Отечественные "ганшипы"

Slv

Соберем информацию?

Для затравки - вот статейка из НВО.

«начало цитаты»

ТОЧЕЧНЫЕ ЗАЧИСТКИ С ВОЗДУХА

Их способен обеспечить вертолет Ми-8, оборудованный подфюзеляжной огневой установкой "Беркут-М26"

Игорь Коротченко

ГРУППИРОВКА федеральных войск в Чечне продолжает нести потери в ходе организованного сопротивления ичкерийских сепаратистов. На протяжении 1999-2003 гг. боевикам удалось уничтожить несколько десятков боевых и транспортных вертолетов. Всем памятна трагедия с Ми-26, сбитым на подлете к Ханкале. Тогда погибли свыше 100 российских военнослужащих. Тяжелые потери 2002 г. заставили кардинальным образом изменить систему организации воздушных перевозок и принять меры по оснащению вертолетной техники средствами защиты, в том числе - от ПЗРК. Однако, как признал недавно заместитель главнокомандующего Внутренними войсками по авиации генерал-майор Юрий Пыльнев, тепловые ловушки и экранно-выхлопные устройства не позволяют обеспечить гарантированную защиту вертолетной техники от пусков ракет. Добавим, что винтокрылые машины, особенно Ми-8, по-прежнему крайне уязвимы и от огня стрелкового оружия, ведущегося с земли.
Ожидается, что после выборов президента и парламента в Чеченской Республике за дальнейший ход антитеррористической операции вместо ФСБ будет отвечать Министерство внутренних дел России. В этой связи представляется актуальным рассмотреть вопрос о том, в какой степени авиационная группировка Внутренних войск МВД РФ готова к выполнению боевых задач в Чечне.
Авиационные подразделения, оснащенные транспортными Ми-8Т, впервые были введены в штаты ВВ в начале 1970-х гг. Вертолеты данного типа могли нести на боковых фермах по четыре блока 57-мм НУРС "С-5" или четыре бомбы калибром до 250 кг. Однако в то время боевое применение такого мощного оружия внутри страны действующими нормативными документами не предусматривалось. Поэтому боевая подвеска с вертолетов демонтировалась, экипажи к применению оружия не готовились.
В начале 1980-х гг. в ВВ были сформированы штатные подразделения специального назначения, в программах боевой подготовки которых планировалось обучение личного состава совместным с вертолетами действиям по поиску и обезвреживанию вооруженных преступных групп. Однако использование транспортных вертолетов без боевой подвески давало подразделениям спецназа преимущество только в маневре силами. При этом машины с десантом подвергались опасности поражения огнем с земли. Организованные преступные группировки имели такое же автоматическое оружие, как и спецназ ВВ. Требовалось обеспечить огневое превосходство над ними. Это можно было сделать путем использования на вертолетах самого мощного из всех систем отечественного стрелкового оружия - 14,5-мм крупнокалиберного пулемета Владимирова танкового (КПВТ), способного с большой точностью уничтожать малоразмерные цели на значительном расстоянии. Однако размещение в грузовой кабине транспортного вертолета Ми-8 двухметрового тела КПВТ массой 52,2 кг и энергией отдачи при стрельбе в 156 кГм работы привело бы к разрушению узлов его крепления и повреждению стен самой грузовой кабины.
Требуемое решение было найдено группой рационализаторов из отдельной мотострелковой дивизии ВВ им. Дзержинского во главе с Евгением Мальцевым, Николаем Хорунжим и Владимиром Селихановичем, которые своими силами разработали и изготовили в 1984 г. съемную подфюзеляжную телескопическую огневую установку кругового обстрела "Беркут". Первый образец был поднят в воздух в апреле 1985 г. А 27 ноября 1985 г. авиационным специалистам силовых структур был представлен для осмотра вертолет с огневой установкой "Беркут", оснащенной двумя штатными съемными гондолами, каждая с одним 12,7-мм пулеметом ЯкБ, использующим двухпульные патроны, и двумя 7,62-мм пулеметами ГШГ, способными из своих шести 4-ствольных скорострельных пулеметов выпускать до 32 тыс. пуль в минуту (до 533 пуль в одну секунду). Они могут поражать ракеты ПЗРК, подлетающие к вертолету - носителю "Беркута" с любой стороны его нижней полусферы.
В начале 1989 г. "Беркут" прошел полномасштабные летные огневые испытания в 344-м Центре боевого применения армейской авиации. Они показали, что всего за три часа установка может быть смонтирована на любом транспортном вертолете типа Ми-8 без изменения его конструкции. В результате вертолет превращается в летающую огневую точку, способную активно противодействовать зенитному стрелковому огню противника и атаковать сверхмалые воздушные, наземные и надводные цели во всей нижней полусфере независимо от положения борта в полете, чего не может сделать ни один из образцов отечественных и зарубежных вертолетов без изменения курса, высоты, углов пикирования и кабрирования.
Примененный в "Беркуте" пулемет КПВТ с дневным 12-кратным прицелом способен поражать цели на дистанциях до 4 км, в том числе вертикально вниз без образования рикошетов пуль, что исключает случайное поражение посторонних лиц, находящихся даже вблизи обстреливаемых позиций. В ходе испытаний было подтверждено, что установка не влияет на пилотажные качества вертолета, поэтому дополнительной летной подготовки экипажам не требуется. Безотказность работы "Беркута" в полете достигается за счет применения на ней штатных узлов и механизмов, серийно выпускаемых промышленностью для бронетанковой техники. Надежность работы обеспечивается предельной жесткостью ее стальной конструкции и простотой эксплуатации. В полете есть возможность заменить основной пулемет на запасной.
По результатам испытаний тогдашний генеральный конструктор "ОКБ имени Миля" Марат Тищенко предлагал Главному штабу ВВС изготовить в течение четырех лет более мощный пушечный вариант установки. Однако это предложение не получило дальнейшего развития.
Вспомнили о "Беркуте" только через шесть лет в связи с гибелью в апреле 1995 г. пограничников 12-й заставы Московского погранотряда в Таджикистане. Российские вертолеты не смогли тогда оказать непосредственную огневую поддержку пограничникам, находившимся в огневом контакте с окружившими их бандитами на предельно коротких дистанциях, из-за реальной опасности поражения оставшегося в живых личного состава заставы. Такую снайперскую работу мог выполнять только "Беркут". После длительной переписки ВВС были вынуждены пойти на создание опытного образца "Беркут-М26". Установку изготовили в июне 1996 г. на московском заводе "Маяк". Однако после подписания Хасавюртовских соглашений финансирование работ было приостановлено.
Еще раз вспомнили о "Беркуте-М26" в ходе второй чеченской войны, когда ичкерийские сепаратисты перешли на методы ведения партизанской войны мелкими группами. Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин 29 марта 2000 г. лично ознакомился с "Беркутом" на земле, в ходе показательных полетов, и дал высокую оценку проекту. К сожалению, руководители МВД, ФСБ и ФПС, которым Генеральный штаб предложил прислать своих представителей на оценочные полеты вертолета Ми-8МТ с "Беркут-М26" и обсудить вопрос о дальнейшей судьбе установки, на это приглашение никак не отреагировали. Точно так же, как не ответили они в 1997 г. на запрос комитета Госдумы по обороне о возможности использования "Беркута" в подчиненных им войсках, хотя тогдашний командующий авиацией Сухопутных войск генерал-полковник Виталий Павлов отметил высокие боевые характеристики установки "Беркут-М26" и рекомендовал ее внедрение. По его мнению, "установка проста в изготовлении и эксплуатации, обладает высокой боевой мощью. Удачная конструкция и выбор оружия делают возможным ее применение в населенных пунктах, что особенно важно, без нанесения ущерба гражданскому населению. Это позволяет использовать "Беркут" для поиска и уничтожения террористических, диверсионных и преступных групп. При высадке спецподразделений и групп захвата с режима висения данная установка сможет обеспечить огневое прикрытие и поддержку. "Беркут" также можно эффективно использовать для патрульных функций и защиты прибрежных экономических зон и государственной границы".
14 апреля 2000 г. вышла еще одна директива Генштаба, предписывающая направить "Беркут-М26" для боевой работы в Чечню. Однако Московский вертолетный завод не дал допуск машине к полетам в боевых условиях, сославшись на действующие нормативные документы. Нужны были деньги для еще одного цикла испытаний. Генеральный штаб ждал, кто из руководителей МВД, ФСБ и ФПС согласится принять участие в финансировании завершающих работ. Но тщетно. После годичного ожидания работы по "Беркуту-М26" за счет Минобороны были прекращены, так как ВВС сообщили об отсутствии потребности в этой установке, поскольку она изначально разрабатывалась для внутренних войск и предназначена для антипартизанских и полицейских мероприятий.
В настоящее время МВД России имеет возможность довести разработку установки "Беркут-М26" до конца, являясь при этом собственником конструкторской документации и опытных образцов. Серийный выпуск может быть освоен на одном из опытно-экспериментальных заводах Министерства внутренних дел, так как установка "Беркут" представляет собой многофункциональную подфюзеляжную кабину.

Фото: установка "Беркут"

«конец цитаты»

[edited by Slv]

Slv

Кроме того, насколько мне известно, во время советско-китайского конфликта (Даманский) с нашей стороны применялись кустарные устройства - туча ППШ, закрепленных в бомболюке Ил-28 под некоторым углом. А-ля немецкие "шраге мьюзик". То же - с НУРСами.

И еще. В статье упоминаются двухпульные патроны для ЯкБ - примечательный факт 😊.

DENI

Ну если забираться вообще в историю, то впервые в 1941 году у нас сделали первый ганшип: в бомболюке Ту-2 крепилось 88 автоматов ППШ. Испытания самолет и установка прошли, но в серию не приняты из-за малого времени работы автоматов и трудности перезарядки. На Ил-28 ничего подобного не применялось. Единственное, что на Ил-28 было реально сделано и в 80-х эти самолеты переоборудовали (опять же для Афганистана, но не применили там, из-за небронированной кабины) так это 12 пилонов для блоков НУР УБ-16, хотя в частях на ближние 4 вешали и УБ-32.