Старинный угольный самовар до 17 года, в форме вазы. Реставрация поэтапно.

NeboMoreOblaka

Старинный угольный самовар до 1917 года в форме вазы. Редкая грань, интересный фасон.
Многие спрашивают как проходит ремонт самовара, насколько это сложно или просто, масштаб, спектр и длительность работ по восстановлению.
И я решила на примере данной вазы показать несколько этапов ремонта:
-очистка самовара
-подбор недостающих комплектующих
-пайка трещин
-готовый результат.

Данную вазу отдал в ремонт мой хороший знакомый и отказаться не было возможности. В темах продаж своих самоваров я часто пишу: "комплектация полная родная", "трещин нет, не было и не будет", "самовар крепкий и толстостенный". Может показаться что это простые слова или рекламный ход - никак нет, это означает что самовар изначально в хорошем сохране, а не собран по кускам или из нескольких доноров. А это очень важно. Потому что самовар это прежде всего металл. Вы же не покупаете машину с гнилым кузовом, закрашенным из баллончика и отполированным, внешне это конечно машина, но по сути - хлам.

Вот на примере данной вазы я и решила показать что такое уставший металл.
Надеюсь что кому то будет полезной и интересной данная тема.

Вот в таком сохране пришёл самовар к нам в ремонт. Родная ветка обломана, конфорка утеряна, самовар весь в окислах - видно что хранился в очень влажной среде.

Первым делом встал вопрос о подборе недостающих запчастей.
Тут можно идти двумя путями: заказать дешёвый новодел в Москве и забыть обо всем. Или годами покупать оригинальные запчасти у копарей, в пунктах приёма металла и складировать это на будущее.
Мы ставим новодельные колосники, из чугуна. Новодельные крышки зольников - латунь, на петле, с литым вертком, - изготавливаем сами. Крышки зольников аналогичны оригинальным из старинных прейскурантов. И новые хватки - латунь точит токарь из Армавира.
Все остальные запчасти я ищу, каждый год жду начала сезона копа и беру у копарей, складирую.

Для вазы была подобрана ветка, литая конфорка с просечкой "восьмёрки".
Размеры труб, конусов у самоваров все разные, поэтому иногда поиск нужной запчасти затягивается.

------------------
Сила в правде - кто прав, тот и сильней.

NeboMoreOblaka


NeboMoreOblaka











NeboMoreOblaka

Дальше надо очистить самовар до латуни. Очистить от вековой патины, остатков никеля, окислов, жира. Можно взять шкурку в руку, валидол под язык и сидеть шкурить и без того истончившийся за столетие металл. Напомню что раньше самовары чистили речным песком, абразивами, в лучшем случае - клюквой. И остаётся только все это дополнить шкуркой.
Самовар очищается для того чтобы была возможность нормально отрихтовать все вмятины, неровности, простучать все перепады и рассмотреть трещины - трещины бывают волосяные, небольшие, гигантские до 35 см(например под ободом круговая).
Выпаиваем кувшин, чистку проводим старинным методом, без применения абразивов.
Старое лужение также нужно все зачистить до латуни. Кувшин - до латуни. Никакого лужения или его фрагментов быть больше не должно. К сожалению я не сфотографировала зачистку самовара внутри.

Вот мы очистили самовар и взору открылся страшный сон реставратора - трещина на трещине и трещиной погоняет.
Прошу обратить внимание что у самовара много грани, перепадов, - все ведь это на фабрике выстукивалось, выдавливалось вручную! Металл в таких местах имеет большое напряжение изначально! Изначально в этих местах он самый тонкий, как бы уже растянутый. А тут ещё россыпь сквозных трещин.

DoctorMPL

скажите пта, а как Вы притераете краники в случае их течи?


NeboMoreOblaka

Рихтовка самовара - это очень длительный и тяжелый процесс. Я больше всего люблю рихтовку, и больше всего не люблю полировку.
Сложность заключается в том, что разные фабрики использовали разного качества латунь. Именитые, дорогие фабрики - редко халтурили и латунь закупали с довольно высоким содержанием меди, поэтому её рихтовать проще, она пластичнее. А вот фабрики попроще отличаются тонким листом, "коловой" латунью, которая имеет свойство просто крошится. Ты стукнул по вмятине и вышла трещина. Стукнул ещё раз и ещё одна трещина. Такие фабрики лучше вообще не брать в работу, конечно все потом как нибудь криво-косо с проставками заплатками внутри, но запаяется и не будет течь - но для чего нужен этот хлам на выходе перепаянный. Не для чего не нужен!
Данная ваза была из среднего по качеству металла и повезло что рихтовки требовалось мало.
Но трещин в избытке и почти все на гранях.
Конечно проще всего взять килограмм олова и бухнуть его изнутри, тогда трещины будут видны снаружи, но зато течь не будет. Это я считаю актуально когда есть 1-2 совсем небольших трещинки, незначительных и можно их конечно не заморачиваясь залудить изнутри. Но все же это скорее профилактика, со временем они могут расползаться, тут очень все индивидуально и надо смотреть на конкретный самовар.
Опять приведу пример с малиной: дырявое дно, едем и ноги касаются травы. Можно все запенить, застелить ковролином, положить резиновые коврики - вроде ноги не проваливаются. А можно все заварить.

Температура плавления серебра - 700 градусов
Температура плавления латуни - 1000 градусов
А горелка разогревается до 1500 градусов.
Чтобы самовар не сжечь надо маневрировать, работать ювелирно, точно, сквозь слезы и кровь паять каждую трещину.
НО! Если вот на таких трещинах как на этой ВАЗе начать паять - они все прогорят. Латунь пойдёт маленькими дырочками на Ваших глазах, как от иголки. И в итоге все это будет просто прогоревшим самоваром. Начнётся вырезание заплатки из старого самовара, заливание оловом изнутри и бесконечный мазохизм.
Трещины тоже нужно подготовить правильно, снять напряжение с металла на гранях и выпуклых местах. А потом уже паять.

NeboMoreOblaka














NeboMoreOblaka









NeboMoreOblaka

Запаяли трещины, проверяем водой. Часто где то начинает сочить, где то подтекать, а где то микро-микро трещина пропущена и надо по новой паять. Если нигде не течёт - это праздник.
Таким образом прошу обратить внимание сколько раз металл нагревается и перегревается. Не просто металл современный, а уставший, столетний металл. Разве это на пользу? Это подойдёт для редкого самовара в коллекцию, для продления жизни любимого самовара, который дорог сердцу и достался от пробабушки. Но в здравом уме покупать перепаянный самовар для себя в пользование - это я считаю необдуманно. Это и для реставратора гигантская работа при высоких температурах, нашатырном облаке и для покупателя непонятная инвестиция.
Не забываем про трубу. Кувшин внутри данной вазы также был весь в трещинах, весь зачищался и запаивался. Потом новое лужение внутри самовара и кувшина.
Затем идёт шлифовка.
Нашлепки серебряного припоя надо сошлифовать в уровень с самоваром. Чтобы нигде не торчало, не провалилось.
Я забыла сфотографировать самовар после шлифовки, потому что делали его несколько месяцев.
Когда все завершено, можно приступать к полировке.
Полировка занимает гораздо дольше времени чем пайка или рихтовка.
Полировать надо в три этапа - пастами разной абразивности. Чтобы полировка была леденцовая - надо очень сильно постараться. Можно конечно взять пасту Гои и наполировать - вроде блестит, но она все равно не даёт такой ровной и однородной полировки как подход в три этапа Немецкими пастами.
После полировки уже идёт сборка. Накручивание хватков - дерево тоже надо подогнать с помощью дремеля в размер, установка крышки зольника, притирка вертка если подкапывает.

NeboMoreOblaka









NeboMoreOblaka



NeboMoreOblaka











NeboMoreOblaka

И вот получился готовый самовар, рабочий и прослужит ещё очень долго, пайка серебром позволяет создать новое цельное тулово у самовара.
Внутри новое лужение.

NeboMoreOblaka

DoctorMPL
скажите пта, а как Вы притераете краники в случае их течи?

Течь не должно, может подкапывать - это у всех самоваров, потому что от того что Вы крутите кран на открытие -закрытие со временем образуются микропоры, неровности, начинает подкапывать. Надо пару раз в год для профилактики смазывать конус пчелиным воском.

А если течёт, то смотреть индивидуально. Или притирать притирочной пастой. Или опускать немного, протачивать отверстие в конусе или наоборот запаивать его частично или вообще подобрать другой верток.