Пишу с целью получения советов по тонкой доводке и удалению, как мне кажется, оставшегося заусенца на ноже со сталью, мягкой и тягучей.
Ниже приведу фото и описание процесса так, как я их публиковал на другом ресурсе. Там я получил несколько ценных советов, но форумы там не профильные, поэтому взял на себя наглость написать и здесь.
Уже потом, в процессе тестирования ножа после шлифовок и заточки, мне пришло в голову поцарапать бутылочное стекло в результате которого кончик ножа завернулся, а на стекле не осталось никаких следов. Доведя нож до хорошего качества финиша микроподвода, резал дерево для удаления заусенца, дерево резалось смачно, но бумагу нож резать отказывался. В купленый именно для этого ножа МПБ-2 я увидел крошечные замины/сколы на режущей кромке. Переточил для их удаления и опять стал доводить на яшме (яшме ли?). С заусенцем боролся, как и в остальных случаях, очень долго, получил совет использовать кожу с пастой, хотя до этого на коже с пастой не доводил очень долго - избавлялся от заусенки камешками и пробкой. Довел на коже с пастой ГОИ, посмотрел в мелкосоп, остался доволен. Попытался поднять возможно оставшийся, завернутый заусенец с помощью металлического стержня, но заусенца не оказалось. Резанул пару раз деревяшку, потом, не отходя от кассы, попробовал порезать газету и столкнулся с тем, что газету нож не режет. Не режет в одном направлением, но режет в другом. Странно. Волосья на затылке нож, при этом, цепляет и стружит, а в бумагу не лезет. В микроскопе опять ямы на режущей. Мне почему-то кажеться, что, несмотря на то, что угол при доводке я повысил, но заусенец на режущей остался только он выпрямилка и торчит ровно по центру, а ямы на режущей - это замины на заусенце. Как проверить и исправить, подскажите, пожалуйста.
Ножик из К110, на момент получения сведение составляет около 1 мм, уносика чуть меньше, никаких претензий к слесарке нет, все вроде на хорошем уровне. Единственное, чего я не совмем понял- это линия режущей кромки, которая от пяты идет сразу вверх и придает какой-то уточенный вид. Ну это лирика. Немного также пошарпано травление, но это нормально - нож до меня точился в лански/деемте и других точилках.
Вот общие фото:
На последнем фото видно как линия подвода гульнула вниз у корня. На тот момент я проверял и ямы на спуске не увидел. Хотел поднять вот так:
Подводы с противоположной стороны выглядять страшнее. Не знаю почему, но с помощью приспособ хозяин ножа не смог выставить точный угол и вырыл второй подвод.
Вот фото носика:
Вот ребро на подводе:
Предыдушие заточки немного попортили рикассо, сделаю дульку.
В таком состоянии нож не резал бумагу и вообще ничего не резал.
Будет, наверно, небольшая рекурва
Вот машинка:
Вот она в работе:
В этом случае я просто поднимаю линию подвода, на режущей не работаю, потому могу себе позволить значительное усилие. Нож лежит на спуске, ничем не закреплен, упирается в фиксирующий винт.
Риску от алмаза сбивал нортоновским средним камешком. Впервые использовал беби ойл. Очень понравилось, камень почти не засаливается и режет постоянно. Очень приятные ощущения
Приходиться точить на краешке камня. Тут я сбиваю риску от среднего нортона, стараюсь сильно не давить. Время от времени (достаточно часто) инспектирую результат шлифовки. Ищу это:
Темная часть подводов - это то, что я делаю сейчас, светлая - предыдущий проход.
Промежуточный результат вот, видно перекрещивание риски:
Вот видео, в конце видно поведение на бумаге:
http://www.youtube.com/v/VEpKPynd9MA
К тому же после дерева, уже потом, увидел замятия на кромке. Начало напрягать...
Тут, надо признаться, я получил совет о том как выявить заусенец, до этого такого простого действия, стыдно, но не знал... Нужно использовать металлический стержень и "помуссатить" кромку для того, что б поднять заусенец.
Заказал микроскоп ПМБ-2. Нож закинул и занимаюсь другими. Заточка других ножей приносит только удовольствие. Проблем с заусенцем на них не наблюдирую.
Микроскоп пришел, увидел то, что писал в заглавном посте: ямы на режущей. Переточил, начиная с мелкого КК камешка, ям нет. Довел на коже с пастой, бумагу режет только в одном направлении, в другом - надрезает плоскость и соскальзывает, как будто просто не хочет углубляться. Резать дерево уже не хочу - боюсь очередной раз напороться на те же грабли.
Подскажите, что это за случай такой - очень мягкий нож или, все-таки, стоячий заусенец? В случае сто стоячим заусенцем - что делать, как побороть?
alex9635Млин, а у меня наоборот, после пробки или мягкой деревяхи становится острее.
Я бы сказал, что попытка удалить заусенец на пробке или с помощью дерева приводит к удалению заусенца вместе с частью режущей кромки и нож становиться тупым.
Фрол ФролНу так все правильно. Если сталь твердая, то заусенец получается мелкий и как бы надломленный в месте соединения с режущей кромкой. Удаление такого заусенца ведет к увеличению остроты. А с заусенцем на мягкой и пластичной стали так просто вопрос не решить поскольку он является продолжением режущей кромки и отделить его не так просто.
Млин, а у меня наоборот, после пробки или мягкой деревяхи становится острее.
Если же лень читать, то коротко - причина образования заусенца всегда одна - излишнее давление на хон. Эта "излишность" индивидуальна для каждого состояния стали и для каждого хона. То, что на твердой стали является нормальным усилием, на мягкой может оказаться излишним. Отсюда и методы борьбы с заусенцем.
Но Вы все же лучше бы почитали, хотя бы по вышеприведенной ссылке.
Petrovich1976Можно камень добавить 1мкр, + ремень с пастой 0,5 алмазную. Но лучше напильником попробовать эту сталь - всё станет понятно.ИМХО.+ почитать ссылку, что Алекс дал.
А мне кажется надо добавить ещё один камушек потоньше, микрон на 10/7, а потом на ремень с пастой ГОИ и тогда брить будет и бумагу свёрнутую в трубочку влёт резать, да, и точить на тонких камнях только на зерно.#9 IP
P.M. Ц
И ещё не могу понять что за нортоновский камень на финише, но судя по рискам-грубоват.
Финиш был конечно не не нортоне, нет. После 7мк КК камня, был твердый сланец, а потом и яшма доведенная очень тонко. После яшмы заусенец был, малюсенький и не хотел уходить. После яшмы - кожа, после кожи заусенца не вижу. В районе РК, повторюсь, финиш меня устраивает. Устраивает и бритье и рез дерева. Только вот после реза дерева, да и до него, бумагу нож режет только в одну сторону. На РК или, как мне кажется, на стоячем заусенце, присутствуют мелкие каверны, возможно замины, ну, после дерева. На последних этапах - сланец, яшма, кожа - не давил практически вообще. Вот и не пойму - то ли нож мягкий настолько, что дерево его жрет, то ли заусенец мне удалось поставить и терерь дерево убивает именно его.
П.С. Алмазным надфилем, которым дульку нарезал, очень весело сталь елась, хотя это ж алмаз. Я в недоумении, вобщем.
Вы принцип работы мусатом помните? Один раз по одной стороне и один раз по другой, и так раз 5-10. Попробуйте.
Согласен, но я подобным образом ножи не довожу, тут тебе виднее.
guegue
У Вас же есть машинка - аналог ЕджеПро. При использовании соответствующих абразивов она позволит заточить нож до строгания волоса. А уж уверенное бритьё и рез бумажки - это настолько не высокие требования к заточке, что я просто не знаю. После Вашего алмаза 160/125 и то легко этого можно добиться. Досточно чуть поработать на больший угол, но именно попеременно и без фанатизма.
Кожа с ГОИ после такого грубого алмаза не поможет. Один-два прохода ни чего не дадут, а если долго мусолить, то с высокой вероятностью РК в радиус закатаете. При желании и умении можно конечно на ремне довести, но есть более легкие способы.
А вот какая-нибудь керамика(или та же Ваша яшма), на чуть больший угол, позволит за 1-2 движения на сторону создать небольшой и достаточно "тонкий"(в плане шероховатости) микроподвод.
Можно так-же изобразить "заводскую" заточку. После грубой заточки(у Вас алмазы, у них, к примеру, гриндер) снять заусенец на фетре с пастой. Но тут и круг нужен, хотя-бы на дрели, и есть опасность завалить РК.
Можно после алмаза просто пройтись по керамическому мусату, буквально несколько движений на сторону и без давления.
Можно, последовательно меняя хоны на более мелкие и последовательно уменьшая давление практически до 0 - т.е. поддерживая хон, проточить на "машине" до полного истончения заусенца - я пользуюсь именно этим вариантом.
В общем вариантов масса, просто не нужно забывать про давление, угол и смену сторон. Ну и это у Вас все же нож, а не опасная бритва, не надо его вдоль РК мучать, подрезать заусенец - да, можно, но именно точить вдоль РК все же не стоит, мыльный рез на ноже не лучший вариант.
Alex.P
Посмотрел видео. Вы уверенно и долго точите вдоль РК одну сторону. После пробуете убрать заусенец на пробке. И лишь после этого чуть-чуть проходите по другой стороне.Вы принцип работы мусатом помните? Один раз по одной стороне и один раз по другой, и так раз 5-10. Попробуйте.
Насчет заточки вдоль режущей это вы наверное о месте подъема? Просто я не знаю как вручную точить это место не так, как это делаю я. К сожалению не у кого спросить. Может быть вы мне покажете? Касательно остального - учту, спасибо.
GAU 8 A
Там еще и угол посмотри какой(3.33сек)..полный аж не меньше 60гр....да и вообще, там не ручная доводка, а ерзанье...автор, точите правильно, тогда и сталь будет ни при чем, а так же и заусенец 😛
Да, угол там большой, при сведении в 1,2 мм сложно сделать и красиво и прочно одновременно. Я старался выдержать одинаковую высоту подвода отсюда и угол на носике такой, проситите. Мне вообще всегда кажется, что я что то делаю неправильно, а подсмотреть не у кого. Вот вы говорите "автор, точите правильно", я за этим сюда и пришел и давно форум читаю, может быть Вы мне и покажете как правильно точить? Я, кстати знаком с Вашими постами, но, ни разу не видел как точите Вы, мне очень интересно, поделитесь?
Alex.P
guegue
У Вас же есть машинка - аналог ЕджеПро. При использовании соответствующих абразивов она позволит заточить нож до строгания волоса. А уж уверенное бритьё и рез бумажки - это настолько не высокие требования к заточке, что я просто не знаю. После Вашего алмаза 160/125 и то легко этого можно добиться. Досточно чуть поработать на больший угол, но именно попеременно и без фанатизма.
Кожа с ГОИ после такого грубого алмаза не поможет. Один-два прохода ни чего не дадут, а если долго мусолить, то с высокой вероятностью РК в радиус закатаете. При желании и умении можно конечно на ремне довести, но есть более легкие способы.А вот какая-нибудь керамика(или та же Ваша яшма), на чуть больший угол, позволит за 1-2 движения на сторону создать небольшой и достаточно "тонкий"(в плане шероховатости) микроподвод.
Можно так-же изобразить "заводскую" заточку. После грубой заточки(у Вас алмазы, у них, к примеру, гриндер) снять заусенец на фетре с пастой. Но тут и круг нужен, хотя-бы на дрели, и есть опасность завалить РК.
Можно после алмаза просто пройтись по керамическому мусату, буквально несколько движений на сторону и без давления.
Можно, последовательно меняя хоны на более мелкие и последовательно уменьшая давление практически до 0 - т.е. поддерживая хон, проточить на "машине" до полного истончения заусенца - я пользуюсь именно этим вариантом.
В общем вариантов масса, просто не нужно забывать про давление, угол и смену сторон. Ну и это у Вас все же нож, а не опасная бритва, не надо его вдоль РК мучать, подрезать заусенец - да, можно, но именно точить вдоль РК все же не стоит, мыльный рез на ноже не лучший вариант.
Повторюсь: как вручную доводить не вдоль скругления а поперек (кстати риска под микроскопом выходит на РК под небольшим, но все же углом), контролируя выход на режущую кромку, я пока не знаю, но, надеюсь с помощью форумчан, освою и это.
Вот я сфотал это место на другом ножике, не так уж и вдоль, помоему:
Касательно машинки и ее применения могу сказать следующее: ваши советы (а тема одна чего ваша стоит!) очень ценны и уже давно мной используются, вернее использовались до того момента, как мне показалось, что пользоваться машинкой на всех этапах кроме формирования подводов - не спортивно. В данном случае, в один момент, отчаявшись я его переточил именно так как вы и советуете - с повышением угла и кожей на финише без давления, ну и результат... ничем не отличался от того, что я показал в последнем ролике.
Касательно реза волоса, то я не ставлю это как цель, иногда у меня это получается и так, но в тех случаях я точу более твердые, по ощущениям, стали и на меньшие углы, а тут и бумагу нож не режет, интересно, не правда ли?
В любом случае я благодарен за все ваши советы и комментарии, хотя вынужден признать, что меня несколько осадило ваше, GAU 8 A, свысокашное ко мне обращение. Надеюсь вы понимаете, что тем, что я попросил совета, я такого обращения не заслужил?
guegueПардон, вы пришли за помощью? как вы себе ее видите, представляете? в виде многобуквенных пояснений? типа, как руку при заточке держать...что бы все бросились вам это объяснять? или, какое кол-во движений на ремне нужно делать при окончательной правке? все это есть в разделе..ищите и обрящите.
Мне вообще всегда кажется, что я что то делаю неправильно, а подсмотреть не у кого. Вот вы говорите "автор, точите правильно", я за этим сюда и пришел и давно форум читаю, может быть Вы мне и покажете как правильно точить? Я, кстати знаком с Вашими постами, но, ни разу не видел как точите Вы, мне очень интересно, поделитесь?
Меня никто не учил, и в свою очередь я никогда и никого не напрягал мне помочь...до всего сам доходил.
Все мои посты о заточке и о подходе к ней, остались на докирдычной ганзе- если коротко, то Только на шкурке и только вручную, никаких приспособ, никаких яшм и тому подобных изысков...метал. плита, карб. крем. шкурка 3х, либо 4х размеров зерна, ремешок с алмазной пастой 5-7мкм и руки- все... и никаких заусенцев при любой стали и твердости.. просто и сердито, раньше дурью маялся- арканзасы, керамики всякие, мечты о волшебном камне, который все заточит... 😛 думал чем больше времени точишь, тем лучше, тем острее- пустое все это..пустоеее!
выжимка из собственного опыта...
Об остроте и заточке.
1. Острота это не более чем договоренность с самим собой.
2.Понимание заточки находится в прямой зависимости от понимания стали.
3.Острота для ножа, а не нож для остроты.
4.Время, потраченное на заточку, не говорит о мастерстве, о мастерстве говорит лишь качество резания.
5.Острота многолика.
6. Вода точит камень, а нож умение.
7. К остроте ведут сотни дорог, но при прочих равных, лучшая не та, что длиннее, а та, что короче.
8.Чрезмерное тщание только вредит делу, равно, как и лишние сущности.
9.Заточка не цель, а лишь средство.
10.В отличие от глупости, острота имеет свой предел.
:::::::..
Всякий уважающий себя гуру 😛 просто по определению обязан, прошу прощение за термин, изнасиловать серое вещество простого смертного, иначе ему ТАМ не зачтется.
guegueА сами не желаете ему следовать 😞 Вопрос с зусенцем всплывал уже множество раз, перетерли все до основания, но каждый вновь пришедший желает что-бы ему персонально объяснили, показали, нет что бы воспользоваться вопросом предшественника 😊
что я попросил совета
В теме https://guns.allzip.org/topic/224/1014104.html есть и ответы на Ваши вопросы, есть и видео. Во втором посте темы вообще ссылка на видео семинара заточки на камнях. Так конечно информации избыточно, я осилить так и не смог 😞 но, скажем в 3-ей части, на 12минуте показано как точить, как держать нож при заточке и на что акцентировать внимание.
Мой метод, чей либо еще, не важно... несмотря на то, что в знаменателе всегда одно и тоже-острый нож, метод добычи остроты у каждого свой собственный, обо руки у всех разные, и у каждого они растут из разных мест..соответственно и подходы могут оченно различаться...главное не это, а мотивация..не нужно бояться экспериметировать, не нужно бояться ошибаться, все придет со временем, это делается не в раз и не в два, а сотней проведенных часов с ножом...
Alex.P
А сами не желаете ему следовать 😞 Вопрос с зусенцем всплывал уже множество раз, перетерли все до основания, но каждый вновь пришедший желает что-бы ему персонально объяснили, показали, нет что бы воспользоваться вопросом предшественника 😊
В теме https://guns.allzip.org/topic/224/1014104.html есть и ответы на Ваши вопросы, есть и видео. Во втором посте темы вообще ссылка на видео семинара заточки на камнях. Так конечно информации избыточно, я осилить так и не смог 😞 но, скажем в 3-ей части, на 12минуте показано как точить, как держать нож при заточке и на что акцентировать внимание.
Спасибо, смею вас уверить, что и это я видел и стараюсь использовать в практике. Вопрос же у меня был не столько о неснятом заусенце, а (вот тут я боюсь вызвать ваш гнев и раздражение) о том, возможен ли вообще стоячий заусенец, не тот, который отгибается в сторону и борьба с которым меня не особо пугает, а именно стоячий.Вот даже себя процитирую: "Микроскоп пришел, увидел то, что писал в заглавном посте: ямы на режущей. Переточил, начиная с мелкого КК камешка, ям нет. Довел на коже с пастой, бумагу режет только в одном направлении, в другом - надрезает плоскость и соскальзывает, как будто просто не хочет углубляться. Резать дерево уже не хочу - боюсь очередной раз напороться на те же грабли. Подскажите, что это за случай такой - очень мягкий нож или, все-таки, стоячий заусенец? В случае со стоячим заусенцем - что делать, как побороть?" Ну не отгибать же мне его в самом деле
Ведь в данном случае, быть может, как то неясно выразился, а потом обсуждение вообще куда-то ускакало, на технику и все остальное. Только вот мне почему-то казалось, что стоячий заусенец - это какой-то частный случай, что ли. Ведь его просто не видно, ни под каким светом, он просто похож на режущую кромку, на которой, в результате порезушек есть вмятины. Вот, прошу не сердиться, а "понять и пгостить" (С).
Еще раз спасибо, в любом случае, беседа получилась полезная.
Возвожно, если модераторы сочтут уместным, можно было бы перенести все это в уже существующую тему, ту, которую указал Alex.P?
guegueСтрого говоря, это не заусенец, а кромка, где в ее вершине этакая разнокалиберная макропила...на моих кухонниках она образована карб. крем. зерном до 150мкм, у вас же, насколько я понял, заусенец имеет другую природу, если это только не та самая, пресловутая черная кошка 😛
У вас он тоже от режущей не отличается ничем,
guegueИм нельзя- алмазу пофик, что люмень, что быстрорез на 66ед, все едино.
алмазным надфилем
vlad27kИли ее вообще не было. Взяли металлическую пластину и придали форму лезвия. Раньше много подобных самодельных ножей было. Типо из каких-то там клапанов. Но смысл в том, что обработка делается на наждаке, металл перегревается и размягчается, а в дальнейшем термообработку никто не делает.
ТО хромает
guegueЕсли честно, то этот термин не понятен. Есть режущая кромка, которая представляет собой пересечение двух плоскостей, а все, что не укладывается в этот треугольник это заусенец. Если его отламывать, а не стачивать, то он отламывается с частью треугольника т.е. режущей кромки.
стоячий заусенец
Ну а вот проточили бы, допустим ещё подольше - уже это дошло бы до той степени, когда уже идентифицировалось бы по поведению и визуально, как заусенка...
https://guns.allzip.org/topic/224/525434.html
Видно, что при активном образовании заусенца происходит и повреждение режущей кромки. Наиболее простой метод исправить ситуацию это сделать микроподвод на большой угол на очень тонком абразиве. Делается это буквально за несколько движений.
показано как точить, как держать нож при заточке и на что акцентировать внимание.
Спасибище!