Мучаюсь вопросом: стоячий заусенец или мягкая сталь?

guegue
Доброго дня!

Пишу с целью получения советов по тонкой доводке и удалению, как мне кажется, оставшегося заусенца на ноже со сталью, мягкой и тягучей.
Ниже приведу фото и описание процесса так, как я их публиковал на другом ресурсе. Там я получил несколько ценных советов, но форумы там не профильные, поэтому взял на себя наглость написать и здесь.

Уже потом, в процессе тестирования ножа после шлифовок и заточки, мне пришло в голову поцарапать бутылочное стекло в результате которого кончик ножа завернулся, а на стекле не осталось никаких следов. Доведя нож до хорошего качества финиша микроподвода, резал дерево для удаления заусенца, дерево резалось смачно, но бумагу нож резать отказывался. В купленый именно для этого ножа МПБ-2 я увидел крошечные замины/сколы на режущей кромке. Переточил для их удаления и опять стал доводить на яшме (яшме ли?). С заусенцем боролся, как и в остальных случаях, очень долго, получил совет использовать кожу с пастой, хотя до этого на коже с пастой не доводил очень долго - избавлялся от заусенки камешками и пробкой. Довел на коже с пастой ГОИ, посмотрел в мелкосоп, остался доволен. Попытался поднять возможно оставшийся, завернутый заусенец с помощью металлического стержня, но заусенца не оказалось. Резанул пару раз деревяшку, потом, не отходя от кассы, попробовал порезать газету и столкнулся с тем, что газету нож не режет. Не режет в одном направлением, но режет в другом. Странно. Волосья на затылке нож, при этом, цепляет и стружит, а в бумагу не лезет. В микроскопе опять ямы на режущей. Мне почему-то кажеться, что, несмотря на то, что угол при доводке я повысил, но заусенец на режущей остался только он выпрямилка и торчит ровно по центру, а ямы на режущей - это замины на заусенце. Как проверить и исправить, подскажите, пожалуйста.

Ножик из К110, на момент получения сведение составляет около 1 мм, уносика чуть меньше, никаких претензий к слесарке нет, все вроде на хорошем уровне. Единственное, чего я не совмем понял- это линия режущей кромки, которая от пяты идет сразу вверх и придает какой-то уточенный вид. Ну это лирика. Немного также пошарпано травление, но это нормально - нож до меня точился в лански/деемте и других точилках.

Вот общие фото:

На последнем фото видно как линия подвода гульнула вниз у корня. На тот момент я проверял и ямы на спуске не увидел. Хотел поднять вот так:

Подводы с противоположной стороны выглядять страшнее. Не знаю почему, но с помощью приспособ хозяин ножа не смог выставить точный угол и вырыл второй подвод.

Вот фото носика:

Вот ребро на подводе:

Предыдушие заточки немного попортили рикассо, сделаю дульку.

В таком состоянии нож не резал бумагу и вообще ничего не резал.

guegue
Начал формировать подводы.Как и всегда использовал машинку и полтавский алмазик 160/125. Поточил одну сторону, убедился в том, что яма на спусках есть.

Будет, наверно, небольшая рекурва

Вот машинка:

Вот она в работе:


В этом случае я просто поднимаю линию подвода, на режущей не работаю, потому могу себе позволить значительное усилие. Нож лежит на спуске, ничем не закреплен, упирается в фиксирующий винт.


Риску от алмаза сбивал нортоновским средним камешком. Впервые использовал беби ойл. Очень понравилось, камень почти не засаливается и режет постоянно. Очень приятные ощущения

guegue
Все-таки рекурва есть, точить широкими камнями неудобно, но возможно:


Приходиться точить на краешке камня. Тут я сбиваю риску от среднего нортона, стараюсь сильно не давить. Время от времени (достаточно часто) инспектирую результат шлифовки. Ищу это:

Темная часть подводов - это то, что я делаю сейчас, светлая - предыдущий проход.

Промежуточный результат вот, видно перекрещивание риски:


Понятное дело точу до заусенца:

guegue
Вроде сделал все, что нужно, прогнал, как мне кажется заусенец (я его по крайней мере не вижу ни под каким светом), а нож, блин, не режет. Подводы вроде ровные, волосы бреет, доску сосновую поперек волокон берет хорошо, без задиров, в манилу, правда не лезет. А вот бумагу не режет. Заусенец или недоточено?

Вот видео, в конце видно поведение на бумаге:

http://www.youtube.com/v/VEpKPynd9MA

К тому же после дерева, уже потом, увидел замятия на кромке. Начало напрягать...
Тут, надо признаться, я получил совет о том как выявить заусенец, до этого такого простого действия, стыдно, но не знал... Нужно использовать металлический стержень и "помуссатить" кромку для того, что б поднять заусенец.

Заказал микроскоп ПМБ-2. Нож закинул и занимаюсь другими. Заточка других ножей приносит только удовольствие. Проблем с заусенцем на них не наблюдирую.

Микроскоп пришел, увидел то, что писал в заглавном посте: ямы на режущей. Переточил, начиная с мелкого КК камешка, ям нет. Довел на коже с пастой, бумагу режет только в одном направлении, в другом - надрезает плоскость и соскальзывает, как будто просто не хочет углубляться. Резать дерево уже не хочу - боюсь очередной раз напороться на те же грабли.

Подскажите, что это за случай такой - очень мягкий нож или, все-таки, стоячий заусенец? В случае сто стоячим заусенцем - что делать, как побороть?

alex9635
Я бы сказал, что попытка удалить заусенец на пробке или с помощью дерева приводит к удалению заусенца вместе с частью режущей кромки и нож становиться тупым.
Фрол Фрол
alex9635
Я бы сказал, что попытка удалить заусенец на пробке или с помощью дерева приводит к удалению заусенца вместе с частью режущей кромки и нож становиться тупым.
Млин, а у меня наоборот, после пробки или мягкой деревяхи становится острее.
alex9635
Фрол Фрол
Млин, а у меня наоборот, после пробки или мягкой деревяхи становится острее.
Ну так все правильно. Если сталь твердая, то заусенец получается мелкий и как бы надломленный в месте соединения с режущей кромкой. Удаление такого заусенца ведет к увеличению остроты. А с заусенцем на мягкой и пластичной стали так просто вопрос не решить поскольку он является продолжением режущей кромки и отделить его не так просто.
Alex.P
Почему все же не воспользоваться поиском? На слово Заусенец с ходу вылетает несколько тем, хотя бы эта https://guns.allzip.org/topic/224/1014104.html

Если же лень читать, то коротко - причина образования заусенца всегда одна - излишнее давление на хон. Эта "излишность" индивидуальна для каждого состояния стали и для каждого хона. То, что на твердой стали является нормальным усилием, на мягкой может оказаться излишним. Отсюда и методы борьбы с заусенцем.
Но Вы все же лучше бы почитали, хотя бы по вышеприведенной ссылке.

Petrovich1976
А мне кажется надо добавить ещё один камушек потоньше, микрон на 10/7, а потом на ремень с пастой ГОИ и тогда брить будет и бумагу свёрнутую в трубочку влёт резать, да, и точить на тонких камнях только на зерно.
A.V.X.1960
Petrovich1976
А мне кажется надо добавить ещё один камушек потоньше, микрон на 10/7, а потом на ремень с пастой ГОИ и тогда брить будет и бумагу свёрнутую в трубочку влёт резать, да, и точить на тонких камнях только на зерно.

#9 IP
P.M. Ц


Можно камень добавить 1мкр, + ремень с пастой 0,5 алмазную. Но лучше напильником попробовать эту сталь - всё станет понятно.ИМХО.+ почитать ссылку, что Алекс дал.
Petrovich1976
A.V.X.1960, ну 1 микрон это чересчур, а вот 10/7, стоило бы попробовать guegue, на зерно и не давить, про "давить" уже вроде все знают, и если агрессивность реза не устраивает, можно на ремешке с простой пастой гои под мыльный рез поправить,хоть твёрдая сталь хоть мягкая, твёрдую дольше шоркать придётся.
И ещё не могу понять что за нортоновский камень на финише, но судя по рискам-грубоват.
guegue
Спасибо, по ссылке ходил несколько раз. Читаю форум достаточно давно и про давление и про все остальное прочитал не единожды.

Финиш был конечно не не нортоне, нет. После 7мк КК камня, был твердый сланец, а потом и яшма доведенная очень тонко. После яшмы заусенец был, малюсенький и не хотел уходить. После яшмы - кожа, после кожи заусенца не вижу. В районе РК, повторюсь, финиш меня устраивает. Устраивает и бритье и рез дерева. Только вот после реза дерева, да и до него, бумагу нож режет только в одну сторону. На РК или, как мне кажется, на стоячем заусенце, присутствуют мелкие каверны, возможно замины, ну, после дерева. На последних этапах - сланец, яшма, кожа - не давил практически вообще. Вот и не пойму - то ли нож мягкий настолько, что дерево его жрет, то ли заусенец мне удалось поставить и терерь дерево убивает именно его.

П.С. Алмазным надфилем, которым дульку нарезал, очень весело сталь елась, хотя это ж алмаз. Я в недоумении, вобщем.

guegue
Ага, нашел еще видео процесса доводки, может я действительно где передавливаю?



Alex.P
Посмотрел видео. Вы уверенно и долго точите вдоль РК одну сторону. После пробуете убрать заусенец на пробке. И лишь после этого чуть-чуть проходите по другой стороне.

Вы принцип работы мусатом помните? Один раз по одной стороне и один раз по другой, и так раз 5-10. Попробуйте.

GAU 8 A
Там еще и угол посмотри какой(3.33сек)..полный аж не меньше 60гр....да и вообще, там не ручная доводка, а ерзанье...автор, точите правильно, тогда и сталь будет ни при чем, а так же и заусенец 😛
Alex.P
GAU 8 A
Согласен, но я подобным образом ножи не довожу, тут тебе виднее.

guegue
У Вас же есть машинка - аналог ЕджеПро. При использовании соответствующих абразивов она позволит заточить нож до строгания волоса. А уж уверенное бритьё и рез бумажки - это настолько не высокие требования к заточке, что я просто не знаю. После Вашего алмаза 160/125 и то легко этого можно добиться. Досточно чуть поработать на больший угол, но именно попеременно и без фанатизма.
Кожа с ГОИ после такого грубого алмаза не поможет. Один-два прохода ни чего не дадут, а если долго мусолить, то с высокой вероятностью РК в радиус закатаете. При желании и умении можно конечно на ремне довести, но есть более легкие способы.

А вот какая-нибудь керамика(или та же Ваша яшма), на чуть больший угол, позволит за 1-2 движения на сторону создать небольшой и достаточно "тонкий"(в плане шероховатости) микроподвод.

Можно так-же изобразить "заводскую" заточку. После грубой заточки(у Вас алмазы, у них, к примеру, гриндер) снять заусенец на фетре с пастой. Но тут и круг нужен, хотя-бы на дрели, и есть опасность завалить РК.

Можно после алмаза просто пройтись по керамическому мусату, буквально несколько движений на сторону и без давления.

Можно, последовательно меняя хоны на более мелкие и последовательно уменьшая давление практически до 0 - т.е. поддерживая хон, проточить на "машине" до полного истончения заусенца - я пользуюсь именно этим вариантом.

В общем вариантов масса, просто не нужно забывать про давление, угол и смену сторон. Ну и это у Вас все же нож, а не опасная бритва, не надо его вдоль РК мучать, подрезать заусенец - да, можно, но именно точить вдоль РК все же не стоит, мыльный рез на ноже не лучший вариант.

guegue
Alex.P
Посмотрел видео. Вы уверенно и долго точите вдоль РК одну сторону. После пробуете убрать заусенец на пробке. И лишь после этого чуть-чуть проходите по другой стороне.

Вы принцип работы мусатом помните? Один раз по одной стороне и один раз по другой, и так раз 5-10. Попробуйте.

Насчет заточки вдоль режущей это вы наверное о месте подъема? Просто я не знаю как вручную точить это место не так, как это делаю я. К сожалению не у кого спросить. Может быть вы мне покажете? Касательно остального - учту, спасибо.

GAU 8 A
Там еще и угол посмотри какой(3.33сек)..полный аж не меньше 60гр....да и вообще, там не ручная доводка, а ерзанье...автор, точите правильно, тогда и сталь будет ни при чем, а так же и заусенец 😛

Да, угол там большой, при сведении в 1,2 мм сложно сделать и красиво и прочно одновременно. Я старался выдержать одинаковую высоту подвода отсюда и угол на носике такой, проситите. Мне вообще всегда кажется, что я что то делаю неправильно, а подсмотреть не у кого. Вот вы говорите "автор, точите правильно", я за этим сюда и пришел и давно форум читаю, может быть Вы мне и покажете как правильно точить? Я, кстати знаком с Вашими постами, но, ни разу не видел как точите Вы, мне очень интересно, поделитесь?

Alex.P
guegue
У Вас же есть машинка - аналог ЕджеПро. При использовании соответствующих абразивов она позволит заточить нож до строгания волоса. А уж уверенное бритьё и рез бумажки - это настолько не высокие требования к заточке, что я просто не знаю. После Вашего алмаза 160/125 и то легко этого можно добиться. Досточно чуть поработать на больший угол, но именно попеременно и без фанатизма.
Кожа с ГОИ после такого грубого алмаза не поможет. Один-два прохода ни чего не дадут, а если долго мусолить, то с высокой вероятностью РК в радиус закатаете. При желании и умении можно конечно на ремне довести, но есть более легкие способы.

А вот какая-нибудь керамика(или та же Ваша яшма), на чуть больший угол, позволит за 1-2 движения на сторону создать небольшой и достаточно "тонкий"(в плане шероховатости) микроподвод.

Можно так-же изобразить "заводскую" заточку. После грубой заточки(у Вас алмазы, у них, к примеру, гриндер) снять заусенец на фетре с пастой. Но тут и круг нужен, хотя-бы на дрели, и есть опасность завалить РК.

Можно после алмаза просто пройтись по керамическому мусату, буквально несколько движений на сторону и без давления.

Можно, последовательно меняя хоны на более мелкие и последовательно уменьшая давление практически до 0 - т.е. поддерживая хон, проточить на "машине" до полного истончения заусенца - я пользуюсь именно этим вариантом.

В общем вариантов масса, просто не нужно забывать про давление, угол и смену сторон. Ну и это у Вас все же нож, а не опасная бритва, не надо его вдоль РК мучать, подрезать заусенец - да, можно, но именно точить вдоль РК все же не стоит, мыльный рез на ноже не лучший вариант.

Повторюсь: как вручную доводить не вдоль скругления а поперек (кстати риска под микроскопом выходит на РК под небольшим, но все же углом), контролируя выход на режущую кромку, я пока не знаю, но, надеюсь с помощью форумчан, освою и это.

Вот я сфотал это место на другом ножике, не так уж и вдоль, помоему:

Касательно машинки и ее применения могу сказать следующее: ваши советы (а тема одна чего ваша стоит!) очень ценны и уже давно мной используются, вернее использовались до того момента, как мне показалось, что пользоваться машинкой на всех этапах кроме формирования подводов - не спортивно. В данном случае, в один момент, отчаявшись я его переточил именно так как вы и советуете - с повышением угла и кожей на финише без давления, ну и результат... ничем не отличался от того, что я показал в последнем ролике.

Касательно реза волоса, то я не ставлю это как цель, иногда у меня это получается и так, но в тех случаях я точу более твердые, по ощущениям, стали и на меньшие углы, а тут и бумагу нож не режет, интересно, не правда ли?

В любом случае я благодарен за все ваши советы и комментарии, хотя вынужден признать, что меня несколько осадило ваше, GAU 8 A, свысокашное ко мне обращение. Надеюсь вы понимаете, что тем, что я попросил совета, я такого обращения не заслужил?

GAU 8 A
guegue
Мне вообще всегда кажется, что я что то делаю неправильно, а подсмотреть не у кого. Вот вы говорите "автор, точите правильно", я за этим сюда и пришел и давно форум читаю, может быть Вы мне и покажете как правильно точить? Я, кстати знаком с Вашими постами, но, ни разу не видел как точите Вы, мне очень интересно, поделитесь?
Пардон, вы пришли за помощью? как вы себе ее видите, представляете? в виде многобуквенных пояснений? типа, как руку при заточке держать...что бы все бросились вам это объяснять? или, какое кол-во движений на ремне нужно делать при окончательной правке? все это есть в разделе..ищите и обрящите.
Меня никто не учил, и в свою очередь я никогда и никого не напрягал мне помочь...до всего сам доходил.
Все мои посты о заточке и о подходе к ней, остались на докирдычной ганзе- если коротко, то Только на шкурке и только вручную, никаких приспособ, никаких яшм и тому подобных изысков...метал. плита, карб. крем. шкурка 3х, либо 4х размеров зерна, ремешок с алмазной пастой 5-7мкм и руки- все... и никаких заусенцев при любой стали и твердости.. просто и сердито, раньше дурью маялся- арканзасы, керамики всякие, мечты о волшебном камне, который все заточит... 😛 думал чем больше времени точишь, тем лучше, тем острее- пустое все это..пустоеее!
GAU 8 A
Да, и в качестве некой компенсации за якобы "свысокашное" 😛..может пригодится-
выжимка из собственного опыта...

Об остроте и заточке.
1. Острота это не более чем договоренность с самим собой.
2.Понимание заточки находится в прямой зависимости от понимания стали.
3.Острота для ножа, а не нож для остроты.
4.Время, потраченное на заточку, не говорит о мастерстве, о мастерстве говорит лишь качество резания.
5.Острота многолика.
6. Вода точит камень, а нож умение.
7. К остроте ведут сотни дорог, но при прочих равных, лучшая не та, что длиннее, а та, что короче.
8.Чрезмерное тщание только вредит делу, равно, как и лишние сущности.
9.Заточка не цель, а лишь средство.
10.В отличие от глупости, острота имеет свой предел.
:::::::..
Всякий уважающий себя гуру 😛 просто по определению обязан, прошу прощение за термин, изнасиловать серое вещество простого смертного, иначе ему ТАМ не зачтется.

Alex.P
guegue
что я попросил совета
А сами не желаете ему следовать 😞 Вопрос с зусенцем всплывал уже множество раз, перетерли все до основания, но каждый вновь пришедший желает что-бы ему персонально объяснили, показали, нет что бы воспользоваться вопросом предшественника 😊
В теме https://guns.allzip.org/topic/224/1014104.html есть и ответы на Ваши вопросы, есть и видео. Во втором посте темы вообще ссылка на видео семинара заточки на камнях. Так конечно информации избыточно, я осилить так и не смог 😞 но, скажем в 3-ей части, на 12минуте показано как точить, как держать нож при заточке и на что акцентировать внимание.
guegue
GAU 8 A, Спасибо за ответ. Я действительно надеялся, что мне помогут. Мне и помогли, указали на те детали, на которые я не обращал внимания, спасибо, буду заниматься. С вашим методом заточки я ознакомился, очень интересно, но только потому, что еще раньше я познакомился с тем, как это делает уважаемый Владимир Дмитриевич (если не ошибаюсь) и начал осваивать его, ваш метод пока не готов принять, хотя не отрицаю, что и он действенный и интересный.
GAU 8 A
Ну вот и поладились 😛
Мой метод, чей либо еще, не важно... несмотря на то, что в знаменателе всегда одно и тоже-острый нож, метод добычи остроты у каждого свой собственный, обо руки у всех разные, и у каждого они растут из разных мест..соответственно и подходы могут оченно различаться...главное не это, а мотивация..не нужно бояться экспериметировать, не нужно бояться ошибаться, все придет со временем, это делается не в раз и не в два, а сотней проведенных часов с ножом...
guegue
Alex.P
А сами не желаете ему следовать 😞 Вопрос с зусенцем всплывал уже множество раз, перетерли все до основания, но каждый вновь пришедший желает что-бы ему персонально объяснили, показали, нет что бы воспользоваться вопросом предшественника 😊
В теме https://guns.allzip.org/topic/224/1014104.html есть и ответы на Ваши вопросы, есть и видео. Во втором посте темы вообще ссылка на видео семинара заточки на камнях. Так конечно информации избыточно, я осилить так и не смог 😞 но, скажем в 3-ей части, на 12минуте показано как точить, как держать нож при заточке и на что акцентировать внимание.

Спасибо, смею вас уверить, что и это я видел и стараюсь использовать в практике. Вопрос же у меня был не столько о неснятом заусенце, а (вот тут я боюсь вызвать ваш гнев и раздражение) о том, возможен ли вообще стоячий заусенец, не тот, который отгибается в сторону и борьба с которым меня не особо пугает, а именно стоячий.Вот даже себя процитирую: "Микроскоп пришел, увидел то, что писал в заглавном посте: ямы на режущей. Переточил, начиная с мелкого КК камешка, ям нет. Довел на коже с пастой, бумагу режет только в одном направлении, в другом - надрезает плоскость и соскальзывает, как будто просто не хочет углубляться. Резать дерево уже не хочу - боюсь очередной раз напороться на те же грабли. Подскажите, что это за случай такой - очень мягкий нож или, все-таки, стоячий заусенец? В случае со стоячим заусенцем - что делать, как побороть?" Ну не отгибать же мне его в самом деле

Ведь в данном случае, быть может, как то неясно выразился, а потом обсуждение вообще куда-то ускакало, на технику и все остальное. Только вот мне почему-то казалось, что стоячий заусенец - это какой-то частный случай, что ли. Ведь его просто не видно, ни под каким светом, он просто похож на режущую кромку, на которой, в результате порезушек есть вмятины. Вот, прошу не сердиться, а "понять и пгостить" (С).

Еще раз спасибо, в любом случае, беседа получилась полезная.

Возвожно, если модераторы сочтут уместным, можно было бы перенести все это в уже существующую тему, ту, которую указал Alex.P?


GAU 8 A
Есть, так называемый фукциональный заусенец, иными словами рабочий..таким я режу продукты на кухне, сформировать его довольно просто- либо от мусата, либо еще от какого крупнозернистого абразива, но он тоже должен быть правильным- быть достатосно жестким и забористым, по твердым материалам он не рулит.
guegue
У вас он тоже от режущей не отличается ничем, то есть это не светленькая полоска над подводами, а именно их продолжение, причем с обоих сторон?
GAU 8 A
guegue
У вас он тоже от режущей не отличается ничем,
Строго говоря, это не заусенец, а кромка, где в ее вершине этакая разнокалиберная макропила...на моих кухонниках она образована карб. крем. зерном до 150мкм, у вас же, насколько я понял, заусенец имеет другую природу, если это только не та самая, пресловутая черная кошка 😛
vlad27k
ТС все-таки попробуй царапнуть обычным надфилем, у меня есть подозрение, что ТО хромает. Если сталька пластилин, то ей только грубоватую заточку без изысков и доводок.
guegue
Царапал, правда алмазным надфилем, когда дулю делал. Так вот углубился я в рикассо на милиметра три за рекордное время - минут за 5, при чем держал ножик в руцях. Ну а когда бутылку царапал, то вообще - ни следа на стекле, а нос завернул самую малость, на 1/3 подвода.
GAU 8 A
guegue
алмазным надфилем
Им нельзя- алмазу пофик, что люмень, что быстрорез на 66ед, все едино.
GAU 8 A
Тут нужен хороший, качественный из углеродки, а лучше швейцарский, но и им нужен навык...
alex9635
vlad27k
ТО хромает
Или ее вообще не было. Взяли металлическую пластину и придали форму лезвия. Раньше много подобных самодельных ножей было. Типо из каких-то там клапанов. Но смысл в том, что обработка делается на наждаке, металл перегревается и размягчается, а в дальнейшем термообработку никто не делает.

guegue
стоячий заусенец
Если честно, то этот термин не понятен. Есть режущая кромка, которая представляет собой пересечение двух плоскостей, а все, что не укладывается в этот треугольник это заусенец. Если его отламывать, а не стачивать, то он отламывается с частью треугольника т.е. режущей кромки.

guegue
Да и мне это кажется странным и как термин, и как явление вообще. Похоже на нормальную кромку, а поведение заусенца. Ну да ладно. Буду эксперементировать. Спасибо.
oldTor
Это может быть переходный этап - начало роста новой заусенки, к примеру, либо усталость металла на самой кромке, приобретшей таковую при передавливании на каком-то этапе. Заусенка же не просто так берёт и вдруг появляется - происходит непрерывный процесс при работе..Попробуйте представить его в динамике, так сказать..
Ну а вот проточили бы, допустим ещё подольше - уже это дошло бы до той степени, когда уже идентифицировалось бы по поведению и визуально, как заусенка...
alex9635
Модель образования заусенца
https://guns.allzip.org/topic/224/525434.html
Видно, что при активном образовании заусенца происходит и повреждение режущей кромки. Наиболее простой метод исправить ситуацию это сделать микроподвод на большой угол на очень тонком абразиве. Делается это буквально за несколько движений.
Nikolay_K

показано как точить, как держать нож при заточке и на что акцентировать внимание.

guegue
Николай, спасибо, именно этот ролик я и просматривал в самом начале пути. Сейчас, сделав шажок, я сел так, как мне удобно, и стал считать это правильным. А вот руки - это да, тут учиться надо, хотя опять же - я точу так, как мне удобно, ипользовав именно этот материал как фундамент.

Спасибище!