Кырхляр

kvantun
Кырхляр - могилы сорока шахидов.

Сорок древних могил, выделенные в особое почитаемое место на Северном мусульманском кладбище Дербента, называются тюркским словом Кырхляр, то есть 'сороковник' или просто 'сорок'. Вместе с мечетью Джума эти могилы являются одной из самых старых и важных для Кавказа исламских святынь.

Захоронение расположено в 500 метрах от северной стены города, у ворот Кырхляр-капы ( которые арабы называли Баб ал-джихад - "Ворота Священной войны"), в центре Северного кладбища. От остального кладбища захоронение отделено высокой каменной оградой. За оградой - четыре ряда надмогильных саркофагов из цельных камней, выдолбленных в виде полуцилиндров длиной до трех метров.
Захоронений вообще-то больше сорока, есть еще дополнительный малый участок из восьми могил. Саркофаги Кырхляр горизонтальные, в отличие от более привычных и более поздних надгробных плит на могилах мусульман. Считается, что Сороковник - это могилы 'святых шахидов', арабских воинов, в 22 году хиджры (642/3 г.) либо в 40 году хиджры (661/2 г.) принесших новую религию в Дербент и павших в бою с хазарами. Религия была в прямом смысле слова новой: хиджра, начало мусульманского летоисчисления, это дата переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В 643 году прошло всего лишь одиннадцать лет со дня его смерти, и ислам проповедовался почти 'из первых рук'.

По легенде, тела погибших воинов оставили на съедение птицам, но они чудесным образом остались целыми, и тогда их решили похоронить с почетом. Длинные надписи на плитах, о которых пишут старые историки и путешественники, плохо сохранились до наших дней. Их остатки позволяют отнести надгробия к VII-IX векам. Некоторые источники, в том числе дербентская средневековая хроника, называют имя предводителя воинов - Салман ибн Рабия ал-Захили. По другой версии, 'сорок' - не арабы, а отряд османских воинов-тюрков чуть более позднего времени. Малый участок - это, возможно, более поздние могилы дербентских праведников.

Так или иначе, могилы всегда были святым местом для всех жителей Дербента, и для арабов, и для персов, и для азербайджанцев. Сегодня к захоронениям приходят не только мусульмане, но и люди других вероисповеданий. На Кырхляр есть сторож и добровольные гиды-смотрители, которые ухаживают за памятниками, направляют посетителей и собирают пожертвования. Допускаются на Кырхляр все желающие - естественно, при условии соблюдения элементарных правил поведения в таком месте. Паломники приносят на могилы сладости и оставляют их на специальном 'столе' посреди большого участка могил. Кладбищу приписывают чудодейственные свойства: его земля якобы спасает от сглаза и вылечивает от бесплодия. Рядом с саркофагами есть культовый объект - каменная люлька. Супружеским парам нужно вместе качнуть ее и, как здесь говорят, дети будут.


kvantun