Викторинокс от 'Центра подготовки космонавтов им Ю.А. Гагарина'

Gim83 13-10-2016 10:46

Решил написать обзор по мотивам, как я писал про аутодор, только на этот раз приключение случилось лично со мной. Я в силу своих литературных талантов, попробую рассказать про это и про нож викторинокс от 'Центра подготовки космонавтов им Ю.А. Гагарина'.
Я считаю, что мне повезло быть клиентом одного московского банка, у которого есть приятная традиция, клиентов активно сотрудничающих с ним, один раз в год приглашают на экзотические экскурсии. В этот раз нас вывезли в Звездный городок, где и находиться Центр подготовки космонавтов. Собрали нас с утра у станции м.Сокольники погрузили в фирменный автобус раздали форму- фирменные куртки (очень удобная кстати) и пилотки. В автобусе пока ехали до Звездного играла соответствующая музыка-'А знаете каким он парнем был:..', 'И снится нам не рокот космодрома:..' и заодно заполняли анкеты - где кроме стандартных пунктов рост, вес, возраст были и такие пили ли кофе и алкоголь накануне вечером, боязнь замкнутого пространства и т.п.. Как потом выяснится на основании анкет нас всех поделили на четыре группы и в каждой группе выбрали по четыре человека которым предстояли не легкие испытания :).
От обычной экскурсии эта отличалась определенной интерактивностью, все члены нашей группы поучаствовали в тренировках хотя бы на одном тренажере, на котором проходят подготовку наши космонавты.
Вначале перед памятником Ю.А. Гагарину была приветственная речь начальника центра подготовки и потом наши команды развели по различным тренажерам.


Итак что было:
-питание космонавтов
-скафандр Орлан-М для выхода в открытый космос
-скафандр полетный Сокол
-гидролаборатория
-медицинские тренажеры (вестибулометрические стенды, пропустил их, думаю на них тренируют состояние вертиго. Это когда голова кружится)
-центрифуга
-планетарий
Ну и общая экскурсия по копии станции МИР
Мне повезло, на кануне я не пил ни алкоголь ни кофе, среднего роста и веса, как я считаю мне достался счастливый билет меня выбрали для тренажера 'Невесомость' - это имитация выхода космонавта в открытый космос в скафандре Орлан-М. (правда из-за этого я пропустил 'Питание', 'МИР' и 'медицинские тренажеры', но оно того стоило). Я и сейчас, хотя уже прошло 8 лет, до сих пор вспоминаю это приключение с восхищением. Для начала мы прошли небольшое медобследование в клинике при центре подготовки. Не помню всех врачей, но измерили давление и кардиограмму точно сняли. После чего прошли на 1,5 часовой инструктаж. Сотрудник который проводил инструктаж, судя по всему бывал и в NASA, по крайней мере мне так показалось. Очень интересна концепция построения скафандров у нас и в штатах. Как вы понимаете доставка любого груза на орбиту обходиться достаточно дорого, поэтому в одном и том же костюме в открытый космос должны выходить люди разного роста и комплекции. У нас готовый модуль который при помощи различных утяжек и зажимов можно подогнать под любого среднестатистического человека (теперь понятно почему в анкете были такие вопросы). У американцев немного другой подход, насколько я понял они собирают свой костюм из модулей уже когда они на орбите, что-то на подобие детского конструктора lego. Берется толстенный талмуд и по заранее замеренным параметрам собирается скафандр.
Причем когда инструктор рассказывал про наших космонавтов то это были - 'операторы', когда же дело касалось американских астронавтов, то в его терминологии это были 'киборги' .
Еще немного про разницу между нашим и штатовским скафандрами:
- В 'Орлан', в отличие от EMU (штатовский скафандр для выхода в космос), можно облачиться самостоятельно.
- Вес 'Орлана' равен 110 кг против 136 кг (без полного оснащения) американского аналога.
- Работа российского скафандра рассчитана на 4 года, в то время как ресурс EMU ограничен полугодом.
- Десатурация (вымывание из крови азота для предотвращения кессонной болезни) в 'Орлане' происходит за полчаса, в то время, как EMU для этого требуется до четырех часов.
- Перчатки скафандров 'Орлан' толще, чем EMU, в результате чего руки космонавтов не мерзнут, но пальцы становятся менее чувствительными.
- Работать в 'Орлане' за счет особенностей его конструкции может любой человек ростом от 165 до 190 см, в отличие от скафандров EMU, которые бывают девяти разных размеров (с активной эксплуатацией только четырех размеров).
- Системы жизнеобеспечения внутри 'Орлана' дублированы.

Наш скафандр состоит из жесткого корпуса и мягких рукавов и штанин. К задней части корпуса на петлях крепится ранец с оборудованием - баллонами с кислородом, патроном для поглощения углекислоты, теплообменником, вентиляторами и еще многим другим оборудованием.
Космонавт не надевает скафандр, а влезает в него сзади и с помощью рычага с кулачком прижимает ранец к корпусу и герметично закрывает его.
Благодаря полужёсткой конструкции индивидуальными являются лишь перчатки скафандра, которые доставляются экипажем, в то время как сами скафандры постоянно находятся на станции.
Скафандр имеет двойную гермооболочку, экранно-вакуумную термоизоляцию, а шлем снабжен светофильтром. Экранно-вакуумная изоляция, помещаемая под внешним чехлом, представляет собой несколько слоев металлизированной ткани и работает как сосуды Дьюара. Благодаря этому теплообмена между космонавтом и окружающим пространством практически нет, но есть тепло которое выделят человеческое тело и если его не отводить, то 'оператор' просто перегреется, поэтому что бы этого не происходило перед работой 'оператор' надевает на тело облегающий костюм, пронизанный сетью тонких пластиковых трубочек. Общая длина трубок что-то около 100 м. Этот своеобразный радиатор соединяется с теплообменником скафандра в замкнутую систему, по которой должна циркулировать вода (на первом фото на заднем плане виден синий костюм)
Нам правда такой не дали, за те 15 минут, что мы провели в скафандре мы просто не успели бы нагреться. Правда выдали специальное термобелье, до сих пор с удовольствие ношу по нашим зимам.
Влезли в скафандр герметично закрылись, протестировали основные и резервные системы, потом мне подали внутрь давление, не помню физиологию процесса, но при выходе в открытый космос 'оператор' внутри скафандра должен находиться под небольшим давлением.
И тут началась 'невесомость' :) подняли на металлическом тросе метра на 1,5-2 над 'землей' и попробовали осуществить вход/выход из корабля. Так и пролетели 15 'космических' минут пора выходить.

После этого тренажера мы с напарником быстро самостоятельно пробежались по станции МИР, обращаю ваше внимание на космо- туалет, единый для мужчин и женщин, насколько я понял. Все ингридиенты всасываются и жидкая фракция идет на переработку и потом повторно используется в качестве питьевой воды. Кстати нам рассказывали, что туалет это 'частная' территория страны и космонавты с астронавтами каждый ходит в свой. И когда были неполадки с американским девайсом, вопрос сходить американцам в наш туалет решался чуть ли не на правительственном уровне.

отдельно девайс и его схема

Тренажер спускаемого аппарата

После чего у нас прошло воссоединение с нашей группой и мы счастливо отправились на центрифугу ЦФ-18, которая используется для моделирования перегрузок на всех этапах космического полета. Радиус плеча - 18 метров, масса вращающейся части - 305 тонн Максимальное значение перегрузки, которое можно достичь на ЦФ-18 - 30 единиц, их не выдерживают даже тараканы :).
И немного истории: когда в 1971 году было составлено техзадание на строительство новой большой центрифуги для Звездного городка, стало ясно, что для отечественной промышленности создать такую машину будет непросто. Во-первых, для этого пришлось бы на значительное время остановить два-три авиазавода. Во-вторых, технологии создания крупномасштабной прецизионной механики были доступны лишь странам, имевшим опыт создания гидроагрегатов, а СССР в этой области отнюдь не был лидером. Выбор пал на шведскую компанию ASEA, давно и успешно строившую центрифуги. Правда, эти машины были куда меньшего размера, но и с мега-заказом Звездного городка скандинавские машиностроители справились на 'отлично' - до сих пор ЦФ-18 имеет приличный невыработанный ресурс.
Интересно, что единственный заметный шум, который создается центрифугой в помещении, - это шелест ветра. Вращаясь, ЦФ-18 работает как центробежный воздушный насос, и даже спустя несколько минут после остановки машины в зале чувствуется, как ветер гуляет кругами. Я кстати спрашивал 'оператора', из нашей группы, каковы ощущения во время тренировки? Сказал, что тело просто наливается тяжестью, как нам рассказали сопровождающие рука начинает весить 16-20 кг, так что тяжеловато что-то делать.

При переходе от одного тренажера к другому был замечен сувенирный ларек в котором и был приобретен герой данной статьи.
Кстати пару лет назад я находил сайт который продавал виксы с эмблемой ЦПК. Если кому интересно будет можно попробовать найти.  

Дальше мы прошли на тренажеры, где была предоставлена возможность надеть полетный скафандр СОКОЛ- это облегченный скафандр с мягким несъемным шлемом с откидывающимся смотровым стеклом. Масса такого скафандра где-то 9-10 кг. В таких скафандрах мы можем видеть космонавтов когда они перед стартом докладывают о готовности к полету.
Скафандр предусматривает пребывание космонавтов на наиболее опасных с точки зрения возможности разгерметизации участках полета: при выведении, стыковке, спуске с орбиты на Землю. Скафандр достаточно быстро и самостоятельно одевается космонавтом. Честно говоря, что меня немного убило это метод герметизации - это скрутка. Это у скафандра в животе большое отверстие с помощью которого 'оператор' надевает скафандр, а потом просто как мешок закручивает его на поясе и этот 'хвост' аккуратно прячется. Просто и надежно? Не знаю, у меня на сухом гидрокостюме для дайвинга и то гермомолния, вжик и я герметично упакован. Хотя, наверное надежность главное и такой метод герметизации показал как самый надежный. Кстати, чемоданчик который космонавты несут с собой на старте это индивидуальный кондиционер, опять же это я про тепло выделяемое человеческим телом.
И еще оказалось, что человек лучше переносит перегрузки, находясь не в полулежачем положении в креслах, а сгруппировавшись в так называемой позе эмбриона на специальных ложементах, индивидуально отливаемых по фигуре для каждого члена экипажа. Если не ошибаюсь, то стоимость каждого ложемента что-то около 1 миллиона рублей (на 2008 год).

Дальше была Гидролаборатория, которая предназначена для проведения тренировок космонавтов в условиях моделируемой невесомости в гидросреде. Центральную часть здания занимает цилиндрический резервуар с монтажной платформой и механизмом ее перемещения. На платформе находятся габаритные макеты Международной космической станции (МКС) и фрагменты пристыкованных к ней модулей. Перед началом тренировки платформа полностью опускается в воду, после чего в сопровождении водолазов, контролирующих испытание, в воду погружается космонавт в скафандре.
Вот так она выглядит когда платформа с макетом станции погружена в воду.

Во время нашего посещения платформа с макетом модуля МКС была поднята, т.е. без воды. Вообщем посмотрели и пошли на следующий стенд. Хотя я бы с удовольствием поплавал там. Знаю, что один московский дайв-клуб возит на погружения в гидролабораторию, но дорого.

Планетарий, основная цель подготовки космонавтов в космическом планетарии заключается в том, чтобы они могли распознавать созвездия и навигационные звезды всей небесной сферы через поля зрения иллюминаторов и оптических приборов независимо от положения небесной сферы относительно наблюдателя, не испытывая при этом затруднений. Честно говоря, рассказывали очень интересно, но я уже устал к тому времени и слушал в пол-уха. В центре стоит макет кабины по типу 'Бурана'. Тренировались определять созвездия. Интересная особенность, наших космонавтов тренируют для определения местоположения корабля в пространстве таким образом: на иллюминатор устанавливается прибор который на последнем фото, космонавт определяет координаты звезды в созвездии которые передаются в ЦУП с помощью которых уже ЦУП рассчитывает где находиться станция. Вот такой механико-автоматический метод (если не напутал).

Ну и на последок что я пропустил: вестибулометрические стенды, которые предназначены для проведения тренировок космонавтов по адекватному восприятию пространства при воздействии на вестибулярный аппарат. Это по умному, ну а по простому как в школе, просто раскручивают тебя, а потом ты должен пройти не шатаясь. Три различных варианта стенда.

и специальный тренажер для приготовления пищи с возможностью попробовать ее.
Вообщем если где то, что напутал не обессудьте.

Gim83 13-10-2016 11:45

Ну и еще немного по теме, про ножи для космонавтов.
Пару лет назад ходил в музей Космоса на ВДНХ. Вот что увидел по нашей теме. Это наборы инструментов используемые на МКС. В левом нижнем углу складной советский нож с экстракторами. Мне интересно зачем на ноже в космосе, экстракторы для гильз? :)

В 1978 году NASA (National Aeronautics and Space Administration, Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства) приобрело у американского представительства Victorinox в США 50 ножей модели Victorinox Master Craftsman 1.4763 (US#5044) для укомплектования ими состава проекта Space Shuttle.
Это были 50 обычных серийных ножей Master Craftsman.

Кстати, о Wenger.
Один нож Wenger тоже побывал в космосе на борту Шаттла.
30 июня 1992 г. швейцарский космонавт Claude Nicollier взял с собой на борт корабля Space Shuttle, выполняющего миссию STS-46, свой собственный нож Wenger. Модель ножа неизвестна.

И ещё про ножи выживания которые летали в космос, но должны были использоваться после нештатного приземления штатовский - The W. R. Case and Sons NASA Astronaut Knife M-1

и наш TП-82

Использована информация из интернета все сайты уже не помню.

Andrew Nik 13-10-2016 20:56

Круть. А я, кстати, на их самолете как-то на Байконур летал.

Dmitry&Santa 14-10-2016 08:34

Спасибо за обзор.
Удивили инструменты: два напильника, нож, кусачки и т.п. спорное, с точки зрения веса и эргономики. :(

Gim83 14-10-2016 09:44

quote:
Originally posted by Dmitry&Santa:

Удивили инструменты: два напильника, нож, кусачки и т.п. спорное, с точки зрения веса и эргономики.




Я эти фото выкладывал на руснайфе в теме "Ножи СССР" и кто-то высказал мнение, что сама рама к которой крепятся инструменты возможно и летала в космос, а вот инструменты это уже сотрудники музея скомпоновали из того что смогли достать.

Dmitry&Santa 14-10-2016 20:06

quote:
Изначально написано Gim83:

Я эти фото выкладывал на руснайфе в теме "Ножи СССР" и кто-то высказал мнение, что сама рама к которой крепятся инструменты возможно и летала в космос, а вот инструменты это уже сотрудники музея скомпоновали из того что смогли достать.


Возможно... ибо, несли в невесомости, внутри МКС, поработать напильником, очень дорого для МКС это может встать... :(

Gim83 16-10-2016 20:43

Я думаю, включая пылесос можно и напильником поработать.

Эндюх-м 18-11-2016 11:53

quote:
Originally posted by Gim83:

Мне интересно зачем на ноже в космосе, экстракторы для гильз?



quote:
Originally posted by Gim83:

должны были использоваться после нештатного приземления



quote:
Originally posted by Gim83:

TП-82



Уже понятно или таки надо пояснить? :P

Gim83 18-11-2016 13:20

quote:
Originally posted by Эндюх-м:

Уже понятно или таки надо пояснить?



Без обид. Панель с ножом находиться на МКС, а ТП-82 наверное в спускаемом аппарате. Расстояние между ними, в момент возникновения потребности в использовании, наверное 200-300 км. Поясните как??? :)

Эндюх-м 18-11-2016 17:08


quote:
Originally posted by Gim83:

ТП-82 наверное в спускаемом аппарате


А если не "наверное", а "точно"?
Выяснится, что он находится не конкретно в спускаемом аппарате, а в корабле. СА в котором лишь часть.

Вообще-то, есть инфа, что СОНАЗа больше нет в космосе.
Американцы пужаются.

Gim83 20-11-2016 20:30

Сегодня был на ВДНХ, сейчас там проходит выставка посвященная космосу. Мне очень понравилась вот несколько фото с выставки, сорри за качество телефонофото.

inoxTV 23-06-2017 15:45

Подскажите где найти их Викс?

Gim83 27-06-2017 17:50

Вот ссылка на сайт starcity-souvenirs.ru где я видел продавали данные ножи, но сейчас она не рабочая. Проще всего наверное попросить кого-нибудь из знакомых съездить туда на экскурсию (не пожалеете) и купить в сувенирном магазине.