К вопросу о хронологии дизелей.

ОРДЫНЕЦ

В соседней ветке "Хронология изобретений танков (Page 25-26)"
( http://guns.allzip.org/topic/42/258631.html )
коллега SRL представил свой труд "ИСТОРИЯ ДИЗЕЛЯ В-2".
Работа любопытная (для меня, во всяком случае, т.к. по данной теме у меня не много информации).
Качество и профессионализм исполнения в целом я оценивать не берусь, но полагаю, что я, как и любой участник форума имеет право высказать по выставленной для нас работе свои суждения (а может и замечания), в рамках своей компетенции естественно.
В ветке коллеги SRL "Хронология изобретений танков" сделать это не удаётся, поэтому прошу вас, уважаемые участники форума, помочь товарищу отшлифовать его работу, если уж он её на наше обозрение выставил.
Правда, должен предупредить, что хотя коллега SRL напоминает:
[QUOTE]Originally posted by SRL:

Вы понимаете вообще что я постоянно работаю и отвлекаться на треп мне просто недосуг? Сходите в политику! Там можно спокойно трепаться о чем угодно а не о дизелях.

Но, впрочем, это он сам же и опровергает, спокойно говоря не только о дизелях, но и о чём угодно.

Итак, выделеное - цитатыы из статьи.

"... Э. Нобель мечтал о двигателе, работающем на сырой нефти. Он был уверен: в России двигатель на отходах нефтяного производства будет иметь успех. Такой двигатель совершенно необходим России всегда мечтавшей об экономическом рывке. ..."
Так всё же, о чём Нобель мечтал? Двигатель будет работать "... на сырой нефти ..." или "... на отходах нефтяного производства ... "?


"... Отечественные источники сообщают, что первым в мире судном, оснащенным в качестве двигательной установки дизельным двигателем был русский теплоход «Вандал. Наши источники врут. Впервые дизельные двигатели на судах были впервые применены во Франции и Швейцарии для небольших речных и озерных судов. ..."..."
Не вопрос, опровергните это враньё.
Приведите пример. Дайте ссылку.
Такую, как, например: "...Первый реверсивный малой мощности был построен во Франции в 1900 г. фирмой "Дикофф" ... "


"... В результате испытаний нового мотора выявили ряд недостатков (еще бы:консультантов не было), и Наркомтяжпром принял решение провести летом 1934 г. международный конкурс дизельных двигателей, чтобы отобрать наиболее оптимальный мотор для запуска в массовое производство в СССР. Надо сказать, что ранее нигде в мире подобные конкурсы не проходили (и это естественно! любой развитой стране претендующей на роль мирового лидера было бы просто стыдно в то имперское время не уметь сделать мотора для грузовика). ..."
Если Вы укажите, что не было конкурсов дизельных двигателей, то я, пожалуй бы поверил, но для человека пишущего в guns.ru, это странно.
Вы никогда не слыхали о конкурсах на стрелковое оружие для армии? Например, о конкурсах на учебные самолёты, в США, например? На снайперские винтовки, в Британии и Швеции?
А историю винтовки Мосина, не помните?
Поэтому смотрим:
ниже Вы пишите:
"... Российское военное ведомство сравнивая на испытаниях моторы <Калеп» и французские вынуждено было признать, что моторы «Калеп» превзошли конкурентов - французские «Гномы». Калеп получил долгожданный патент, а французы: новые заказы. Почему? Да потому, что и сто лет назад в России ценили не своих изобретателей, а связи, высоких покровителей, взятки и откаты. ..."
Т.е., США, Британии, Российской Империи не стыдно, а вот СССР - стыдно?
Где логика?


... Попросту говоря никакой современный двигатель никакого типа не являющийся военным по прямому применению отечественная промышленность никогда не могла освоить. ...
А двигатель для военного грузовика, тягача или шасси для радиостанции / КШМ / звукоулавливателя / прожектора и прочих спецмашин Вами оценен как "... не являющийся военным по прямому применению ... "?
Только танковый? Или ещё какой?
А можно пояснить почему?


...3. В предвоенные годы отечественная экономика находилась в глубоком кризисе. С середины 1930-х гг. советская промышленность так и не смогла освоить выпуск ни одного нового грузового автомобиля. Более того, накануне войны резко сократилось производство машин старой конструкции. ...
Лучше удалите.
Это трудно комментировать.
Невозможно.
Строятся СОТНИ крупных заводов.
Оборудуются УЖЕ построенные, отечественным и импортным оборудованием в т.ч. и за счёт поставок из Германии.
Построены (может и зря, но не о том речь) десятки тысяч танков, самолётов.
Происходит переоснащение армии и промышленности.
На смену СБ-2 проектируются и идут Пе-2 (и про Ар-2 не стоит забывать).
И-16 / И-153 имеют замену в проектируемых и строящихся МиГ-1/3, Як-1, ЛаГГ-3.
На смену Р-5 идут Ил-2 и Су-2.
ТБ-3 ждёт смену в ТБ-7 (Пе-8).
Строятся паровозы, троллейбусы (их немцы в Германию вывозили даже) крейсера, эсминцы, подводные лодки...
Про танки Вы лучше меня знаете.

Не всё гладко, но назвать ЭТО "... глубоком кризисом ..."?
😞


"... ** Нобели нанимали в руководящие инженерные кадры иностранных специалистов. ..."
Я так понял, что В.Г. Шухов иностранец?
Чуть ниже Вы о нём пишете, как о работающем на Нобеля.


"... Как педагог профессор Тринклер прославился читая курс «Двигатели внутреннего сгорания». Это было для него не столько обязанностью, сколько любимым делом. Тринклер считал, что большую роль играет эмоциональная сторона изложения, пробуждающая у слушателей интерес к научным исследованиям и практической деятельности по избранной специальности. Если лектор остается холодным и бесстрастным, то студенческая молодежь теряет интерес и любовь к данному предмету и посещает лекции лишь в дисциплинарном порядке. К сожалению. принципы преподавания Г. Тринклера в России не усвоили по сию пору. ..."
Я так понимаю, что Вы откуда-то это списали?
Боюсь, что и в педагогике Вы не столь большой специалист, как и в нефтепереработке, но тем не менее, вспомните, неужели никто из Ваших учителей / преподавателей не вёл свой предмет из любви к нему, "эмоционально", при этом не "оставаясь холодным и бесстрастным"?


"... Пишут, что: «:.Распространилось партийное мнение, будто компактные и легкие трактора Мамин создает для классово враждебных кулацких хозяйств, и поэтому не был использован замечательный 8-сильный трактор "Карлик", созданный Маминым в 1924 г., - очень экономичный и дешевый, с высоким тяговым КПД:» ).
Тут будет уместно упомянуть, что в «замечательном» русском «Карлике» образца 1927 г, вместо радиатора стояла градирня!!! Кто хоть однажды видел это:..тот не забудет никогда.. (как поется в песне). Трактор Мамина был отнюдь не :карликом а напоминал небольшой паровоз:причем спроектирванном так что «машинист» ни при каких условиях не мог видеть поля или дороги (все загораживала гигантская градирня:и паровозная дымовая труба :нефтяного мотора:.). ..."

Так может мнение не партийное было?
А чисто техническое? Если и Вас так градирня удивила? (к слову, Вы видели градирни?)
Поэтому и не использовали.
А вот оппоненты начали на классовый подход давить?
Под таким углом взглянуть не пробовали?


"... Беда наших кулибиных в том, что они никогда не бывают в специализированных магазинах больших городов, где в ассортименте продаются предметы:изобретений Кулибиных выполненных Западом и цивилизованным Юго-востоком на несколько ином уровне. ..."
Может Вы и правы.
Я, лично не видел магазин по продаже дизельных двигателей для тракторов.
Может город маленький?
😞

ОРДЫНЕЦ

О нефтепереработке.

"...Сегодня более чем через 110 лет после того как Нобель понял, что нефть в России перерабатывать не умеют видно что прогнозы умного шведа сбылись. ... "

"... Нефть мы не научились грамотно перерабатывать по сию пору. ..."

"... Кроме того, в СССР (как и в России) никогда (и по сию пору) не умели разгонять нефть с хорошим выходом бензинов. ..."

Если можно, поясните, ЧТО конкретно Вы, SRL, имели ввиду?
Аргументировано.
Я всё же нефтепереработке учился (и работал на НПЗ).

ОРДЫНЕЦ

О прочем.

Из песни слов не выкинуть, если это было в статье о дизелях, придётся обсудить и ЭТО:

SRL
...А вам не кажется, что вашим рассуждениям про царя и царицу, про то почему так а не этак, самое место в "Истории и политике"?
А я то все больше по железу...
Про "не железо":
... Промышленности России которая может производить хоть что то хотя бы с минимальным мировым качеством это военная промышленность основной задачей которой есть защита существующей власти (а вовсе не народа как многие по глупости думают) Финансирование же любых отраслей прямо к войне не относящихся шло по остаточному принципу. ...
Защита власти (или народа) не есть задача военная промышленности, но ладно, скажите, а в каких странах "основной задачей ... есть защита существующей власти (а вовсе не народа как многие по глупости думают)"?
Есть такие страны?

"... В награду, вшивыми большевиками арестованы сотрудники Шухова, репрессирован был и приемный сын В.Г. Шухова. ..."
Я так понял, что Ваши предки исключительно голубых кровей.
Это нормально.
Но, что же Вы, дворянин, проверяете на вшивость большевиков?
А вдруг они не вшивые?
Вдруг его Бонч-Бруевич арестовал? Или Дзержинский?
Такие же дворяне, как и Вы?
А Вы их вшивыми...
Как-то неловко выходит...
😞

"... С гражданскую войну в России было не до дизелей. Народ устроил сам себе так называемую «разруху» в виде воображаемой старухи с клюкой, которая живет не в сортирах а в... головах. ... "
Это Вы лично решили?
Докажите, что сам, целый народ?

"... Если бы все русские предприниматели вели бы себя в своей стране так как вели себя в России иностранцы никакая революция большевиков была бы невозможна. Но иностранных Нобилей было мало, а простых русских предпринимателей (купцов, заводчиков, и пр.) очень много. Поэтому кровавая резня и произошла. Нобилей за их добро к русскому народу народ как обычно ограбил по полной программе. И никто ничему не научился по сию пору. ..."

Если бы все иностранные предприниматели вели себя так, как например, Рябушинские, то - далее по тексту.

"...Основные средства советское правительство выделяло на развитие военной промышленности это было необходимо для поддержания и экспансии режима сумасшедшей идеологии. ... "
То-то мы 22 июня начали экспансию...
Не знал, не знал...
😞


Ну, про "... палачей русского народа ... " - это сами решайте, воля Ваша.

ОРДЫНЕЦ

ВНИМАНИЕ,
помните, если не поможем исправить ошибки мы, их будет высмеивать кто-то другой!!!

Varnas

Строятся СОТНИ крупных заводов.
Оборудуются УЖЕ построенные, отечественным и импортным оборудованием в т.ч. и за счёт поставок из Германии.
Построены (может и зря, но не о том речь) десятки тысяч танков, самолётов.
Происходит переоснащение армии и промышленности.
На смену СБ-2 проектируются и идут Пе-2 (и про Ар-2 не стоит забывать).
И-16 / И-153 имеют замену в проектируемых и строящихся МиГ-1/3, Як-1, ЛаГГ-3.
На смену Р-5 идут Ил-2 и Су-2.
ТБ-3 ждёт смену в ТБ-7 (Пе-8).
Строятся паровозы, троллейбусы (их немцы в Германию вывозили даже) крейсера, эсминцы, подводные лодки...
но почему то почти все грузовики и джипы в войне были поставленны по лендлизу, если неошибаюсь.

десант

джипы -да.
а грузовиов и наших много ездило.
насколько я помню, у нас не было освоено массовое производство "джипов" и бтр. вот они шли ленд-лизовские и трофейные

Echo

Именно грузовой транспорт , особенно большегрузный ( три тонны и выше ) .
Практически все "Катюши" ( БМ-13 ) были на импортном шасси , то что стоит сейчас на пьедесталах по паркам , как правило новоделы .

blacktiger

"но почему то почти все грузовики и джипы в войне были поставленны по лендлизу, если неошибаюсь."
Ошибаетесь есессно, производство автомобилей в СССР во время ВОВ не прекаращалось ни на день, объемы поизводства падали конечно. До 43-го года лендлизовских машин практически не было, основные поставки пошли в 44-ом, впрочем, это общеизвестно.

десант

Echo
Именно грузовой транспорт , особенно большегрузный ( три тонны и выше ) .
Практически все "Катюши" ( БМ-13 ) были на импортном шасси , то что стоит сейчас на пьедесталах по паркам , как правило новоделы .
5ти тоннки выпускал яаз.
то что рсзо ставили на "студебекеры" не секрет, но их не так уж и много было.


ОРДЫНЕЦ

Varnas
но почему то почти все грузовики и джипы в войне были поставленны по лендлизу, если неошибаюсь.
Кроме грузовиков и джипов промышленость производит многое другое.

ОРДЫНЕЦ

2Varnas
Собственно, в выделеном Вами отрывке речь шла не столько о технике (тем более не о грузовых машинах), а о том, что автор, SRL, утверждает, что:
"...3. В предвоенные годы отечественная экономика находилась в глубоком кризисе. С середины 1930-х гг. советская промышленность так и не смогла освоить выпуск ни одного нового грузового автомобиля. Более того, накануне войны резко сократилось производство машин старой конструкции. ...
В то время как я утверждаю, что кризиса не было.
В с 1928 по 1932 год в СССР каждые 29 часов вступало в строй новое предпариятие, с 1932-го по 1937 год - каждые 10 часов, а перед войной - каждые 7 часов.
Если, как утверждает коллега SRL это означает, что "...отечественная экономика находилась в глубоком кризисе. ...", то хотелось бы услышать, что такое - рост экономики.

Varnas

даьше дискутировать немогу - нехватает данных 😊

tramp


Вообще как уже сказал один опонент, пинать предков в том стиле как это сделано - глупо и непродуктивно, голые факты скелета ничего не дают для реальной картины происходившего, это как с внешними покровами динозавров выйдет..

Касательно ленд-лиза - да, потери мощностей и переориентация большинства заводов на БТТ обусловили поставки различных типов автомобилей, особено студеры - без них десять сталинских ударов могло и не быть, как и прыжка за Вислу. Они дали нам подвижность, близкую к немецкой, ну и РСЗО.. основное шасси второй половины, стандартный вариант.

Слоняра

ОРДЫНЕЦ
"...3. В предвоенные годы отечественная экономика находилась в глубоком кризисе. С середины 1930-х гг. советская промышленность так и не смогла освоить выпуск ни одного нового грузового автомобиля. Более того, накануне войны резко сократилось производство машин старой конструкции. ...
В то время как я утверждаю, что кризиса не было.
В с 1928 по 1932 год в СССР каждые 29 часов вступало в строй новое предпариятие, с 1932-го по 1937 год - каждые 10 часов, а перед войной - каждые 7 часов.
Если, как утверждает коллега SRL это означает, что "...отечественная экономика находилась в глубоком кризисе. ...", то хотелось бы услышать, что такое - рост экономики.


Вот, например:

«Перераспределение материальных ресурсов в пользу военно-промышленных и смежных с ними производств вызвало крайнее напряжение с выполнением планов предприятий и наркоматов <гражданской» промышленности. Из-за дефицита стали и проката снижался выпуск тракторов, комбайнов, автомобилей и т.д. Так, Горьковский автозавод для нормального хода производства должен был располагать постоянным переходящим заделом металла и деталей на 3- 5 дней. На самом деле с 1939 г. у завода никакого задела не осталось. От массового поточного производства ГАЗ вынужден был перейти на мелкосерийное, терпя большие потери на непредусмотренные технологией частые переналадки обору, оборудования и смену штампов /101/.>

Слоняра

http://ef.1939-1945.net/008_lend_lease_01.shtml

Ленд-лиз, или как мы союзникам шланг показали
Авторы - Андрей Мятиев, Денис Орлов
Фото - РГАКФД и личный архив Андрея Мятиева
Из журнала "4x4", 2'99, www.club4x4.ru

Помощь странам, противостоящим нацистской Германии, президент США Франклин Делано Рузвельт сравнил со шлангом, который лучше дать при пожаре соседу, когда пламя грозит перекинуться на ваш дом. Но идея ленд-лиза (от cлов lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду, внаем) принадлежала вовсе не ему.

Она возникла в министерстве финансов США осенью 1940 года, когда юрисконсульты этого министерства Э.Фоли и О.Кокс обнаружили в архивах закон 1892 года, принятый еще при президенте Бенджамине Гаррисоне. Сдув с него пыль, они прочитали, что военный министр США, "когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна".

На основании своей находки Фоли и Кокс подготовили билль, то есть законопроект о ленд-лизе, который в январе 1941 года они внесли в Конгресс США. На удивление быстро Палата представителей и Сенат его утвердили, и уже 11 марта 1941 года его подписал президент. Так этот билль стал законом США.

На первый взгляд, мистера Рузвельта втравили в явно убыточное дело. Достаточно взглянуть на порядок расчетов по ленд-лизу:
- материалы уничтоженные или утраченные во время войны, а также ставшие непригодными для дальнейшего употребления оплате не подлежали;
- материалы, оказавшиеся после войны пригодными для гражданских потребностей, оплачивались полностью или на условиях долгосрочного кредита;
- недополученные до конца войны материалы страна-заказчик могла приобрести, и щедрое американское правительство обещало кредитовать оплату.

Единственное, что хоть как-то оправдывало американцев, так это предусмотренное "Законом о ленд-лизе" право истребовать уцелевшие военные материалы назад.

По ленд-лизу в нашу страну пошел нескончаемый вал грузов, от пижонских офицерских сапог с ковбойской строчкой по голенищу до танков и самолетов.

Однако, официальная точка зрения СССР на ленд-лиз выразилась в таких строках: "Советский Союз был предоставлен самому себе, не получал помощи от Запада, в частности от США, именно в ту пору, которая была для него самая отчаянная, когда решался вопрос, быть или не быть советскому государству". Поэтому неудивительно, что когда по кинотеатрам страны в 80-х годах пошел американский фильм "Неизвестная война", многие испытали шок: ас Покрышкин рассказывал, как он всю войну летал на американском истребителе "Аэрокобра" (ошибка редакции - Покрышкин летал на Кобре примерно с середины 1942, в 1941 он летал на МиГ-3 - прим. сканера). О северных караванах с грузами помощи и потопленном немцами английском крейсере "Эдинбург" с русским золотом первым сообщил нам писатель Валентин Пикуль (но лучше бы он этого не делал - прим. сканера). Сколько там золота и за что оно было уплачено мы узнали, только когда крейсер подняли (ошибка редакции: подняли, разумеется, только золото - прим. сканера).

До сих пор мы считаем, что союзники поставляли нам все ненужное, залежавшееся на складах. И вспоминаем, как сам Черчилль однажды обмолвился: "У танка, названного моим именем, недостатков больше, чем у меня самого". Но позвольте, ленд-лизовскую технику принимали наши комиссии. И потом, это "Виллис"-то плохой автомобиль?!

Вообще-то мы просили у американцев вовсе не "Виллисы", а мотоциклетные коляски. Но госсекретарь США Эдвард Р. Стеттиниус в январе 1942-го посоветовал послу Литвинову джипы, которыми уже успешно пользовалась американская армия. Мы попробовали и скоро запросили еще. Всего за войну мы получили 44 000 командирских автомобилей Willys MB и Ford GPW (General Purpose Willys). Эмблем на них не было, поэтому их всех обозвали "Виллисами".

Автомобили к нам поступали 50 моделей - 26 американских, канадских и английских фирм. Производителей комплектующих частей было намного больше: только стандартные задние фонари выпускали пять разных заводов.

Больше всего в Советский Союз попало американских грузовиков US 6 - около 152 000 экземпляров. Их выпускали две фирмы, Studebаker и RЕО. В каждой кабине красноармейца ждала новенькая хрустящая кожанка из тюленьей кожи, но эта роскошь тотчас изымалась на более важные дела - дескать, наш водитель и в шинелке поездит. "Студеры", как фронтовики прозвали эти грузовики, оказались самым подходящим транспортом для суровых фронтовых условий ( в частности, из-за меньшей степени сжатия они были менее чуствительны к качеству бензина - [1]).

Общее же число поставленных в СССР по ленд-лизу автомобилей составило 477 785 штук, не считая запчастей, которых хватило бы для сборки не одной тысячи машин.

12 августа 1941 года в СССР направился первый морской ленд-лизовский конвой, получивший обозначение PQ-00, по инициалам высокопоставленного британского морского офицера Эдвардса (P.Q. Edwards). Грузы пошли в наши северные порты: Мурманск, Архангельск, Северодвинск (Молотовск). Обратные конвои носили индекс QP.

Из американских, канадских и английских портов суда сперва прибывали в глубокий исландский Хваль-фьорд севернее Рейкьявика. Там их не меньше, чем по 20 судов, группировали в караваны, после чего под охраной военных кораблей направляли к нам.

Скоро немецкая разведка установила точные маршруты северных конвоев. Начались потери. Апофеозом драмы стала гибель в июле 1942 года каравана PQ-17: из 36 судов уцелело 11, ушло на дно больше 400 танков, 3000 автомобилей и 200 самолетов. За годы войны немецкие подлодки и самолеты-торпедоносцы потопили 80 судов, хотя для охраны привлекались десятки боевых кораблей, сотни самолетов и тысячи людей. ВМФ США и Великобритании потеряли в северных водах 19 боевых кораблей, а из 17 500 000 тонн стратегических материалов, отправленных к нам через северную Атлантику, не дошло 1 300 000.

Не менее опасной преградой конвоям часто становился тяжелый паковый лед. Из 23 судов конвоя PQ-14 только одно было потоплено, а 14 повернули назад в Исландию, наткнувшись на льды.

Правда, существовал и менее опасный путь: через Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Ногаево (Магадан), Находку и Хабаровск.

Официальная советская история оставила по ленд-лизу немало вопросов. Считалось, что Запад под любыми предлогами задерживал поставки, потому как ждал, что режим Сталина рухнет. Тогда как объяснить поспешность с распространением американцами "Закона о ленд-лизе" на СССР? Возникают и другие вопросы: "Не случайно ли война точно уложилась в срок действия закона, 1941-1945?" или "Кто заинтересовал каких-то там Фоли и Кокса залезть в архивы 1892 года?" Вы представляете себе юрисконсультов министерства финансов США? Просто так они бы и пальцем не пошевелили!

Да вообще ленд-лиз - происки советской разведки. Есть такая версия. Говорят, немалую роль в появлении "Закона о ленд-лизе" сыграл Сталин - с дальновидным коварством он рассчитывал, что когда первым начнет войну против Германии, империалистический Запад ему еще и поможет. Эта тема пока ждет своих исследователей.

Во всяком случае, Сталин проявил высочайшее искусство дипломатии, чтобы обернуть ленд-лиз выгодой для СССР. Черчилль 22 июня вызвался помогать? Прекрасно! Обсуждая с Черчиллем поставки, Сталин первым употребил слово "продать", и гордость не позволила премьер-министру потребовать с русских оплаты. В Рузвельте же Сталин разгадал товарища по уламыванию скептически настроенного Черчилля. И всякий раз, когда северные конвои грозили прекратиться, Рузвельт начинал забрасывать Черчилля паническими депешами. В результате, Черчилль вынужден был делиться с русскими даже той техникой, которая по ленд-лизу предназначалась британской армии. Например, легкими вездеходами Bantam, которых у самих англичан было - кот наплакал (Bantam - это все тот же GP, только другого производителя - прим. сканера).

Сталин настолько виртуозно манипулировал союзниками, что они не замечали, как частенько опускались в своей переписке до уровня нашкодивших школяров: сообщать "дядюшке Джо" о задержке очередного конвоя, или нет. Прерывались северные конвои только дважды - в 42-м, когда Великобритания накапливала силы для крупной операции в Африке, и 43-м, когда готовилась высадка союзников в Италии.

Еще Сталин не забывал регулярно отчитывать союзников за "плохо упакованый груз". А советский посол в Лондоне тов. Майский не постеснялся намекнуть Черчиллю, что если СССР не сможет больше воевать с немцами, то вся тяжесть войны ляжет на плечи англичан. Черчиллю даже пришлось парировать, что до 22 июня 1941 года он вообще не был уверен в том, что Россия не выступит на стороне Гитлера против Великобритании.

При этом именно британский "шланг" подоспел к нам первым. Газета "Правда" в отчете о ленд-лизе отмечала, что британские поставки начались... 22 июня 1941 года! Наверняка известно, что 20 июля к нам направился первый английский морской караван с помощью. Известен и факт, что в сентябре 41-го на северный фронт прибыли две британских эскадрильи истребителей "Харрикейн". О сражавшейся на нашей земле французской эскадрилье "Нормандия" мы знаем. А о британских летчиках? Но это так, к слову. А вот и "автомобильный" пример: во время битвы за Москву за полноприводной "эмкой" ГАЗ-61 маршала Жукова неотлучно следовал Bantam с охраной - один из тех, что не достался британскому солдату.

29 сентября 1941 года Московская конференция представителей СССР, Великобритании и США на самом высоком уровне обсудила вопрос о военных поставках, и 7 ноября 1941 года Рузвельт распространил действие "Закона о ленд-лизе" на СССР. Между прочим, Штаты тогда еще не вступили в мировую войну!

Едва в СССР прибыли первые партии союзнической помощи, Автомобильно-технический комитет Главного автомобильного управления Красной Армии при содействии НАМИ организовал испытания. На них выяснялась пригодность различных марок для службы в Красной Армии, специфика их эксплуатации в различных условиях и т.д. Ох, сколько же ленд-лизовских автомобилей на поверку оказались бесполезными "игрушками"!

С другой стороны, техническая подготовка водителей и техперсонала Красной Армии оставляла желать лучшего. В связи с этим Главное автомобильное управление подняло вопрос об обучении личного состава автомобильных подразделений азам содержания, эксплуатации и ремонта импортной техники. Были переведены на русский язык и изданы книги по эксплуатации и ремонту - они прилагались к каждой машине. Но для простого шофера-красноармейца такие книги оказались слишком сложными. Тогда были напечатаны брошюры с предельно упрощенным содержанием и инструкциями вроде: "Водитель! В автомобиль Студебекер нельзя заливать керосин. Он на нем не поедет, это тебе не полуторка"! На страницах таких "кратких руководств" боец Красной Армии мог отыскать последовательность ремонтных операций на все случаи фронтовой автомобильной жизни: "Делай так-то; если видишь такой-то результат, поступай так: первое, второе. третье...". Тем не менее, тысячи ленд-лизовских автомобилей были загублены именно водителями.

В истории ленд-лиза есть еще одна загадочная страница. 19 сентября 1941 года Черчилль писал Сталину: "Я придаю большое значение вопросу об открытии сквозного пути от Персидского залива до Каспия не только по железной дороге, но и по автомобильной магистрали, к постройке которой мы надеемся привлечь американцев с их энергией и организационными способностями". Однако, широкомасштабные военные действия в районе Персидского залива начались задолго до этого послания. Операцию по захвату иракского порта Басра британские "коммандос" провели еще в апреле 41-го. И первый ленд-лизовский американский завод заработал там до нападения Германии на СССР!

25 июля в Иран вступили с юга британские войска, с севера - советские. Потери британцев в столкновениях с регулярной армией Реза-шаха Пехлеви составили 22 человека убитыми и 42 ранеными. Наши потери неизвестны. Позднее небольшая территория на юге страны (порт Бушир, провинция Фарс) досталась американцам.

Любопытный факт: группой американских военных специалистов, отправленных в Иран, руководили русские - И.С. Кормилицын и его заместитель Л.И. Зорин. Контролировал перевозки южным путем никто иной, как Анастас Иванович Микоян - Заместитель председателя Совнаркома СССР.

Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур - где Тигр и Евфрат сливаются в могучую "реку арабов" - Шатт-эль-Араб. Персы зовут эту местность Хузестан (страна арабов), а арабы - Рафидейн, что переводится как "два источника жизни" или "вода и пальма". Теперь этой колыбели цивилизаций предстояло поработать кузницей Победы в чужой войне.

Сухопутный путь из этого района был в то время один - из Бандар-Шахпура по Трансиранской железнодорожной магистрали через Ахваз и Кум до Тегерана. Мало-мальски развитой транспортной сети между пограничными портами Ирака и Ирана не существовало.

В ходе подготовки к приему ленд-лизовских грузов порты в Хорремшехре, Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы. От Ахваза спустилась на юг к Хорремшехру железнодорожная нитка с ответвлением к иракскому селению Танума (на левом берегу Шатт-эль-Араб, напротив Басры). Американская строительная фирма "Фолспен" накатала от Танума шоссе через Хорремшехр и Ахваз на север Ирана.

Автомобильная техника прибывала в виде сборочных комплектов - в ящиках, и машины собирали прямо на берегу. В порту Хорремшехр выросли авиа- и автосборочный заводы, в порту Бушир - автосборочный завод ( как раз там собирали "Виллисы", "Доджи", "Студебекеры" и "Джи-Эм-Си"), в Басре - автосборочный завод.

Работали на них местные жители - арабы и персы, администрация состояла из американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные специалисты. Платили местным мало, и качество сборки поначалу было очень низким. Тогда наши военспецы настояли на улучшении условий труда и жизни рабочих, и повышении их квалификации. Были построены барачные городки, налажены быт и питание, оплата труда стала сдельной, а за брак начали здорово штрафовать. Очень скоро дело наладилось.

Из Бушира первые 50 грузовиков Dodge отправились в СССР 23 февраля 1942 года. Путь оттуда был намного длиннее, чем из северных портов Персидского залива. Через Ширазский проход в горах Загрос и город Исфахан колонна двинулась на дальний северо-запад страны, в Иранский Азербайджан. На отрезке Миане-Тебриз прошла высокогорные перевалы и прибыла на территорию СССР через советскую и иранскую Джульфу - пункт на границе Ирана и Нахичеванской АССР.

Перегон автомобилей более чем на 2000 км через горы и перевалы, по дорогам и без них оказался делом чрезвычайно сложным. В пути происходила обкатка, а машины шли гружеными до предела - везли запчасти, оружие, продукты, медикаменты.

Титаническими усилиями за первую половину 1942 года удалось проложить по территории Ирана разветвленную систему дорог, построить пункты питания, отдыха и технической профилактики, наладить охрану колонн и мест стоянки, что было немаловажно - на дорогах свирепствовали банды и подстрекаемые гитлеровцами дикие племена кашкайцев.

Пока в Персидском заливе хозяйничали англичане, в СССР приходило 2000 автомобилей в месяц, хотя был установлен план - сдавать в день 120 машин.

В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток увеличился - с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин - вот что значит американская технология масс-продакшн! Всего же южным путем мы получили две трети ленд-лизовских автомобилей.

С удалением фронта от границ СССР этот путь потерял свое значение, и в 1945-м ленд-лизовские грузы пошли через Черное море. Сборку автомобилей в Иране и Ираке стали сворачивать, предприятия демонтировать. 15 октября 1944 года был выведен личный состав из советского военного лагеря в Эш-Шуайбе. 24 октября прекратили свою деятельность советские приемщики в Басре. В ноябре 1944 года были собраны последние автомобили в Андимешке, тогда же было ликвидировано советское представительство в Бандар-Шахпуре.

Обо всем этом у нас предпочитали помалкивать. Советские войска в Иране, военспецы в Ираке, иностранные автомобили в Красной Армии. Сложно все это и непонятно простому народу. Начнешь объяснять, придется вспомнить, что и в СССР работали аналогичные предприятия. Например, Горьковский автозавод занялся сборкой американских автомобилей уже с ноября 1941 года. Даже когда летом 1943-го ГАЗ сильно разбомбили, работа продолжалась прямо под открытым небом. В октябре 1944-го сборочное оборудование и техперсонал были отправлены в Минск, где заняли помещения отвоеванного у немцев авторемонтного завода "Даймлер-Бенц" (будущий МАЗ). Первые 50 грузовиков этого предприятия пошли на фронт уже в ноябре 1944 года. Сборкой "ленд-лиза" занимались также московские ЗИС и КИМ - там же и ремонтировали вернувшиеся с фронта машины. Кроме этого, ленд-лизовской автотехникой занималось множество мелких предприятий. Интересно, были ли посчитаны эти автомобили среди тех 205 000 штук, что согласно советской статистике выпустили наши заводы за военные годы?

Словом, так недалеко и до полной переоценки роли наших союзников в победе над Германией!

Но вот настала пора возвращать одолженный у соседа "шланг". В 1946-47 годах часть автомобилей после капитального ремонта мы сдали союзникам. По свидетельству очевидцев, происходило это так: союзники пригоняли в порт корабль с прессом и ножницами. Специальная комиссия придирчиво принимала технику, проверяла соответствие заводской комплектации, после чего ее тут же отправляли... под пресс и в виде "кубиков" грузили на баржи. Кому, спрашивается, на Западе были нужны автомобили сомнительной сборки, да еще побывавшие в руках красноармейцев?

Под этими прессами бесследно сгинули редкие модели, в том числе разведывательные автомобили RC (reconnaissance car) американской фирмы Bantam. Из 2675 выпущенных "Бантиков", как прозвали их наши водители, почти все в первый год войны попали именно в СССР.

Кстати, вот уж действительно курьез автомобильной истории - фирма Bantam. Как раз на ней работал изобретатель "Виллиса", конструктор Карл Пробст - эта фирмочка решила сделать маленький разведывательный вездеход (Bantam RC), чтобы военными заказами поправить свои не очень хорошие дела. И поправила. Госзаказ оказался настолько велик, что правительство США перепоручило его "Форду" и "Виллису", а "Бантаму" досталось унизительное производство к своему детищу одноосных прицепов.

В заключение все же обратимся к статистике. Американские источники утверждают, что военной техники и других грузов нам было поставлено на сумму около 11 миллиардов долларов. Это вклад США. Включены ли в эту сумму поставки в счет обязательств Великобритании или нет, не сообщается. Американцы поставили нам 359000 грузовиков, 44000 джипов и 3700000 шин. Отчет Наркомата военной торговли, помещенный в "Правде" 11 июня 1944 года, подробно подсчитывает помощь каждой из стран: США, Великобритании и Канады. Хотя грузы продолжали поступать еще целый год, можно представить себе их объемы. Так, Великобритания на 30 апреля 1944 года успела поставить 5239 автомобилей и бронетранспортеров, Канада - 3410 . Американцы за это время дали несравнимо больше - 206000 автомобилей. Многого в Красной Армии до ленд-лиза просто не существовало: разведывательных и грузовых автомобилей-амфибий, тяжелых тягачей с прицепами для перевозки танков, бронетранспортеров. Остается только прокомментировать это в духе президента Рузвельта: мы, конечно, потушили бы пожар подручными средствами, но и от шланга отказываться не собирались.

Теперь уместно задать вопрос о нашем долге США за поставки по ленд-лизу, а был ли он? Долг был, и солидный. Его остаток в количестве 674 миллионов долларов СССР прекратил выплачивать в 1973 году, мотивировав это продолжавшейся с американской стороны дискриминацией Советского Союза в торговле.

А много "Виллисов", "Доджей", "Студеров" и прочих автомобилей долго служило во всех отраслях советского народного хозяйства и в армии. Где-то они теперь?

tramp

Это что, типа статья-открытие?

Слоняра

Я не понял смысла Вашего вопроса.

tramp

Я о статье - факты подаются с экспрессией и желанием уязвить, показать гнилость советьской пропаганды про 4%, хотя были вполне нормальные публикации и при желании более-менее внятную картину ленд-лиза можно построить и без подобных сенсационных разоблачений. Но так удобнее.

george_gl

Мне вот статья о лендлизе понравилась http://www.deol.ru/manclub/war/lendpr.htm
Касательно авто, нужно ещё иметь ввиду что тех ЯАЗ то было выпущено немного, а на студеры грузили по 4-5 тонн.

А по поводу SRL, ну заносит товарища, но он зато приводит факты а вы можете их интерпретировать как вам нравится. Для меня эти факты интересны.

tramp

Касательно авто, нужно ещё иметь ввиду что тех ЯАЗ то было выпущено немного, а на студеры грузили по 4-5 тонн
А кто возражал против признания ОГРОМНОЙ ПОЛЬЗЫ студебеккеров для КА?? Я что-ли??? -
tramp
студеры - без них десять сталинских ударов могло и не быть, как и прыжка за Вислу. Они дали нам подвижность, близкую к немецкой, ну и РСЗО.. основное шасси второй половины, стандартный вариант.

tramp

george_gl
А по поводу SRL, ну заносит товарища, но он зато приводит факты а вы можете их интерпретировать как вам нравится. Для меня эти факты интересны.
Если бы он приводил только факты... да еще в контексте эпохи и ситуации... Вопрос ленд-лиза в реальности толком не изучен, ибо мало кому надобен, поставки танков и машин кое-как любители техники посчитали и ладно, все остальное - практически мимо (фигурально выражаясь), собственно литература новая есть по теме, но сенсации интереснее..

ОРДЫНЕЦ

Слоняра


Вот, например:

«Перераспределение материальных ресурсов в пользу военно-промышленных и смежных с ними производств вызвало крайнее напряжение с выполнением планов предприятий и наркоматов <гражданской» промышленности. Из-за дефицита стали и проката снижался выпуск тракторов, комбайнов, автомобилей и т.д. Так, Горьковский автозавод для нормального хода производства должен был располагать постоянным переходящим заделом металла и деталей на 3- 5 дней. На самом деле с 1939 г. у завода никакого задела не осталось. От массового поточного производства ГАЗ вынужден был перейти на мелкосерийное, терпя большие потери на непредусмотренные технологией частые переналадки обору, оборудования и смену штампов /101/.>

Например - что?

Перераспределение - не кризис.
А то, что перед будущей войной (а в этом никто не сомневался) стали делать не комбайны а танки - правильно.
На поле боя комбайн не уместен.
А если победим - комбайнов понаделают (как и вышло).

Так вот, это не говорит о кризисе.
Не комбайны, значит танки, не танки, значит ещё какую хрень.
Заводы работают, а не стоят как в США в 1930 году.

Крумбалбес

Большевики сделали страну промышленной и независимой, до этого Россия была сырьевым придатком и полуколонией. Естественно это не понравилось загранице. То что война будет никто не сомневался.

ОРДЫНЕЦ

Слоняра
...
Однако, официальная точка зрения СССР на ленд-лиз выразилась в таких строках: "Советский Союз был предоставлен самому себе, не получал помощи от Запада, в частности от США, именно в ту пору, которая была для него самая отчаянная, когда решался вопрос, быть или не быть советскому государству". Поэтому неудивительно, что когда по кинотеатрам страны в 80-х годах пошел американский фильм "Неизвестная война", многие испытали шок: ас Покрышкин рассказывал, как он всю войну летал на американском истребителе "Аэрокобра" (ошибка редакции - Покрышкин летал на Кобре примерно с середины 1942, в 1941 он летал на МиГ-3 - прим. сканера). О северных караванах с грузами помощи и потопленном немцами английском крейсере "Эдинбург" с русским золотом первым сообщил нам писатель Валентин Пикуль (но лучше бы он этого не делал - прим. сканера). Сколько там золота и за что оно было уплачено мы узнали, только когда крейсер подняли (ошибка редакции: подняли, разумеется, только золото - прим. сканера).
...

Официальная тояка зрения СССР говорите?
Ладно.
Читаем "Военноый энциклопедический словарь"
Ленд-лиз
(англ. lend-lease) Система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военн. техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратег. сырья, продовольствия, и т.п. странам - союзникам по антигитлеров. коалиции в период 2-й мир. войны.
Поставкми по Л-Л. получали 42 гос-ва - всего на 46 млрд. дол., в т.ч. и СССР - на 9,8 млрд дол. (ок. 4% произв-са сов. пром. продукции)

Узнав про "Кобру" Покрыншкина испытал шок только тот, кто не читал мемуары его или мемуары его ведомого.

И про тушонку "второй фронт" не знал тот, кто и про войну не знал.

Слоняра
...
До сих пор мы считаем, что союзники поставляли нам все ненужное, залежавшееся на складах. И вспоминаем, как сам Черчилль однажды обмолвился: "У танка, названного моим именем, недостатков больше, чем у меня самого". Но позвольте, ленд-лизовскую технику принимали наши комиссии. И потом, это "Виллис"-то плохой автомобиль?!
...
Ну как Вам сказать, погуглите про "Харрикейны" поставленые нам, да и про "Кобры" их нам начали поставлять, когда британцы от них отказались и свои (американские) ВВС не брали.
Про танки молчу, думаю - в теме.

Машины - да, вещь!
Транспортные самолёты и "бомбёры" - несомненно.
Часть истребителей - прижилась.
Продукты - факт.

Слоняра
...
А много "Виллисов", "Доджей", "Студеров" и прочих автомобилей долго служило во всех отраслях советского народного хозяйства и в армии. Где-то они теперь?
...

Вы не в курсе? Это же Ленд-лиз - дать взаймы.
А потом и забрать.
То что осталось
Их вернули правительству США. А они (США, а не правительство) уничтожали, как правило. Практически на месте.


george_gl

ОРДЫНЕЦ
Про танки молчу, думаю - в теме.

Это что, ви критикуете западные танки 😀 Не пойдёт 😛 😉

А если более серьёзно то у них был один плюс который перевешивал все минусы, они были в наличии. Или пехота идёт в бой с танками или без них. По памяти под Москвой в 1941 было около 460 танков, а это уже не мало.
И как я понял для СССР большее значение имели поставки "полуфабрикатов", а не боевой техники.
А что уничтожили так имели право, ето была их собственность. Хотя и было это не дружественным актом.

Зы: в Минске в 80-е видел буровую установку на базе студера и вещь использовалась по прямому назначению.

ОРДЫНЕЦ

"До конца 1941 г. США поставили в СССР ... танков - 182 ... По данным Гарримана, на 24 декабря 1941 г. США выполнили лишь одну четвертую часть взятых ими обязательств по первому протоколу.

С большими задержками осуществлялись военные поставки в Советский Союз и из Англии. С октября по декабрь 1941 г. она отправила в СССР: ... танков - 487 ..."

Могло и так быть, могли и не успеть.

blacktiger

"Импортные" танки в целом были вполне приличные (за исключением может быть Грант/Ли), просто они, за исключением Шермана не совсем вписывались в нашу тактику ведения боя. Зачастую, наши танки должны были делать всё: поддерживать себя огнем, уничтожать танки, прорывать оборону и пр. Основная часть "импортных" танков могла делать что-то одно, им нужны были огневая поддержка самоходной артиллерии, противотанковые средства и т.д. Поэтому, на нашем фронте им было неуютно. Хотя с технической точки зрения они выполнены на высоком уровне, даже лучше наших.

Слоняра

tramp
Я о статье - факты подаются с экспрессией и желанием уязвить, показать гнилость советьской пропаганды про 4%, хотя были вполне нормальные публикации и при желании более-менее внятную картину ленд-лиза можно построить и без подобных сенсационных разоблачений. Но так удобнее.

Наверно автор экспрессивный человек и действительно хотел показать лживость советской пропаганды. 4% на самом деле очень живучи, наверно потребуется что-то более мощное, чем статья, чтоб их повергнуть. Вы читали реплику ОРДЫНЕЦ на «Однако, официальная точка зрения СССР на ленд-лиз выразилась в таких строках:»
цитата «Поставкми по Л-Л. получали 42 гос-ва - всего на 46 млрд. дол., в т.ч. и СССР - на 9,8 млрд дол. (ок. 4% произв-са сов. пром. продукции)» ?


Если бы он приводил только факты... да еще в контексте эпохи и ситуации..

Tramp, о кто мешает Вам самому написать «да еще в контексте эпохи и ситуации»? 😛


ОРДЫНЕЦ

Перераспределение это действительно не кризис. Кризис это нехватка сырья, которая и вызвала перераспределение существующих запасов в сторону оборонки. Что и привело к снижению производства мирной продукции и продукции двойного назначения.
Нехватка производственных мощностей, дисциплины труда, слабое снижение себестоимости продукции все привело к тому, что сначала в 1939 г возник проект «Положения о военизированном предприятии», которое плавно перетекло в «О переходе на восьмичасовой рабочий день.. ».

Официальная тояка зрения СССР говорите?

Это не я говорю. (ок. 4% произв-са сов. пром. продукции) - это как раз то о чем говорит автор.


Ну как Вам сказать, погуглите про "Харрикейны" поставленые нам, да и про "Кобры" их нам начали поставлять, когда британцы от них отказались и свои (американские) ВВС не брали.

Понимаете ОРДЫНЕЦ, те самые "Харрикейны" никто не навязывал. Не нравятся "Харрикейны" возьми что-либо другое, тушенку, яичный порошок оборудование, бензин:. Советская делегация отбирала то, что ей надо из того, что могли дать. Не нравятся не бери.. Видели глазки что покупали?

Вы не в курсе? Это же Ленд-лиз - дать взаймы.
А потом и забрать.
То что осталось
Их вернули правительству США. А они (США, а не правительство) уничтожали, как правило. Практически на месте.

Я в курсе, что нам передали взаймы с правом последующего выкупа по остаточной стоимости. После войны американцы предложили либо вернуть, либо заплатить за дальнейшую эксплуатацию. Поскольку бабок не было что могли вернули, оставили паровозы, тепловозы и часть грузовых автомобилей. И естественно оборудование промышленных предприятий. В том числе и то, на котором был изготовлен первый советский серийный автомобильный дизель "Джи-Эм-Си" серии "71" у нас ЯАЗ-204. А произошло это в 1947г. Лицензия, на который, американцами была передана нам во время войны. Это тот самый дизель, а точнее линейка моторов которая появилась у американцев в 1938 г и которую СССР согласно постановлению правительства пытался скомуниздить у американцев в 1940 г. Но не передрать толком не тем более освоить в производстве их в то время не смогли.

Слоняра

ОРДЫНЕЦ
С большими задержками осуществлялись военные поставки в Советский Союз и из Англии. С октября по декабрь 1941 г. она отправила в СССР: ... танков - 487 ..."

Успели. 187 «Матильд» и 259 «Валентайнов» прибыло до конца 1941 года. 136 отб. В составе, которой были «Валентайны» и «Матильды» принял участие в контрнаступлении под Москвой.

blacktiger
"Импортные" танки в целом были вполне приличные (за исключением может быть Грант/Ли),

Грант был лучше или хуже Т-60? 😛

tramp

Однако, официальная точка зрения СССР на ленд-лиз выразилась в таких строках:>
цитата «Поставкми по Л-Л. получали 42 гос-ва - всего на 46 млрд. дол., в т.ч. и СССР - на 9,8 млрд дол. (ок. 4% произв-са сов. пром. продукции)
Да, я знаю, но это старя история, сейчас не 1985 и не 1991, вышли книги, более полно показывающие картину поставок, однако неспециалистам и людям, от лишь по случаю этим интересующимся, это попадется скорее, ибо штамп.
кто мешает Вам самому написать <да еще в контексте эпохи и ситуации»?
А я не специалист по данной теме, есть люди, занимающиеся серьезно вопросом, вот их работы можно использовать. Важно знать где искать и что искать по теме.
Хотя кто знает, будет возможность, может и напишу.

Касательно Харрикейнов - для 41-го и 42-го, дляТОЙ ситуации на фронте и они были спасением, машина отлажена и надежна пилотирование вполне достаточно для среднего пилота, в сравнении с И-16. Про свечи на Миг-1/3 не говорю.
А Кобру, от которой отказались.. да, отказались, театр не тот, просто не те условия, а для нашего ТВД подошла и очень, тем более что потом под нас самолет уже стали модифицировать, не говоря уже о Кинг Кобре или Б-25, которые под нас практически с начала создавали.

187 «Матильд» и 259 «Валентайнов» прибыло до конца 1941 года. 136 отб. В составе, которой были «Валентайны» и «Матильды» принял участие в контрнаступлении под Москвой.
Встречал сведения что применялись в ограниченном масштабе. НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЭТИ ТАНКИ ТОГДА ТАМ БЫЛИ, а как говорит ув. М.Свирин - "лучший танк это тот танк, что есть под рукой" (c) поэтому они были нужны и важны, спорить не о чем.
Грант был лучше или хуже Т-60?
Смотря для чего - как средний приемлимо, для сопровождения пехоты и Т-60т был неплох за счет автоматической пушки и заметностью.

Varnas

ценность лендлиза нельзя оценить только по бюджету. Например БТРов СССР непроизводила вобще. Самоходных зениток практически тоже непроизводили. Грузовики в основном тоже студебекеры. Джипы тоже. Также по лендлизу поставляли много раций. А где сыре и станки? Да и вобще - 4 процента ето относительно производства за время всей войны. Да вот тока в 1941-1942 году производство небыло такое как в 1944 1945 году.
И забывает еще одно - еслиб не лендлиз, который шол по морю, то немцы меньше тратили б на подводный флот и морскую авяцию а больше ресурсов направляли на сухопутный фронт.

tramp

Например БТРов СССР непроизводила вобще. Самоходных зениток практически тоже непроизводили. Грузовики в основном тоже студебекеры. Джипы тоже.
Правильно, а зачем, если есть возможность поставок. О разработках БТР и ЗСУ в СССР известно, в противном случае пришлось бы выпускать меньше танков, причем не компенсируя это объемом выпущенных автомобилей.
еслиб не лендлиз, который шол по морю, то немцы меньше тратили б на подводный флот и морскую авяцию а больше ресурсов направляли на сухопутный фронт.
Все равно союзники силы в англии накапливали, Атлантика
так и так перекресток...

ОРДЫНЕЦ

Слоняра
Перераспределение это действительно не кризис. Кризис это нехватка сырья, которая и вызвала перераспределение существующих запасов в сторону оборонки. Что и привело к снижению производства мирной продукции и продукции двойного назначения.
Нехватка производственных мощностей, дисциплины труда, слабое снижение себестоимости продукции все привело к тому, что сначала в 1939 г возник проект «Положения о военизированном предприятии», которое плавно перетекло в «О переходе на восьмичасовой рабочий день.. ».
Вы будете удивлены, но нехватка сырья была даже в США.
Поинтересуйтесь, из чего сделаны статуэтки премии "Оскар", и из чего их делали во время войны.
Это конечно символ, но были вещи и серьёзнее.
Можно вспомнить и о том, как американские женщины добровольно (по призыву) отказывались от нейлоновых чулков, т.к. нейлон шёл на военные нужды.
Так скажем, что в период войны в США был кризис промышленности?
Или нет?
Слоняра
Наверно автор экспрессивный человек и действительно хотел показать лживость советской пропаганды.
Эмоциями хотел показать?
В стиле: "Мамй клянус, учитэл?"
Фактами нужно доказывать.
В каком месте фразы:
"... Э. Нобель мечтал о двигателе, работающем на сырой нефти. Он был уверен: в России двигатель на отходах нефтяного производства будет иметь успех. Такой двигатель совершенно необходим России всегда мечтавшей об экономическом рывке. ..." экспрессия?
А вот элементарная безграмотность и неуважение к читателю есть.
О чём мечтал Нобель, Вы, Слоняра, можете нам объяснить?

Крумбалбес

Слоняра

Об экспрессии я ответил. Если вы считаете что SRL не прав, напишите, в чем именно он ошибается. Что это за критика, если вы не даете своих ответов? Ордынец что предлагал сделать Нобель и почему?

господин SRL никогда не дает ответов на критику, зато очень любит удалять чужие посты, комментируя их в последствии и искажая в пересказе. Приводит надерганную кусками информацию из неуказанных и ненкадежных источников , причем вырывая из контекста, и только те куски которые ему нравятся. Постоянно оскорбляет оппонентов, а в любой критике видит оскорбления.
Сочетание мании величия и в тоже время преклонение перед авторитетами,
и полное неумение вести цивилизованное обсуждение.

ОРДЫНЕЦ

Слоняра
Я понимаю, что вы хотели сказать, но пример приведенный Вами, на мой взгляд, неудачен. В период ПМВ царица и великие княжны работали сестрами милосердия в Царкосельском госпитале. Но это не означает, что российское государство оскудело санитарками.
Основатель советского государства тов. Ленин таскал бревна на субботнике, что тоже не означает, что молодое советское государство испытывало недостаток в разнорабочих.
Это был жест доброй воли, если хотите пропаганда.
Разница между США периодом ВВ2 и СССР в 1939 г в том что с началом войны государство проводит мобилизацию промышленности, планово переводя предприятия с выпуска гражданской продукции на выпуск продукции военного назначения. Выпуск гражданской продукции сокращается, все наличные ресурсы ориентируются в первую очередь на продукцию военного значения. Этому предшествует то решение, которое в СССР приняли, если не ошибусь 23 июня1941г.
Первый пример - да, а вот на счёт нейлона - нет.

Но тут я не вижу тему для спора.

Просто хочу Вам напомнить, ЧТО из себя предстывляли СССР/(Россия) и США в 1920 году и насколько иизменилось соотношение к 1941 году?

Вам не кажется, что несколько неэтично пенять молодой, набирающей обороты экономике, что она не такая могучая, как у США?

ОРДЫНЕЦ

Крумбалбес
господин SRL никогда не дает ответов на критику, зато очень любит удалять чужие посты, комментируя их в последствии и искажая в пересказе. Приводит надерганную кусками информацию из неуказанных и ненкадежных источников , причем вырывая из контекста, и только те куски которые ему нравятся. Постоянно оскорбляет оппонентов, а в любой критике видит оскорбления.
Сочетание мании величия и в тоже время преклонение перед авторитетами,
и полное неумение вести цивилизованное обсуждение.
Пожалуй, присоединюсь без оговорок.

tramp

Вам не кажется, что несколько неэтично пенять молодой, набирающей обороты экономике, что она не такая могучая, как у США?
Могутный рост россиянсской экономики подкосила кровая жидо-монгольская гюбня (tm), прервав ее небывалый взлет девятьсоттринадцатого года...

ОРДЫНЕЦ

tramp
Могутный рост россиянсской экономики подкосила кровая жидо-монгольская гюбня (tm), прервав ее небывалый взлет девятьсоттринадцатого года...
Да...
Могутный рост.
Вы об этом спросили бы у тех, кто без винтовок в ПМВ воевал, про то, как могутная экономик те винтовки по всему миру собирала.
Про снаряды, про авиацию.
Или царь-батюшка прервавший "могутную" поступь 1913-го 1914-м из этих самых, "жидо-монгольской гюбни" (tm)?

А Вы в курсе, коллега tramp, ЧЕМ должна была заплатить Россия после войны за кредиты Запада?
😞

ОРДЫНЕЦ

Впрочем, два последних поста не по теме.
Убирать я их не буду, но продолжать, полагаю не следует.
С уважением.

Слоняра

Давайте до завтра, а сейчас я повторюсь.


В разделе «Артиллерия» участник, открывший топик вправе отказать размещения своих постов в пределах топика, другому участнику, просто из нежелания с ним общаться. В этом случае ему достаточно предупредить другого участника, прямо и не двусмысленно.
Участник, которому оказано вправе общения, вправе продолжить свое общение на эту тему в ином топике раздела.
В любом случае сообщения оскорбительного характера не допускаются.

С уважением, модератор раздела

ОРДЫНЕЦ

Слоняра
[b] В разделе «Артиллерия» участник, открывший топик вправе отказать размещения своих постов в пределах топика, другому участнику, просто из нежелания с ним общаться. В этом случае ему достаточно предупредить другого участника, прямо и не двусмысленно.
Участник, которому оказано вправе общения, вправе продолжить свое общение на эту тему в ином топике раздела.
В любом случае сообщения оскорбительного характера не допускаются.

С уважением, модератор раздела.

[/B]

Уважаемый Слоняра, есть ли возможность ознакомиться с правилами ДО, а не ВО ВРЕМЯ?

ОРДЫНЕЦ

Ох ты, тут уже есть.
Но ладно.
Вопрос практически прежний:
Правила придуманы ДО игры, или в её процессе?
Они написаны "прямо и не двусмысленно" или... ?

Могу ли я их увидеть?

Слоняра

Да, впервые оно озвучено в теме

Хронология изобретений танков
2-12-2007 03:54 PM

Значит так:
Автор Темы может ограничить круг Участников ее обсуждения, предложив кому-либо из Участников более не оставлять в Теме своих сообщений. Просто из нежелания с ним общаться и естественно удалять сообщения этого Участника.
За Участником естественно остается право продолжить обсуждение этой Темы, единственно для этого ему придется создать собственную Тему.

Я надеюсь, что такое решение будет компромиссным, а в данном конкретном случае для Боливара и SRL. И их разное видение хронологии в итоге будет дополнять друг друга, а 'раздельное проживание' поможет избежать конфликтов между двумя неглупыми людьми.
http://forum.guns.ru/cgi-bin/post.cgi/search?act=search&ExactName=yes&SearchUser=%D1%EB%EE%ED%FF%F0%E0&ForumChoice=42&start=20

Слоняра

Я и не предполагал, что моя старенькая бабушка рассказывая мне сказки на ночь совершала уголовное преступление. 😊

tramp

ув. Слоняра, вопросы, затронутые SRL в своих постах, касаются вполне определенной интеллектуальной собственности, не думаете же вы что все это нарыл сам SRL в архивах??? Это даже смешно обсуждать. Поэтому и возникают вопросы о происхождении текстов материалов, выложенных в соотв. темах раздела.

Слоняра

Вопросы об интеллектуальной собственности смешны, потому что Вы господа, даже не представляете, в каких книгах он это вычитал. 😛 Кстати следует применять какие либо санкции к Ордынцу, который цитирует (дословно воспроизводит) текст административного кодекса в объеме не менее 99,9% своего сообщения без указания источника? 😛

Слоняра

ОРДЫНЕЦ
Слоняра , ссылка Вам не видна?
Повторю для Вас:
1. nbx
2.

Это цитата их АПК, если не ошибусь.

Слоняра

ОРДЫНЕЦ
ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.

Официально заявляю, что ВСЕ тексты моих статей мои собственные. Все до последнего слова, точки и запятой. Все эти материалы я выдумал из своей головы. (даже архивам не пользовался). А ВСЕ рисунки и фотографии сам создал в программе Фотошоп и иных программах.
Таким образом размещая свои статьи в пространстве Вашей ответственности я не причиняю Вам неудобств поскольку по данному заявлению написанному в твердом уме и трезвой памяти (в дееспособном состоянии) я БУДУ САМ ОТВЕЧАТЬ по закону в том случае если кто либо предьявит притензии Вам.



Если кто у меня на заборе напишет матерное слово, меня будут судить за мелкое хулиганство или соучастие? 😊 По любому это дело правообладателей. Во-вторых я не вижу фактов цитирования каких либо произведений, а вольный пересказ.

ОРДЫНЕЦ

[QUOTE]Originally posted by Слоняра:

Это цитата их АПК, если не ошибусь.
[QUOTE]
В данном случае идёт прямое цитирование поста nbx.
О чём и говорит ссылка на одну из веток нашего форума.
Не стоит забывать, что мы всё же ЧАСТЬ форума.
Данный пост я привёл как пример (пунктом 2) для того, чтобы показать, как оформляются правила для участников.

Если Вы полагаете, что это часть АПК, Вы вполне быстро можете это проверить уточнив у автора поста.

ОРДЫНЕЦ

Слоняра
Если кто у меня на заборе напишет матерное слово, меня будут судить за мелкое хулиганство или соучастие? По любому это дело правообладателей. Во-вторых я не вижу фактов цитирования каких либо произведений, а вольный пересказ.
Я об этом Вам ничего не говорил, но задал вопрос о правилах, в т.ч. и о том, есть ли там:
ОРДЫНЕЦ
И есть ли в этих правилах пункт о "копирайте"

К слову, вспоминать тут о бабушке, пожалуй не уместно.
😞
Тем более, что она Вам рассказывала отнюдь не авторские сказки.

ОРДЫНЕЦ

Слоняра
Вы знакомы с моей бабушкой?
То, что Вы о ней начали говорить первым, не означает что я с ней знаком.
Стыдно модератору допускать такой офф.
😞

ОРДЫНЕЦ

Чтобы снять напряжённость, полагаю тему можно прикрыть.
Некоторые посты уберу.
Прошу понимания.
😊

С уважением, Ордынец.