Такие разные алмазы

Komimort 20-08-2015 23:31

Решил открыть тему, чтобы не засорять чужие.

В связи с тем, что в обиход входят ножи из современных твёрдых сталей, в заточке все чаще появляются алмазы, а у некоторых продвинутых камрадов даже эльборы.

Про эльборы ничего пока не знаю.

На данный момент в заточке использовал:

1. Веневские алмазы, типичные алмазы на полимерной связке. Плюсы: толстый слой алмаза, долгоиграющие. Работают довольно мягко. Правятся/ровняются/активируются, чем нопоминают обычные камни.
Минусы - бруски иногда кривые, в тонких брусках алмазы распределены неравномерно, относительно не быстрые.
Аналогичные бруски выпускают в Полтаве, и кажется японцы. (Кто знает как устроены алмазы Naniwa?)

2. Алмазы в металлической связке, ака волшебные палочки "сделано в СССР".
Плюсы: вечные, как Ленин, мавзолей и Красная площадь. Минусы: разрабатывались для машинной обработки, для ручной заточки подходят ИМХО чуть более, чем никак. (Возможно есть уникумы, которые смогут совершать 280 фрикций в секунду с амплитудой несколько см, причём плавая в керосине?)

3. Алмазы в гальванической связке. Выглядят как металлические пластины с шершавым напылением. Бывают разные по качеству, начиная от полного г., до очень неплохих, и даже очень хороших (японских и американских).
Данный вид имеет многие разновидности, но у всех у них есть общие свойства: Слой алмазов тонкий и зачастую неравномерный, поэтому склонны оставлять глубокие царапины, пока не приработаются. При неправильном использовании облетают и безвозвратно теряют абразивную способность. Однако из всех разновидностей это самые быстрые алмазы.

Продолжение следует...
Если кому-то есть, что сказать - прошу.

Komimort 21-08-2015 09:12

Темы, которые могут быть полезны:

Мнения и холивары, но есть и много полезного и познавательного:

Воздействие алмазной и эльборовой паст на сталь при заточке? + выведение абразивов - http://guns.allzip.org/topic/224/1414360.html

Прошу совета в подборе алмазных брусков - http://guns.allzip.org/topic/224/460938.html

Чем алмазы отличаются от традиционных абразивов - http://guns.allzip.org/topic/224/1473253.html

Заточка на алмазах, CBN, керамике и японских камнях. Сравнение стойкости и остроты РК - http://guns.allzip.org/topic/224/1505528.html

Поведение сталей на различных абразивах (немного не по теме, но там есть пара фоток с результатами работы на притире, а так же для общего развития) -
http://guns.allzip.org/topic/224/1277580.html


Где достать алмазы:

Веневские - http://guns.allzip.org/topic/224/1047790.html
Полтавские - http://guns.allzip.org/topic/189/1511843.html
Дешевые - http://guns.allzip.org/topic/224/1454274.html
5567.html

Очень рекомендую посмотреть тему Александра aka Alex.P, много фото кромок разных ножей после алмазов, а так же алмазных брусков в разных стадиях. Александр предпочтитает твердые стали и точит в последнее время почти исключительно алмазными брусками: http://guns.allzip.org/topic/224/638051.html

Вот нашел еще про Naniwa Diamond - http://guns.allzip.org/topic/224//120.html

Komimort 21-08-2015 09:35

По китайским алмазам хочу написать отдельно, перепробовал я их много разных.

Сейчас для обдирки, а точнее для изменения или задания геометрии, использую диски с алмазами на гальванической связке, так как они выходят дешевле, чем ленты для гриндера.

Сделал простейший станок с малооборотным двигателем. Использую диски 20 и 15 см, китайские, сбрызгивая водой и охлаждая в воде нож.

С большинством хонов на гальванический связке проблемы 2:
1. Грубое и неоднородное зерно.
2. Быстро осыпаются.

Большая часть алмазов, продаюшихся как точилки для ножей, именно такие.

Следующий класс, это пластины типа "Легионер" и алмазные напильники. Как правило сделаны лучше, чем точилки, зерно однородное и служат достаточно долго, но они бывают только грубые, где то до 400 грит.

Самые хорошие пластины китайцы делают для обрабтки камня. Если будете искать на али или ебее, ищите не для заточки ножей (grinding, sharpening), а для обработки камня (lapidary, например, diamond lapidary disc).

Для себя нашел одного производителя, алмазы которого меня устраивают (не сочтите за рекламу) - Shuangling Tools. Зерно однородное и соответствует заявленным гритам, нет грубых включений, как это бывает на других пластинах.

По гритам можно сориентироваться по картинке:

А вот лого производителя, который мне понравился, в сравнении с другими:

А вот у этих чуваков зерно очень неоднородное и не соответствует заявленным гритам:

Komimort 21-08-2015 10:05

Еще одно замечание, про разницу между алмазами на гальванической и органической связке.

Гальванические алмазы представляют собой металлическую (нержа или углеродка) пластину, посыпанную алмазным порошком, то есть слой алмазов - тонкий. Зато связка очень прочная.

Алмазы в полимерной или толстослойной металлической связке присутсвуют в виде слоя толщиной несколько мм, наполненного алмазами.

Отсюда большая разница в характере работы - гальванические алмазы работают агрессивнее при тех же размерах зерен - и зерен больше торчит, и торчат они сильнее.
Веневский алмаз 50/40 работает примерно так же (по размеру риски и скорости), как китаец #600, в котором зерна примерно 20 микрон.

Про размер зерна.

Чем крупнее зерно, тем меньше режущих вершинок на единицу площади, то есть съем металла на грубых алмазах может быть даже хуже, чем на средних. Кроме того, грубые алмазы существенно быстрее облетают. Для себя решил, что нет смысла использовать зерно крупнее 600 на гальванической связке. Если нужно ободрать спуски, предпочитаю делать это на обычном круге из ОА, а потом зачищать алмазом.

С другой стороны тонкое зерно не всегда даст ожидаемую чистоту поверхности. В гальванических алмазах есть довольно большой разброс по высоте в разных зернах, который хоть и нивелируется в процессе приработки, но все равно не позволяет получить высокую чистоту. Тонкие гальванические пластины еще и засаливаются сильно.

В веневских тонких алмазах зерно неравномерно рассеяно по связке, но уже не по высоте, а в объеме. В 100х микроскоп видно, что зерно 3 и 1 микрон собрано как бы в кучки, и вероятно поэтому оставляет неожиданно грубые царапины. Это скорее всего технологическая проблема, и возможно ее решат.

Сам использую приемущественно 15-20 микрон как на станке, так и при ручной работе. Так же и для ручной заточки мелкие повреждения можно исправить вручную и 20 микронным алмазом на гальванике, а если что по-серьезнее, включаю станок.

Веневские алмазы сейчас использую только для полировки, так как по скорости венев 50 микрон соответствует 20 микронной гальванике, а риски оставляет грубее.

Komimort 21-08-2015 21:03

Применение алмазов. Pro et contra.

Не хочу начинать холивар, но не могу не заметить, что алмазы - не панацея.

1. Есть мнение, что алмазы грызут любую сталь, а стало быть, универсальный абразив. Это не так. Например, мягкая нержа успешно выдирает алмазы из связки - что из полимерной, что из гальваники.

2. Не всякая геометрия вынесет алмазные камни. Одно дело ломик из порошковой стали с углом заточки 35 градусов, совсем другое - бритва или резак с полным углом 13-18 градусов из честной углеродки. Для выведения геометрии алмазы сгодятся и на тонком сведении, особенно если нужно аккуратно убрать пару мм по всей площади спусков, но не дай бог выйти на РК! Кто пробовал, тот знает...
Впрочем есть у меня богородский ножичек из ZDP-189, на нем я не стесняюсь использовать алмазы до 7 микрон, но довожу все равно керамикой и арканзасами.

3. Многие любят алмазы за вкусный рез. Есть у них такое свойство - оставлять микропилу на кромке. При работе по мягким продуктам, или если нож сам мягковат, под мусат сделан, это вовсе хорошо - эти самые зубчики позволят ножу резать дольше. Но осторожно с мягкими нержами, см. п.1.
А ещё я пока так и не нашёл алмаза, которым можно нарезать микропилу однородно.

oldTor 23-08-2015 09:19

Спасибо за информативный и сжатый пост! Надеюсь не превратится в очередной холивар!
От себя хотел бы кое-что добавить по применению алмазов в доводке.
Мои пробы выявили такие моменты:
Применение в доводке алмазов закреплённых - в виде брусков - не дают достаточной однородности кромки.
Шаржированные в относительно мягкий притир, например в медь - показывают результат значительно лучше, но есть другая проблема - "на коленке", трудно достичь высокой плотности зерна на единице площади. Шаржируя притир, этот показатель лучше, чем у брусков, но всё равно недостаточен. Почему я считаю его столь важным - по моему мнению - чем чаще зерно, тем более однородна получаемая поверхность и, как на первый взгляд ни странно (хотя если подумать, то вполне закономерно), тем выше однородность обработки при малом пятне контакта. Бруски же и медный притир с шаржированным в него алмазом, показывали у меня удовлетворительный результат, не хуже доводки на тонкой керамике или некоторых природниках, если грубо говоря, доводочная фаска была от 1 до 0,5мм. Более узкая, неважно, прорабатывался клинок участками или практически по всей длине - давала меньшую однородность, иногда катастрофически.
Работа же вдоль кромки на доводочном этапе, на брусках с алмазами потерпела фиаско - подрезать кромку можно даже на 1\0, ну разве что взять на медно-оловянной связке и уже выгладившийся брусок из которого повылезло торчащее более крупное зерно. На медном притире получалось лучше. Но низка производительность - медяшка наволакивается на зерно.

К тому же у алмазных брусков, особенно с гальванически закреплённым зерном есть неприятная особенность - они хорошо режут, "разрыхляют" металл, но плохо соскабливают этот "разрыхленный" - т.е. риску-то мы нарезаем, но кромка становится субъективно острее не потому что мы оперативно сняли металл и сделали её сильно тоньше, а потому что дали более шероховатую поверхность и более пилообразную кромку. С брусками на медно-оловянной или вулканитовой связкой, проблема с неравномерностью бруска "по вершинкам" немного лучше, но проблема всё равно очень актуальна. Как и недостаточная способность их соскабливать взрезанный металл. Но об этом уже прекрасно сказано ТС, так что вернусь к доводке.

Лучшие результаты удавалось получать, применяя полусвязанное и свободное алмазное зерно на притире, либо шаржированное в бумагу, положенную на стекло. Минусы - времязатраты на подготовку, подбор дозировки СОЖ, повышенные требования к абразивной гигиене, а в случае с шаржированным в бумагу - завал геометрии. Конечно, шаржированное в бумагу алмазное зерно обрабатывает очень чисто - даже 1\0мкм (не говоря уже о 0,5\0 или 0,25\0мкм), оставляет зеркальную поверхность, которая является зеркальной и в солидном увеличении - больше 100х. Но хотя такое применение куда меньше склонно валить кромку, чем при применении фетра, ткани или кожи, с алмазками, опасность всё равно есть - при очень малом пятне контакта, при ширине фаски менее 0,5-0,4мм. завалить кромку можно одним чуть менее аккуратным движением.
Но если приноровиться, обрабатывать кромку большими участками - в принципе получается довести без "потерь". Да, ещё плюс шаржированного в бумагу на стекле алмазного зерна в том, что нивелируется разброс по вершинкам и можно довольно смело выполнять доводку вдоль кромки, не опасаясь подрезать таковую.
Особенно осторожным следует быть при такой обработке тонкосведённых клинков с полным углом доводочной фаски менее 30 градусов - кромка может быть довольно эластичной и вносить свои коррективы - с давлением тут надо быть особенно осторожным, как и с направлением движений, амплитудой и скоростью работы.
Да, ещё - использовать шаржированными в бумагу фракции крупнее 10\7мкм, на мой взгляд неактуально. Субмикронные - в общем-то тоже. Обычно уже к 3\2, максимум к 1\0, требуемая чистота отделки получается.

Добавлю, в разрезе частых дебатов "свободное vs закрплённое зерно" то, что надо чётко понимать, желательно на собственно опыте, что работа фракций "заточных" и "доводочных" принципиально отличается и грамотно применяя доводочные, можно пойти куда дальше, чем просто постепенно брать всё более тонкие бруски и фракции - использование фракций тоньше 10\7 мкм, например, _таким же манером_, как и поюз "заточных" фракций, не превращает заточку в доводку. А судя по холиварам на "алмазные темы", да и не только алмазные - мало кто это понимает.
В общем не настолько важен размер зерна, сколько способ его применения. И закрыть глаза на такие вещи, как пятно контакта, метод и режимы работы, оперируя лишь размером зерна - не получится.
Кстати, вот кстати фотопример доводки на шаржированном в бумагу на стекле алмазном зерне. Клинок углеродный, на фаске остатки подшлифовки на шкурке, после которой была последовательная доводка на алмазном зерне 10\7-5\3-1\0мкм. Финишная микрофаска делалась на 1\0 и на фото (рекомендую просмотреть в 100% развёртке), видно, что грань к фаске завалена и самая кромка имеет пару микроскопических "забоев" - видимо, на бумаге где-то осталось свободное зерно, или попала пыль. И вообще, выполнять столь микроскопическую фаску на подобном абразиве - не лучшая идея.
Я не буду вдаваться в рассуждения о том для чего выполнялась такая кромка, рассуждать о достаточности или недостаточности той или иной степени остроты или чистоты отделки - это всё не для этой темы. Так что просто пример, что можно сделать тонким алмазным зерном, если постараться, как велика опасность завала геометрии с применением эластичной основы под абразив и как важна абразивная гигиена.


Komimort 23-08-2015 10:34

Как раз думал написать про алмазы на притирах, но Ярослав изложил все самое важное, спасибо!

Одно замечу - использование грубых алмазов на притирах, несмотря на то, что они шаржируются менее плотно, чем в брусках, весьма мне понравилось.

За счёт того, что удельное давление на вершинки алмазов выше, и между режущими зернами много пространства для СОЖ, процесс идёт быстро, металл свободно уходит в шлам.

Сейчас, пока лето, иногда делаю обдирку на меди с шаржированным зерном 63/50. Причём шаржировать специально не надо - достаточно разбавить пасту уайт-спиритом и равномерно нанести на притир. Потом сразу начинать работу. После первой смывки шлама на меди остаётся достаточно зерна, чтобы продолжить процесс. Так можно смывать шла раз пять-десять, пока скорость не упадёт существенно.

В качестве СОЖ хорошо идёт керосин и уайт- спирит с небольшим добавлением минерального масла.
Притир сделан из фольгированного текстолита на стекле.

chingachgook 23-08-2015 11:06

quote:
по моему мнению - чем чаще зерно, тем более однородна получаемая поверхность и... тем выше однородность обработки при малом пятне контакта.

Эти слова относятся только к притирам?

Мой опыт по Веневским алмазам говорит, что на 3/2 и 1/0 использование 25% наполнения дает кромку значительно(значительно) более чистую, чем использование Веневских алмазов с 50% или 100% наполнением. Я Веневские алмазы с наполнением кроме 25% больше вообще не покупаю.

Botanic 23-08-2015 11:19

quote:
Мой опыт по Веневским алмазам говорит, что на 3/2 и 1/0 использование 25% наполнения дает кромку значительно(значительно) более чистую, чем использование Веневских алмазов с 50% или 100% наполнением.

интересная инфа, спасибо.

quote:
Эти слова относятся только к притирам?

см.:
quote:
В веневских тонких алмазах зерно неравномерно рассеяно по связке, но уже не по высоте, а в объеме. В 100х микроскоп видно, что зерно 3 и 1 микрон собрано как бы в кучки, и вероятно поэтому оставляет неожиданно грубые царапины.

Komimort, а изучаемый брусок какую наполнен