ФАУ-1

GFO

Широкорад А.Б. "История авиационного вооружения"
КРЫЛАТАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА ФАУ-1

Крылатая управляемая ракета (самолет-снаряд) ФАУ-1 была спроектирована для пуска с наземных установок. В ходе Второй мировой войны подавляющее большинство ракет ФАУ-1 было запущено с наземных пусковых установок. Поэтому о ней мы расскажем вкратце, сделав упор на применение этих ракет с воздушного носителя,
Самолет-снаряд Fi-103 был создан за очень короткое время в 1942 г. самолетостроительной фирмой «Физелер» в Касселе под руководством Управления германских ВВС и испытан на опытном полигоне Пенемюнде-Вест. Для сохранения в тайне всех работ по его созданию, самолет-снаряд был условно назван «Киршкерн» и получил кодовое наименование FZG-76.
После первого боевого применения 12-13 июня 1944 г. в добавление к фабричной марке Fi-ЮЗ ему было дано обозначение ФАУ-1 (V-1, где V (фау) - первая буква слова Vergeltung - расплата, возмездие).
Основные данные снаряда:
Общая длина, м ...................... 7,73
Наибольший диаметр фюзеляжа, м ...... 0,82
Размах крыла, м ...................... 5,3
Стартовый вес, т ..................... 2,2
Вес фугасной боевой части, кг ........ до 1000
Боевая часть была оснащена тремя контактными взрывателями.
Ракета имела пульсирующий двигатель Argus 109-4)14, развивавший тягу 2,35-3,29 кН. В качестве топлива использовался низкосортный бензин. Маршевая скорость полета около 160 м/с (976 км/ч). Дальность стрельбы около 250 км. У нескольких поздних серийных ракет дальность стрельбы была увеличена до 370 км.
Ракеты ФАУ-1 оснащались инерциалыюй системой наведения.
Для большей части снарядов курс задавался направлением старта и оставался на все время полета неизменным. Но к концу войны отдельные образцы стали снабжать устройствами разворота, так что ракеты после старта могли выполнять вираж по программе.
Высота полета могла устанавливаться по барометрическому высотомеру в диапазоне 200-3000 м. Для определения расстояния до цели в носовой части объекта размещался приводимый в движение небольшим воздушным винтом счетчик пути («воздушный лаг» ). По достижении предварительно рассчитанного расстояния от места старта счетчик пути отключал двигатель, одновременно подавал команду на руль высоты, и ракета переводилась в пикирующий полет.
Часть ракет ФАУ-1 снабжалась радиопередающими устройствами, так что с помощью перекрестной пеленгации можно было проследить за траекторией полета и определить место падения снаряда (после прекращения работы передатчика).
Точность попадания по проекту 4 х 4 км при дальности полета 250 км. Таким образом, ракета могла эффективно действовать только по крупным городам.
В июне - августе 1944 г. ракеты ФАУ-1 запускались лишь по Лондону с наземных стационарных катапульт.
Для защиты Лондона союзники бросили против нового немецкого оружия огромные силы. Сотни тяжелых бомбардировщиков чуть ли не ежедневно бомбили стартовые позиции ФАУ-1. Только за первую неделю августа на них было сброшено 15000 тонн бомб.
С учетом небольшой дальности стрельбы ФАУ-1 при стрельбе по Лондону ракеты могли пересекать побережье Англии на очень узком участке - менее 100 км. К середине августа в этом секторе англичане сосредоточили 596 тяжелых и 922 легких зенитных орудия, около 600 пусковых установок зенитных неуправляемых ракет, а также 2015 аэростатов заграждения. Вблизи английского побережья над морем непрерывно патрулировали истребители (15 эскадрилий ночных и 6 эскадрилий дневных истребителей). Все эти меры привели к тому, что число сбитых ракет к сентябрю достигло 50 %.
Наконец, к 5 сентября большая часть немецких стартовых площадок была захвачена союзными войсками, и запуск ракет ФАУ-1 на Англию временно прекратился.
В связи с этим немцы переоборудовали несколько десятков бомбардировщиков Не-111, Ю-88, Ме-111 и FW-200 «Кондор». Проблема переоборудования самолетов для немцев была облегчена тем, что еще в период испытаний Fi-ЮЗ часть из них запускалась с самолета Ме-111.
В 5 часов утра 16 сентября 1944 г. с немецких самолетов Не-1 Ни Ю-88 было запущено семь ракет ФАУ-1. Из них две упали в Лондоне, а остальные - в графстве Эссен. Это было первое в мире применение авиационных дальнобойных ракет. До конца сентября германские самолеты запустили 80 ракет ФАУ-1, из которых 23 были уничтожены союзниками. За первые две недели октября немецкие самолеты выпустили 69 ракет, из них 38 были уничтожены.
Самолеты шли над Северным морем на высоте 100 м и, не долетев 95-100 км до берегов Англии, набирали высоту до нескольких тысяч метров. Ракеты ФАУ-1 выпускались на удалении 50-65 км от английского побережья, после чего самолеты снова снижались и на максимальной скорости следовали на свои аэродромы в Голландии и Германии.
К 4 декабря 3 авиагруппы немецких ВВС, насчитывавшие около сотни самолетов, использовались для запуска ракет ФАУ-1. 24 декабря 50 немецких самолетов направили ракеты на Манчестер, сбросив их над морем между Скегнессом и Бридлингтоном. Только одна ракета упала в черте города, шесть - в 15 км и одиннадцать - в 25 км от города. Обойдя оборонительные средства, сосредоточенные для защиты Лондона, немцы не потеряли при налете на Манчестер ни одного самолета.
В конце 1944 - начале 1945 г. велись работы по созданию самолетов-носителей ФАУ-1 на базе четырехмоторных реактивных бомбардировщиков Арадо-234Б. Было разработано два варианта носителя: Аг-234С и Аг-234В. У Аг-234С ракеты помещались на специальной раме в форме параллелограмма, которая поднимала ФАУ-1 перед запуском, чтобы раскаленные выхлопные газы пульсирующего двигателя не могли повредить хвостовое оперение носителя. В начале 1945 г. были проведены летные испытания носителя Аг-234В, который буксировал ФАУ-1 на полужестком буксире. При взлете с аэродрома разгон ракеты на буксире носителя осуществлялся с помощью 2-колесной тележки со вспомогательными крыльями. После взлета тележка отделалась от ракеты. В связи с окончанием войны боевых пусков с самолетов Аг-234 произведено не было.
Поскольку ракеты ФАУ-1 не могли поражать не только точечные цели, но и объекты средних размеров, как, например, завод, военно-морскую базу и т. д., в конце 1944 г. немцы решили создать пилотируемый вариант Fi-ЮЗ, получивший название «Рейхенберг». В средней части ракеты была установлена кабина пилота. В качестве носителей «Рейхенберга» предполагалось использовать бомбардировщики Не-111 и FW-200 «Кондор». После отделения от самолета-носителя летчик должен был пилотировать ракету. Обнаружив цель, летчик направлял ракету на нее, а сам, сбросив колпак кабины, выпрыгивал с парашютом.
Естественно, шансов выжить у летчика было мало, да и в этом случае он почти наверняка попадал в плен. Тем не менее у немцев не было проблем с набором первой партии добровольцев (250 человек). Знаменитая немецкая летчица Ханна Рейч успешно испытала опытный образец пилотируемого Fi-103.
Пилотируемые Fi-103 немцы предполагали использовать по кораблям союзников в портах Англии. Были и более грандиозные планы. В 1958 г. группенфюрер СС Вальтер Шелленберг написал*: «Бомбежке должны были подвергнуться индустриальные комбинаты Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, а также районы, расположенные за Уралом. Но все эти планы потерпели крах из-за недостаточной способности к действиям нашей авиации».

Хороший фотоархив по ФАУ1 здесь http://www.warbirdsresourcegroup.org/LRG/v1.html


@ndy

Большое спасибо, очень интересно!

Но сразу возник вопрос: "... около 600 пусковых установок зенитных неуправляемых ракет..." - во Вторую Мировую уже были зенитные ракеты? Да, однако, велика ширина и глубина пробелов в моих знаниях 😞 Слегка поподробнее нельзя?

Budoka

во вторую мировую были даже управляемые противокорабельные ракеты 😊

[edited by Budoka]

ErmiAk

2 @ndy
Подробнее о немецкой реактивной технике.

Сов. секретно


ДОКЛАД О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОСВОЕНИЮ НЕМЕЦКОЙ РЕАКТИВНОЙ ТЕХНИКИ

Комиссия, созданная Особым Комитетом при ГОКО по разработке мероприятий по изучению и освоению немецкой реактивной техники, в результате своей работы докладывает следующее:

Развитие реактивной техники в Германии приняло в последние годы большой размах. Имеющиеся в СССР трофейные образцы германской реактивной техники - реактивные самолеты (истребители, штурмовики, бомбардировщики), авиационные реактивные газотурбинные двигатели, жидкостные реактивные двигатели, управляемые по радио и неуправляемые реактивные снаряды (дальнего действия и для борьбы с зенитными целями), самолеты-снаряды и управляемые по радио с самолетов реактивные планирующие бомбы - показывают, что внедрение реактивной техники в авиации, флоте и артиллерии проводилось в Германии в большом масштабе и немцы в этой области имели серьезный успех.

Комиссия установила наличие следующих материалов и образцов немецкой реактивной техники, полученных в Советском Союзе из Германии:

РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ

1. МЕССЕРШМИДТ-262. Двухмоторный самолет с двухмоторными газотурбинными двигателями ЮМО-004. Самолет использовался немцами в качестве истребителя и штурмовика. Скорость самолета - до 950 км/час и продолжительность полета - до 50 мин., вооружение - 4 пушки калибра 30 мм.

2. МЕССЕРШМИДТ-163. Истребитель-перехватчик с жидкостным реактивным двигателем Вальтер. Самолет имеет очень большую скороподъемность и горизонтальную скорость до 1000 км/час, продолжительность полета при работающем двигателе 8 мин. и при пульсирующей работе двигателя до 30 мин. Самолет вооружен двумя пушками калибра 20 мм или калибра 30 мм.

3. АРАДО-234 с 2 и 4 реактивными газотурбинными двигателями БМВ-003. Самолет имеет многоцелевое назначение, использовался в качестве разведчика, бомбардировщика и, в некоторых случаях, истребителя. Скорость самолета до 850 км/час. Самолет вооружен двумя пушками калибра 20 мм и имеет 3 бомбы по 500 кг.

4. ХЕЙНКЕЛЬ-162 с реактивным газотурбинным двигателем БМВ-003. Самолет использовался в качестве истребителя. Скорость самолета до 900 - 950 км/час. Самолет вооружен двумя пушками калибра 20 мм или калибра 30 мм.

РЕАКТИВНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ 

1. РЕАКТИВНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЮМО-004 разрабатывался и изготовлялся в Германии фирмой Юнкерс, а также на заводах других фирм. Двигатель дает тягу от 900 до 950 кг. Этот двигатель имеет 8-ступенчатый осевой компрессор, газовую турбину и полный комплект пусковой и питающей аппаратуры, обеспечивающей автономную работу этого двигателя на самолете.

2. РЕАКТИВНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БМВ-003 принципиально схож с двигателем ЮМО-004 и отличается от последнего тем, что имеет 7-ступенчатый осевой компрессор (вместо 8-ступенчатого у ЮМО-004) и одну цилиндрическую камеру сгорания (вместо 6-секционной камеры сгорания у ЮМО-004). Двигатель БМВ-003 более компактен, имеет меньший вес и дает тягу до 800 кг.

3. РЕАКТИВНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ФИРМЫ ХЕЙНКЕЛЬ. Этот двигатель конструктивно значительно отличается от двигателей ЮМО-004 и БМВ-003 и имеет вместо многоступенчатого осевого компрессора 2-х ступенчатый центробежный компрессор. Двигатель Хейнкель развивает тягу до 520 кг.

4. ЖИДКОСТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВАЛЬТЕР развивает тягу у земли до 1200 кг. Двигатель Вальтер работает на перекиси водорода и перманганате натрия. Реактивный двигатель Вальтер установлен на истребителе-перехватчике МЕССЕРШМИДТ-163.

5. ЖИДКОСТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ФИРМЫ БМВ с тягой у земли 1200 кг. Этот двигатель является опытным и предназначался для использования в качестве ускорителя на самолетах с реактивными газотурбинными двигателями. Жидкостный реактивный двигатель БМВ не имеет электрического зажигания, так как в нем применяется изобретенное немцами самовоспламеняющееся топливо ТОНКА. Жидкость ТОНКА состоит из II различных компонентов. При соединении жидкости ТОНКА и азотной кислоты, применяющейся в качестве окислителя, происходит воспламенение жидкости с последующим процессом горения. Этот метод исключает возникновение взрывов, которые являются серьезными недостатками жидкостных реактивных двигателей, работающих на обычных топливах.

6. УСКОРИТЕЛЬ ДЛЯ ВЗЛЕТА САМОЛЕТОВ применялся немцами в Румынии на четырехмоторных гидросамолетах. Ускоритель дает тягу до 250 кг.

САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ

Самолет-снаряд, применявшийся немцами, известен под названием ФАУ-1. Впервые в Советском Союзе образец самолета-снаряда был получен от англичан в конце октября прошлого года. Этот самолет-снаряд был получен в некомплектом виде - не хватало деталей в автомате питания горючим двигателям, а также в системе автопилота и компаса. Впоследствии отдельные детали самолета-снаряда были получены нами из Германии.

Самолет-снаряд конструктивно представляет собой летательный аппарат, управляемый в полете автоматом-автопилотом. Направление полета самолета-снаряда выдерживается компасом-курсодежателем. Полет самолета-снаряда и разворот его на курс производится соответствующими приборами, установленными на самолете-снаряде: высотным корректором и задатчиком курса. Дальность полета самолета-снаряда выдеживается счетчиком пути.

РЕАКТИВНЫЕ СНАРЯДЫ

1. ФАУ-2, РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ, УПРАВЛЯЕМЫЙ С ЗЕМЛИ ПО РАДИО. Вес этого снаряда доходит до 125 тонн. Снаряд имеет сложнейшее радио-телемеханическое оборудование и жироскопы, которые управляют снарядом в полете. Направление полета снаряда осуществляется с земли, для чего имеются специальные стартовые устройства, оборудованные сложнейшими радио-телемеханическими и локационными установками. Реактивный снаряд V-2 приводится в движение жидкостным реактивным двигателем, развивающим тягу до 25 тыс.кг. В качестве топлива на этом двигателе применяется спирт, в качестве окислителя - жидкостный кислород. Дальность действия V-2 достигает 350 - 400 км.

2. ЗЕНИТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД "РЕЙНТОХТЕР". Предназначен для борьбы с самолетами-бомбардировщиками. Общий вес снаряда достигает 1000 кг, вес взрывчатого вещества - 150 кг. Снаряд приводится в движение жидкостным или пороховым реактивным двигателем. Снаряд управляется в полете по радио с земли, для чего имеет радио-телемеханическое оборудование.

3. ЗЕНИТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД "ЕНЦИАН". Предназначен для борьбы с самолетами. Снаряд приводится в движение жидкостным реактивным двигателем, работающем на перекиси водорода и перманганате. Снаряд управляется в полете по радио с земли.

4. ЗЕНИТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД "ТАЙФУН". Предназначен для борьбы с самолетами. Высота полета до 20 км. Приводится в движение жидкостным или пороховым двигателем. Снаряд управления по радио не имеет.

5. РЕАКТИВНАЯ ПЛАНИРУЮЩАЯ БОМБА HS-293 для поражения морских целей. Приводится в движение жидкостным реактивным двигателем. Управляется по радио с самолета. Вес взрывчатого вещества в этой бомбе 250 кг.

6. РЕАКТИВНАЯ ПЛАНИРУЮЩАЯ БОМБА HS-293 для поражения морских целей. Управляется по радио с самолета. Общий вес бомбы около 2 тонн. Вес взрывчатого вещества до 600 кг.

7. РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД "РЕЙНБОТТЕ". Снаряд предназначен для стрельбы на большую дистанцию на дальность до 180 км. Общий вес снаряда 1700 кг, вес взрывчатого вещества до 40 кг. Снаряд приводится в движение пороховым двигателем. Снаряд в полете не управляется.

8. РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД SC-500-RS. Предназначен для стрельбы с самолета по самолетам. Дальность действия до 1500 м. Вес взрывчатого вещества до 120 кг. Снаряд приводится в движение пороховым двигателем. Управления в полете не имеет.

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ РЕАКТИВНЫХ СНАРЯДОВ 

На реактивных снарядах V-2, "Рейнтохтер", "Рейнботте", "Енциан" и др. реактивных снарядах и бомбах, управляемых в полете, немцами применялись в широком масштабе радио и телемеханические приборы, которые устанавливались внутри этих реактивных снарядов для управления ими в полете.

Направление полета и прицельность этих снарядов обеспечивались с земли, для чего специальные стартовые устройства оборудовались радио-локационными установками.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОСВОЕНИЮ НЕМЕЦКОЙ РЕАКТИВНОЙ ТЕХНИКИ

Комиссия считает целесообразным в целях ускорения изучения и освоения немецкой реактивной техники организовать проведение этой работы в Наркоматах следующим образом:

1. НАРКОМАТУ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ поручить изучение и освоение видов немецкой реактивной техники: реактивных самолетов, реактивных газотурбинных двигателей, авиационных жидкостных реактивных двигателей и самолетов-снарядов.

Внутри Наркомата Авиационной Промышленности изучение материалов и образцов немецкой реактивной техники организовать следующим образом:

по научно-исследовательской экспериментальной работе

а) В НИИ-1 сосредоточить изучение и освоение немецких реактивных жидкостных двигателей типа Вальтер, БМВ и двигателей, служащих ускорителями для взлета самолетов; изучение топлив и окислителей, применяемых немцами в жидкостных реактивных двигателях - перекиси водорода, перманганата натрия и кальция, жидкости ТОНКА, жидкого кислорода и др.; изучение немецкого истребителя МЕССЕРШМИДТ-163 с жидкостным реактивным двигателем Вальтер; изучение всех научных трудов и материалов немецких научно-исследовательских организаций и опытных конструкторских бюро Германии в области жидкостных реактивных двигателей и самолетов с жидкостными реактивными двигателями;

б) в ЦАГИ сосредоточить изучение всех научно-исследовательских и экспериментальных материалов, полученных из немецких научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в области аэродинамики реактивных самолетов и реактивных двигателей;

в) в ЦИАМе сосредоточить изучение всех работ по реактивным газотурбинным двигателям ЮМО-004, БМВ-003, Хейнкель; изучение всех научно-исследовательских трудов и материалов по этим двигателям, полученных из DVL и конструкторских бюро -Юнкерса, Хейнкеля и БМВ;

г) в ВИАМе сосредоточить изучение материалов, применяемых в немецких авиационных газотурбинных и жидкостных реактивных двигателях, а так же реактивных самолетах;

д) в ЛИИ развернуть испытания и исследования в полете всех полученных образцов реактивных самолетов.

по конструированию и производству

а) заводу N 26, главный конструктор тов. Климов, директор тов. Баландин - поручить изучение и освоение (копирование) немецкого авиационного газотурбинного двигателя ЮМО-004 и его серийное производство;

б) заводу N 16, главный конструктор тов. Колосов, директор тов. Лукин - поручить изучение и освоение (копирование) немецкого авиационного газотурбинного двигателя БМВ-003 и его серийное производство;

в) заводу N 115, главный конструктор тов. Яковлев - поручить создание реактивного самолета-истребителя с использованием немецкого реактивного газотурбинного двигателя ЮМО-004;

г) заводу N 115, главный конструктор тов. Микоян - поручить создание двухмоторного истребителя с немецким газотурбинным двигателем БМВ-03;

д) заводу N 381, главный конструктор тов. Лавочкин - поручить создание реактивного самолета-истребителя с использованием немецкого реактивного газотурбинного двигателя ЮМО-004;

е) заводу N 51, главный конструктор тов. Челомей - поручить создание и доводку самолета-снаряда по типу немецкого самолета-снаряда ФАУ-1, применявшегося немцами против англичан.

Для руководства работами по реактивной технике в Наркомате Авиационной Промышленности создано специальное Главное Управление по реактивной технике, возглавляемое первым Заместителем Народного Комиссара. Комиссия считает необходимым существующую организационную схему сохранить.

2. НАРКОМАТУ БОЕПРИПАСОВ поручить изучение и освоение следующих видов немецкой реактивной техники:

управляемых и неуправляемых реактивных снарядов средней и большой дальности, зенитных реактивных снарядов, реактивных снарядов дальнего действия ФАУ-2, пороховых и жидкостных реактивных двигателей для реактивных снарядов.

Внутри Наркомата Боеприпасов изучение материалов и образцов немецкой реактивной техники организовать следующим образом:

а) создать в НКБ научно-исследовательский институт реактивной техники, в котором сосредоточить изучение всех вопросов, связанных с управляемыми и неуправляемыми реактивными снарядами и двигателями для реактивных снарядов;

б) создать научно-исследовательский институт - полигон по реактивным снарядам, в котором сосредоточить все материалы и оборудование, вывозимые из германского научно-исследовательского Центра реактивной техники Пеенемюнде;

в) организовать центральное конструкторское бюро по разработке реактивных снарядов средней и большой дальности до 100 км и зенитных реактивных снарядов с пороховыми реактивными двигателями;

г) организовать центральное конструкторское бюро по разработке управляемых по радио реактивных снарядов дальнего действия по типу немецкого реактивного снаряда V-2 и зенитных реактивных снарядов с жидкостными реактивными двигателями, а также жидкостных реактивных двигателей для реактивных снарядов;

д) организовать специальное конструкторское бюро по реактивным снарядам в Пеенемюнде на базе немецкого научно-исследовательского центра реактивной техники, использовав в этом конструкторском бюро всех имеющихся немецких специалистов в этой области;

е) для руководства и управления всеми работами по реактивной технике, создать в Наркомате Боеприпасов специальное Главное Управление по реактивной технике во главе с Заместителем Народного Комиссара.

В целях оказания помощи Наркомату Боеприпасов в комплектовании институтов и центральных конструкторских бюро НКБ Наркомавиапрому передать НКБ филиал НИИ-1 во главе со специалистами по реактивным пороховым снарядам - Победоносцевым, Тихонравовым, Соркиным, Бессоновым, Деллон, Чернышевым и др. и конструкторское бюро т. Душкина по жидкостным реактивным двигателям, а ГАУ КА передать НКБ инженера т. Шор.

3. НАРКОМАТУ ЭЛЕКТРОПРОМЫШЛЕННОСТИ поручить изучение и освоение следующих видов немецкой реактивной техники: радиолокационных станций обнаружения и опознавания, наземной аппаратурой направляющего луча, радиолокационных станций определения координат цели, пульта управления, радиопередатчика, шифрующего устройства, аппаратуры приема данных снарядов, телевизионной приемной аппаратуры, радиоприемника, селекторной аппаратуры, исполнительной телемеханики, аппаратуры, передающей положение снаряда, и аппаратуры самонаведения.

Внутри Наркомата Электропромышленности изучение материалов и образцов немецкой реактивной техники организовать следующим образом:

а) в НИИ-20 НКЭП сосредоточить изучение и освоение всех видов радиолокационного управления реактивными зенитными снарядами и снарядами дальнего действия ФАУ-2, создав для этой цели в НИИ-20 специальный отдел реактивной техники;

б) в НИИ-160 и в ВЭИ сосредоточить изучение и разработку всех вакуумных приборов в области реактивной техники, создав для этой цели в ВЭИ специальную лабораторию;

в) в НИИ-108 сосредоточить изучение и освоение телевизионных приборов и радиолокационных станций для определения точных координат реактивных снарядов;

г) для руководства работой по реактивной технике создать в Наркомате Электропромышленности специальный отдел по реактивной технике.

4. НАРКОМАТУ ВООРУЖЕНИЯ поручить изучение и освоение следующих видов немецкой реактивной техники: оптической аппаратуры наблюдения для всех видов управляемых по радио реактивных снарядов, оборудования стартовых площадок для зенитных реактивных снарядов и ФАУ-2, счетно-решающих приборов для наземных станций управления реактивными снарядами и радиолокационных станций точного определения координат цели.

Внутри Наркомата Вооружения изучение материалов и образцов немецкой реактивной техники организовать следующим образом:

а) создать в Наркомате Вооружения специальный научно-исследовательский институт по зенитной реактивной артиллерии;

б) сосредоточить изучение и разработку системы управления зенитными реактивными снарядами и ФАУ-2 в центральном артиллерийском конструкторском бюро под руководством тов. Грабина и в Морском артиллерийском центральном конструкторском бюро под руководством тов. Иванова;

в) создать в Наркомате Вооружения для руководства работой по реактивной технике специальный отдел по реактивной технике.

5. НАРКОМАТУ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ поручить изучение и освоение следующих видов немецкой реактивной техники: реактивных и гидрореактивных двигателей для катеров, газовых турбин для реактивных торпед, реактивных торпед, корабельного радио-телемеханического управления реактивным вооружением кораблей и береговых батарей - радиолокационных станций обнаружения и опознавания, аппаратуры направляющего луча и станций точного определения координат цели, станций точного определения расстояния от снарядов, решающих приборов, пультов управления аппаратуры синхронной передачи и приема данных снаряда, оборудования стартовых устройств, аппаратуры стабилизации, аппаратуры, передающей положение снаряда и аппаратуры самонаведения.

Внутри Наркомата Судостроительной Промышленности изучение материалов и образцов немецкой реактивной техники организовать следующим образом:

а) организовать в Наркомате Судостроительной Промышленности опытный завод и конструкторское бюро по изучению и освоению реактивных и гидрореактивных двигателей для катеров под руководством профессора Левкова и профессора Путилова;

б) сосредоточить изучение и освоение всех материалов и работ по газовым турбинам для реактивных торпед в ЦНИИ-45 и на заводе N 190 Наркомсудпрома;

в) сосредоточить изучение и разработку скоростных реактивных торпед с жидкостными реактивными двигателями в НИИ-400 в Наркомсудпрома;

г) сосредоточить изучение и освоение всей радио-телемеханической аппаратуры для управления реактивным вооружением кораблей и береговых батарей в НИИ-10 Наркомсудпрома;

д) для руководства работой по реактивной технике создать в техническом отделе Наркомата Судостроительной Промышленности сектор реактивной техники.

6. НАРКОМАТУ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ поручить изучение и освоение топлив и окислителей для жидкостных реактивных двигателей.

Внутри Наркомхимпрома эту работу организовать следующим образом:

а) сосредоточить изучение и освоение топлив и окислителей для жидкостных реактивных двигателей в опытном заводе М-3 Наркомхимпрома;

б) для руководства работой по реактивной технике создать в Наркомхимпроме специальный отдел химических продуктов для реактивной технике.

7. НАРКОМАТУ МИНОМЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ поручить изучение и освоение турбонасосов жидкостных реактивных двигателей для реактивных снарядов. Эту работу сосредоточить в ВИГМ Наркомминвооружения и проводить по техническому заданию Наркомата Боеприпасов.

8. Комиссия считает целесообразным поручить создание центрального полигона реактивной техники для отработки реактивных снарядов самолетов-снарядов Главному Артиллерийскому Управлению Красной Армии, с использованием этого полигона для работы всеми заинтересованными управлениями НКО и промышленными наркоматами.

Поручить ГАУ КА оборудовать центральный полигон реактивной техники радиолокаторными установками и специальными техническими средствами, позволяющими производить на этом полигоне научно-исследовательские и экспериментальные работы по реактивным снарядами самолетам-снарядам.

9. Обязать Наркомавиапром - т. Шахурина, Наркомбоеприпасов - т. Ванникова, Наркомсудпром - т. Носенко, Наркомвооружения - т. Устинова и Наркомэлектропром - т. Кабанова для подготовки специалистов по реактивной технике создать в своих высших учебных заведениях специальности по реактивной технике.

Представляем на Ваше рассмотрение проект постановления ГОКО о мероприятиях по изучению и освоению немецкой реактивной техники.

@ndy

Budoka
во вторую мировую были даже управляемые противокорабельные ракеты 😊

[edited by Budoka]

Эт я в курсе 😊 Помнится, где-то встречал упоминания о том, как парочке итальянских линкоров от таких ПКР, запущенных с самолетов, зверь писец приснился. Вроде, как раз HS-293, упомянутые ниже ErmiAk'ом. Вот только, хоть убей, не помню, с каких именно Flugzeug'ов их пускали.

GFO

Ну тогда вот еще ,как наши мучали ФАУ2 в Капустином яру. http://kapyar.km.ru/page.php?pg=222

[edited by GFO]

Budoka

нет, это были ruhrstrahl fritz x

Slv

@ndy

>Вот только, хоть убей, не помню, с каких именно
>Flugzeug'ов их пускали.

Грифы?

@ndy

GFO
Ну тогда вот еще ,как наши мучали ФАУ2 в Капустином яру. http://kapyar.km.ru/page.php?pg=222

[edited by GFO]

GFO, а что это за дрын такой на последних двух снимках (на том, что слева - около ракеты, а справа он сам по себе торчит)? На направляющую не похоже 😊 😊 Заправочная штанга, что ли? Больше ничего в голову не приходит.

@ndy

Slv
@ndy

>Вот только, хоть убей, не помню, с каких именно
>Flugzeug'ов их пускали.

Грифы?

Уж не "Штуки", наверное 😊 Там по-любому что-то тяжелое должно быть. В той статье, по-моему, было написано, что пускали с самолетов, которые окромя того еще и торпедоносцами работали. Хенкели, что ли (индекс не помню, склероз проклятый)?

GFO

Пуляли их с Не111. А дрын похож на запально-заправочную штангу. Или обеспечение зажигания или заправка

@ndy

Budoka
нет, это были ruhrstrahl fritz x

Was ist das? В докладе, что ErmiAk запостил, этого нету. Альтависта на слово ruhrstrahl выдает две совершенно неинформативные ссылки. Просвети, плиз.

GFO

Про фрица http://www.warbirdsresourcegroup.org/LRG/fritz.html Просто внимательно посмотри варбердов там все ракеты немцев есть.

[edited by GFO]

@ndy

2GFO: Thanks 😊

P.S. Рылся по Яндексу, искал инфу про Фрица, а нашел сайт wunderwaffe.narod.ru. ИМХО весьма интересный сайт по военной технике. Там, кстати, есть и ответы на некоторые "заявки", которые я писал в теме об "Итогах" (Airacobra, Me-262)

[edited by @ndy]

Budoka

а блин. вот что выходит когда пишешь об одном а думаешь (причем по немецки) совсем о другом.

ruhrstahl а не ruhrstrahl

Digger

Эхх еслибы ктонибудь смог найти какуюнибудь информацию по техническому стройству Ме-262 буду ОЧЕНЬ признателен
Только не принципеальную а конкретную как устроен схемы чертежи журналы.. хртя в инете такого нету наверно

GFO

Digger
Эхх еслибы ктонибудь смог найти какуюнибудь информацию по техническому стройству Ме-262 буду ОЧЕНЬ признателен
Только не принципеальную а конкретную как устроен схемы чертежи журналы.. хртя в инете такого нету наверно
http://www.strandlab.com/me262/ http://members.ozemail.com.au/~fiveds/ http://www.ww2.dk/ http://www.xs4all.nl/~rhorta/index.htm http://www.stormbirds.com/warbirds/history/history.html http://wunderwaffe.narod.ru/Drawings/Air_Drawings/ME262.GIF http://ww2planes.kiev.ua/me262.htm
Да мало ли чего есть. Это так на вскидку. Это вобще тема для отдельного разговора.

[edited by GFO]

Major Rod

Пущали их с Хенкелей, у Revel-а в каталоге есть даже моделька с подвешенными под консолями 2-мя ракетами (в масштабе 1:72)

@ndy

Уж не "Штуки", наверное 😊 Там по-любому что-то тяжелое должно быть. В той статье, по-моему, было написано, что пускали с самолетов, которые окромя того еще и торпедоносцами работали. Хенкели, что ли (индекс не помню, склероз проклятый)?

[edited by Major Rod]