воздушный патрон

Alex

Из области пневматики
(первая проба пера для заинтересованных читателей)

Из всего многообразия существующих в настоящее время систем пневматического оружия (далее ? пневматика) особое место занимают появившиеся сравнительно недавно системы, использующие патрон со сжатым воздухом ? так называемый ?воздушный патрон? (?air ? car-tridge?)..
По нашим данным (а также смотри, например, журнал ?Мастер ? ружье? №7/8(20)1997 г.)одной из первых подобный патрон разработала английская фирма ?Saxby & Palmer? для тренировочных стрельб из боево-го револьвера пулями для пневматики: в ствол револьвера вставляется до-полнительный стволик калибра 4,5 или 5,5 мм, а в каморы барабана ? па-трон ?air ? cartridge?, по размерам идентичный боевому патрону, напри-мер, .38. В настоящее время ряд фирм и, в том числе известная немецкая фирма ?Куно Мельхер КГ?, выпускают пневматику специально под воз-душный патрон.
Патрон состоит из гильзы со сжатым воздухом и навинчивающегося на ее носок колпачка с пулей. Внутри гильзы расположен специальный клапан в виде штока с уплотнителями, перекрывающий носок и донце гильзы и срабатывающий при ударе бойка по его торцу, выступающему в донце гильзы.
В патрон через носок гильзы нагнетается сжатый воздух до давления ~ 200атм с помощью специального ручного или ножного насоса, либо от большой емкости со сжатым воздухом через переходник.
Дульная скорость пули калибра 4,5 мм (.177) достигает 170 м/с при кинетической энергии порядка 0,77 кг м (7,5 Дж), что является приемле-мым для прицельной стрельбы на расстояние до 10 м.
Патрон ? многократного заряжания и может храниться в заряженном состоянии свыше месяца.
В то же время (см. также резюме И. Хомякова, http: //www.plinker. ru/pellets.htm) ?воздушный патрон? данной системы имеет недостаточную надежность удержания сжатого воздуха (зависит от конструкции и качест-ва уплотнителей) и, как следствие, большой разброс дульной скорости пу-ли; при длительном хранении заряженного патрона уплотнители его кла-пана теряют первоначальную форму, что не позволяет сразу после отстре-ла зарядить патрон ? требуется не менее суток для восстановления перво-начальной формы уплотнителей.
По нашему мнению, в силу выбранной конструкции патрона объем гильзы используется недостаточно рационально, при выстреле сжатый воздух в процессе перетекания из гильзы в колпачок с пулей имеет ?пара-зитное? дополнительное расширение, что приводит к снижению давления форсирования на пулю и уменьшению ее скорости. При устранении ука-занных недостатков такого патрона пневматика на его основе (например, барабанная) обладает весьма привлекательными качествами ? многозаряд-ностью, завидным постоянством параметров выстрела (в отличии, напри-мер, от баллонных систем, в которых давление газа падает от выстрела к выстрелу), быстротой перезарядки заранее снаряженными патронами, воз-можной большей мощностью при небольших размерах и др.
Проведенные нами газодинамические расчеты показывают, что если изменить конструкцию ?воздушного патрона? и схему его функциониро-вания в пневматике (расчеты и конструкцию мы здесь пока не приводим), то, например, для пневматического револьвера ME 38 Magnum ? 4.50 фир-мы ?Куно Мельхер КГ? с длиной ствола 80 мм, калибром 4,5 мм можно достигнуть дульной скорости 190?200 м/с при давлении 200 атм.
В то же время, если выбрать оптимальный объем патрона (гильзы) и, соответственно, размеры патронника пневматики, то можно получить весьма высокие значения дульной скорости при тех же 200 атм.
Так, например, для оптимального ?револьверного воздушного па-трона? с объемом ~2,5 см3 для стволов длиной 100?600 мм калибра 4,5 мм можно получить дульную скорость 250?400 м/с при 00С, а для калибра 5,5 мм ? 230?350 м/с.
Если использовать оптимальный ?винтовочный воздушный патрон? с объемом ~4 см3, то для стволов длиной 300?600 мм можно получить дульную скорость 360?430 м/с (калибр 4,5 мм) и 330?380м/с (калибр 5,5 мм). Но и это еще не придел увеличения скорости.
Газодинамические расчеты, если потребуется, могут быть проведе-ны, исходя из требований по весу пули, калибру и длине ствола, габаритам пневматики, требуемой дульной скорости (так, при сверхзвуковых скоро-стях потребуется совершенно другая аэродимамическая форма пули, в от-личие от пуль ?Диаболо?).
Если сподобит нас Господь, напишем, не спеша, обо всем, что знаем и можем в следующих пробах пера.
Оставайтесь с нами.
Ученые офицеры и большие приверженцы пневматики Юрий Дань-шов и Александр Белоусов.
Все права не защищены.

Luger

Да грамоная статейка, но есть проблемы, где достать такие патроны! После решения данной проблемы можно уже подумывать и о переделки старенькой воздушки (компрессионого типа) но с замечательным холоднокованным стволом длиной 450 мм, в новуювинтовку с воздушным патроном! Не плохо бы поэкспериментировать!

с удовольствием ждем дальнейших статей!
С уважением, (не вояка и не мент), а просто Luger