Тяжелый артиллерийский тягач а-в армии

apple

На прекрасном сайте "Наземные корабли" размещена статья о тяжелом артиллерийском бензо-электрическом тягаче австро-венгерской армии Generatorzugwagen M.16 B-Zug. Я ее перевел для своего сайта, но пока я "стяну" фотографии и вообще оформлю страницу, предлагаю вам насладиться изобретением Фердинанда Порше, которое, если я не ошибаюсь, он уже во время второй мировой пытался применить на своем варианте танка "Тигр":
http://www.landships.freeservers.com/mgm_bzug_kitreview.htm

Когда фирма 'Шкода' (Skoda) начала работы над новым поколением тяжелых осадных орудий 24-см М16, 38-см М16 и 42-см М16, стало очевидным, что если военный заказчик желает, чтобы и они были также высокомобильны, как их известный предшественник 30,5-см тяжелая мортира М11, то необходимо начать рзработку и нового транспортного средства. Человеком, которому доверили разработать новый тягач, стал ни кто иной, как доктор Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), работавший в это время на фирму 'Остеррайхер Даймлер' (Oesterreicher Daimler) в Винер-Нойштадте (Wiener Neudtadt). Его предложение было весьма изобретательным - использовать бензо-электрический генератор. 6-цилиндровый (объемом 20,32 литра) бензиновый двигатель при помощи электрогенератора вырабатывал ток, который подавался на два электродвигателя, вращавшие задние колеса. Изюменкой предложения было то, что тягач не тянул прицепы, а ток с электрогенератора передавался на восемь электродвигателей всех четырех прицепов (по два на задний мост каждого прицепа)! На прицепах перевозилось разобранное на четыре части тяжелое орудие.

В целом в наших глазах проект кажется переусложненным, но он был реализован и успешно работал. На хорошей дороги с негрубым покрытием один тягач, получивший наименование B-Zug, мог тянуть два прицепа со скоростью 12 км/ч. Если тягач тянул только один прицеп, то скорость увеличивалась до 14 км/ч. Автопоезд из тягача и одного прицепа был способен успешно преодолевать наклоны в 26 градусов, а из тягача и двух прицепов - 23 градуса. В целом, это были вполне приемлимые параметры, особенно в сравнении с другими предложениями.

Но все это привело к повышению цены проекта. Обслуживание тягача было трудоемким процессом: топливный фильтр должен был полностью меняться для очищения каждые 2-3 часа; каждые 10 километров необходимо было смазывать механизм клапанов и т.д. И все же B-Zug стал самым современным тягачем на то время и неизменно вызывал восхищение всякий раз, когда появлялся на публике.

Отметте, что некоторая часть размещенных ниже фотографий, на которых мы видим B-Zug, были сделаны во время Второй мировой войны, когда тягачи перевозили тяжелые орудия фирмы 'Шкода', конфискованные у чешской армии для германского вермахта.