Big Stick, Whiskey, Mighty Mo, Big J etc...

GFO

Линкоры типа 'Айова' называют самыми совершенными кораблями эпохи артиллерии и брони. Действительно, при их создании американским конструкторам и инженерам удалось достичь удивительно гармоничного сочетания всех основных боевых характеристик - вооружения, скорости хода и защиты. Фактически именно 'Айова' поставили точку в эволюции класса линейных кораблей, поскольку построенный позже британский Вэнгард изначально задумывался как компромисс между старым и новым - и никак не может считаться идеальным проектом.
К к сентябрю 1939 года - моменту начала войны в Европе - американцы были уверены, что строившиеся в Японии линкоры получат 16-дюймовые пушки и в целом не смогут превзойти их Северная Каролина. К тому же, в США на стапелях находилось пять кораблей, а в Стране восходящего солнца - лишь два. Перевес в традиционных линейных силах выглядел столь убедительно, что теперь Генеральный совет мог себе позволить немного поэкспериментировать. В частности, осуществить давнишнюю мечту - построить быстроходный линкор.
Вообще-то, желание американцев иметь в составе своего флота тяжелый артиллерийский корабль с высокой скоростью хода вполне понятно. Во-первых, японцы располагали прекрасными тяжелыми крейсерами, нейтрализовать которые было непросто. Во-вторых, существовали подозрения (кстати, впоследствии подтвердившиеся), что после капитальной модернизации скорость линейных крейсеров типа 'Конго' увеличилась с 27 до 30 узлов. Учитывая огромные просторы тихоокеанского театра военных действий и очень умеренный эскадренный ход основной массы линкоров (до 20 узлов), становится понятно: 'летучая эскадра' из быстроходных кораблей могла успешно решать различные боевые задачи без риска быть перехваченной.
Вариант постройки быстроходного (30 узлов) линкора рассматривался еще при проектировании Северная Каролина. Но тогда над конструкторами и кораблестроителями довлело требование международных соглашений, ограничивавшее стандартное водоизмещение корабля предельной величиной в 35 000 т. Для того, чтобы все характеристики новой боевой единицы флота гармонично сочетались друг с другом, этого было явно недостаточно, и во имя достижения высокой скорости неизбежно пришлось бы жертвовать или вооружением, или защитой. Именно поэтому Генеральный совет и отклонил проект быстроходного линкора. Однако в 1936 году Япония отказалась подписать документы второй Лондонской конференции, касающиеся ограничений размеров линейных кораблей. Это заставило остальных участников включить в соглашение статью 'скользящей шкалы' (escalator clause), предусматривающую возможность увеличения предела стандартного водоизмещения линкоров до 45 000 т. Хотя подписание протокола о вступлении этой статьи договора в силу ожидалось не ранее, чем через год, все ведущие морские державы приступили к предварительному проектированию 45 000-тонных кораблей загодя.
31 марта 1938 года США, Великобритания и Франция поставили друг друга в известность о намерении ввести в действие статью 'скользящей шкалы'. В июне представители этих стран подписали соответствующий протокол. Таким образом, в Лондонский договор вносились поправки: стандартное водоизмещение линейных кораблей теперь могло достигать 45 000 т, максимальный калибр артиллерии - 406 мм. Впрочем, Германия, Италия и Япония уже отказались соблюдать какие-либо ограничения, касающиеся их флотов, и подписание этого протокола практически не играло никакой роли. Некоторую пользу оно могло принести лишь американцам, поскольку давало дополнительный шанс 'пропихнуть' постройку новых линкоров через оппозиционный Конгресс.
Тем временем из Японии стала поступать информация о возможном заказе этой страной третьего и четвертого линкоров типа Ямато. Хотя разведка США предполагала, что водоизмещение этих кораблей составляет 46 000 т, а калибр артиллерии - 406 мм (в действительности - 62 315 т и 460 мм соответственно), все равно ожидавшееся усиление флота вероятного противника вызывало опасение. Поэтому Генеральный совет поручил Отделу проектирования (Design Division) параллельно с разработкой быстроходного линкора рассмотреть его тихоходный вариант - со скоростью хода 27 узлов, но с усиленным вооружением и защитой.
В апреле - июле три предэскизных проекта тихоходного линкора были представлены на рассмотрение. 9 июня адмирал Харт утвердил основные характеристики будущего корабля. Работы велись довольно быстро и были в основном закончены к январю 1939 года. Сразу же после этого начался выпуск рабочей документации (detail design), осуществлявшийся совместно с конструкторскими бюро верфей-строителей. В окончательном виде рабочий проект состоял из 8150 листов чертежей.
Решение о строительстве первых двух линкоров нового типа было одобрено Конгрессом 17 мая 1939 года. Контракт с подрядчиками - военно-морскими верфями в Нью-Йорке и Филадельфии- заключили 1 июля 1939 года. А 6 июля Конгресс утвердил план строительства второй пары однотипных линкоров, включив их в бюджет 1940 года. Заказ разместили на тех же верфях 12 июня 1940 года. В Европе уже полыхал пожар войны; сразу же после капитуляции Франции американский Конгресс принял новую кораблестроительную программу, предусматривающую создание мощного 'флота двух океанов' ('Two Ocean Navy Act'). Значительное место в ней занимали линкоры - им отводился суммарный тоннаж в 385 тыс. т. Поэтому 9 сентября последовал заказ еще на два корабля типа 'Айова' - ВВ-65 'Иллинойс' и ВВ-66 'Кентукки'.
Строительство линейных кораблей типа 'Айова' представляло собой необычайно сложную задачу, но американская промышленность довольно легко справилась с нею, лишний раз доказав, что она действительно сильнейшая в мире. Закладка головного ' состоялась 27 июня 1940 года, а 22 февраля 1943-го корабль вошел в строй - на полгода раньше контрактной даты.
Последней паре линкоров не повезло . В военно-морской сфере произошла смена приоритетов, и постройка линейных кораблей была вычеркнута из списка первоочередных задач.
Предложение о расконсервации и перевооружении всех четырех линкоров типа 'Айова' было одобрено Конгрессом США весной 1980 года. К тому времени 'холодная война' между СССР и странами Запада достигла апогея. Соединенные Штаты взяли курс на резкое усиление своего флота - поводом тому послужили быстрый рост советского ВМФ, а также 'интернациональная помощь народу Афганистана'. Пентагон выступал за постоянное военное присутствие в Индийском океане и увеличение боевого состава флота до 600 единиц. В частности, предлагалось в придачу к восьми авианосным ударным группам CBG (Carrier Battle Group) сформировать четыре боевые надводные группы SAG (Surface Action Group), в каждую должен был входить один модернизированный линкор, один ракетный крейсер типа Тикондерога и три ракетных эсминца. По замыслу, SAG могли проводить как самостоятельные операции, так и выполнять задачи во взаимодействии с CBG.
Несмотря на почти 40-летний возраст, линейные корабли реально эксплуатировались от 11 до 13,5 года, а остальное время находились в резерве. Это давало основание предполагать, что их физический износ меньше, чем у большинства боевых единиц флота США (в среднем срок службы кораблей американских ВМС в то время составлял около 15 лет). Отсюда делался вывод, что после модернизации 'Айова' смогут продержаться в строю примерно до 2005 года. Впрочем, как показало будущее, такой прогноз оказался чересчур оптимистичным.
'Второе рождение' линкоров в 1980-е годы - явление в истории кораблестроения беспрецедентное. При сохранении полного комплекта тяжелой артиллерии и брони 'Айова' получили стратегическое оружие - крылатые ракеты Томагавк, а также противокорабельные ракеты Гарпун, автоматизированные зенитные артиллерийские комплексы Вулкан MK.15, современное радиоэлектронное оборудование и средства РЭБ. Подобное сочетание старого и нового дало поразительный результат- линкоры, считавшиеся бесповоротно ушедшими в прошлое, в действительности оказались универсальными ударными кораблями, наиболее приспособленными для ведения современной морской войны. Произошедший в 1982 году Фолклендский кризис подтвердил это мнение: бывшей 'владычице морей' очень не хватало кораблей, аналогичных 'Айова'.
BB62 Нью Джерси 1943/1995
Использовался в тихоокеанском флоте США где выполнял функции сопровождения авианосных соединений, а также артиллерийской поддерки десанта. Списан в резерв 30 июня 1948 года.
21 ноября 1950 года возвращен в строй для принятия участи в конфликте с Кореей. Использовался в Атлантике, до списания 21 августа 1957 года.
После модернизации на верфях Филадельфии, принял участие в войне во Вьетнаме. Списан 17 декабря 1969 года. Вновь модернизированный крейсер участровал в военных действиях в Ливане в 1983-1984 годах. Отправлен в резерв 9 сентября 1991 года, а в 1999 году отбуксирован в военно-морской музей Camden.
BB11/BB63 Миссури 1944/1995
Использовался в тихоокеанском флоте США где выполнял функции сопровождения авианосных соединений, а также артиллерийской поддерки десанта. На борту этого корабля был подписан договор о капитуляции Японии. После войны использовался для обучения, а так же для дипломатических миссий.
10 мая 1986 года модернизирован и вновь поставлен в строй. Учавствовал в операции Буря в пустыне.
4 мая 1998 года передан в музей Перл Харбора.
BB9/BB64 Висконсин 1944/1995
Использовался на тихоокеанском флоте США где он выполнял функции сопровождения авианосных соединений, а также артиллерийской поддерки десанта. Списан 1 июля 1948 года.
Повторно введен встрой 3 марта 1951 года в связи с войной в Корее. Использовался как кодабль разведки и прикрытия. После столкновения с эсменцем Eaton получил серьезные повреждения носовой части корпуса и был отбуксирован для ремонта в Норфолк.
22 октября 1988 года после модернизации в Новом Орлеане, принимает участие в операции Буря в пустыне. Списан в запас 30 сентября 1991 года. 12 февраля 1998 года передан в Норфолк, где и находится по сей день. Сегодня этот крейсер служит музеем с возможностью посещения его широкой публики.
BB4/BB61 Айова 1943/1995
Некоторое время этот корабль использовался в Северной Атлантике, а в конце 1943 года на нем приезидент Рузвельт отправился в Касабланку. В последствии был передан тихоокеанскому флоту США где он выполнял функции сопровождения авианосных соединений, а также артиллерийской поддерки десанта. Списан 24 марта 1949 года.
24 августа 1951 года вновь вступил в строй. Широко использовался в войне с Кореей, как корабль артиллерийской поддержки. После войны передан атлантическому флоту США. Списан 25 февраля 1959 года.
28 апреля 1984 года, после основательной модернизации в Новом Орлеане 'Айова' вновь выходит на службу. Однако в середине апреля 1989 года, в результате взрыва порохового отсека серьезно пострадало центральное орудие корабля. Повреждения были частично устранены, однако 26 октября 1990 года корабль был окончательно списан и передан 12 января 1995 года на постоянную швартовку в Ньюпорт.
Параметры
Длина: 300 м
Ширина: 33 м
Водоизмещение: 50000 тонн
Запас хода: 15000 миль
Осадка: 10 м
Экипаж: 2800
Скорость: 33 узла
Вооружение
Орудия: 9 406 мм; 20 125 мм
Противо-корабельные комплексы: 4 Гарпун
Крылатые ракеты: 32 Томагавк
Зенитные установки: 4 Вулкан MK.15

Взято с http://ship.bsu.by/
Огроменный фотоархив здесь http://www.warships1.com/USbb61_Iowa_pics.htm

NOS

А какже японские Ямато и Мусаши? В смысле - самые совершенные? А если по части нанесенного противнику усчерба: Бисмарк, Шарнхорст, Нельсон? А по части надежной експлуатации в течении длительного времени - русский класс Гангут? (Марат, Парижская Коммуна и тд.) А если рассматривать проекты и начавшиеся строительства: голландский класс Х (проект). А по части возможности переоборудования - французский Ришелье и советский класс Советский Союз? (последние были переоборудованны - уже заложенние корпуса - в невтевозы: Балтийское море-23 и многоцелевой Советская Естония).
Это я так - цепляюсь...Ну их...
НОС

kaa

Ну вот! Только решил хлестанутся, а в свободном уже выложили 😊 http://guns.allzip.org/topic/15/003286.html
Да, там не знаю как насчет того что бы с палубы народ убегал при выстреле, но из т.н. "зарядной камеры" выбегают точно. Камера закрывается герметично. И весь расчет в берушах. 100% "Смерть врагу - п # ц расчету"

Ну продублирую пару симпатичнейших:


Вроде тоже Айова - в Персидском заливе, что характерно.

[edited by kaa]

Фельдфебель

NOS
А какже японские Ямато и Мусаши? В смысле - самые совершенные?


Это наверное из-за крылатых ракет...
😛

GFO

Фельдфебель


Это наверное из-за крылатых ракет...
😛

Нет. Просто пару цифр для примера
Ямато -класс

Длина: 256 м
Высота: 36 м
Водоизмещение: 71700 тонн
Запас хода: 12800 миль
Осадка: 10 м
Экипаж: 2500
Скорость: 27 узлов
Орудия: 9 457 мм; 12 155 мм; 12 127 мм

Бисмарк - класс

Длина: 251 м
Ширина: 36 м
Водоизмещение: 50300 тонн
Осадка: 10 м
Скорость: 30 узлов
Орудия: 8 380 мм; 12 150 мм
Торпедные аппараты: 8
Зенитные установки: 16 105 мм; 16 37 мм; 12 20 мм автоматов
Самолеты: 6 гидро

Нельсон - класс

Длина: 216 м
Высота: 32 м
Водоизмещение: 38000 тонн
Осадка: 9 м
Скорость: 23 узла
Орудия: 9 406-мм; 12 152-мм
Зенитные установки: 6 120-мм

Петропавловск - класс

Водоизмещение: 25850 тонн
Запас хода: 3000 миль
Экипаж: 1220
Скорость: 24,6 узлов
Орудия: 12 305 мм; 16 130 мм
Торпедные аппараты: 4

[edited by GFO]

Strelok13

Э... наступили на мою тему... Хорошие корабли, но отношение к ним как к "лучшим линкорам" должно быть взвешенным. Если рассматривать линкоры второй мировой, то несомненно вырождение класса, как раз эпоха перехода главной роли к авианосцам.

Лидерство "Ямато" - бесспорно, это единственные линкоры которые строили не "такого размера какой можно, или на какой решились", а того который нужен - вот и получилось чтобы впихнуть современные пушки, адекватную защиту, большую скорость и всё-всё-всё нужно до 72000т.
Американские линкоры типа "Айова" - великолепная реализация заведомо ложной концепции.

Я объясню, почему. Да, у них безупречные пушки ГК, лучшее в мире американское зенитное вооружение, чудовищной мощности машинная установка, но... НЕАДЕКВАТНАЯ система бронирования. Схема - "американская" цитадель, "всё или ничего" - как на всех американских сверхдредноутах начиная с "Аризоны", подобная была на "Ямато" или (с нюансами) на "Нельсоне". Но по характеристикам цитадель "Айовы" - ШАГ НАЗАД по сравнению с "Вашингтонами" или "Индианами" - те самые 330мм главного пояса стояли на последних с отрицательным углом 17-19 градусов, что при средних и больших дистанциях давало 400-с лишним мм бортовой брони. У "Ямато" так стояла 406мм броня - эффективная около 500. На "Айове" пояс - ВЕРТИКАЛЬНЫЙ!!!

Причина - в невозможности разместить страшную машинную установку - лень копаться, но около 240000л.с.- в стеснённом пространстве цитадели с наклонными стенками, ширину тоже нельзе было увеличивать безразмерно. Таким образом "Айова" уступает по защите не то что "Ямато", но и "Ришелье", "Литторио" или "Кинг Георг V".

Зато до 35узлов скорости. Решение выглядит оправданным если помнить, против кого создавались эти корабли - американцев смущало, что и "Вашингтоны" (27уз) и "Индианы"(28-29) могут не догнать японские линейные крейсера типа "Конго"(после модернизации - свыше 30-ти узлов). Глупость - создавать гиганты по 55000т. против стареньких кораблей, с "до Ютландским" бронированием. Да, 8X356мм "Конго", "Харуны", "Киришимы" и "Хиэя" не были особо опасны для "Айовы", "Нью-Джерси", "Мериленда", "Висконсина", "Кентуки" и "Иллинойса" (последние два - за ненадобностью не достроили). В дневном бою с современными линкорами, эти корабли - фактически последние в мире линейные крейсера, а не линкоры - могли рассчитывать только на великолепную артиллерию, то есть на вероятность быстро нанести противнику повреждения резко снижающие его боеспособность.
Корпуса их, кстати говоря, тоже не подарок - узкие и длинные, с вытянутыми узкими же носами, которые были очень хороши для скорости, но никак не добавляли мореходности и с почти транцевой кормой - как следствие отвратительная управляемость на заднем ходу.
Так что очень специфические корабли, и хотя их достоинства - ПВО в первую очередь - в отсутствии артиллерийских боёв и оказались важнее недостатков, называть их безоглядно "Лучшими в мире" - не стоит.

[edited by Strelok13]