воронение

jek

Про воронение читал сам пробовал не очень то красиво вышло( на плите да с маслицэм) может там не все так просто? Кто в курсе подскажите, но желательно всетаки в домашних условиях.

WeS

Лично у меня очень даже хороший черный цвет получается, использую любое машинное масло, раскаляешь до красна,... но с большими деталями не пробовал, так по мелочам.

jek

WeS, а ты так нагревая не отпускаеш металл?

Predalien

to jek:
--------

Вообще я с маслом пробовал, на мелких деталях - это ДА, особливо когда предварительно металл оксидируешь, и только мелкие деталюшки, типа курков, всяких шептал и т.д. А вот более крупные (надульники) - лучше нитратный расплав (причем лучше юзать амиачную селитру (собственная разработка- послал статью на http://www.mp512.h1.ru - статьи пока нетути) - наиболее устойчивое покрытие, к тому же красивого зеленовато-серого цвета - нехилый камуфляж,однако 😀 ). если че подробнее - на мыло. покрытия в расплавах отличаются наибольшей устойчивостью. Да и нагрев до каления - не всегда нужен.

WeS

эээээ еще б знать что такое "отпускать". 😊
а в принципе если ты имеешь в виду что с ним может что-то страшное произойти, так я вещи, на которые потом будет приходится нагрузка вороню только холодным воронением. А так мне когда то дед металлург что-то объяснял про то, как правильно закаливать металл, там что-то с цветом связанно было ... но я был маленький и сейчас уже не помню подробностей ... а деда уже нет.
Тут еще недавно знакомые токари с местного завода говорили "давай, давай, разогревай и в масло его, будет только лучшее"
Правда лично я не верю и таким образом вороню только мелочевку, результаты вполне радуют.
вот мои наблюдения:
1.металл становится меньше подвержен карозии
2.цвет получается вполне стойкий(лучше чем от жидкого воронения)
а чтоб по серьезному воронить, так это вот лучше по рецепту написанному выше.

Laborant

На www.verstak45.narod.ru были рецепты.

Predalien

Я тож пробовал с маслицем, однако повторяемость результатов мала,особенно на крупных деталях, потому юзаю методы окраски в расплавах (просто они наиболее прочны, как химик говорю). WeS, ты подал мне идею - что, если сперва оксидировать в расплаве, а затем - пропитка смесью керосина и масла (керосин для лучшего проникновения в поры) с последующим обжигом, а?

WeS

2 Predalien
честно скажу - понятия не имею, я в этом слабо разбираюсь, но одно могу сказать точно, если сделать так - 1. пропитка 2. обжиг; ...то вроде как ничего не получится, масло просто сгорит. Вся процедура и заключается в охлаждении металла в масле, а не наоборот.
И в принципе "воронение" маслом вроде как и не воронение вовсе, а так окраска в глубокий черный цвет(по крайней мере у меня он всегда такой) ну и кой-какая защита от каррозии и все.
Про расплавы много слышал, но пока не пробовал, во первых надобности пока особой не было, да и химичить на кухне не люблю, а другого помещения не имеется.
2 jek
И еще на счет отпускания металла,металл отпускается если его постепенно охлаждать, а если его охладить маслом или водой, то это наоборот повысит его качества.

[This message has been edited by WeS (edited 08-01-2003).]

Laborant

Моя любимая тема - воронение стальных изделий 😊
1. Колхозно-МТСсовский способ - детали нагреть до темно-вишневого цвета и окунуть в масло, любое, или в олифу, в "Оксоль" окунать не советую, бо у неё температура вспышки ок. 30 С, а сама она на 45% состоит из уайт-спирита (почти бензин по пожарным свойствам). Цвет получается черный, поверхность матовая, термообработка - ну, какая то остаётся. Для домашних условий годится только для мелких деталей, типа шурупов, т.к. греть приходится, в лучшем случае на газ. плите.
2. Тоже самое по технологии, но более утонченно. Деталь нагреть до 400-420 С, после прогрева - окунуть в льняное масло, сразу же вытащить и протереть насухо чистой! тряпкой. Трудности: а) бытовая духовка не греет выше 300С, а если греть горелкой то трудно прогреть до нужной температуры и ещё труднее прогреть равномерно со всех сторон достаточно крупную деталь, а иначе цвет поплывёт. б) необходимо тщательно готовить поверхность, а то такая порнография получается. Поверхность либо шлифуется/полируется, либо травится в кислотах, либо обрабатывается в пескоструйке, перед протравкой и после полировки ещё и обезжиривается. Посл этого и до воронения деталь руками не трогать и вообще в её сторону не дышать 😊, а то на воронёной полированой поверхности очень "красиво" смотрятся проявившиеся отпечатки пальцев. Цвет - черный,глянец зависит от предварительной обработки поверхности. После воронения по полированой поверхности можно ещё слегка пройтись бархоткой. Стойкость покрытия - вполне удовлетворительная. Если нагреть при воронении до температуры 340-360С, то получится темно-синий цвет. Термообработка, если не предъявлять особых требований к твердости поверхности, в общем, без изменений.
3. Воронение в расплавах нитратов: натриевой, калиевой, аммиачной селитр (начнешь искать аммиачную селитру, тут тебя и повяжут как террориста 😊 ) или их смесей с нитритами, практически не пользовался, но, однозначно требует перед воронением тщательно очистить поверхность от любой органики. Опять же поверхность необходимо шлифовать, или травить или пескоструить, просто чтоб было красиво. На термообработку практически не влияет, в принципе можно приготовить расплав на кухне, но тащить домой реактивы, не знаю, на любителя. Покрытие получается хорошего качества.
Теперь сходство и различие:
И там и там на поверхности образуется пленка оксида железа, но при нитратном способе пленка более плотная, практически без пор, а при нагреве на воздухе пленка довольно рыхлая. При воронении в масле по 2 способу, масло в присутствии кислорода воздуха полимеризуется на поверхности детали, образуя лаковую пленку (твердую кстати), которая заполняет собой поры и дополнительно защищает поверхность. Настоятельно рекомендую использовать льняное масло или другое масло из группы высыхающих (коноплянное, тунговое, ореховое... всё равно не найдёте) можно использовать льняную! олифу, кстати в Екат-бурге её варят. Если нет льняного, то зажмурив глаза можно использовать подсолнечное и соевое масла, хотя стойкость покрытия несколько упадет (х.з. на сколько, может и не заметно для глаза). При воронении по 1 способу деталь получается покрыта рыхлой пленкой пропитаной жидким маслом, рано или поздно масло из пор выветривается и привет коррозия.

nopym4uk

О! Ну и тут же вопросы 😊

если делать расплав аммиачной селитры, то:
1. дома на газовой плите можно приготовить расплав? (из воспоминаний детства - вроде можно, просто уточняю на всякий...)
2. если покупать селитру, продаваемую как удобрение, то можно ли пренебречь качеством ее очистки?
3. не склею ли я ласты, вороня глушак на кухне 😊 ? то бишь насколько опасны пары, получаемые в процессе приготовления расплава/воронения? Следует ли открывать окно (сейчас мороз -20) и одевать противогаз; стойкий ли запах остается?

Laborant

Аммиачная селитра. Т плавления 169С, Т разложения 210С.

mishyacovich

А еще при применении аммиачки можно прибалдеть,т.к. при ее термическом разложениии выделяется закись азота,в простонародье-"веселящий газ".
to Laborant Ну чего ты к аммиачке как к оружию пролетариата привязался 😊 ?Следуя твоей логике все садоводы под колпаком
По качеству очистки:когда я плавил сами знаете что,то это что взрывалось будь здоров,соответственно чистота продукта удовлетворительная(не называю ВВ,т.к. модератор опять будет говорить,что я нехороший человек)

YuraS

Laborant молодец, все доходчиво обьяснил. Добавлю 3 гроша - первый (колхозно-МТСовский) на газовой плитке позволяет чернить детали до 100 мм спокойно, только надо обезжиривать получше. А при оксидировании в расплаве селитры, да туда еще каустической соды процентов 30 (можно едкого натра) при температуре 140-160 оС получим еще и частичное азотирование поверхности, что есть гуд. Дома, однако, геморройно по причине поиска подходящей ваночки (лучше эмалированной) и контроля температуры - на обычной плите легко можно перегреть.

YuraS

Да, вдогонку - подсолнечное и кукрузное масла тоже относятся к полувысыхающим, как и льняное и тунговое. Так что можно и их.
По селитренному оксидированию - при разложении селитры скорее получим кислород, чем закись азота (за это ее в порохе и пользуют). Короче, по загазованности процесс не опаснее, чем переход широкой проезжей части. Скорее следует предварительно прогреть деталь во избежание брызг и залипания расплава.

P.S. Клавиатура западающая - достала!!!

YuraS

Originally posted by WeS:
--------------------------------
честно скажу - понятия не имею, я в этом слабо разбираюсь, но одно могу сказать точно, если сделать так - 1. пропитка 2. обжиг; ...то вроде как ничего не получится, масло просто сгорит.
----------------
А еще есть такая штука - высокотемпературная полимеризация масла... 😊
-----------------------
И еще на счет отпускания металла,металл отпускается если его постепенно охлаждать, а если его охладить маслом или водой, то это наоборот повысит его качества.
-----------------------
И тут есть такие штуки, как температуры закалки, высокотемпературного и низкотемпературного отпуска, причем для разных сталей они разные. 😊


Laborant

2 YuraS. Я открою секрет 😊 , как раз [deleted] подсолнечное масло - полувысыхающее, а льняное - высыхающее!. Отличаются массовой долей непредельных полиненасыщеных кислот. Не знаю, как при воронении, условия всё-таки специфические, но при сушке пленки подсолнечного и льняного масел отличаются по свойствам явно не впользу первого.

[This message has been edited by Laborant (edited 10-01-2003).]

Predalien

WeS'y:
------------------------------------

плиз поподробней по холодному воронению.


------------------------------------

попробуй также азотирование ферроцианидом калия (кровяная соль) - вот это круто+ еще и науглеживание материала.

to YuraS:
-----------------------------------------
Кислород выделяется при использовании натриевой или калиевой селитры, в аммиачной будет закись азота. С поледней, кстати, лучше испльзовать не расплавы, а кипячение в растворах, либо просто опустить в порошок. А в плане покрытий мона также и фосфатировать (в ортофосфорной кислоте)

WeS

Во, 😊 приятно почитать, сразу видно люди в деле знают толк, мы подучимся, тоже будем знать, так что спасибо за разъяснения.

2 Predalien
насчет холодного воронения могу сказать только, что продается в охотничьих магазинах жидкость для такового. Какой эффект она дает опять же надо у спецов спросить, так как в домашних условиях естесственно проверить не дано, а знакомых в этой области не имею и не знаю даже по какому принципу сие действует.
(с химией всегда не дружил)
Так что пока могу сказать только о том, что получается на глаз.
Кстати прям так и называется "холодное воронение", говорят что в зависимости от производителя меняется качество получаемого цвета, видимо мне досталась не очень качественная жидкость 😞
- Процесс
1. смачиваете деталь данным составом
2. как высохнет (образуется такой белый налет) смотрите надо еще смачивать или нет, если нет, то промываете водой.
3. вытираете насухо, протираете маслом.
Теперь что у нас(у меня) получилось, воронил и мелкие детали и потертости на винтаре( не будешь же это воронить над плитой или в расплаве 😊) в этих случаях в связи с небольшой площадью получилось вполне намано, приемлимо так сказать. А вот когда поворонил глушак. . . .:
1. воронение коричневое
2. как не обезжиривал жидкость на отполированном металле все пытается свернуться в капельки = чернеет неравномерными пятнами.
3. в итоге после долгих стараний сам металл получил вроде как серый окрас а поверх него черно коричневая пленочка, которая довольно легко сцарапывается, так что не порадовал меня результат.
Вывод - теперь буду пользовать данный способ только для прокраски деталей и мест, которые нельзя или не получается сделать черными другим способом.