Губденские чувяки

kvantun
Чувяки всегда в моде!

Ох уж эти губденские щеголихи!Не спутаешь ни с кем! Круглолицые, сверкающие белизной кожи, так бережно хранящие секрет использования местной глины для сохранения молодости, что даже жительницы соседних районов изумляются и не могут его разгадать. А эта уникальная губденская мода, которой они не изменяют многие годы?!

По наряду губденку не спутать ни с кем из дагестанок. Даргинское прославленное капот-хъяво, скроенное из яркого шелка, панбархата или велюра, неизменные ярусы золотых цепей на шее, массивные старинные кулоны. Золота на губденках много не бывает! Его бывает просто очень много! А вот традиционным платкам гульменди на смену пришли итальянские шелка - уж больно пестры они и легки - не смогли губденки устоять перед заморским Диором, Роберто Кавалли и Этро.

Вспоминается из детства массивный, золотом сверкающий сундук, занимающий половину родительской спальни. Там, в углу сундука, под новыми полотенцами, готовыми комплектами приданого для новорожденного, платками на все сезоны, стопками носовых платков, кусками душистого мыла для аромата прятались три пары губденских мачайти. Помните их?! Яркие, трех расцветок: красные, зеленые, синие, отложенные для каждой из дочерей, на вырост, чтоб ни одну не оставить в обиде. Воспользовавшись маминой неспешностью, можно было нырнуть с головой в сундук и выудить добычу - красную, самую яркую пару мачайти, а потом примерять, шаркать и даже пытаться сплясать ковырялку. Весело и радостно оттого, что скоро, ну вот совсем скоро, нога вырастет и из большого сундука чувячки переедут в обычную жизнь, и можно будет красоваться в них хоть каждый день!
Но одна из московских 'экспедиций' - родительских кунаков - увезла из нашего дома не только все издания книг Расула Гамзатова, запасы кизлярского коньяка, но и заветные губденские чувячки из сундука. И нога выросла, так и непочувствовав легкости заветных башмачков: изящные туфельки в камнях и стразах пришли на смену мачайти, и не увидишь их в повседневной жизни, не купишь в обычном городском магазине. А меж тем промысел по производству мачайти жив. И чтобы убедиться в этом, мы едем в Губден.

ИЩЕМ МАСТЕРИЦУ
В Губдене нет ленивых женщин. В каждом доме умелица на все руки! Вяжут, вышивают, шьют - есть чем заняться сельчанке долгими вечерами. В нескольких губденских семьях продолжают шить мачайти, причем ни одна произведенная пара обуви не успевает даже, как говорят, переночевать в доме - есть устойчивый спрос. Знаменитые губденские чувяки всего сорок лет назад носили почти все наши женщины: и взрослые, и молодые, и девочки. Удобные, красивые, они стоили приблизительно десять рублей.

История производства губденских мачайти так глубока, что они стоят в одной шеренге с такими прекрасными изделиями, как шемахинские шелка, кубачинские серьги, бухарские кафтаны, кумыкские тюлевые платки, харбукские ножи и т. д.

Как вы думаете, почему именно в Губдене появилась такая изящная женская обувь? Ведь в лучшем случае дагестанки носили неприметные чарыки из сыромятной кожи. В Губдене высоко почиталась и почитается женщина. Она не занималась заготовкой топлива, уходом за животными. В делах домашних женщина во многом была главной. Например, не принято было выдавать дочь замуж без согласия матери. Может быть, климатические условия и то обстоятельство, что губденки не занимались физическим трудом, сыграли роль в том, что они, как правило, белолицы, хрупки и красивы? Украсив всю себя с головы до ног, разве могла губденка смириться с грубыми будничными чарыками? Чувяки-губденки шились из желтого сафьяна, из тонкой белой мягкой кожи, украшались вышивкой. Позже сафьян стали красить, натирать специальными составами жира. Для блеска кожи варился специальный состав - пропитка, в который входили растительные масла. Как только появилась лакированная кожа, этот шик тут же стал использоваться для производства чувячек, которые стали еще милей и кукольней. Обувь шили мастера-мужчины, а вышивкой золотыми или разноцветными шелковыми нитками сафьян или сукно отделывали женщины.

Новые чувяки надевались довольно туго, и потому у губденцев есть даже поговорка: 'Черту чувяки наденет', что, конечно, означает ловкость и сноровку.

В свободное от хозяйственных дел время губденка Улангерек Магомедова садится за послушную швейную машинку 'Чайка', которая не подводит ее многие годы. Мелькают руки мастерицы, перебирая заготовки будущих туфелек: вот подошва, вот стелька, вот будущий округлый носок.

Чувяки она изготавливает выворотным методом, в котором подошву с заготовкой скрепляют, а затем выворачивают лицевой стороной кверху.

Та же 'Чайка' помогает мастерице украсить уже почти готовую туфельку традиционным витиеватым узором. Каждое готовое изделие можно рассматривать бесконечно долго, дивясь
кропотливости, рациональности, тщательности кроя, отделки, а самое главное - трудолюбию изготовителя.

Плоды терпеливого труда Улангерек Магомедовой разбирают сельчанки, приезжают предприимчивые оптовички, которые потом везут продавать мачайти на знаменитый Цудахарский рынок, Ая-ла-базар. Заезжают за настоящими чувяками костюмеры фольклорных ансамблей, этномодельеры. На мой вопрос, понимает ли сама мастерица, что она и художник, и кутюрье, и модельер в одном лице, женщина только задорно смеется.

Есть такое мнение, что традиция - важный источник модных инноваций.
Согласитесь, традиционные губденские чувячки один в один похожи на современные дико популярные 'балетки'. И пусть большинство носит теперь фабричную обувь, но если мне когда-нибудь придется поменять двенадцатисантиметровые каблуки на 'балетки', то выберу я их дагестанский прототип - губденские мачайти!
Сапият Магомедова