305-мм, Первая Мировая. Вопрос.

Ланка

Здравствуйте.

Уважаемые учатники, кто может помоч мне в поиске материалов по морским орудиям Русского Императорского флота, периода Первй Мировой.
1. Интересуют сами орудия, их данные;
2. Снаряды, которые применялись к ним;
3. Состав и масса зарядов и пороха, применяемые к ним (сорта, состав, производитель, гироскопичность и однородность, форма;
4. Какие-либо регламенты, правила хранения зарядов на кораблях;
5. Конфигурация и внутреннее устройство башен на линкорах класса ,,Императрица Екатерина Великая,,.
6. Существуют-ли каки-то уставы корабельной службы для канониров (того времени).

Буду благодарна даже за какие-либо ссылки и любую помощь!

С уважением.

Ланка.

Donkey

Уважаемая Ланка, этот сайт видели? http://base13.glasnet.ru/artww1.htm

Ланка

Да, спасибо, с этим материалом знакома... 😞

Donkey

А еще у меня есть такая маленькая книжка (брошюрка):

Если у Вас ее нет, могу выложить оттуда некоторые перипетии проектирования и изготовления 305мм орудий

Ланка

Премного благодарю! Буду благодарна!
Мне только 305-ые нужны (но по ним все, что можно, и только Первая Мировая).

zost

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Pavel_1/index.htm
тут описание 305 мм в контексте применения на этих линкорах.

А. Б. Широкорад
Корабельная артиллерия Российского флота 1867 - 1922 гг. http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1997_02/index.htm
тут есть описание (правда краткое) всех 305 мм российского флота

и вообще можно покопаться на этом сайте...

Ланка

СПАСИБО!

Вопрос: по порохам того времени где можно порыться?

NORDBADGER

Здесь ещё немного есть http://www.navweaps.com/Weapons/WNRussian_12-52_m1907.htm

Donkey

Ланка
Премного благодарю! Буду благодарна!
Мне только 305-ые нужны (но по ним все, что можно, и только Первая Мировая).

А у русских и советских линкоров других не было, проект с 406мм так и не был построен. Возможно, Вам пригодится









Student

Приетствую...
Собирал данные по Марии, и вот кое-что есть (подозреваю, интерес именно в этой связи)


Порох линкора "Императрица Мария"
Н.В. Гаврилкин

Сканирование и редактирование - Валерий Лычёв

Порох линкора "Императрица Мария" (все-таки диверсия?)

Санкт-Петебург - "Цитадель" 1998 год, ? 2(7)


7 октября 1916 г. на новейшем черноморском линкоре "Императрица
Мария" произошел внутренний взрыв. В результате корабль затонул и
Черноморский флот в разгаре войны лишился современного линкора.
Комиссия по расследованию возможных причин взрыва высказала 3
предположения: 1) самовозгорание пороха; 2) небрежность в обращении
с огнем или порохом; 3) злой умысел. Какое из предположений
оказалось верным, неизвестно и сегодня.

В последние годы появились статьи доказывающие, что взрыв корабля
произошел от самовозгорания или небрежного обращения с порохом...
Для обсуждения вероятности таких утверждений прежде всего необходимо
уяснить, что же из себя представлял бездымный порох зарядов 305-мм
орудий линкора.

Основой всех бездымных порохов - порохов коллоидного типа являются
нитраты целлюлозы. В чистом виде они имеют волокнистую структуру и
по внешнему виду похожи на обыкновенную вату. В пороходелии
применяются нитраты целлюлозы, различающиеся по степени
нитринования, содержанием в них азота. Нитраты, содержащие более 12%
азота называются пироксилинами, менее 12% - коллоксилинами.

Бездымные пороха различаются между собой технологией производства,
применением различных пластификаторов-растворителей и сортом
нитроцеллюлозы. Пороха, получаемые обработкой пироксилинов и
спирто-эфирной смесью (летучим растворителем) именуются
пироксилиновыми. Пороха на труднолетучем растворителе, изготовленные
на основе коллоксилина, получили название баллиститов, а на основе
пироксилина - кордитов. В них в качестве пластификатора и
энергетической добавки используется нитроглицерин.

Для увеличения срока хранения порохов в их состав вводят
стабилизаторы химической стойкости. Последние химически связывают
выделяющиеся из пороха при хранении окислы азота или кислоты и тем
самым замедляют процесс разложения пороха, увеличивая срок его
служебной пригодности.

Наиболее распространенным таким стабилизатором является дифениламин.
Пороха с дифениламином при разложении меняют окраску: сначала
становятся коричневыми, затем зеленоватыми и, наконец, черными.
Таким образом, по цвету пороха с дифениламином легко визуально
определить степень его разложения.

Главнейшими факторами, определяющими способность пороха к
длительному хранению, являются: его состав, качество исходных
компонентов, способ производства, наличие "вредных" примесей и
условия хранения. В присутствии большого количества воды не
происходит ускорения разложения пороха, более того, без особого
вреда его можно длительное время хранить и под водой. Однако во
влажной атмосфере наблюдается ускорение процессов разложения пороха
и продолжительность его "жизни" снижается. То же происходит и при
повышении температуры среды при хранении.

При быстром нагревании небольшого количества нитроглицеринового
пороха до температуры 200?С нитроглицерин быстро разлагается и
взрывается. При нагревании большого количества этого пороха взрыв
возможен и при более низкой температуре (180?). Именно такие
свойства нитроглицериновых порохов и послужили причиной гибели трех
британских линейных крейсеров в 1916 г. в Ютланском бою при
попадании германских снарядов в башни главного калибра. В
аналогичных ситуациях на немецких кораблях взрывов не происходило, а
шло "выгорание" башни или погреба, так как на них применялись заряды
только из пироксилинованного пороха.

При температурах порядка 165 - 175?С пироксилиновый порох весьма
быстро, в течение нескольких минут разлагается и воспламеняется, но
не взрывается. В случае продолжительного, многомесячного нагревания
его при температуре около 60? происходит медленное разложение,
которое может кончиться воспламенением. Нормальные температуры, при
которых этот порох может храниться в условиях военного времени (до
30?) особого влияния на его химические качества не оказывают.

Случаи, когда разложение пироксилинового пороха заходило настолько
далеко, что его можно определить визуально, были в России
сравнительно редки. Отечественные пороха, изготовленные после 1907
г. из хорошего, вполне стойкого пироксилина, являлись настолько
стабильными, что даже спустя 10 лет признаки разложения у них почти
не наблюдались.

Определение химической стойкости пороха в лабораториях производили
по качественной "пробе Вьеля". Суть ее состояла в определении
промежутка времени, в течение которого испытуемое вещество,
помещенное в герметически закрытом цилиндре в термостат с
температурой 106,5? окрашивает стандартную лакмусовую бумажку в
красный цвет. Для более точной оценки степени разложения пороха
применяли "повторную пробу Вьеля". Она включала последовательный ряд
испытаний "пробой Вьеля" с одной и той же "навеской" пороха. Каждый
раз испытание продолжалось до появления красного окрашивания, но не
более 6 часов, после чего пробу хранили при комнатной температуре.
На следующий день испытание повторяли снова. Ежедневные опыты
продолжали до получения красного окрашивания через 1 час от начала
нагревания, но не более 10 дней. Порох считался пригодным к службе,
если его химическая стойкость по "пробе Вьеля" составляла не менее
5,5 и по "повторной..." - 60 - 70 часов.

Мощность пороха, определяется его калорийностью. Чем она больше, тем
выше температура пороховых газов при выстреле. При этом,
нитроглицериновые пороха имеют более высокую температуру горения,
чем пироксилиновые.

С увеличением содержания нитроглицерина в порохе увеличивается его
калорийность, количество выделяемой при горении теплоты и
соответственно повышается температура пороховых газов при выстреле и
начальная скорость снаряда. При этом увеличивается разгар орудия.

Вредное действие пороховых газов на металл канала ствола, приводящее
к его разрушению (разгару) было обнаружено вскоре после начала
применения порохов коллоидного типа. Впервые на разгар стволов
обратили серьезное внимание во время Англо-бурской войны
(1899-1901), когда англичане применением кордитного пороха Ml (с
содержанием нитроглицерина 58%) за короткий срок сумели вывести из
строя большую часть своей артиллерии. В связи с этим Англия перешла
на порох MD с уменьшенным до 30% содержанием нитроглицерина. Для
сравнения - в динамите содержится 40% нитроглицерина! Специально
произведенные опыты по применению пироксилиновых и кордитных порохов
показали, что последние вызывают больший разгар стволов чем
пириксилиновые даже при одинаковой калорийности.

С появлением порохов коллоидного типа, в России был взят курс на
развитие производства порохов на летучем растворителе
(пироксилиновых). Эти пороха успешно решали задачи стрельбы из всех
видов полевой и морской артиллерии до окончания Первой мировой
войны, поэтому вопрос о необходимости создания промышленности
нитроглицериновых порохов даже не поднимался. В Англии, а также
Италии и Японии, традиционно использовавших британских технологии в
артиллерийском деле, для всех крупнокалиберных артиллерийских систем
применяли нитроглицериновые пороха - кордиты.

До и во время Первой мировой войны русское морское ведомство
получало пироксилиновые пороха для зарядов 305-мм орудий в 52
калибра с пяти отечественных заводов и одного американского.

С 1910 г. для обозначения присутствия в порохе стабилизатора
химической стойкости (дифениламина) после условной буквы
завода-изготовителя добавляли букву Д. Например, обозначение марки
пороха партии ОД-16/14 для линкора Императрица Мария
расшифровывается: "порох Охтинского завода, партия 16, изготовлен
в1914 г. с однопроцентным содержанием дифениламина".

В годы войны порох в Россию поставляли из Англии (в том числе
кордиты), Японии, Франции и США. Кордиты использовались только для
английских же орудий полевой артиллерии. Остальные пороха
применялись для орудий калибром не свыше 254 мм (береговая 254-мм
пушка в 45 калибров). Исключением являлся "дюпоновский" порох марки
А, которым снаряжались боевые заряды 305-мм орудий морского
ведомства.

Для достижения высокой кучности падения снарядов необходимо
применять для стрельбы одну партию пороха. Это является основным
правилом подготовки орудий к стрельбе - разборка снарядов по весовым
знакам и зарядов по партиям. Однако величина партии пороха при его
изготовлении, определяется технологическими возможностями
оборудования и не превышает 4 - 6 т. Для получения однообразия
физико-химических и баллистических свойств производят смешивание
нескольких партий пороха в одну большую. Величина такой
(окончательной) партии при сдаче ее в казну достигает 30 и более
тонн.

При приемке морским министерством каждая партия пороха подвергалась
испытанию стрельбой на Главном морском артиллерийском полигоне под
Санкт-Петербургом. При этом для нее определялся вес порохового
заряда, при котором достигалась стандартная начальная скорость
305-мм снаряда образца 1911 г. весом в 470,9 кг - 762 м/с. В
большинстве случаев вес заряда, состоявшего из двух полузарядов,
составлял 132 кг, однако по результатам стрельб его могли
корректировать в пределах 130 - 135 кг. Партия пороха ОД-16/14,
находившегося на линкоре "Императрица Мария" в момент катастрофы,
была испытана в январе 1915 г.

Большое внимание уделялось контролю за хранением пороха. Согласно
инструкции для "Заведывающих портовыми артлабораториями и
Начальников складов огнеприпасов по надзору за боевыми припасами"
все бездымные пороха, "находящиеся на службе" в морском министерстве
в береговых складах и на кораблях должны были подвергаться осмотру и
контрольным испытаниям. Пороха с содержанием 1% дифениламина должны
были проверяться в первый раз через шесть лет после изготовления, в
дальнейшем - через каждые три года. Пороха с содержанием 0,5%
дифениламина, изготовленные до 1917 г., должны были проверяться
первый раз через пять лет после изготовления, а затем через каждые
два года. При этом испытывалась герметичность укупорки и проводился
осмотр пороховых элементов на возможность появления лент с
признаками разложения.

Для укупорки зарядов к орудиям картузного заряжания применялись
футляры и пеналы. Заряды калибра 120 - 130 мм упаковывались в
пеналы, а заряды орудий более крупного калибра - в футляры. С 1909
г. изготавливались пеналы нового образца со съемной крышкой на
специальной мастике с высокой температурой плавления. Вновь
изготовляемые футляры также имели съемную крышку. Футляры
полузарядов для 305-мм орудий изготавливались из листовой
оцинкованной стали толщиной 1,6 мм с шестью кольцевыми выступами для
укрепления стенок; кольца крышки и корпуса футляра - из листовой
красной меди или латуни, Высота футляра составляла 1323 мм, диаметр
- 320 мм. Он был полностью герметичен. При приемке и после
обновления каждый футляр опробовался. Причем он должен был
выдерживать при испытании наружное давление, равное давлению напора
воды при погружении футляра на глубину 12 метров. Изоляция самих
зарядов в футлярах производилась с помощью асбестовых листов
толщиной 3 - 4 мм, которые выкладывались внутри таким образом, чтобы
металл укупорки не прикасался бы к заряду. При этом, при перемещении
заряда асбестовая изоляция не должна была сдвигаться и нарушать
своего положения.

В процессе горения заряда в каморе ствола количество газов
увеличивается, а объем каморы, в котором происходит горение пороха,
остается в начале постоянным. Вследствие этого давление постепенно
возрастает. Когда давление пороховых газов достигает величины
достаточной для смещения снаряда и врезания ведущего пояска в нарезы
канала ствола (это давление равно в среднем 300 кг/см), начинается
движение снаряда. При этом увеличивается объем заснарядного
пространства в котором горит порох, но так как количество
образующихся газов в единицу времени в начале движения снаряда
превышает увеличение объема заснарядного пространства, то давление в
канале ствола продолжает возрастать и в определенный момент времени
достигает максимального значения. Этому моменту соответствует
положение равновесия между увеличением количества образующихся
пороховых газов и увеличением объема заснарядного пространства. С
увеличением скорости движения снаряда по каналу ствола объем
заснарядного пространства начинает увеличиваться быстрее, давление
пороховых газов постепенно снижается. Максимальное давление
пороховых газов в орудиях главного калибра линкоров типа
"Севастополь" составляет 2400 кг/см. В течение доли секунды в каморе
орудия объемом 224,6 литра сгорает 130 кг пороха без перехода
горения в детонацию. В пороховом погребе на каждый полузаряд
приходится намного больше объема, чем на полузаряд в каморе орудия.
Даже при сгорании всего пороха в погребе давление будет намного
меньше, чем в каморе. Поэтому переход горения в детонацию при
воспламенении всех полузарядов в пороховом погребе корабля
невозможен. Необходимо учесть, что в пороховом погребе первой башни
Императрицы Марии, из-за перегрузки носовой части, имелось по 70
снарядов на орудие с соответствующим количеством полузарядов, а не
по 100, как предусматривалось проектом.

Разложение пороха в полузарядах, хранящихся в соседних ячейках
происходит неравномерно и с различной скоростью. Это происходит
из-за того, что порох в каждом отдельном герметически закрытом
футляре по разному выделяет растворитель и находится в условиях
различной влажности. Концентрация воды и растворителя в различных
полузарядах хоть и слабо, но отличается друг от друга. Этого
достаточно для получения различной скорости разложения пороха. Таким
образом, при практически одинаковой степени разложения пороха
вероятность одновременной вспышки всех полу зарядов, находящихся в
одном пороховом погребе, равна нулю. В конкретный момент времени
может воспламениться только один полузаряд, от которого загорятся
другие, находящиеся рядом.

Что из этого получается, видно из аварии произошедшей 30 октября
1915 г. в носовой башне балтийского линкора Севастополь, имевшего
практически идентичный с Императрицей Марией тип трехорудийной
башенной установки главного калибра, устройство снарядных и зарядных
погребов, а также их систем.

Во время постановки линкора на якорь в Кронштадтской гавани после
выхода его из дока, производилась перегрузка 42 полузарядов из
верхнего в нижний погреб. Когда работа была почти закончена, один из
трех оставшихся наверху полузарядов сорвался со стропа и упал с
высоты около 8 м на палубу нижнего порохового погреба. Туг же
произошло его воспламенение с последующим воспламенением
находившихся рядом полузарядов. Несмотря на быстрое распространение
пламени, взрыва в течение 6 - 8 минут не произошло. Затем было
включено орошение и по затоплению погреба на один метр пожар
прекратился.

Аналогичная картина наблюдалась бы при воспламенении по различным
причинам одного полузаряда на линкоре "Императрица Мария". Скорость
распространения пламени в пороховом погребе была бы очень большой -
прошло около двух минут от появления дыма до момента взрыва, поэтому
велика вероятность воспламенения не одного, а нескольких полузарядов
в разных местах порохового погреба носовой башни линкора...

В июле - августе 1917 г. полузаряды с порохом партии ОД-16/14
извлекли из погребов 2-й, 3-й и 4-й башен Императрицы Марии, после
се подъема в Севастополе, и отправили в арсенал. В 1919-м, ввиду
острой необходимости в порохах, эти полузаряды были подвергнуты
осмотру и сортировке. Часть зарядов имела негерметичную укупорку и
была залита водой и илом, картузы и стягивающие их шелковые шнуры
совершенно истлели. В исправных футлярах порох не изменился.

В 1927 г. про порох Императрицы Марии вновь вспомнили... В
лаборатории ЦОЗа были проведены испытания физико-химических качеств
образцов партии ОД-16/14. Они показали полное соответствие данным
приемных испытаний партии в январе 1915-го. Содержание дифениламина
оказалось в пределах 0,8-0,9% (вместо 1% в 1915 г.). Это при том,
что дифениламин полностью разлагается при нейтрализации выделяющихся
при разложении пороха окислов азота. Вспышка по "пробе Вьсля" при
135? через 6 часов не произошла. Сумма часов по десяти повторным
нагреваниям при 106,5? составляла от 53,5 до 64 часов.

Затем порох был испытан стрельбой на Научно-испытательном
артиллерийском полигоне РККА под Ленинградом в январе 1927 г.
Полученные результаты оказались почти идентичными приемным:
начальная скорость снаряда весом 479,94 кг, при заряде в 130,04 кг
(как в 1915 г.) составила 755 м/с вместо 762 м/с в 1915-м, среднее
давление пороховых газов в канале ствола -2250 - 2340 кг/см, против
2360 кг/см во время приемных испытаний. Полученные данные указывали
на хорошую сохранность пороха партии ОД-16/14.

Всех приведенных данных достаточно чтобы отметить, что взрыв линкора
Императрица Мария произошел не от воспламенения отдельного
полузаряда вследствие неосторожного обращения с порохом и не от
самовозгорания пороха при его химическом разложении, а от другой
причины.

Источники и литература

1. РГАВМФ, ф. р-1565, оп. 1, д.45.
2. Ласопов В.А. Свойства и технология взрывчатых веществ. М., 1934.
3. Рудников М.Л. и др. Краткий курс порохов и взрывчатых веществ.
М., 1955.
4. Горст А.Г. Пороха и взрывчатые вещества. М., 1949.
5. Крылов А.Н. Мои воспоминания. Л., 1984.
6. Левицкий В.А., Заболоцкий В.П. Почему же погибла "Императрица
Мария"? // Морской исторический сборник. Выпуск 3. СПб., 1992.
7. Пузыревский К.П. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за
живучесть. Л., 1940.

Student

А правила и регламентация службы бч-2 были, конечно. От корабельного устава до эксплуатационной документации по кораблю. Кстати, Уставом предусматривается осмотр корабля, и, особенно, погребов. То есть как уважающий себя юрист, я знаю где искать... но, увы, не могу найти сам Устав предвоенной редакции 😊

Книга Горста у меня есть. Могу дать.

Ланка

Студент!
Как всегда - зрите в корень. 😊
И именно ,,Мария,,. Версия о подрыве.
начала читать сынишке ,,Кортик,, и неожиданно всплыли в памяти некоторые публикации по русски. Начала сравнивать книги по тайной войне, саботажу и диверсиям во время первой мировой, которые были изданы немцами и бывшими офицерами австро-венгерской армии, и ооочень интересные вещи получаются...
Но, прежде хочу собрать материал-максимум по первым двум версиям (самовозгорание и несчастный случай/халатность).

Студент,
заранее спасибо Вам и всем-всем ребятам форума за помощ!

С уважением:
Ланка.

Student

По "Марии" много писано, больше, пожалуй, только о "Новороссийске".
Понятно, трагедия 1916 года ушла в тень на фоне общенародной трагедии глобального, можно сказать, масшаба.

Тем не менее, уже при советах выловили "хвосты" той резидентуры, что плотно пасла линкор и, вероятно, его и угробила. Факты - взрывы кораблей и судов в 1916 году прошли волной, причем кое-где нашли и орудия преступления. Рассмтаривается версия о халатности, в одной из башен нашли сундучок матроса, который из пластин пороха делал обувные подметки - мог залезть в футляр и вызвать взрыв.
Но, видит Бог, даже конченный идиот не полез бы в пенал с утра пораньше, когда все только встали и мылись.
А самовозгорется порох НЕ МОГ. Не всегда горит сам по себе и перегретый порох из копаных унитаров. Не мог и рвануть сам по себе снаряд - не с чего, линкор - новье, но прокрутил минимум два бокомплекта. Старья там быть не могло.
Сначала был пожар, а потом пожар погребов универсалок. И ликор угробили именно взрывы снарядов спомогательного калибра - нагреть до взрывоопасного состояния 305 мм "дуру" трудно.
Скорее всего, причина в исконном русском рас.. две и диверсии, которой оно косвенно потворствовало.
И ТОЧНОГО ответа не видать нам, как ушей. Увы. потому что время упущено и документы могли банально недожить.

С уважением, Студент

Ланка

ФАКТ!
100%-но уверенна, что саботаж, однако некоторые товарищи (как Стивен в Англии или Мельников в России уверенны, что ,,германские шпионы не причем,,). Причем тот же Стивен дает ссылки на Крылова и на вами же запощенную статью о порохах ( и многие другие источники), а потом дает выводы Мельникова - ,,несчастный случай,,.

...А я тут между тем читаю у немцев и бывших австро-венгров о подрывах и хорошо поставленной диверсионной службе в Европе, США, Южной-Америке, Австралии, Индии и Китае.
Неужели тов. Мельников и иже с нимине хе читал о ,,карандашных минах,, которыми немцы/австро/венгры угробили более восьмидесяти судов?
Неужели не читал воспоминания офицеров спецслужб бывшего противника? Неужели не читал архивы бывшего архива партии (по саботажам большевиков и меньшевиков по заданию германской разведки (,,путиловские и николаевские рабочие,,)?

Ланка

Вот передо мной книги Арпада Ботара (начальник разведки и саботажной службы Австро-Венгрии в Италии и на Румынском-фронте) и еликолепный трехтомник Николаи (шеф немецкой разведки и контрразведки).

Даны даже инструкции для саботажных команд, действующих против флота!

Student

Ланка
Неужели тов. Мельников и иже с нимине хе читал о ,,карандашных минах,, которыми немцы/австро/венгры угробили более восьмидесяти судов?
Неужели не читал воспоминания офицеров спецслужб бывшего противника? Неужели не читал архивы бывшего архива партии (по саботажам большевиков и меньшевиков по заданию германской разведки (,,путиловские и николаевские рабочие,,)?

Дык... не читал иле не учел в своей выпстованной концепции.
Есть фото гибнущей Марии. Снято с берега. Нафига утром по берегу с камерой шастать? Ответ один - для отчета перед геррами.

А мины... это больше, чем мины. Это воспаменитель, ни грамма взрывчатки, способной самостоятельно повредить что-либо. Форс пламени и все. Узкая, узкая, как игольное ушко, специализация на подрыв заряда пороха в пенале и только при пенально-картузном хранении. Только для кораблей флота и транспортов с грузом пороха и ВВ. Иное примениение под вопросом, там логичнее делать в сборе с зарядом - мину-детонатор, способный рвать большие заряды ВВ.
А карандаш только чтобы ткнуть в картуз.

С уважением, Студент