Смазка газового узла и УСМ Сайги

КДС

Предлагаю обсудить вопросы:
Как правильно обслуживать детали газового узла Сайги?
Какие смазки применять для обслуживания?
Вытирать или нет смазку с деталей газового узла перед стрельбой?
Очень интересуют мнения много пострелявших участников.
Желательно подкреплять свои выводы случаями из практики.
Кабинетных теоретиков прошу на время умерить фантазии.
Сходные вопросы затронуты ранее http://guns.allzip.org/topic/43/334636.html

Саныч

Газовый узел (поршень и камера) не смазываются.

КДС

Газовый узел (поршень и камера) не смазываются.
Это, пожалуй, самое расхожее мнение. Некоторые впитали его с молоком матери, некоторые запомнили с уроков НВП, некоторые с подзатыльника старослужащего.
А насколько оно правильно? На чём базируется, кроме совковой уверенности в своей правоте? Высказывайтесь, господа!

MOOSEHUNTER

При высокой температуре и давлении масло, сгорая оставляет очень жесткий шлак. Попробуй пострелять смазанным и не смазанным- при чистке оружия поймешь!

КДС

При высокой температуре и давлении масло, сгорая оставляет очень жесткий шлак.
Конкретнее, пожалуйста.На каком образце оружия и после скольких примерно выстрелов Вы наблюдаете такой эффект? У меня не малый опыт эксплуатации АКМ, АК,РПК, ПКТ и Сайги-12, своё оружие чистил сам и не раз руководил чисткой оружия подразделением.

Sergii

Я не смазываю, настрел 150-200 патронов за тренировку, чистится без проблем.
Если смазать, то на торце поршня получается толстый слой нагара, то же самое и в камере.
Это мой личный опыт(как Вы просили).
PS оружие-Вепрь.

------------------
Сергей.

Bob225

Чищу и смазываю как и всю сайгу баллистолом, чистится отлично, все блестит, но так чтоб специально мазать слоем не мажу. Просто после чистки протираю ветошью пропитаной баллистолом. Вообщем все стандартно и отлично.

Tushisvet

Я все детали (собственно камера изнутри, рама, поршень) перед сборкой натираю тряпкой с Баллистолом. Надо действительно будет насухо все вытереть и попробовать пострелять.

КДС

Долгое время был непоколебимо уверен: «Смазывать части газового узла нельзя!»
Это было требованием руководящих документов,

командиров всех степеней и личного опыта оттирания запёкшейся смазки с газового поршня АКМ.
В теме http://guns.allzip.org/topic/43/334636.html уважаемый noise1 упомянул об опытах по смазыванию элементов газового узла стрелкового оружия, что заставило задуматься и поэкспериментировать.
Дело в том, что на охоте оружие больше переносится или хранится в не самых благоприятных климатических условиях, чем стреляет. Опять же, по тем или иным причинам, оружие в условиях охоты не всегда чистится своевременно. Результатом этого оказывается банальная ржавчина пробки или газового поршня Сайги в местах нарушения хромового покрытия.
Я заметил, что масло на деталях газового узла Сайги не выгорает так интенсивно, как на АК. Зато, этого масла вполне достаточно, чтоб предотвратить ржавление деталей. При ближайшей чистке весь нагар элементарно стирается даже сухой тряпкой. Поскольку мои опыты дальше 25 выстрелов на охоте не ушли, было бы очень интересно знать мнение таких людей, как Sergii с настрелом 150-200 патронов за раз.

STRATEG816

Я сначала чищу, потом вытираю насухо. Затем смазываю(балистолом) обильно. и ставлю (сайгу12) вертикально и жду пока всё стечёт в низ. Потом подтираю сухой тряпочкой(снаружи). газовую камеру и поршень тоже смазываю. даже после 30 выстрелов в газовой камере на поршне много нагара(жидкого в перемешку с маслом).
После 30 выстрелов я всегда чищу и заново смазываю.
Я считаю что кашу маслом не испортишь. От лишней смазки хуже не будет или я ошибаюсь?
В любом случае смазан газовый узел или нет туда через газоотводное отверстие при стрельбе залетает одинаковое количество нагара и пороховой грязи. При положении газового регулятора в положении 1 по моему, вообще в газовую камеру ни чего не должно попадать.
То есть есть такое довольно распостранённое мнение что газовый узел смазывать нельзя? Правильное ли это мнение?

Scorp 3

Окончатеньно протираю ветошью, чуть с маслом. Камера почти сухая, но тонюсенький слой масла есть. Если даже обильно смазать и то на первых выстрелах получите высокую скорость отката и нагрузку на раму, на остальных туже самую. Уже писал где-то здесь, когда попадался раздолбанный строительный пистолет, надо было смазать поршень и пару -тройку тяжелых дюбелей через швеллер можно загнать по шляпку, потом по новой смазать.

valdod

Scorp 3
Окончатеньно протираю ветошью, чуть с маслом. Камера почти сухая, но тонюсенький слой масла есть.
Ну прямь один в один 😊

КДС

Scorp 3, Чингачгуку не совсем понятна связь смазки поршня Сайги и скорости отката подвижных частей, неужели так увеличивает?

Бармалейчик

Сайга 410С и 7,62х39 МК. Смазываю моторным маслом синтетикой. Иногда ленюсь чистить перед пострелушками. 80-100 патронов из каждой. Если не убрана смазка, то рыхлый жирный нагар. Легко чистится. Если вытерто, то сухой нагар. Чистится труднее, но грязи сильно меньше. Вот и вся разница.

kerush

После стрельб сначала протираю газовую камеру сухой тряпкой, затем масляной, накрученной на шомпол(это когда протираю газовую трубку),затем зубной щеткой, обильно политой маслом. Пробку-регулятор и поршень-шайбу мою горячей водой, натираю пемолюксом(или чего там у жены на кухне чистящего есть),опять все мою водой и вытираю насухо. Затем тру само ружьё.Перед сборкой все смазываю маслом и в сейф. Перед стрельбой протираю всё ружьё сухой тряпкой. Может оно и не правильно, но у меня духовушка месяца два-три сухой постояла и почему-то зацвела, чуть-чуть,но все равно не приятно. Пусть уж лучше Сайга стоит в масле.

КДС

Если не убрана смазка, то рыхлый жирный нагар. Легко чистится. Если вытерто, то сухой нагар. Чистится труднее, но грязи сильно меньше.
Спасибо за информацию! Можно сделать вывод, что для охоты лучше смазывать детали газового узла Сайги. В боевом оружии смазка выгорает значительно быстрее, и там её лучше удалять. Вопрос мне почти понятен, осталось разобраться с увеличением давления при смазке.

valdod

КДС
Вопрос мне почти понятен, осталось разобраться с увеличением давления при смазке.
Ну тут вроде достаточно понятно... Если провести аналогию с поршневой двигателя внутреннего сгорания, то там масляная пленка на стенках цилиндра и поршня препятствует прорыву газов и увеличивает компрессию... Так, думаю, и здесь, но, конечно, не в такой степени...

STRATEG816

В любом случае лучше "пересмазывать" чем "недосмазывать" я так понял.... Как мы все знаем - смазка защищает от износа подвижных и трущихся деталей и от коррозии. так же в частности смазка в газовой камере защищает её поверхность от вьедания в металл нагара.
Короче моё мнение. - Кашу маслом не испортишь.

Sergii

STRATEG816
В любом случае лучше "пересмазывать" чем "недосмазывать" я так понял....

Как вариант: если долго храните-смазать, перед стрельбами протереть.


STRATEG816
Как мы все знаем - смазка защищает от износа подвижных и трущихся деталей и от коррозии.

Согласен, при условии что смазка "чистая", однако уже после 100-150 выстрелов (а может и раньше) у Вас в камере будет закоксовавшаяся каша из масла, остатков пороха и копоти. И будет она работать как абразив.

STRATEG816
так же в частности смазка в газовой камере защищает её поверхность от вьедания в металл нагара.

Нагара в сухой камере ГОРАЗДО меньше чем в смазаной, чистить тоже легче после стрельбы с сухой камерой.
Это проверено на личном опыте.

STRATEG816
Короче моё мнение. - Кашу маслом не испортишь.


Ну испортить-то конечно там ничего не испортишь, просто зачем себе создавать лишние трудности...


ЗЫ Вариант охотников тоже имеет право на жизнь, за те 20-30 выстрелов что он настреляет за охоту не так уж там много и нагорит. А приедет он с охоты почистит ружо да и поставит его до следующего сезона. А я каждую субботу стреляю по многу, и чищу каждый раз после этого...

------------------
Сергей.

STRATEG816

Согласен.... Не ну я после каждых пострелушек сразу чищу и смазываю, (больше 50 патронов за раз не выстреливаю) я не жду пока там всё закоксуется. Нагар так и так будет, если нет смазки то нагар сухой, И поэтому вероятно кажется что его меньше. (но меньше его не может быть) если смазано то вперемешку с маслом. Один хрен надо чистить и смазывать.
В общем главное следить за оружием.
Получается если камера сухая больше нагара летит в ствольную коробку, то есть нагар не задерживается и не оседает на стенках сухой газовой камеры. На смазанную больше липнет грязи и нагара, следовательно меньше летит в коробку.
В общем я пришёл к выводу судя по мнениям, что камеру нужно смазывать но совсем слегка тряпочкой пропитанной в масле.

Scorp 3

Scorp 3, Чингачгуку не совсем понятна связь смазки поршня Сайги и скорости отката подвижных частей
Ну поверте на слово, она есть. Маслянная пленка образует слой, который в некоторой мере заполняет зазоры и уплотняет узел, масло имеет способность держатся за поверхность. Я приводил пример строительного пистолета, прошло их через руки много, приходилось брать в разных монтажных бригадах, практически все были раздолбанные. Зазоры между штоком и камерой гораздо больше, чем в Сайге вот и масло спасало. И не все оно выгорало, его больше выбивало с повержности газами.
А на счет чистки сухого нагара - я не спешу, разобрал, намазал маслом, пошел кофе попил и т.д. Чем дольше с маслом постоит, тем меньше руками тереть. Правда климат сужой, не ржавеет. Если только в соленом озере не искупать.

КДС

Ну, вроде понятно. Меньше прорыв газов за поршень, сильнее удар по поршню. Надо будет насоветовать тем, кто мается от неперезаряда, врезать вместо мушки велосипедную маслёнку 😀

Scorp 3

Надо будет насоветовать тем, кто мается от неперезаряда
Однозначно поможет на первые несколько выстрелов.

justas

2 Scorp 3:
>> Чем дольше с маслом постоит, тем меньше руками тереть

+1
давеча пострелял, разобрал - масло из балона распылил, собрал.
пока до дома доехал, пока покушал, пока до чистки дело дошло...
короче тереть мало пришлось. 😊

Bob225

давеча пострелял, разобрал - масло из балона распылил, собрал.
пока до дома доехал, пока покушал, пока до чистки дело дошло...
короче тереть мало пришлось.

Да и дома прежде чем тереть лучше сначала маслицем и на часок оставить, через час все снимается без проблем)))

Aleks39

Ржавая Сайга - "не верю" (с) покажите фото ржавой Сайги. Сколько ходил под дождём и по болотам лазил. Грязь на ней видел, воду видел, стояла долго не чищенная - но РЖАВЧИНУ НЕ ВИДЕЛ. (даже смайлик не поставлю)
Чистить Сайгу можно чем угодно, мне понравилось ВД40 побрызгал постояла (пофигу сколько) в ванную и кипятком, после душа чистая и трудо затрат не много.

------------------
Сочувствие достаётся даром, зависть надо заслужить...

КДС

Ржавая Сайга - "не верю"
Такая же, как и ржавый АК и любой другой кусок железа. В моём случае ржа появлялась на пробке газового узла со всех сторон, на обтёртых до металла наружных деталях, и, даже на затворе, когда раз Сайга постояла под дождём со снятым магазином. Фотами, пардон, не запасся, представить не сложно(ставлю смайлик) 😊

Doktor77

Смазываю моторной синтетикой. Домыслы об "абразиве" не имеют под собой основы - в абразиве должны быть твердые зерна, им взяться неоткуда, разве что от внешнего песка. Нагар - мягкий, и ничего износить механически не может, а химическая агрессия как раз маслом моторным и нейтрализуется за счет его специальных свойств.
Моторное масло как раз наиболее близко по своим требованиям к оружейному. ИМХО.

С уважением - Doktor77

STRATEG816

В принципе идея хорошая. У моторного масла очень хорошие свойства и температурный режим большой. 1 канистры на всю жизнь хватит 😊))
Возможно для оружия моторное масло будет даже лучше чем оружейное.

КДС

Возможно для оружия моторное масло будет даже лучше чем оружейное.
В плане антикоррозийной защиты несомненно, особенно наружных поверхностей. Может, только вязкость слишком велика для зимы? Можно и комбинировать, снаружи моторное, во внутрь РЖ.

Stac

STRATEG816
озможно для оружия моторное масло будет даже лучше чем оружейное.
Ну не знаю как моторное для оружия, а вот оружейное для машины подошло: каждую зиму маялся с замком багажника, чем только не мазал - закисает и всё! Пока не помазал оружейным щелочным: всю зиму, мяяягенько работал, без проблем! 😊 По теме: после чистки, смазываю тонким слоем, проблем не замечал...

STRATEG816

КДС
Может, только вязкость слишком велика для зимы?
да в -20 полусинтетика густеет а вот синтетика пожиже будет, всё равно даже если после любого масла хорошо протереть, то тонкий защитный слой масла остаётся. Я заметил что Балистол спрей сначала когда распыляешь очень жидкий и текучий и однородный, а через час (при комнатной температуре) становиться как бы как жир от тушёнки. То есть виден толстый и неровный мягкий слой но он не стекает. Видимо из спрея испаряется "разжижитель или растворитель".

Scorp 3

Очень давно, после смазки бойков моторным маслом поимел досадную осечку на дуплете зимой, -25. После этого моторное хоть куда, но только не бойки.
P.S. О синтетике тогда не слышали.

LEXANDER

покажите фото ржавой Сайги

Ну тады показываю 😊)))) Это не мое:
http://guns.allzip.org/topic/78/368542.html
А вот моя фотка, это всего после 30-ти выстрелов КСПЗшными патронами, веыером перед чисткой. К сожалению фоток более капитального оржавления не сохранилось, НО после нескольких сотен выстрелов это было впечатляюще...

Aleks39

LEXANDER
Ну тады показываю )))) Это не мое:
http://guns.allzip.org/topic/78/368542.html
А вот моя фотка, это всего после 30-ти выстрелов КСПЗшными патронами, веыером перед чисткой. К сожалению фоток более капитального оржавления не сохранилось, НО после нескольких сотен выстрелов это было впечатляюще...
Вы правильную тему указали и если Вы внимательно её прочитаете, то поймёте, что это не ржавчина.
На Ваших фото тоже самое 😀

LEXANDER

:))))) Ну как сказать не ржавчина, заранее прошу прощения у автора за увод темы 😊))) Отстрелял как-то за день около 300 штук, пришел, все нормально почистил, а через неделю ДТК ПРИКИПЕЛ к стволу, именно ржой пошед по резьбе, пришлось отмачивать ВДшкой и скручивать шомполом... После этого КСПЗ опасаюсь стрелять

Aleks39

LEXANDER
)))) Ну как сказать не ржавчина, заранее прошу прощения у автора за увод темы )))
Странно Вы рассуждаете, для меня ржавчина - это окись метала, а для Вас - это окись смазки с пороховыми газами. Для Вас это имеет разницу или нет?

LEXANDER

Конечно имеет, в случае с приржавевшим ДТК это была именно ржавчина, ибо все были вычищенно хорошо. Да и Следующий стрелок указывал на то, что затворная рама была отдраена дочиста. С ним мы лично по этому поводу в Мытищах общались. Такой эффект был только от КСПЗ 7-го года производства. А что касаемо оржавления именно от воздействия внешних осадков то тут да, Сайга устойчива к этоу до невозможности, сам поражался не раз

ksenya

Считаю смазку обозначенных узлов обязательной процедурой. Сухое трение, да еще и при таких нагрузках - это повышенный износ. Агрессивная среда - получите коррозию. Короче, все прелести жизни. Только вот оружейной смазке магазинной не доверяю. Хер ее знает, что это за масло. Пользую для всего арсенала (в том числе и для 12к) моторную проверенную полусинтетику. Она и смазку обеспечивает и нагар получается рыхлый и легко удаляемый, и никакой коррозии. Просто соблюдаю 2 правила всегда:
1. Пострелял - пришел, залил ВД-шкой, оставил на полчаса, вычистил все. Смазал. Причем независимо от настрела. Хоть 1 раз, хоть 200 патронов за раз.
2. Не стоит заливать детали маслом, чтоб аж текло с бедной саюжки. Тоненький слой на мягкий ершир- и достаточно.

Бармалейчик

Пользую для всего арсенала (в том числе и для 12к) моторную проверенную полусинтетику. Она и смазку обеспечивает и нагар получается рыхлый и легко удаляемый, и никакой коррозии.
Думал аналогично. Там (в моторе) металл при аналогичных температурах и давлениях, а масло должно удалять нагар. Что оно и делает.
Только у меня пошла жидкая синтетика :-)

КДС

Решил в этой же теме продолжить разговор про смазку УСМ Сайги да и других видов охотничьего оружия

Scorp 3
Очень давно, после смазки бойков моторным маслом поимел досадную осечку на дуплете зимой, -25. После этого моторное хоть куда, но только не бойки.
P.S. О синтетике тогда не слышали.
Мысль для меня очень понятная, а вот как кто считает, пригодна ли автомобильная синтетика для смазки УСМ в условиях низких температур?
Сайгу кроме "РЖ" ничем не мазал и не боялся, что зимой замёрзнет. Но один раз, при морозе ниже -30С начались сплошные осечки, упустил две стайки куропаток. Причина проста: в канале затвора под ударник собралось некоторое количество жидкой смазки, от мороза она загустела и инерции ударника уже не хватало, чтобы передать бойку импульс для разбития капсюля. Пришлось на морозе в степи разбирать затвор и протирать канал насухо. После этого задержка не повторялась.
Теперь вопрос к знатокам: "А, вот, если в затворе окажется избыточное количество автосинтетики, как поведёт себя ударник?"

Scorp 3

Синтетика по любому, хоть 5W30 будет гуще, чем оружейное масло. Пользуюсь "Белым Медведем" (дешевое масло), проблем небыло, НО... Если ружье после чистки и за бортом очень холодно - первый холостой спуск, если не чистил, по барабану, хоть и -30.

Бармалейчик

Эту зиму много стрелял при -28. Из Сайги МК и из 410. Проблемы были только с 410 из-за ломкости на холоде пластика рекордовских гильз. А синтетика "кастрол" по консистенции жиже чем нейтральное "беркут"
Сейчас купил "шелл". Попробую - расскажу

Sergii

Бармалейчик
Сейчас купил "шелл". Попробую - расскажу

Будете морозить в холодильной камере? 😊

------------------
Сергей.

Бармалейчик

а я тогда следующей зимой расскажу :-)))

Stac

А силиконовой смазкой никто не пробовал??? 😊 Я пневму после тюнинга мазал: после обычного масла детонация была... 😛

KsI

Смазываю маслом "Русак" дешевое оружейное.
Зимой протираю все насухо.

На -15 (конечно это не -30... разница большая. на -30 думаю мог и осечку словить...) ходил часов 8. Отстрелялся нормально.

Ударник НЕ смазываю вообще. Не нужна там смазка. Просто промываю WD 40 при чистке.

Пробовал смазывать Mobil 1. гораздо более вязкое чем Русак. Не понравилось. Русак 30 руб стоит. Хватает надолго. Зачем изобретать велосипед. Хотя на "безрыбье" и моторным маслом смазать можно.

Силикон как-то доверия не внушает. Хотя может реально "прорыв" я трущиеся поверхности смазываю графитной смазкой (летом). Шоб скользило хорошо.

КДС
Теперь вопрос к знатокам: "А, вот, если в затворе окажется избыточное количество автосинтетики, как поведёт себя ударник?"

А как у вас ведет себя двигатель и КПП на -30.

Вспоминаю свою первую машинку ВАЗ 2107. На морозах стартовал выжав сцепление. И разболтав масло в КПП ручкой (попереключав передачи). Реально чувствовалась "вязкость масла" потом отпускаешь потихоньку сцепление и видишь как обороты падают. Очень тяжело движку раскрутить коробку. Думаю не стоит смазывать сайгу моторным маслом на морозе.

Кроме того мы же очередями не стреляем. Соответственно можно и совсем насухо вытереть.

Все вышесказанное разумеется IMHO

Кстати, ни у кого небыло ситуации "примерзания" затвора на морозе?
Вот думаю если отстрелять "пару тройку патронов", Сайга нагреется. Может немного конденсата выпасть и замерзнуть приморозив затвор. В реальности бывает ли такое? Этой зимой морозов почти небыло 😞 не протестировать 😞.

STRATEG816

KsI
На морозах стартовал выжав сцепление. И разболтав масло в КПП ручкой (попереключав передачи). Реально чувствовалась "вязкость масла" потом отпускаешь потихоньку сцепление и видишь как обороты падают.

Всё правильно у меня не 1 автомобиль был. А вот с синтетикой другое дело. там и коробка не замерзает и движок стартером на морозе порезвее раскручивает. Оно ощутимо жиже.
Что тут говорить... Нужно следующей зимой попробовать синтетикой смазать.
Но до -15 моторная синтетика точно порокатит!

KsI

я в семеру какраз синетику лил Мобил 1. 5w50.
А в коробке мобиловская трансмиссионка была.
Вообщем эксперимент отложится до следующей зимы похоже 😊

ksenya

По поводу МОБИЛ 1 не скажу, им не мазал. Но ZIС корейское очень жидкое и на морозе (даже хорошем) меняет вязкость незначительно (хоть и полусинтетика). Весь мой "автопарк" на нем ездит (и в движке и в трансмиссии) и проблем со стартом зимой никогда не было. Поэтому и сайгу им смазываю. На саюжке настрел уже за 1000 перевалил, клинов (тьфу-тьфу-тьфу) минимум (да и то, из-за патронов хреновых). А все механизмы - как новые.
ИМХО - задержки на морозе в больше мере связаны не с загустеванием масла, а с замерзанием находящейся в механизмах влаги. Поэтому чистку произвожу ВД-шкой. Она и нагар хорошо снимает и влагу идеально вытесняет. Потом - ветошью насухо, еще раз чистой ВД, еще раз насухо - и тонкий слой маслица.

КДС

KsI
Ударник НЕ смазываю вообще. Не нужна там смазка.
Опытным путём тоже дошёл до этой мысли(написал выше). Теперь, как начались морозы, вытираю каналы ударника и бойка насухо и осечек не бывает.
KsI
Кстати, ни у кого небыло ситуации "примерзания" затвора на морозе?
Вот думаю если отстрелять "пару тройку патронов", Сайга нагреется. Может немного конденсата выпасть и замерзнуть приморозив затвор. В реальности бывает ли такое?
Чего не было, того не было, даже густо смазывал Сайгу(уже в целях эксперимента), так и не примёрзло. Раз наблюдал владельцев МР-153, дёргавших затворы, для адаптации последних к морозу. Очень колоритная и однозначная картинка, делали они это из горького опыта, ниже -30 у них прихватывало затворы. У друга МЦ21-12 заклинило от конденсата на лёгком морозце, гусей отгонял руками 😊
Справедливости ради, приведу цитату из Наставления по стрелковому делу АКМ: "Если автомат продолжительное время находился на морозе, то перед его заряжанием несколько раз вручную энергично оттянуть назад и продвинуть вперед затворную раму".
И, опять же, справедливости ради, замечу: не упомню ни одного случая, чтобы этому правилу следовали. 😊