Температурный вопрос к опытным стрелкАм РСР

Carwizard

Вопрос к уважаемому собранию. Нужен реально действующий совет.
Просьба откликнуться тем людям, кто действительно знает, что есть дельного подсказать по данному вопросу. 😊
Все мы знаем, что существует температурная зависимость смещения СТП, естественно при прочих равных условиях.
Например, настройка комплекса 'винтовка-редуктор-оптика-боеприпас-стрелок', была проведена в тире, при температуре воздуха - плюс 20 градусов.
В условиях 'улично-полевого' применения оружия, в течении года мы имеем несколько температурных диапазонов:

0) меньше первого диапазона - сидим дома возле камина.
1) минус30 - минус20 град.
2) минус20- минус 10 град.
3) минус10- 0 град.
4) 0- плюс10 град.
5) плюс10- плюс20 град.
6) плюс20- плюс30 град.
7) плюс30- плюс40 град.
8) больше седьмого диапазона - сидим дома под кондиционером.
Итого, получили семь диапазонов, с шагом в 10 градусов.

Собственно сам вопрос, - чем можно лучше и эффективней компенсировать температурный дрейф ухода СТП (относительно 'базовой' точки СТП), полученной при +20град в тире?
Варианты решений:
1) Самый простой - кликами на барабанчиках поправок прицела.
2) Изменением начальной скорости пули.
3) ?????
Интересует, именно 2 (второй) вариант возможного решения.
Если обсуждать этот второй вариант (изменением начальной скорости пули), то какова величина этих изменений в настройках, в зависимости от температуры?

Предположения:
Стартовая точка отсчёта - скорость 290м/с при температуре +20град. в тире, то есть это конец пятого и начало шестого температурных диапазонов.
1) Например: при снижении температуры на 10 град, мы подняли скорость на 3м/с.
2) При ещё большем снижении температуры (уже на 20), мы ещё приподняли скорость на 3м/с, то есть суммарно уже на 6м/с, относительно 'базовой' скорости при +20.
3) При повышении температуры на 10град, мы снижаем скорость на 3м/с.
4) При ещё большем повышении (ещё на 10град) - мы ещё снижаем скорость на 3м/с, то есть снизили уже на 6м/с, относительно 'базовой' скорости при +20 в тире.
Величина шага изменения скорости в 3м/с - пока 'отфонарно-произвольная'.
Что-то в этом роде? Или как?

Допустим, винтовка работает зимой из тёплого автомобиля. Но на улице - минус 20.
Вчерашняя пристрелка в тире, прошла при +20. Винтовка то 'тёплая', но на улице морозяка, а значит БК пули уже другой. На лицо смещение СТП.
Чем лучше это "победить", кроме перепристрелки на улице?

AD_512_61

не назову себя профи но заметил следующее - 1. при стрельбе из теплого авто - пофиг. как била так и бьет. возможно снижение СТП за счет внешнего холода, но это не значительно. 2. по поводу стрельбы с холодной винтовки не сложнее - пункт а. ударная группа. если она работает всухую по без разницы. б. смотреть на реальное давление по манометру резервуара винтовки и прикидывать что ждет по плато.

ЗЫ - а не проще перед началом охоты просто пристреляться по-новой, а потом вернуть в ноль (я привык к отечественным прицелам с нулем и тысячными). Логика - раз вопрос про стрельбу из машины - значит стрельбы из не. 2-3-4 выстрела сделать на окраине (ЕСЛИ по карам) или еще где имхо не проблема.

Если тема носит сугубо теоретический характер с целью выявления закономерностей баллистики то извиняюсь что влез в калашный ряд :-)

Lip

Очень много факторов будут влиять на СТП. Здесь имеем: понижение давления в резервуарах, сужение ствола, плотность и скорость текущего воздуха в перепуске, загустевшая смазка на ударнике, ухудшение динамики пружины ударника, плотность окружающего воздуха (при морозе -15 чётко выражен больший шум от полёта пули), соответственно в стволе, перед пулей скапливается большая масса воздуха при выстреле... Короче, можно провести кучу экспериментов и сделать формулу, но она будет работать только для конкретной модели винтовки, а универсальная формула не даст точных данных. Здесь поможет отстрел во всех диапазонах температур и в дальнейшем принимать меры по настройке в соответствии с температурой окружающей среды. p.s. в винтовку можно встроить портативный градусник за 100р.

artemium

1) минус30 - минус20 град. нафиг такую стрельбу в полевых условиях-не дышать на прицел..
2) минус20- минус 10 град. ну только если совсем делать нечего не дышать на прицел...
3) минус10- 0 град. стрелял,при минус 5 скорость ниже метров на 8-10 дышать надо мимо прицела...
4) 0- плюс10 град. Нормально стреляеться,скорость минус 5 метров...
5) плюс10- плюс20 град. Норма,скорость в пределах тировой.
6) плюс20- плюс30 град. Норма,но летом в поле могут заедать слепни..
7) плюс30- плюс40 град. Пока не стрелял при 30 и выше...
😀

artemium

А если серьезно,то при морозе ниже 5ти пальцы замерзают быстро,стрелял с пистолета,небольшой ветерок,выстрелов 10 и уже усе,пульку не кинуть в затвор.Потом в перчатках отогреваешься.С пистолета при выстреле воздух остывает и за пулькой вылетает со ствола такое облачко тумана.
А так все остальное расписал Lip .

Carwizard

Так, всем спасибо за коменты, но, Вы не совсем поняли моего вопроса. 😞
Эти все изыскания, совсем даже не "от делать нечего".
Спасибо Lip-у, он ближе всех "прочуствовал" проблему, из которой можно найти выход...
Дополню и поясню свой первый вопрос.
Задача: - для начала, подобрать апроксимированные числовые величины по начальной скорости пули, для задачи автоматической термокомпенсации смещения СТП, от условий изменения внешней температуры воздуха.
Естественно, это можно попробовать реализовать только на электронном УСМ-е, с программируемым термодатчиком забортной температуры.
Пока стоит вопрос, о нахождении хотя бы приблизительной зависимости в данных по начальной скорости пули.
Возможно, что в диапазоне от минус 30 до плюс 40, эта зависимость окажется не линейной.
Кто сможет посоветовать приблизительную числовую зависимость, изменения по скорости, в зависимости от температуры?
Исключаемые переменные параметры, в виду их отсутствия:
1) загустевшая смазка на ударнике,
2) ухудшение динамики пружины ударника,

Carwizard

Отсюда следует, что даже нет смысла и думать на эту тему?
Понятное дело, что всё "ЭТО" в комплексе, влият на изменение СТП.
Но, имеет ли смысл, делать хотя бы частичную термокомпенсацию скорости? Для снижения степени зависимости смещения СТП от температуры.

Carwizard

Ни кто, ни чего больше не подскажет дельного? 😞
Ведь целых полфорума теоретиков, физиков, термодинамиков... 😊

Valent

Дельное будет навряд ли. Слишком много факторов нужно учесть, чтобы винтовка "попадала сама". Как я понял, именно к этому есть стремление 😊. Моё мнение, нужно отнестись к этому проще. Проще, это по возможности максимально разобраться с железом и научится пользоваться в как можно более полной мере возможностями винтовки которые уже есть или которые появятся после доводки. Думаю после этого надобность в самонаводящейся винтовке просто отпадёт.
Что до температуры. Соглашусь с artemium. -10С и ниже это уже не удовольствие. Это уже похоже на выживание эирганера в экстремальных температурных условиях. Неделю назад ходил я с LVital на охоту в 20 градусный мороз. Ну его в жопу такую охоту. Когда зошел домой, то вынул винтовку и она на глазах заросла инеем. Заросла так, что даже надписи не просматривались. Потом, когда она отпотела, чистил её всю. И свою и Виталину.

Valent

В чём состоит игра слов? В том, что на сильном морозе особо не поохотишься так-как холодно, или в том, что после того как винтовка отпотела её нужно почистить? Или в моих словах есть что-то противоречащее физике 😊, раз уж упомянул и бывшей профессии. О какой глубокой модификации идёт речь? Что именно имеется ввиду?

HeadHunter

Мною подмечено на прямоточке, что пристреливать лучше зимой, при относительно плюсовой температуре. Неотапливаемый тир, +4 или +7 самое то, но не ниже.

Если пристреливать летом, то зимой СТП уйдет, особенно на тяжелых пулях вроде Баракуды, на ЖСБ меньше.
Но если пристреливать зимой, летом СТП уйдет незначительно от зимней. Во всяком случае, я не перепристреливал зимние СТП, и рулил летом даже на 100 м как ни в чем не бывало.

ИМХО: температуру все равно не поймать, т.к. надо крепить градусник, наверное, непосредственно к винту, и измерять его температуру.

Пример: в холода у меня в квартире относительно тепло. Перед этими холодами забил винт до 210 бар, в холода достал, давление менее 200 бар. Подумал, травит. В эти выходные оттепель, достал, снова 210 бар. И это в отапливаемой квартире. 😞

NewGun

Температура в тире, где я стреляю, в районе +15...+18.
При 0 градусов СТП падает на 2,5 см на 50м.
При этом, скорость меньше чем в тире на 7м/с.
Это приблизительно меньше на 3%
Юзаю JSB Heavy 4.52

Alexn

Привет Эдуард!

Юзаю CZ-200S (ты знаешь), редуктор и резервуар от Вальтер (редуктор настроен на 115 кг, скорость при +25С 278 мыс +/- 2 (Gamo TS-10 0,65г)).

Как-то открывал топик по этой проблемме "Падает скорость на морозе", но в силу нехватки времени все было "запущено". Большое спасибо Всем откликнувшимся.

Теперь по теме.

У меня существует следующая закономерность. При стрельбе на улице в температурном режиме от 0 до -15 скорость падает в течение часа на 10-15 мыс и на этом стабилизируется. Я не говорю про падение давления в резервуаре т.к. стоит редуктор и рабочее давление в любом случае ниже, хотя прямолинейная зависимость снижения давления от температуры тоже замечена.
Пробовал эксперементировать с теплым воздухом, т.е. снимал холодный резервуар и устанавливал "теплый" только что из дома (у меня сменные резервуары) картинка по скорости не менялась.
Один раз попробовал по совету Аrtemium измерить рабочее давление на редукторе после часового простоя на морозе (грешил на уплотнительное кольцо на клапане редуктора), но все было OK.
В итоге остановился на том, что причина в физических свойствах металла и т.п. (пружины, ударники, клапана ...), потому, что замена воздуха (см. выше) и как следствие изменение его физики ничего значительного не дало.

Возможно у тебя что-нибудь получится. Во всяком случае у меня что при 0, что при -15 скорость падала одинаково, не знаю как было бы при - 25 не охота было задницу морозить.

Удачи!