётов по сверхнизким целям у поверхности воды, особенно в условиях РЭБ, постановки помех и отстрела ловушек
Да есть, если эта цель малоразмерная, с низким ЭПР и летит на сверхзвуке. То есть, если это НЕ экраноплан. С экранопланом никаких проблем не будет. И в момент их появления не было. И уж тем более нет сейчас.
sniper1139
ЭП просто не войдёт в зону поражения.


Как уже писал, эта же, достаточно древняя, ракета и на самолеты цепляется...так что достанут.

Ну как так то?
Ракеты воздушного базирования. Хорошо что в вашей реальности нет прикрытия с воздуха.
Не читаем принципиально?

Разговор один в один со старой темой. Доводы противников грубо вырываются из контекстов.

sniper1139
Gorgul
Да есть, если эта цель малоразмерная, с низким ЭПР и летит на сверхзвуке. То есть, если это НЕ экраноплан. С экранопланом никаких проблем не будет. И в момент их появления не было. И уж тем более нет сейчас.

Вы наверно очень слабо представляете себе как выглядит экран обзорного радиолокатора в чистом море при волнении в несколько баллов.

Gorgul
в чистом море при волнении в несколько баллов.
Так в чистом или при волнении? Это как бы разные вещи 😛
Экраноплан - здоровый летающий сарай, медленно летающий, и летит он всегда выше волн. Так что никаких проблем для ракеты он не представляет. Большая, медленная и легко поражаемая мишень.
EUGENE53
Тема: Экранопланы увязли в Российской бюрократии
и как всегда очередная тема про экранопланы превратилась в то что всегда...
Макс1
Gorgul
Большая, медленная и легко поражаемая мишень.
Ну, понятное дело, что ракетные катера, фрегаты, эсминцы - это конечно сложные мишени, а вот "медленный" экраноплан - легкота... 😛

А если танки и самолёты вспомнить - те вообще уязвимы ужасно, кто и зачем их вообще делает? Наверное, конструкторы забывают на форумах посоветоваться о никчёмности их аппаратов 😛

Макс1
EUGENE53
Тема: Экранопланы увязли в Российской бюрократии
и как всегда очередная тема про экранопланы превратилась в то что всегда...
Так и тема об ЭП тоже вязнет в демагогии и бюрократии 😊))
Стас
sniper1139
Вы наверно очень слабо представляете себе как выглядит экран обзорного радиолокатора в чистом море при волнении в несколько баллов.
Это вы никогда не видели как выглядит на экране локатора стотонная алюминиевая кастрюля 50х30 метров с парой алюминиевых быстровращающихся пропеллеров и кучей граней и углов (это про орлёнок). Отметка будет сравнима с крейсером 😊 Как дискотечный шар во всех диапазонах 😊
Стас
EUGENE53
Тема: Экранопланы увязли в Российской бюрократии
и как всегда очередная тема про экранопланы превратилась в то что всегда...
Потому что тема названа неправильно. Правильно было назвать "Почему экранопланы никому не нужны", тогда и обсуждение было бы по теме.
sniper1139
Gorgul
Так в чистом или при волнении? Это как бы разные вещи 😛
Экраноплан - здоровый летающий сарай, медленно летающий, и летит он всегда выше волн. Так что никаких проблем для ракеты он не представляет. Большая, медленная и легко поражаемая мишень.

Не нравятся мне люди которые прекрасно поняли смысл фразы но хотят уточнений. И без разницы кого они хотят выставить дураками, себя, типа не поняли, или других, типа разные вещи.

Думаю что остальным понятно что под "чистое море" я подрузамевал "чистое поле", а уж холмистое оно или ровное аки скатерть не важно.

300-500км/ч конечно медленно. Куда там МРК со своими 30узлами в час.

sniper1139
Стас
Это вы никогда не видели как выглядит на экране локатора стотонная алюминиевая кастрюля 50х30 метров с парой алюминиевых быстровращающихся пропеллеров и кучей граней и углов (это про орлёнок). Отметка будет сравнима с крейсером 😊 Как дискотечный шар во всех диапазонах 😊

Куча граней и углов. На практически самолётном корпусе. Спасибо, вы сделали мне сегодняшний день. :-)

sniper1139
Перечитай те наконец тему "пусть здесь будут ЭП/ЭЛ" и не копируйте от туда доводы.
Стас
sniper1139
Куча граней и углов. На практически самолётном корпусе. Спасибо, вы сделали мне сегодняшний день. :-)



Демагог. Хоть фото посмотрите.

Готовый радиолокационный отражатель 😊

sniper1139
Стас
Демагог. Хоть фото посмотрите.

Дабл хотите? Вы уже сделали мне день.

Сравниваем с этим? 😊

Или с этим? 😊

Где больше уголковых отражателей? 😊

андрэ
[/B]
для критического повреждения большого экраноплана требуется несколько ракет.
[B]
очереди из обычного пулемета этой бочке с керосином будет даже много....
sniper1139
Самолеты и вертолёты такие же бочки.
андрэ
Самолеты и вертолёты такие же бочки.
совершенно верно за исключением некоторых.это не бронированные самоли времен 2 мировой.только что это меняет в бредовом заявлении о необходимости нескольких ракет для поражения экраноплана?
Макс1
андрэ
только что это меняет в бредовом заявлении о необходимости нескольких ракет для поражения экраноплана?
бред - это отрицать очевидное. Полный отрыв кормовой части вместе с маршевым двигателем и хвостовым оперением - это мягко говоря серьёзно.

И одна ракета такого натворить не сможет. Доказывать не буду, гугл в помощь. Даже самолёту довольно часто недостаточно одной ракеты, чтобы быть сбитым.

Более того - аппарат после такой сильнейшей аварии остался на плаву и на ходу и смог дойти до базы. И это означает, что в боевых условиях он сможет после такого попадания успеть отстреляться. А именно это является главным предназначением малого ракетного корабля.

Ни один из них в случае серьёзного конфликта без прикрытия не жилец - что катер, что экраноплан, что бомбардировщик, что авианосец.

Авианосцы без эскорта вообще не ходят - слишком уязвимы, несмотря на всю свою авиацию.

Разница только в том, что в случае БП, на экранопланы спецзаряды тратить не будут, а вот на авианосцы с тех же катеров, самолетов или экранопланов - за милую душу 😛

андрэ
И одна ракета такого натворить не сможет
сколько там взрывчатки без оболочки хватило самолету в последнем терракте?
Даже самолёту довольно часто недостаточно одной ракеты чтобы быть сбитым.
ну грачу если сильно повезет может и не хватит-но это таки слегка бронированный...
И это означает, что в боевых условиях он сможет после такого попадания успеть отстреляться. А именно это является главным предназначением малого ракетного корабля.
вовсе не означает.
Ни один из них в случае серьёзного конфликта без прикрытия не жилец - что катер, что экраноплан, что бомбардировщик, что авианосец.
опять же нет-авианосец утопить ракет может не хватить..
Авианосцы без эскорта вообще не ходят - слишком уязвимы, несмотря на всю свою авиацию.
вся их уязвимость это возможность повреждения летной палубы,в следствии чего может лишиться основного оружия.правда благодаря ему же имеет полную возможность уничтожать противокорабельные ракеты еще до входа в зону их дальности.а уж экраноплан то авиация причешет мгновенно.
sniper1139
Андрэ,я не могу выделить текст, про 300гр. безоболочечной Вы случайно не египетский взрыв имеете в виду? Если его - наверно только Вы в это верите.

Про остальное - мы с вами в прошлый раз уже дискутировали, когда в рамках, когда переходя рамки. Так и не смогли убедить друг друга.

Новая тема про ЭП спустя всего два года после прежней, когда ничего нового не появилось, а есть ли смысл?

Нет пока ЭП.

Макс1
На авианосцы никто не будет "охотиться" с обычными ракетами.

Я понимаю, выделения в тексте так незаметны и очень удобно вырывать из контекста фразы. Типичная тактика троллей.

Gorgul
Нет пока ЭП.
И это ж-ж-ж-ж - не спроста! 😊
андрэ
Андрэ,я не могу выделить текст, про 300гр. безоболочечной Вы случайно не египетский взрыв имеете в виду? Если его - наверно только Вы в это верите.
вы видимо верите во что то другое?аргументация вменяемая будет или...?
Про остальное - мы с вами в прошлый раз уже дискутировали, когда в рамках, когда переходя рамки. Так и не смогли убедить друг друга.
как можно убедить человека не обладающего ровно никакими знаниями по теме и не желающего ими обладать?вот отсюда все ваши залепухи смешные.
а есть ли смысл?
смысл таки есть-и он совсем не в эп...
а эп таки уже были-не помогло им....
Нет пока ЭП.
андрэ
На авианосцы никто не будет "охотиться" с обычными ракетами.

Я понимаю, выделения в тексте так незаметны и очень удобно вырывать из контекста фразы. Типичная тактика троллей.

как обычно-в отсутствии аргументации начинаются сказки про тролей... скучно.
Gorgul
как обычно-в отсутствии аргументации начинаются сказки про тролей... скучно.
Так ничего не поменялось, нового не появилось. Экранопланы как были красивой, дорогой и бесполезной игрушкой так и остались.
sniper1139
Андрэ, на мой взгляд у Вас не менее смешные залепухи.

Если Вы ВЕРИТЕ в 300гр то аргументы - это не Ваше. Вопрос веры.

Gorgul
Если Вы ВЕРИТЕ в 300гр то аргументы - это не Ваше. Вопрос веры.
Есть самый лучший вариант - "Он упал" 😊
sniper1139
самый лучший вариант - "Он упал"
И не поспоришь. Гагарин летал Бога не видел.
андрэ
Андрэ, на мой взгляд у Вас не менее смешные залепухи.

Если Вы ВЕРИТЕ в 300гр то аргументы - это не Ваше. Вопрос веры.

в которых вам ниразу уличить меня не удалось от слова-СОВСЕМ.действительно смешной ваш взгляд-обхохочешься....
андрэ
Так ничего не поменялось, нового не появилось. Экранопланы как были красивой, дорогой и бесполезной игрушкой так и остались.
даже не знаю-хорошо это для всепроцветальцев или плохо-пока нет-есть повод для таких ностальгическо/поцреотных тем,где главным и единственным аргументом-мол денег и времени нехватило,а то бы конечно зажили...
правда несостоятельность этого аргумента слишком многим очевидна.
появись же сегодня новые экранопланы-а ну как действительно никчему окажутся-придется опять головушкой скрипеть-новую темку о пофантазировать изобретать....
Sobaka1970
Макс1
Нашел инфу по маленьким экранопланам 80-х:
http://zhurnalko.net/=nauka-i-.../2010-04--num10
http://zhurnalko.net/=nauka-i-.../2005-08--num31

А смысл от малышей?

Sobaka1970
sniper1139
https://guns.allzip.org/topic/68/1586027.html

Не возможно одно и тоже обсасывать. С тех пор ничего не изменилось. ЗЫ. 90 страниц.

О, не первый раз перемываем экранопланы.

sniper1139
Sobaka1970

А смысл от малышей?

ИМХО нету. Так, игрушка. Опасная к тому же.

sniper1139
Sobaka1970

О, не первый раз перемываем экранопланы.

Точно так. Это как дилетанты обсуждают выгоду дирижаблей.

андрэ
Это как дилетанты обсуждают выгоду дирижаблей.
ну хоть в дирижаблях то вы надеюсь не дилетант?може и познания какие соответствующие есть-только желательно официально подтвержденные каким нибудь госорганом?
Gorgul
выгоду дирижаблей.
как там, справились с проблемой утечки гелия из балонов?
sniper1139
Не знаю, да мне и не интересно.