Лагвиоль

GFO

Ну блин про лагвиоль
Такс начнем лагвиолей етть наверно штуки 3 . Изобретение французское. Лагиоль - деревушка в горах Обрак. До революции во Франции клепали ножи в Советтере. Французский Солинген. В середине19 го в Лагиоле 4 ремесленника клепали резаки . Они подражпли советерру те ножу произведенному в этом славном городе. Советерр это складник с ' ивовым' клинком оковкой и фиксатором типа 'мушка'. Муха это срань которая фиксирует лезвие на упоре в пружину. Ремеслинники под никами Глез, Паже,Кальмель и Мас. Кальмель деелал кухонники. В 1829 сделал складник который назвал лагвиоль. Оттель и назва. Некоторве грят что кальмель слизал свой девайс с капушаду. Спорный вопрос Тут и ятаганное лезвие и четкое влияние навахи. Не пришол ли этот нож из испанско маврских войн? Хотя французы говорят что рукоять похожа на жамбетту 18 века из Сен Этьена. Хотя она отличалась двумя медными оковками может содранными у стоики. Таперича далее . Коды лагвиоль снискала популярность и вошла в тираж к ней присобачили швайку. Это произошло в 1840 году. И грешно было вимноделам не присобачить штопор. 1880 год. Французы однако. Рукоять обычно роговая, для тонких эстетов слоновая кость с резьбой. Кое кто уже тогда для лучшего контроля клинка нарезал насечки на обухе. Как правило их было семь по числу семи смертных грехов. Декор лагвиолей не эргономичен а скорее декоративен. Спиральный гильоше на пружине символизирует реку времени. Крест в ромбе как символ веры и набожности. А муха фиксатор со временем ревратилась в пчелу.
Именно лагвиоль вдохновила Николя Крокомбетта на свои девайсы с художественной ркзкой. Не смотря на то что чел был доходягой прожил долго 1863-1855. Родился в Тьере. По большому счету ножевщиком не был. Прославился декором и тем что начал наносить гравировку на клинок. И говорят что пчела не лагвиолях его изобретение. Хотя кроме пчелы были рыбка, клевер, орех желудь и тд. И менно его девайсы с накладками из кости нонче в музее Декоративного исскуства в Париже.
После войны лагвиоль забыли. Даже на исторической родине с 1930 выпускали только лагвиоль Кальмеля. Пес его знает с чем это связано наверно с расцветом Опинелей которые не гнушаясь юзали форму лагвиолей.
В 1983 французы решили рвспомнить о бренде. В 85 началась раскрутка города где делают такие ножи. Капитал был набран и в 87 построили завод.
Завод это отдельная поэма. Сама архитектура футуристична. Дизайнер Филип Старк. Именно он придумал лого с буквой L и люминдиевую рукоять. Хотя и до него люди это делали. Тем не менее это не убило частных мастеров например Оноре Дюран у человека есть своя школа. Правдва делают в ней в основном крокомбетты. Но это оскал капитализьму. Лагвиоль канешна круть но у нее еть родственники наваха и тьер. Но об этом позжее.

Шико

А моно я про наваху, статейку скину?
Уж очень мне этои ножи нравятся.

Одним из наиболее колоритных и известных видов компактного складного холодного оружия является классическая испанская наваха. Пожалуй, ни один тип складного ножа не был окружен таким густым флером жутковатых историй, легенд и преданий. Наваха встречается в литературных произведениях Теофиля Готье и Лиона Фейхтвангера. Наваху изображали на своих картинах Гойя, Веласкес, Мурильо и их современники. В самой Испании такой нож то носился свободно, то за него подвергали уголовным преследованиям. Чем же на самом деле являлась наваха и какова была ее роль в испанском обществе XVII - XIX веков? Для ответа на этот вопрос придется сделать небольшой исторический экскурс.
Слово "navaja" (читается как "наваха"), видимо, происходит от латинского "novacula", что означает "бритва". Сами складные ножи с таким названием появились в Испании примерно в XV - XVI веках. Ныне это название закрепилось за складными ножами вообще - нескладные разновидности носят название cuchillo. Популярность навах связана прежде всего с ужесточением испанского антиоружейного законодательства, которое повсеместно лишало непривилегированные сословия права на ношение полноценного оружия. С XIII по XVII век властями издавались эдикты, которые практически лишили горожан и крестьян права иметь личное оружие. Да и золотой век испанской короны к этому времени уже был на закате. После Тридцатилетней войны в стране свирепствовала инквизиция и затяжной экономический кризис. В XVII веке Испания начала стремительно терять международный престиж и большие территории за пределами Пиренейского полуострова, что очень больно било по национальному самосознанию испанцев. Огромная пропасть между богатством королевского двора и нищетой народных масс вызывала постоянные классовые конфликты. Нестабильность ситуации в стране и гипертрофированное чувство собственного достоинства простых испанцев делали наваху более чем востребованным инструментом, особенно в среде горожан. Французкий путешественник, автор книги "Путешествие по Испании" Теофиль Готье писал в 1843: "Любимое оружие испанцев - наваха, особенно среди тех, кто живет в городах". Ему в 1845 вторил английский путешественник Ричард Форд: "Как для путешественника абсурдна идея отправиться в путь босиком, так и для испанки недопустимо отправиться в церковь без веера, а для испанца - пойти прогуляться без навахи".
Несколько лучше дела обстояли в Андалусии, Эстремадуре и Новой Кастилии - районах крупного дворянского землевладения. Здесь вовлечение дворян в торговлю вызывало сокращение традиционной мелкокрестьянской аренды и расширение собственного хозяйства сеньоров, основанного на применении труда батраков и малоземельных крестьян. Тут быстро шло расслоение деревни: возрастала численность малоземельных и безземельных крестьян, выделялась зажиточная крестьянская верхушка. Росли города, в них расцветали ремесла. Считается, что именно андалусский регион подарил миру бой быков, традицию фиесты, зажигательный танец фламенко, феномен крутого "мачо" и саму наваху.
Ее современный облик во многом начал складываться в конце XVII века. Наиболее простые разновидности этого складного ножа имели изогнутую рукоять из цельного куска рога, листовидный клинок длиной с ладонь и шириной в два - три пальца. Клинок был однолезвийный, реже встречалась частичная заточка обуха. Обоюдострые навахи имели прямую рукоять, в которой клинок скрывался почти целиком. Иногда длина клинка превышала длину рукояти. Такой нож носился в специальном чехле на манер нескладного и им можно было работать как в сложенном, так и разложенном состоянии. Отличительной чертой навах является мощная наружная пружина, напоминающая конструкцией коромысло, закрепленное посредине осью на рукояти, один конец которого упирался в рукоять, а другой специальным отверстием фиксировал клинок в открытом положении за выступ на пятке. Иногда пружина имела сложную конструкцию, состоящую из нескольких сегментов, что практически обеспечивало складному ножу надежность нескладного. Чтобы сложить такой нож, требовалось приложить немало усилий - подчас на пружине для этого выполнялся специальный рычаг. Считалось, что хорошей навахой можно пробить насквозь две медные монеты, положенные на брусок из твердой древесины: прочный фиксатор не давал клинку сложиться, а великолепное качество стали, известное по толедскому холодному оружию, сохраняло острие в целостности и сохранности.
Названий у навахи было великое множество. В Андалусии ее именовали mojosa (колючка), chaira (мусат) и tea (горелка); в Севильи - las del Santolio; среди солдат, заключенных и бандитов Мадрида она была известна как corte (лезвие), herramienta (рог, зуб), pincho (колючка, острие), abanico (веер) и т.д. Часто навахи получали от хозяев и имена собственные. Иногда, весьма красноречивые: - например, "производитель вдов".
Носился такой нож заткнутым за пояс. Он был всегда под рукой. Благодаря высокому спросу, производство было широко налажено цеховыми ремесленными организациями - навахи делали в Альбасете, Санта Крус де Мадейра, Солане, Бонилье, Валенсии, Хаэне, Севилье и многих других регионах. Артуро Санчес де Вивар писал о все возраставшей популярности этого ножа: "Мало-помалу, наваха приживалась во всех слоях и классах испанского общества: среди тружеников, среднего класса и даже аристократии, которая приняла наваху в качестве своего постоянного компаньона. Простым доказательством этого факта является множество музейных навах, материалы и отделка которых были явно по карману лишь представителям высшего сословия". Действительно, навахи отличались крайним разнообразием и по форме, и по размерам, и по способам украшения. На смену простым рукоятям из рога приходят металлические, с накладками из кости и ценных пород древесины, богато украшенные инкрустированными орнаментами и драгоценными металлами. К XIX популярность навахи достигла такого размаха, что ее стали производить и за пределами Испании - в Шеффилде, Золингене и Шателеро. Причиной тому послужили коллизии, в которые оказалась вовлечена Испания на переломе XVIII и XIX веков.
За ударом по национальному престижу, нанесенным разгромом испанского флота британцами при Трафальгаре в 1805 г. последовало отречение короля Карла IV от престола. В 1808 г. Наполеон воспользовался случаем и возвел на испанский трон своего брата Жозефа, что привело к народному восстанию и переросло в Пиренейскую войну 1808-1814 гг., которую испанцы называют войной за независимость. В 1813 г. вернувшийся на испанский престол после разгрома армии Наполеона Фердинанд VII до самой своей смерти в 1833 г. подавлял малейшие намеки на либерализм. Все XIX столетие знаменуется борьбой против реакционной монархии - гражданскими так называемыми Карлистскими войнами (всего их было три). Именно в ходе Пиренейской и Карлистских войн навахи и снискали свою мрачную славу.
Так в годы Пиренейской войны испанские партизаны поистине подняли "наваху народной войны" на борьбу с оккупационными силами французов. Только в Арагоне и Каталонии два французских корпуса общей численностью около 60 тыс. человек были фактически скованы в течение ряда месяцев действиями нескольких тысяч партизан и войсковыми подразделениями также действовавшими партизанскими методами. Сами навахи изрядно подросли в размерах - при нападениях на обозы и небольшие отряды французов широко использовались "складные ножи", достигавшие в разложенном виде метровой длины и больше.
После изгнания французов национально-освободительная война стала перерастать в классовую баталию: крестьяне отказывались платить подати и захватывали земли помещиков. Доходило до случаев физической расправы с представителями социальной верхушки. В хаосе гражданских войн страну наводнили банды, не делавшие различия между бедными и богатыми, грабившими, насиловавшими и убивавшими, не глядя на социальное положение, пол и возраст. Поэтому даже женщины вооружились небольшими навахами, получившими название salvavirgo. Рафаэль Мартинес дель Пераль писал об этом неспокойном времени: "Бедный или богатый, знатный или простолюдин, испанец с присущей ему мудростью и предусмотрительностью пользовался тем, что обеспечивало ему возможность защищаться. И тут навахе не было альтернативы, ибо обладала она не только основными достоинствами шпаги, но и рядом дополнительных преимуществ". Эти преимущества - компактность, надежность и прочность - позволяли искушенному бойцу с навахой успешно противостоять вооруженному холодным оружием противнику.
Особая техника и тактика применения такого ножа в бою нашла отражение даже в нескольких трактатах. Наиболее известным из них является опубликованный в 1849 году под инициалами M.d.R. "Manual del Baratero". 4 главы этой небольшой книги содержат 30 коротких уроков владения нескладным ножом, навахой или ножницами. В книге приведены и разнообразные тактические уловки - от использования плаща и шляпы в ходе поножовщины до броска навахой в оппонента и незамедлительного дальнейшего бегства.
Для пресечения революционной смуты в первой трети XIX века в Испании были приняты поистине драконовские меры - всякого, задержанного рядом с местом преступления со складным ножом, без дальнейших разбирательств расстреливали или вешали, привязав наваху на шею. Этот сюжет был увековечен в одном из офортов серии "Бедствия войны" Франсиско Гойи. Тем не менее, испанцы от ношения навах отказываться не собирались вплоть до конца XIX века, когда улучшение криминогенной и социально-экономической ситуации в стране сделало это предосудительным. Но и тогда они продолжали пользоваться популярностью среди цыган, городских люмпенов, сельских батраков и моряков.
Однако, та же мрачная слава немало посодействовала популярности навах в среде коллекционеров. Достаточно указать, что в конце XIX века несколько испанских складных ножей в свои богатейшие коллекции холодного оружия не погнушались включить даже особы королевских кровей из царствующих домов Австро-Венгрии, России и Германии. Интерес к навахам велик и поныне. Туристы и любители охотно приобретают продукцию современных испанских фирм, делающих разнообразные версии этих национальных ножей.

Шико

Да и еще, хотелось бы знать, в целях повышения образованности, а хто такой это ТЬЕР?
Первый раз такой термин слышу?

С уважением, Шико.

GFO

Тьер это городишко французский. Типа как Ворсма или Златоуст у нас. Ну тама типа ножей делали немеряно. Был один деятель Жан Пьер Трей. Уговорил соратников на образование и раскрутку бренда. В 1994 издал сей девайс. По формам похож на лагвиоль да и лого лагвиольное только вместо L прописное Т

A

Я видел указание дорожных знаков на музей ножей Лагвиоль, когда ехал из Гренобля в деревню Валюр (Валуа?) по дороге на Милан. Там еще деревня была, Аргентина называлась.
А что, на самом деле хороший нож? Я думал, думал и потом Викс купил как сувенир с Альпов.

GFO

A
А что, на самом деле хороший нож? Я думал, думал и потом Викс купил как сувенир с Альпов.
Нууу не знаю. Я давно чего нить подобное хочу. Это так скорее безделушка типа опинеля которую хочется иметь.

Шико

GFO
Нууу не знаю. Я давно чего нить подобное хочу. Это так скорее безделушка типа опинеля которую хочется иметь.

Ооо, единомышленик. 😊
Тоже давно в Москве наваху ищю.
Только не для баловства, а реально рабочую.
Вот думаю по интеренту, что ли заказать.

Crown

GFO
прожил долго 1863-1855.

"Время вперед" (с) Свиридов.

T

В Коммандосе на Кузнецком мосту есть четыре Лагвиоли, видел сегодня утром. Совсем простые - темная коричневая деревянная ручка со штопором. От 2250 до 3400. Все одинаковые, отличаются размером. Лежат в стеклянном кубе посредине зала на нижней полке.