Лопнула ось лезвия. Интересный дефект металла.

Kazbich

Развалилась на Линтоне ось. 5 мм диаметр. Никаких бешеных нагрузок не было - просто щелкал (ну может - небольшой удар в процессе инерционного открывания). Лопнула не по резьбе, не резьба винта (около 3.3 мм диаметром), а именно по сплошной цилиндрической части, в районе перехода к "шляпке". Скол - такое ощущение, что прямо как на стекле. Никакого крупного мартенситного зерна не наблюдается. Похоже, что именно каверна была в металле. Хорошо, что не где-нибудь в лесу на пикнике развалилось. Поставил болт с гайкой М5. Фиксация осталась не хуже, чем с исходной "родной" осью. Но вообще - чудно. Было дело - на совсем нонеймовом Китайце ось по резьбе лопнула. Но там нагрузка была совсем дурная и явно на разрыв, в совсем нехарактерном направлении. А тут - практически "на ровном месте".


Sir_c4094e

Если прямо под шляпкой- вполне возможно, что просто по концентратору- грани. Плечо, судя по останкам осевого крепежа, довольно солидное, и при сочетании с какими-либо перекосами может такое и вызвать. А может, и усталостное разрушение, которое росло от какого-нибудь заводского дефекта. По фоткам ничо не понятно. 😊
А если каверна- она будет видна на двух новообразованных половинках оси. 😊

Kazbich

Да вторая половинка куда-то под шкаф, похоже, улетела - не посмотреть сразу. Если микроконцентрации в районе перехода от цилиндра к шляпке - может конечно быть. Плюс - все-таки ударная нагрузка при инерционном открывании. Просто поверхность "скола" больно уж странная - гладкая и с плавным углублением к центру. Но на перекал и остаточные напряжения при переходе диаметров - вроде тоже непохоже - судя по царапинам на рабочей части - лезвие все-таки большей твердости. Просто было бы крупное зерно - было бы видно. А так - гладая поверхность и вроде как отслаивания легкие "чешуйками".

Хотя - помнится, на 40Х13 при среднем отпуске (и средней твердости, соответственно) есть диапазон с пониженой ударной вязкостью (причем - достаточно заметное понижение). То есть - выше и ниже - ударная вязкость больше. Возможно, что и в аналогичный диапазон и на этой оси угораздило попасть.

Sir_c4094e

Может и так, хотя крепеж чаще незакален. Может быть, за время пользования выработался запас площадки текучести? По описание похоже на хрупкий излом. Хотя эти "чешуйки"... Как у усталостного. 😊

Kazbich

Термообработка, похоже, все-таки была. Там лезвие в 4.7 мм толщины - иначе замятия были бы, либо царапины от лезвия. Да и излом не такой был бы на некаленом (просто 5 мм болт, даже слегка подпиленый - на изгиб обломить - то еще развлечение). Особо перетяга там похоже тоже не было - иначе лезвие просто не двигалось бы. Усталостному взяться неоткуда - нож дома около недели, ну в палатке с месяц пролежал, не более. Похоже, что именно хрупкий, и из-за остаточных напряжений после термообработки, в том числе.

Sir_c4094e

Вариант перетяга может быть и таким, например, как на картинке:

Даже небольшого перекоса хватит. 😛

Kazbich

Да хватило бы, если бы шляпка оси лежала на стальных накладках. Но там что-то слоистое, сравнительно со сталью не особо жеское. Да и люфт винта в оси все-таки присутствует, это не жесткая установка болта с гайкой снаружи плашек. Да и реальный сильный перетяг - ну просто лезвие при таком не открывалось бы.

Sir_c4094e

Хм... А как отечественный держит? 😊

Kazbich

Насмерть 😛 На то он и отечественный болт 😊. Никакого люфта, никаких попыток разваливаться. Никакого самопроизвольного откручивания. Усилие вращения лезвия и поперечные люфты - можно вывести практически с микронной точностью (щлиц - это не малюсенькое отверстие под шестигранник на "родной" оси). С многократного инерционного открывания - тоже никаких сдвигов положения лейнера на опорной площадке. Надо будет как-нибудь, ближе к праздникам, пойти веточки этим монстром порубить. Но, ИМХО, там и от этого - вряд ли что-то сдвинется.

Sir_c4094e

Да, шестигранники... Для техасских рейнджеров. 😊
...Ветки рубить, ИМХО, жалко- мягковат жеж. 😛

Гоблин

Ххе... Лопнула ось лезвия... Уж сколько раз твердили миру...

Kazbich

Ну всяко бывает. В Армии видел ломы, пополам сломаные, гири с отколотыми ручками, ось РЛС, лопнувшей именно в результате дефекта металла (после 9 лет нормальной эксплуатации). Дома пассатижи раздвижные финские развалились. После года эксплуатации, при весьма незначительной нагрузке (просто зажимая руками - отломилась одна губка). Елка под краны в ванной развалилась (после установки последнего крана где-то года за три до этого). В общем - металл - штука все-же странная. Вроде бы и вязкий, но иногда и при нормальных условиях и весьма незначительных нагрузках (а не после погружения в жидкий азот) ведет себя почти как стекло или рассохшийся полистирол 😞.

Sir_c4094e

Ну, гири обычно чугунные, а чугун вообще штука хрупкая. 😛
Белый чугун (зверски отожженный) рвется руками. 😊

А так да, временами разваливается все, причем, без особых явных причин. 😊

Гоблин

Вопрос только, насколько часто разваливается.

Sir_c4094e

Мдя. Тут в точку. Бывают определенные закономерности.