Хамон

Nikolay_K

Рисунок Хамона = рисунок закалки

Хамон это граница участка клинка закаленного до высокой твердости и участка закаленного относительно мягко. От виден как белая линия на должным образом отполированном клинке ...

Не путайте настоящий хамон с белой имитированным современными методами полировки рисунком. Для рассматривания настоящего хамона необходимо хорошее освещение.

похоже, что этот хамон проявляется и на пакетах при надлежащей "полировке"


grinderman
Как-то давно, сушисты в одном заведении дали мне в "реанимацию" замученную, поруганную, изнасилованную янагибу.

После корректировки геометрии РК приступил, непосредственно, к заточке.

Каково же было мое удивление, когда на финише, на подводе отчетливо проявился хамон.

Тогда я толком и не знал, что это такое.

Когда я принес нож поварам-корейцам, они не узнали его.

А их босс - главный сушист взял в руки эту янагибу и сказал, что теперь это только его нож, и если кто его возьмет, пальцы поотрезает 😊

Потом я еще много заточил янагиб, но далеко не все они сделаны по трехслойной технологии.

Alex.P
Николай, а как Вы относитесь к не убранной кованине(как там её еще назвать). У меня так вызывает какое то двойственное чувство. С одной стороны, нам показывают, что клинок именно кованный, с другой стороны, явная дисгармония между отлично обработанной частью клинка и небрежно оставленной кованиной. Чем то напоминает косячек из мех пилы с обмотанной изолентой рукоятью и "ножнами" из картона с той же изолентой.
А хамон только на картинках видел, да и бывает он, кажется, только на углеродках.
psnsergey
За Николая не скажу, но могу сказать, как относятся к этому санитарные врачи. Топают ногами и кричат, что гигиена в заведении не на высоте. 😛
BaZZiL
Черная окалина(?) у меня вызывает трепет в душе и дрожь в руках - создается впечатление что "вот он, настоящий закаленный клинок!"
Alex.P
psnsergey
[санитарные врачи. Топают ногами и кричат, что гигиена в заведении не на высоте.
[/B]
Улыбнуло 😊, но если серьезно, то наверное они правы.
BlackBuzz
Да х3, в общем-то. Формально да, правы. А неформально - разруха, она "не в клозетах, а в головах".
Кстати, надо бы навестить кухни самих санитарных врачей, ыыыыы)))))
Nikolay_K
Alex.P
Николай, а как Вы относитесь к не убранной кованине(как там её еще назвать). У меня так вызывает какое то двойственное чувство. С одной стороны, нам показывают, что клинок именно кованный, с другой стороны, явная дисгармония между отлично обработанной частью клинка и небрежно оставленной кованиной. Чем то напоминает косячек из мех пилы с обмотанной изолентой рукоятью и "ножнами" из картона с той же изолентой. А хамон только на картинках видел, да и бывает он, кажется, только на углеродках.

это скорее окалина
я отношусь к не

Nikolay_K
Alex.P
Николай, а как Вы относитесь к не убранной кованине(как там её еще назвать). У меня так вызывает какое то двойственное чувство. С одной стороны, нам показывают, что клинок именно кованный, с другой стороны, явная дисгармония между отлично обработанной частью клинка и небрежно оставленной кованиной. Чем то напоминает косячек из мех пилы с обмотанной изолентой рукоятью и "ножнами" из картона с той же изолентой. А хамон только на картинках видел, да и бывает он, кажется, только на углеродках.

это скорее окалина
я отношусь к ней очень спокойно

проблемы санитарных врачей заточника не волнуют

а что касается умышленно оставленных следов грубой кустарной обработки, то японцы это очень любят оставлять,
чтобы подчеркнуть уникальность изделия
и тот факт, что оно делалость руками в единичном экземпляре,
а не на конвеере или ЧПУ-станках

что касается хамона --- да, нормальный хамон получается только на углеродках, то, что на фото как раз и есть углеродка --- аогами в обкладках из "железа" (оно же jigane)

Iofspy
grinderman
Каково же было мое удивление, когда на финише, на подводе отчетливо проявился хамон.
...
Потом я еще много заточил янагиб, но далеко не все они сделаны по трехслойной технологии.

Андрей, если я правильно понимаю, то хамон появляется на одной и той же стали, закаленной на разных частях клинка на разную твердость: на высокую в области кромки и на более низкую выше линии хамон. Природа разного оттенка серого на финише в том, что одно и то же зерно при работе по подводу внедряется на разную глубину в твердую и мягкую сталь. Соответственно, за счет разной глубины рисок и возникает разница в оттенках на финише, а не за счет разных материалов слоев.

Nikolay_K
хамон -- это яркая светлая линия на границе между твердым мартенситным
и более мягким перлитным слоем

а не контраст между этими слоями


Nikolay_K
как выглядит при хорошем увеличении структура этих слоев и перехода между ними можно посмотреть, например вот тут: http://www.dfoggknives.com/Metallurgical/METALLURGICAL%20REPORT.htm
Iofspy
Nikolay_K
хамон -- это яркая светлая линия на границе между твердым мартенситным
и более мягким перлитным слоем

А суть что есть эта светлая линия? Что это за структура стали?

Nikolay_K
Iofspy
А суть что есть эта светлая линия? Что это за структура стали?

я не знаю почему эта линия на границе слоев получается светлее, чем сами слои

и не знаю что за структура там получается, но на ссылке, что я давал есть микрофото травленой области хамона с 1000x увеличением
возможно это как-то поможет разобраться.

вот пример фото, где яркая светлая линия очень хорошо видна:



Goldheart2
Nikolay_K
хамон -- это яркая светлая линия на границе между твердым мартенситным
и более мягким перлитным слоем

а не контраст между этими слоями

Яркая светлая линия на границе между мартенситом и сорбитом - это хабучи( 刃縁 ), а не хамон( 刃文 ). Состоит из двух канжи, 刃 - лезвие и 縁 - граница. Соответственно хамон - 刃 - лезвие и 文 - узор. Естественно, это не единственные значения данных канжи, но на мой взгляд наиболее подходящие по контексту. 😊 По сабжу, поправьте меня, но я хамона не вижу, это обычный трехслойный пакет, то есть контрастная разница определяется разными сталями, а не отпуском, что обычно и подразумевается под созданием хамона.

Iofspy

А суть что есть эта светлая линия? Что это за структура стали?

Кристалики мартенсита с примесями тростита. Еще их называют ниои ( 匂い ) или, если учесть что мы говорим о переходном участке то ниои гучи ( 匂い口 ), это, кстати еще один из вариантов как назвать эту линию.

Nikolay_K
так что же такое этот хамон?
совокупность всех световых эффектов на границе закалки?

Goldheart2
хамона не вижу, это обычный трехслойный пакет, то есть контрастная разница определяется разными сталями, а не отпуском

да это обычный трехслойный пакет, и зонной закалке он не подвергался, насколько я понимаю, но тем не менее явно наличествует характерная светлая полоса на границе между слоями

и что-то мне подсказывает, что эффект тут тот-же самый, что и на настоящих "катанах", но вызваный другой причиной, а именно --- за счет разного хим. состава сваренных слоев мы получили аналогичное сочетание фаз мартенсит-перлит и что-то светлое между ними

кстати при хорошей полировке сразу станет ясно, насколько хорошо слои были сварены между собой

Goldheart2
Nikolay_K
так что же такое этот хамон?
совокупность всех световых эффектов на границе закалки?

да это обычный трехслойный пакет, и зонной закалке он не подвергался, насколько я понимаю, но тем не менее явно наличествует характерная светлая полоса на границе между слоями

и что-то мне подсказывает, что эффект тут тот-же самый, что и на настоящих "катанах", но вызваный другой причиной, а именно --- за счет разного хим. состава сваренных слоев мы получили аналогичное сочетание фаз мартенсит-перлит и что-то светлое между ними

кстати при хорошей полировке сразу станет ясно, насколько хорошо слои были сварены между собой

Фактически хамон - это та самая контрастная часть отделенная хабучи от джи( 地 ). На счет эффекта возможно вы правы, как я уже писал линия состоит из мелких кристалов мартенсита с примесью тростита(мелкие частицы феррита и невидимые оптическим образом частицы цементита). Правда если говорить о настоящих катанах, сертифицированных нихонто, то там термичка намного сложнее чем просто хамон сделать.