Хозяин морей: атомные подлодки России и США

Calex211
Морские создания крупнее жителей суши - это правило относится и к военной технике. Если бы какой-нибудь титан выловил из океана подводную лодку проекта «Акула» и положил на землю, бок ее доставал бы на высоту 8-этажного дома, а в длину она накрыла бы целый квартал.

Считается, что именно «Акулы» во многом убедили США пойти на компромисс, и вскоре они заключили с СССР договор ОСВ-2, по которому, в частности, отказывались от разработки нового поколения подлодок и выделяли средства на утилизацию «Акул». Результат утилизации уже ясен, но надежды сегодняшняя Россия связывает теперь с новейшими подводными лодками проекта 955 «Борей». О которых в свое время мы обязательно расскажем.

Видео: http://www.popmech.ru/blogs/post/256-hozyain-morey-atomnyie-podlodki-rossii-i-ssha/

Klerkon
Чушь! Если, конечно, судить по художественным фильмам вроде «Охоты за Красным Октябрем», то вполне себе лодки, на самом же деле убедили они их в нашей фатальной технической осталости. Которая заставила построить для базирования 20 БРПЛ «монстры» длиной 173 м, шириной 23 м, подводным водоизмещением 50 тыс. тонн. Единственным преимуществом «акул-тайфунов» можно считать высокую степень противорадиационной защиты экипажа от БРПЛ в шахтах, которые находятся в толще забираемой воды между двумя внутренними прочными корпусами. И не забывайте, что такой «Тайфун» у нас остался всего один - «Дмитрий Донской».

Состояние атомного подводного флота России в настоящее время следует признать близким к катастрофическому. Причем такой пессимистический вывод следует отнюдь не из анализа списочного состава и численности кораблей в сравнении, например, c ВМС США. Дело в качественном составе нашего подплава, реальном техническом состоянии и характеристиках АПЛ.

Напомню, что, по словам адмирала в отставке, бывшего командующего КБФ, М.И. Капитанца, в 1991 г. военно-морские силы Советского Союза по совокупному тоннажу уступали американским примерно в три раза, превосходя их, однако, по тоннажу и общей численности (197 против 70) подводной составляющей. Но и этот «противовес» на деле был кажущимся. Недостатками всей этой колоссальной советской подводной армады было, во-первых, отсутствие сколь-нибудь развитой группировки надводных кораблей-баз АПЛ, во-вторых, чрезмерное количество проектов АПЛ (всего около 10), серьезно осложняющее их ремонт и обслуживание, а, во-третьих, крайне высокая шумность ГЭУ АПЛ.

«Реформы» 1990-х свели на нет все это былое «подводное превосходство», причем, судя по недавней жалобе адмирала Высоцкого Президенту России, проблему шумности отечественным специалистам решить так и не удалось. И это неудивительно: после поражения в «холодной войне» США и НАТО фактически организовали плотную военно-техническую блокаду России, практически исключив возможность получения нашими предприятиями передовых технологий и необходимых материалов и запчастей.

К концу 1990-х в блокаду эту органично включилась и «независимая» Украина, обладавшая до 1991 г. колоссальным военно-промышленным и научно-конструкторским потенциалом, особенно в г. Николаеве. Надо сказать, что российское военно-политическое руководство практически ничего не сделало для того, чтобы привлечь в Россию ученых, конструкторов, инженеров украинских предприятий, что помогло бы решить многие проблемы строительства военного флота - в частности, и переоснащения всех Вооруженных Сил - в целом. Тяжелое положение российской «оборонки» усугубляли безответственные политические решения администраций Горбачева и Ельцина, подписавших целый ряд крайне невыгодных для России «договоров об ограничении вооружений», ставших в итоге прочной юридической базой для намеренного разоружения и дальнейшего военно-технического ослабления России.

В итоге, если советский флот, не имевший развитых авианосных и десантно-вертолетоносных группировок, подобных заокеанским, в случае войны мог противопоставить им многочисленные подводные силы, современный российский ВМФ на долгие годы лишился столь «завидной возможности».

Ныне в составе ВМФ России насчитывается всего 33 действующие (!) атомные субмарины, а именно:

- РПКСН пр.955 «Борей» - 1 (но без основного вооружения - БРПЛ «Булава» ).
- РПКСН пр.941 «Тайфун» - 1 (но в качестве «испытательного стенда» для ракет «Булава» ).
- РПКСН пр.667БДРМ «Дельфин» - 5 («Верхотурье», «Екатеринбург», «Тула», «Брянск», «Карелия» ); несут по 16 БРПЛ с 4 боеголовками каждая.
- РПКСН пр.667БДР «Кальмар» - 5 («Рязань», «Зеленоград», «Подольск», «Петропавловск-Камчатский», «Святой Георгий Победоносец» ); несут по 16 БРПЛ с 3 боеголовками каждая.
- ПЛАРК пр.949А «Антей» - 7 («Омск», «Томск», «Вилючинск», «Иркутск», «Воронеж», «Смоленск», «Челябинск» ); несут по 24 ПКР «Гранит», способных нести по 1 ядерной боеголовке, что запрещено, однако, вышеуказанными «договорами».
- МЦАПЛ пр.945 «Барракуда»/945А «Кондор» - 3 («Нижний Новгород», «Кострома», «Псков» ). Имеют титановый корпус, имеющий срок службы 100 лет, увеличенную глубину погружения 600 м и совсем не имеющий магнитного поля. На приколе в Северодвинске с 1998 г. находится еще одна такая АПЛ - Б-239 «Карп», и модернизация ее по примеру «Нижнего Новгорода» серьезно усилила бы отечественные подводные силы. Было бы только желание власть имущих!
- МЦАПЛ пр.671РТМ «Щука» - 3 («Даниил Московский», «Обнинск»,«Тамбов» ). Лодки эти слишком шумные и технически устарели.
- МЦАПЛ пр.971 «Щука-Б» - 8 («Леопард», «Тигр», «Морж», «Дракон», «Волк», «Пантера», «Вепрь», «Гепард» ). Более-менее соответствуют улучшенным АПЛ «Лос-Анджелес», которые в США давно уже не строят.

Новые МЦАПЛ пр.885 «Ясень», примерно соответствующие американским «Вирджиния» и «Сиавульф» (строится две, «Северодвинск» и «Казань» ), в ближайшее время российский флот вряд ли получит. На стапелях Северодвинска стоит достроенный на 80% ПЛАРК пр.949А «Белгород», практически однотипный погибшему «Курску». Однако в 2006 г. тогдашний минобороны С.Б. Иванов публично заявил, что это мощный подводный крейсер «флоту не нужен и достраиваться не будет». Такое безапелляционное заявление не может не вызвать подозрений на фоне недавно обнародованных фактов гибели в 2000 г. ПЛАРК «Курск», явно торпедированной тогда американской МЦАПЛ пр. «Лос-Анджелес» «Мемфис». На заводе в Комсомольске-на-Амуре, кроме недавно достроенной для Индии МЦАПЛ пр. 971 «Нерпа», стоит еще одна точно такая же подлодка, готовность которой оценивается в 40%. Но руководство России даже и «не чешется» по вопросу о ее достройке для ТОФ!

Помимо всего этого, два РПКСН - БС-64 «Владимир» пр. 667БДРМ «Дельфин» и К-129 пр. 667БДР «Кальмар» - вот уже лет 15 «успешно модернизируются» по неким «спецпроектам», под которыми любой мало-мальски адекватный наблюдатель не может не видеть последствий удачной информационной диверсии иностранных спецслужб, целью каковой является еще большее ослабление «подводной составляющей» наших РВСН. Ведь после неудачи с БРПЛ «Булава» каждый мало-мальски боеспособный подводный крейсер стратегического назначения, способный нести не слишком еще «устаревшие» (приняты на вооружение в 1986 г.) ракеты «Синева», на счету!

Нетрудно подсчитать, что реально в составе ВМФ России имеется никаких не «сорок», как заявил адмирал В.С. Высоцкий, а всего лишь 33 боеспособные АПЛ, в том числе 10 действующих РПКСН, несущих 560 ядерных боеголовок.

Не лучше ситуация и с дизель-электрическими субмаринами, в области которых СССР некогда лидировал. Основу их группировки составляют 16 ДЭПЛ пр. 877 «Палтус» (всего построено 21) разных модификаций. Будучи относительно малошумными, они имеют довольно скромные размеры, особенно по сравнению в японскими ДЭПЛ: длина 73-74 м, ширина 9,9 м, водоизмещение 3000 т. Это исключает возможность перевооружения их ПКР или ракето-торпедами, тем более с ядерными БЧ.

Громко разрекламированная производителями единственная ДЭПЛ пр. 677 «Лада» - «Санкт-Петербург» - была спущена еще в 2006 г., но до сих пор так и не введена в боевой состав из-за выявившихся недоделок, остальные три лодки на стапеле в разной степени готовности. Все эти «суперсовременные» субмарины имеют смехотворно малые размеры: длина 67 м, ширина 7 м, водоизмещение 1500 т, и пригодны лишь для операций в акватории внутреннего моря. Например, Черного, строить для которого их российские руководители явно не торопятся! При этом совершенно непонятно, почему продолжавшееся вплоть до середины 1990-х гг. строительство более крупных ДЭПЛ пр. 877 «Палтус» для отечественного флота было прекращено?