По совокупности в том году склонялся к Налиму, 300 или 225. Но на лето уехал в Сибирь, надобность отпала. Сейчас возобновляю подбор. И, в поисках информации, наткнулся на тезис, мол, двуслойки часто плесневеют, пахнут и разрушаются от прения непросушенных участков. Я рассчитываю, что не всегда будет возможность удобно и качественно просушить лодку. Где то надо будет таскаться между водоемами, где то - погода не позволит, а сроки эвакуации подожмут. Эксплуатация от вскрытия рек до ледостава, т.е. столкновения с льдинами, корягами и подводными камнями "в программе". И здесь вроде как лучше получается монобаллонная конструкция. Но она, мне кажется, будет раза в полтора тяжелее и дороже двуслойки. Вместе с тем, в этом сезоне была довольно интенсивная эксплуатация двуслойных катамаранов от Вольного Ветра и байдарок от Рафтмастера(в этих вообще 6 независимых внутренних баллонов - т.е. при пробитии одного-двух из них можно быть полностью спокойным за безопасность седоков и шмурдяка). И все двуслойки показали себя очень достойно, несколько месяцев таскались через завалы, отмели и порожки.
Но смотрю по отчетам - в длинные сплавы часто предпочитают более управляемые лодки типа Викингов, Одиссеев и т.д. И с большинстве - монобаллонные.
Как считаете, у кого какие преимущества и недостатки? Какой тип дна должен быть? На какие модели обратить внимание?
OuzerУ двухслоек основной минус - геморрой с обслуживанием. Действительно, после сплава нужно вынуть внутренние баллоны, в идеале всё промыть дома в ванне чистой водой, особенно если сплав во второй половине лета, когда вода "цветет". И в любом случае тщательно просушить. Иначе будет вонять и плесневеть. Современные материалы не гниют и не разрушаются от поверхностной плесени, но плавать на вонючей лодке - то еще удовольствие 😀. Соответственно, перед следующим сплавом все внутрянки заправить-расправить.
у кого какие преимущества и недостатки? Какой тип дна должен быть? На какие модели обратить внимание?
Т.е. двухслойка - это явно не оптимальный выбор в качестве "лодки выходного дня", для регулярного, частого, но кратковременного использования. Если же планируется один-два длительных сплава за сезон, то почему бы и нет.
Плюс двухслоек - возможность оперативного "блочного" ремонта, конечно, при наличии запасной внутренней камеры. Если продырявились, внешнюю силовую оболочку можно зашить как попало, главное чтобы крепко, поставить запасную внутрянку - и снова в путь. Всё займет час максимум и не потребует высокой квалификации.
По сравнению с этим, заклейка поврежденного ПВХ монобаллона займет часа 3, а главное - требует еще и подходящей погоды. Клеи ПВХ не любят повышенную влажность и плохо при ней работают. А поскольку у воды влажность и так повышенная "по определению", то для ремонта нужен сухой, солнечный и относительно теплый день, что не всегда возможно. Плюс, клеить ПВХ надо уметь и неплохо бы заранее дома потренироваться, в "тепличных" условиях. В общем, ремонт ПВХ "в поле" это тот еще квест.
Справедливости ради, пробить баллон или лодку ПВХ это тоже надо постараться 😊, и случается это чаще всего на "техногенке".
OuzerВесит монобаллонка сопоставимо, бывает даже легче двухслойки. Ценник тоже. Раньше, лет 10 назад, действительно, монобаллонники были новинкой и цены на них были несуразно задраны, но сейчас более-менее подравнялись.
вроде как лучше получается монобаллонная конструкция. Но она, мне кажется, будет раза в полтора тяжелее и дороже двуслойки.
Еще один важный фактор в пользу монобаллонников - их качают до значительно более высокого давления. Если у двухслойки рабочее давление 0,8-1,5 Бар, то у монобаллонника 0,25-0,4 Бар.
Соответственно, монобаллонник имеет значительно бОльшую жесткость, и продольную, и поперечную, и на скручивание.
И если про те же Щуки-Налимы ходит шутка, основанная на реальных фактах, что эта лодка уникальна возможностью "противоположного оверкиля", когда матрос киляется через левый борт, а капитан через правый 😀, то на монобаллоннике такое исключено.
Прохожий_007в сплавах прошедшего сезона с июня по сентябрь ходили на двуслойках. Если лодки, или каты не текли(это исключительные случаи мех.повреждений были), то чехлы не вынимались. И совершенно ничего не завонялось. Даже намека не было. Продукция Вольного ветра и Рафтамастера. Правда, водоемы были якутские, в Средней полосе России, особенно по мелких стоячим водоемам, вода цветет гораздо сильнее, факт.
У двухслоек основной минус - геморрой с обслуживанием. Действительно, после сплава нужно вынуть внутренние баллоны, в идеале всё промыть дома в ванне чистой водой, особенно если сплав во второй половине лета, когда вода "цветет". И в любом случае тщательно просушить. Иначе будет вонять и плесневеть. Современные материалы не гниют и не разрушаются от поверхностной плесени, но плавать на вонючей лодке - то еще удовольствие . Соответственно, перед следующим сплавом все внутрянки заправить-расправить.
Еще один важный фактор в пользу монобаллонников - их качают до значительно более высокого давления. Если у двухслойки рабочее давление 0,8-1,5 Бар, то у монобаллонника 0,25-0,4 Бар.вроде да... но. Двуслойка то обшита тоже крепкой ПВХ-оболочкой, поэтому она и держит тонкие внутренние баллоны от разрыва из-за избыточного давления. И накачивались и разбухали на солнце они изрядно. Не бесконтрольно, конечно, но неслабо. По крайней мере, в тех моделях, что у меня были. Как дело обстоит на Щуках-Налимах - не знаю. Их "складчатая" внешняя шкура вселяет определенные сомнения на этот счет.
Соответственно, монобаллонник имеет значительно бОльшую жесткость, и продольную, и поперечную, и на скручивание.
И если про те же Щуки-Налимы ходит шутка, основанная на реальных фактах, что эта лодка уникальна возможностью "противоположного оверкиля", когда матрос киляется через левый борт, а капитан через правый , то на монобаллоннике такое исключено.
Прохожий_007Мне кажется, пробить двуслойку из "обычной", необлегченной комплектации, тоже надо постараться.
Плюс двухслоек - возможность оперативного "блочного" ремонта, конечно, при наличии запасной внутренней камеры. Если продырявились, внешнюю силовую оболочку можно зашить как попало, главное чтобы крепко, поставить запасную внутрянку - и снова в путь. Всё займет час максимум и не потребует высокой квалификации.
По сравнению с этим, заклейка поврежденного ПВХ монобаллона займет часа 3, а главное - требует еще и подходящей погоды. Клеи ПВХ не любят повышенную влажность и плохо при ней работают. А поскольку у воды влажность и так повышенная "по определению", то для ремонта нужен сухой, солнечный и относительно теплый день, что не всегда возможно. Плюс, клеить ПВХ надо уметь и неплохо бы заранее дома потренироваться, в "тепличных" условиях. В общем, ремонт ПВХ "в поле" это тот еще квест.
Справедливости ради, пробить баллон или лодку ПВХ это тоже надо постараться , и случается это чаще всего на "техногенке".
По заклейке двуслоек - да, если есть запасной баллон - а его брать, при возможности, желательно, весит он мало, то замена вообще быстрая.
Если его нет, то можно вытащить внутренний баллон, заклеить его в подходящем месте, где посуше - под елкой, или обрывом, в палатке. А шкуру спокойно можно зашить хоть под дождем. При возврате на базу уже разобрать эту времянку и нормально прошить с проклейкой накладками.
С ремонтом громоздкой монобаллонной лодки надо под дождем уже тент сочинять(если есть из чего) и костер делать, для подсушки. Если есть из чего.
Если лодка с воды не снимается долгое время, то и надобности ее сушить нет.
Если использование предполагается "экспедиционное", то двухслойка по совокупности + и - , наверное, таки предпочтительнее.
Пусть, у меня старый опыт, но я против баллонов с прочной шкурой и полиэтиленовым мешком. ПВХ прочнее и ремонтопригоднее. И много отсеков это безопаснее.
AllradОтлично. А на каком основании такие выводы?
Пусть, у меня старый опыт, но я против баллонов с прочной шкурой и полиэтиленовым мешком. ПВХ прочнее и ремонтопригоднее.
Allradтоже не спорю. Но могу уточнить. Например, в использовавшейся двуслойной байдарке от Рафтмастера - 6(!) отсеков, в каждый вставляется свой отдельный внутренний мешок для воздуха. Не представляю ситуации, когда они лопнут все разом. Скорее, при напарывании на какую то засаду, пробьется 1, ну 2 отсека. На остальных можно дойти к берегу и за несколько минут(!) вытащить пробитый баллон, вставить целый, накачать его и продолжить путь(если не учитывать возможную, но необязательную разгрузку лодки и штопку шкуры. В то же время многие пакрафты из ПВХ имеют 1(!)отсек, надувные рыбацкие лодки 2-3-4 с днищем. При этом для ремонта ПВХ лодки потребуется сухой теплый день без дождя, или если начерно - тент, костер и переделка на базовом лагере.
И много отсеков это безопаснее.