Очумелые ручки:переделка патронов в полевых условиях

Student

Приветствую. Сядьте поудобнее в кресло, поставьте рядом стакан, и медленно читайте. Я такого не видел до прочтения этой статьи в "Оружии". Короче говря, приступим:


В одной из недавних статей нашего журнала (?4'2000) был кратко упомянут настоящий шедевр народной конструкторской мысли времен Великой Отечественной войны - партизанский ручной пресс для механической переделки трофейных патронов под советское оружие. Разумеется, тут же захотелось посмотреть на это чудо техники "живьем". Мы нашли его в Центральном музее Вооруженных сил, в одном из просторных залов, внутри внушительного макета бревенчатой штабной землянки, на невысоком симпатичном пеньке. Аннотация гласила: "Винтовой ручной пресс ВП-1 конструкции О.А.Забегина, А.П.Гришина и С.П.Поташника". Надпись на фабричном шильдике пресса была еще более сухой: "Станкостроительное производство. Завод имени Киркиж. ВП 1. ? 87. Год 1943." Другой информации об уникальном образце "станкостроительного производства" тогда найти не удалось.
Но потом совершенно неожиданно в редакцию "Оружия" попала фотокопия любопытного документа - докладной записки заместителя начальника Центрального штаба партизанского движения полковника Наумова от 3 февраля 1944 г. Сохранив стилистику и орфографию оригинала, приведем выдержку из нее:

По идее, высказанной Начальником Центрального штаба партизанского движения тов. ПОНОМАРЕНКО П.К. - об использовании трофейных боеприпасов для стрельбы из отечественного оружия, - Центральный штаб партизанского движения и ОКБ- (вместо номера или названия - пробел, видимо, по цензурным соображениям. - Ред.) разработали и сконструировали прибор, на котором можно производить полную переработку винтовочных и пистолетных патронов с использованием всех элементов трофейных патронов под отечественное оружие.
После всестороннего испытания указанного прибора была изготовлена партия в количестве 175 приборов* направлено в тыл противника в партизанские отряды и по сведениям, полученным от командиров партизанских отрядов, Центральному штабу известно, что эти приборы нашли свое практическое применение...
Из отрядов тов. КОЗЛОВА имеется телеграмма, из которой видно, что его отрядами в июне-августе месяцах 1943 года переработано немецких 9 мм. патронов ТТ под калибр 7,62 мм. пистолета-пулемета ППШ - 300.000 шт., винтовочных 7,92 мм. под калибр 7,62 мм. винтовки обр. 1891/30 г.г. - 120.000 шт.

А чуть позже удалось найти и более полную информацию о "партизанских приборах". Из архивов предприятия В-2725 и НИИ технологии машиностроения "выплыла" часть материала под названием "Изыскание метода использования трофейных винтовочных и пистолетных патронов для стрельбы из отечественного оружия, в условиях партизанских отрядов, разработка 1942-43 гг.". Начальником ОКБ был тот самый Забегин, один из авторов прибора, правда, с другими инициалами - А.И. Но так или иначе, завеса таинственности приоткрылась. И теперь предлагаем вашему вниманию краткое описание этого уникального проекта, поистине не имеющего аналогов в истории войн и партизанских движений.

Приняв всенародный характер буквально с первых дней войны, партизанское движение бурно росло, все увереннее переходя от стихийности первых месяцев к твердой воинской дисциплине и даже признакам "регулярности". 30 мая 1 942 г. для четкого стратегического и оперативного руководства, а также централизованной координации боевых действий партизанских формирований решением ГКО при Ставке Верховного Главнокомандующего создается Центральный штаб Партизанского движения (ЦШПД). Возглавляет его первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко.
Особое внимание ЦШПД, естественно, уделял бесперебойному снабжению партизанских отрядов оружием и боепитанием к нему. Основные проблемы возникали именно с "питанием". Тысячи телеграмм шли в ЦШПД с требованиями обеспечить отряды 7,62-мм штатными пистолетными и винтовочно-пулеметными патронами; говорилось, что, ввиду их малых запасов, боевые операции партизан не могли достигнуть должного размаха.
В то же время ЦШПД имел информацию об огромных количествах захваченных партизанами немецких патронов - как пистолетных, так и винтовочных. И вот с подачи лично П.К.Пономаренко родилась идея об их использовании для стрельбы из стандартных образцов советского стрелкового оружия. Первоначально занявшиеся по заказу ЦШПД реализацией этой смелой почти до абсурда идеи (уж больно разительно отличались по конструкции, калибру, размерам и
способу фиксации в патроннике наши и немецкие боеприпасы) специалисты экспериментировали с переснаряжением стреляных отечественных гильз, используя элементы немецких патронов частично - капсюли, порох и обжатые до нужного калибра пули. Естественно, трудоемкость такого процесса оказалась слишком высокой, эффективность - малой, технология - сложной, тем более, что все эти работы предполагалось вести силами самих партизан - в ремонтных оружейных мастерских со скудной технической базой, зачастую в условиях почти боевых.
Ситуация оставалась крайне тяжелой, пока по собственному почину в дело не включилось то самое ОКБ, номер которого так и не удалось установить - во всех документах он весьма аккуратно удален. Результатом работы коллектива в составе начальника ОКБ Забегина А.И., главного инженера Поташника С.И., начальника опытного цеха Гришина А.П. и технолога Безыменского М.Я. стал знакомый нам пресс ВП-1 - портативное переносное приспособление для простой переработки с полным использованием всех элементов - гильз, пуль, пороховых зарядов и капсюлей - германских штатных пистолетных патронов Pist.Patr.08 (9x19 мм "парабеллум") и винтовочно-пулеметных (7,92x57 мм "маузер") для отечественных пистолетов и пистолетов-пулеметов под патрон 7,62x25 мм ТТ, винтовок и пулеметов под патрон 7,62х54Р мм. Вот его краткое описание.
Приспособление представляет собой простейший цельнометаллический винтовой прессик с трехзаходным "червяком", развивающим усилие 300-350 кг, весящий всего 23 кг, со специальными вырезами в станине для переноски его одним человеком. Пресс с комплектом инструмента к нему рассчитан на переработку от 600.000 до 1.200.000 штук изделий.
Набор рабочего инструмента состоит из матриц и пуансонов, поочередно зажимаемых в ползун и подставку пресса.
Работа на таком приспособлении проста и легко выполняется даже одним рабочим, а бригада в 5 - 6 человек за 8 часов может переработать от 4 до 6 тысяч штук изделий. Процесс не требует специального обучения - достаточно внимательно ознакомиться с прилагаемым наставлением.

ПЕРЕРАБОТКА ВИНТОВОЧНЫХ ПАТРОНОВ
Не надо быть магистром оружейных наук, чтобы с первого взгляда понять: переделать трофейный патрон под наше оружие, мягко говоря, трудно.
Во-первых, немецкий боеприпас несколько длиннее и "изящнее" отечественного, если взять, с одной стороны, единый германский винтовочно-пулеметный патрон 7,92x57 мм с тяжелой остроконечной пулей sS (введенной в конце Первой мировой войны) массой 12,8 г со свинцовым сердечником или 11,4-граммовой пулей SmE со стальным сердечником (а также целым рядом других "специальных" пуль - легкой S, бронебойных SmK и SmKH, бронебойно-трассирующей SmK L'Spur, бронебойно-зажигательной PmK, пристрелочной В, особо легких IS и IS'Spur, все, кстати, с различной массой и конструктивным строением), а с другой стороны - советский "7,62-мм винтовочный патрон обр. 1908 г." также с остроконечной легкой (9,6 г) пулей Л со свинцовым сердечником и стальной, плакированной томпаком, оболочкой, или же с тяжелой дальнобойной пулей Д образца 1930г.
Во-вторых, что самое главное - немецкая гильза начисто лишена закраины! Ведь оригинальной чертой нашего "трехлинейного" патрона всегда был легендарный фланец (в рассматриваемых документах он именуется "шляпкой") - с его помощью патрон при досылании, упираясь в срез ствола выступающей закраиной, надежно фиксировался для производства выстрела в патроннике оружия отечественного производства - винтовок обр. 1 891 /30гг., карабинов обр. 1938г., автоматических и самозарядных винтовок Симонова АВС-36 и Токарева СВТ-38, -40, АВТ-40, ручных пулеметов Дегтярева ДП-27 и их танковых вариантов ДТ-29, станковых "Максимов" обр. 1910 г. и более поздних "Горюновых" СГ-43 обр. 1943 г. О создании же на гильзах трофейных "маузеровских" патронов закраины нечего было и думать.
Каким же образом в таком случае шла переделка боеприпасов на "приборе" ВП-1? Информации немного. Известно, что технологический процесс состоял из пяти этапов: разрядка патронов; переобжим гильзы; откуска гильзы; калибровка пули; сборка переработанных элементов в патрон.
С первым пунктом все более или менее ясно - вручную или со специальным инструментом патрон разбирался, пуля отделялась от гильзы, порох высыпался. После этого гильза последовательно обжималась в прессе (с использованием соответствующих матриц из набора) до конфигурации верхней части, характерной для отечественной гильзы. Скат гильзы - переходная часть от дульца к корпусу - удлинялся и опускался почти на 6 мм, после чего излишняя длина полученного дульца отпиливалась ("откусывалась"). Следующей операцией (с помощью других матриц) был обжим пули до нужного калибра (новый диаметр - 7,87 мм), и завершалось все сборкой полученных частей в единый патрон (включая немецкий порох).
"Винтовочные патроны, переработанные таким методом, на широких заводских и полигонных испытаниях показали безотказную работу на различных образцах стрелкового оружия отечественного производства" - говорилось в отчете. Вот и все, что нам сегодня известно. Однако как именно работали такие "переделки" в советском автоматическом оружии - самозарядных и автоматических винтовках и пулеметах? Фиксировались они в патронниках теперь скатом гильзы, но как выбрасывались стреляные гильзы? Мог ли выбрасыватель, рассчитанный на нашу закраину, захватывать кольцевую проточку новой гильзы? Как производилось извлечение таких патронов из матерчатых или металлических лент затворами станковых пулеметов? И наконец, как производился обжим трассирующих пуль? И все ли типы немецких пуль вообще могли быть переработаны?
Скорее всего, ответа на большинство этих вопросов мы теперь уже не получим...
ПЕРЕРАБОТКА ПИСТОЛЕТНЫХ ПАТРОНОВ
В целом, ход переделки трофейных пистолетных патронов во многом напоминал операции с винтовочными, хотя здесь были свои нюансы. Первый этап процесса остался тем же - разрядка патрона. Следующий шаг - переобжим гильзы. Что сразу бросалось в глаза при сравнении патронов 9x1 9 "пара" и 7,62x25 ТТ - так это весьма облегчающая переработку (с одной стороны) почти полная идентичность размеров донной части гильз. Это и не удивительно, ведь оба они имели общего, хотя и довольно дальнего, предка - 7,65-мм патрон к пистолету системы Борхардта обр. 1893 г., позднее получивший развитие в виде патронов с гильзами бутылочной формы и пулями со сферической головной частью - 7,65x22 мм "парабеллум" и 7,63x25 мм "маузер".
В 1904 г. в Германии появляется новая модификация патрона типа "парабеллум" с укороченной латунной, длиной 19 мм, гильзой цилиндрической формы с малым углом конусности и 9-мм пулей "К" массой 8,04 г с цилиндро-конической затупленной головной частью, имевшей свинцовый сердечник с плакированной мельхиором стальной оболочкой. В 1915- 17 гг. пуля "К" заменяется пулей "О", весом 8 г ожи-вальной формы со стальной, плакированной томпаком, оболочкой. Именно в таком виде патрон "парабеллум" и нашел применение в стрелковом оружии германской армии периода Второй мировой войны.
Что касается нашего "7,62-мм пистолетного патрона обр. 1930 г.", то он своим рождением обязан "маузеровскому" патрону 7,63x25 мм, от которого отличался всего лишь чуть более широкой проточкой на гильзе и увеличенным диаметром капсюля. Пуля патрона 7/62x25 ТТ - обыкновенная, массой 5/52 г/ со свинцовым сердечником и оболочкой из стали/ плакированной томпаком.
Форма латунной гильзы повторяла ранние - в виде "бутылки".
Вот тут-то и крылась главная трудность, заставлявшая серьезно сомневаться в успехе окончательной переделки - снова кардинальное различие способа фиксации в патроннике: особенностью конструкции казенной части ствола 9-мм германских пистолетов и пистолетов-пулеметов был особый кольцевой упор
в патроннике, в который и упирался краем гильзы патрон при досылании в ствол. У отечественного же оружия патрон фиксировался скатом гильзы. Мало того/ ввиду меньшей по сравнению с нашей почти на 6 мм длины трофейной гильзы создание опорного ската на ней применительно к патронникам пистолетов ТТ
обр. 1933 г. и наиболее распространенных у партизан пистолетов-пулеметов Дегтярева ППД-34, -34/38, -40, Шпагина ППШ-41, Судаева П ПС-42 и -43, представлялось абсолютно невозможным в конструктивном плане.
Выход был найден в отличном (от всех существующих моделей) и весьма оригинальном способе достижения правильного
положения переработанного патрона в патроннике - за счет образования опорного ската... на самой пуле (цилиндрическую гильзу при этом для прочного удержания пули также пришлось обжать до бутылочной формы). Таким образом, определился третий этап процесса - калибровка пули (с 9 до 7,65 мм) и высадка ее опорного ската, одновременно служившего "ведущим пояском, обеспечивающим форсирование пули при прохождении через канал ствола оружия, создавая нормальные условия выстрела" (!?). После чего производилась завершающая сборка переработанных элементов в единое целое.
И опять, согласно отчету, "проведенные заводские и полигонные испытания... показали высокие боевые качества патронов и нормальную работу оружия". И опять возникает масса вопросов. Каковы баллистические характеристики этих удивительных, сильно обжатых и заметно вытянутых (с 14,5 до 17,9 мм) пуль совершенно фантастической формы с явно выраженной "юбкой"? Какова их начальная скорость? Насколько высока кучность боя? Прицельная дальность стрельбы? Какие именно пули германских патронов подвергались переделке - 8-граммовые со свинцовым сердечником или же более легкие, весом 6,5 г, пули 08тЕ со стальным сердечником, введенные в феврале 1941 г., либо пули 08SE образца 1942 г. массой 5,8 г из спеченного порошкового металла? Какие брались гильзы - латунные или более поздние стальные? Все ли они могли быть переработаны "партизанским прессом" - и не просто переработаны, а так, чтобы полностью исключить задержки при автоматической стрельбе и случаи невыбрасывания стреляных гильз?
Видимо, сегодня и эти вопросы останутся риторическими...
P.S. Спустя десятки лет после окончания войны история с германо-советской переделкой пистолетных патронов получила неожиданное продолжение. Теперь уже в "мирных целях" и с точностью "до наоборот". Для стрельбы из немецкого оружия калибра 9 мм были приспособлены наши "тэтэшные" патроны! Правда, на этот раз речь идет не о боевых, а холостых боеприпасах. Стандартные "киношные" холостые патроны ТТ длиной 34 мм с удлиненным дульцем гильзы, обжатым "в звезду", укорачивались до 29 мм (по общей длине боевого патрона "парабеллум") и, получив неофициальное наименование "юрюзань" и влившись в массовое серийное производство, весьма успешно и почти безотказно применялись, применяются и будут применяться еще очень долго для ведения холостой стрельбы из немецкого оружия военной поры - пистолетов системы Борхардта-Люгера Р.08 и Вальтера Р.38 или повсеместно известных ныне пистолетов-пулеметов МР 38/40. Такая вот история.



Student

Последние рисунки-схемы, думаю, понятны. Справа на обоих виден конечный результат переделки.

Strelok13

Статья знакомая, пресс вроде даже в музее видел, но по мне так всё это явный бред.

1. Если есть возможность захватить патроны, можно предположить возможность захватить и оружие под них.
2. Я лучще возьму ОДИН нормальный патрон к Трёхлинейке, чем три таких, ну не верю я в эти самоделки.
3. Про пистолетный вообще молчу, понятно что он может и сработает, но постоянно такими стрелять вредно для оружия и шансы на попадание представляются небольшими.
4. И был у партизан досуг этим заниматься?

Один очень умный человек, когда я ему эту статью показал, ответил в том духе что многие люди в годы войны готовы заниматься странными вещами, только бы не идти на фронт. Главное доказать начальству что это очень нужные и полезные вещи. Кто-то прессы делает и отправляет партизанам, кто-то уже которую тысячу патронов переобжал, он тоже очень занят, его нельзя посылать минировать мост! Так и живут, и всем вроде хорошо.

VVL

Strelok!

Больно уж всё категорично.
Многие решения и с войной и без неё, мне каца, находятся через ошибки. Это только задним умом мы все крепки! И всё про всё знаем: и как должно быть, а уж как не должно быть... особенно!

Я тоже видел такой станок в СССРовские времена. Если память не изменяет, в музее партизанской славы на Брянщине. В той землянке не только это стальное чудо стояло, но и стрелялки, изготовленные руками местных слесарей-кузнецов. Всё-таки были, видимо, у них проблемы и с патронами и с оружием. В ближайшие недели планирую проведать родню в Брянске. Получится - отщелкаю всё это музейное богатство. Откуда взяться изобилию оружия? Ну, были там бои - собирал грибочки-ягодки в тех краях, видел: лес изрядно перерыт воронками и окопами. Но ведь после боев оружие собирали специальные команды. Да и о партизанах немцы, наверняка, заботились. Мин, насколько знаю, ребята на партизанах не экономили. Километры, многие километры минных полей. Знаю по личному опыту: В начале 80-х жил в Воронеже. Так там в лесах-полях, склоько уж лет прошло, а всё подрывались на минах. А в году эдак 42 этого добра на каждой лесной тропке в партизанских районах должно было быть завались.

Киношные переделки комментировать не берусь.

Так что может и была необходимость в таких станках. Хотя, думается мне, это больше всё-таки оружейный казус ВОВ. Эх, найти бы ветерана... Чтоб просветил.

JRGN

Насчет киношых переделок см. Шмайсер-, тьфу, МастерРужье, там была серия статей по этому поводу. Возможно и на www.mastergun.ru что-то по теме выложено. Лично видел и стрелял из киношных МП и ППШ, у них взаимнозаменяемый патрон "Юрюзань", так что никто ничего нигде не укорачивал... Ну а насчет всевозможны[ ухищрений времен войны - то тут наверно я все-таки соглашусь со Стрелком. Ну не взял бы я "на дело" такие переделанные патроны, хоть убейте меня... Да и добыть оружие под патрон, которого согласно статье у партизан были горы, полагаю, было бы проще, чем напрягать целые КБ на тему создания подобных прессов. По крайней мере, для крупного отряда ИМХО это не было бы невыполнимой задачей. Впрочем, бывают наверно ситуации и из разряда "Жить захочешь - не так раскорячишься" (С) и прибор действительно могли использовать по назначению. 😛

Student

В доводах Стрелок прав. Винтовка еще так-сяк, а вот как ЭТО работало в СВТ\ДП и прочей автоматике?
А ТТшный патрон?
Вопросов много, тем более, я о таких переделках нигде кроме этой статьи не читал. Выложил для здоровой дискуссии и расширения кругозора. Идея может и малополезна, но оригинальна.
Точно одно: раз было предложение, ему предшествовал спрос. А учитывая то, что партзан мог бесполезную вещь (например, противогаз, противоипритную накидку, чехол от РГД 33) в бою или в результате боя "потерять", а прессы все же работали, значит, нужда была на местах.
С уважением, Студент

Zpas

Могу сделать предположение, может 4,2000 в журнале кто-то пошутил, 1 апреля все-таки! 😊))