Рисунок Хамона = рисунок закалкиХамон это граница участка клинка закаленного до высокой твердости и участка закаленного относительно мягко. От виден как белая линия на должным образом отполированном клинке ...
Не путайте настоящий хамон с белой имитированным современными методами полировки рисунком. Для рассматривания настоящего хамона необходимо хорошее освещение.
похоже, что этот хамон проявляется и на пакетах при надлежащей "полировке"
После корректировки геометрии РК приступил, непосредственно, к заточке.
Каково же было мое удивление, когда на финише, на подводе отчетливо проявился хамон.
Тогда я толком и не знал, что это такое.
Когда я принес нож поварам-корейцам, они не узнали его.
А их босс - главный сушист взял в руки эту янагибу и сказал, что теперь это только его нож, и если кто его возьмет, пальцы поотрезает 😊
Потом я еще много заточил янагиб, но далеко не все они сделаны по трехслойной технологии.
А хамон только на картинках видел, да и бывает он, кажется, только на углеродках.
psnsergeyУлыбнуло 😊, но если серьезно, то наверное они правы.
[санитарные врачи. Топают ногами и кричат, что гигиена в заведении не на высоте.
[/B]
Кстати, надо бы навестить кухни самих санитарных врачей, ыыыыы)))))
Alex.P
Николай, а как Вы относитесь к не убранной кованине(как там её еще назвать). У меня так вызывает какое то двойственное чувство. С одной стороны, нам показывают, что клинок именно кованный, с другой стороны, явная дисгармония между отлично обработанной частью клинка и небрежно оставленной кованиной. Чем то напоминает косячек из мех пилы с обмотанной изолентой рукоятью и "ножнами" из картона с той же изолентой. А хамон только на картинках видел, да и бывает он, кажется, только на углеродках.
это скорее окалина
я отношусь к не
Alex.P
Николай, а как Вы относитесь к не убранной кованине(как там её еще назвать). У меня так вызывает какое то двойственное чувство. С одной стороны, нам показывают, что клинок именно кованный, с другой стороны, явная дисгармония между отлично обработанной частью клинка и небрежно оставленной кованиной. Чем то напоминает косячек из мех пилы с обмотанной изолентой рукоятью и "ножнами" из картона с той же изолентой. А хамон только на картинках видел, да и бывает он, кажется, только на углеродках.
это скорее окалина
я отношусь к ней очень спокойно
проблемы санитарных врачей заточника не волнуют
а что касается умышленно оставленных следов грубой кустарной обработки, то японцы это очень любят оставлять,
чтобы подчеркнуть уникальность изделия
и тот факт, что оно делалость руками в единичном экземпляре,
а не на конвеере или ЧПУ-станках
что касается хамона --- да, нормальный хамон получается только на углеродках, то, что на фото как раз и есть углеродка --- аогами в обкладках из "железа" (оно же jigane)
grinderman
Каково же было мое удивление, когда на финише, на подводе отчетливо проявился хамон.
...
Потом я еще много заточил янагиб, но далеко не все они сделаны по трехслойной технологии.
Андрей, если я правильно понимаю, то хамон появляется на одной и той же стали, закаленной на разных частях клинка на разную твердость: на высокую в области кромки и на более низкую выше линии хамон. Природа разного оттенка серого на финише в том, что одно и то же зерно при работе по подводу внедряется на разную глубину в твердую и мягкую сталь. Соответственно, за счет разной глубины рисок и возникает разница в оттенках на финише, а не за счет разных материалов слоев.
и более мягким перлитным слоем
а не контраст между этими слоями
Nikolay_K
хамон -- это яркая светлая линия на границе между твердым мартенситным
и более мягким перлитным слоем
А суть что есть эта светлая линия? Что это за структура стали?
Iofspy
А суть что есть эта светлая линия? Что это за структура стали?
я не знаю почему эта линия на границе слоев получается светлее, чем сами слои
и не знаю что за структура там получается, но на ссылке, что я давал есть микрофото травленой области хамона с 1000x увеличением
возможно это как-то поможет разобраться.
вот пример фото, где яркая светлая линия очень хорошо видна:
Nikolay_K
хамон -- это яркая светлая линия на границе между твердым мартенситным
и более мягким перлитным слоема не контраст между этими слоями
Яркая светлая линия на границе между мартенситом и сорбитом - это хабучи( 刃縁 ), а не хамон( 刃文 ). Состоит из двух канжи, 刃 - лезвие и 縁 - граница. Соответственно хамон - 刃 - лезвие и 文 - узор. Естественно, это не единственные значения данных канжи, но на мой взгляд наиболее подходящие по контексту. 😊 По сабжу, поправьте меня, но я хамона не вижу, это обычный трехслойный пакет, то есть контрастная разница определяется разными сталями, а не отпуском, что обычно и подразумевается под созданием хамона.
IofspyА суть что есть эта светлая линия? Что это за структура стали?
Кристалики мартенсита с примесями тростита. Еще их называют ниои ( 匂い ) или, если учесть что мы говорим о переходном участке то ниои гучи ( 匂い口 ), это, кстати еще один из вариантов как назвать эту линию.
совокупность всех световых эффектов на границе закалки?
Goldheart2
хамона не вижу, это обычный трехслойный пакет, то есть контрастная разница определяется разными сталями, а не отпуском
да это обычный трехслойный пакет, и зонной закалке он не подвергался, насколько я понимаю, но тем не менее явно наличествует характерная светлая полоса на границе между слоями
и что-то мне подсказывает, что эффект тут тот-же самый, что и на настоящих "катанах", но вызваный другой причиной, а именно --- за счет разного хим. состава сваренных слоев мы получили аналогичное сочетание фаз мартенсит-перлит и что-то светлое между ними
кстати при хорошей полировке сразу станет ясно, насколько хорошо слои были сварены между собой
Nikolay_K
так что же такое этот хамон?
совокупность всех световых эффектов на границе закалки?да это обычный трехслойный пакет, и зонной закалке он не подвергался, насколько я понимаю, но тем не менее явно наличествует характерная светлая полоса на границе между слоями
и что-то мне подсказывает, что эффект тут тот-же самый, что и на настоящих "катанах", но вызваный другой причиной, а именно --- за счет разного хим. состава сваренных слоев мы получили аналогичное сочетание фаз мартенсит-перлит и что-то светлое между ними
кстати при хорошей полировке сразу станет ясно, насколько хорошо слои были сварены между собой
Фактически хамон - это та самая контрастная часть отделенная хабучи от джи( 地 ). На счет эффекта возможно вы правы, как я уже писал линия состоит из мелких кристалов мартенсита с примесью тростита(мелкие частицы феррита и невидимые оптическим образом частицы цементита). Правда если говорить о настоящих катанах, сертифицированных нихонто, то там термичка намного сложнее чем просто хамон сделать.