Подскажите "правильную" форму клинка классического японского танто-аигути.

Kazbich

Общие представления есть. "Американская" версия не интересует. Интересуют "тонкости" именно "аутентичных" моделей, а именно:

1. Каков угол схождения РК и обуха у самого острия?
2. Есть ли перед самым остриём прямой, а не по радиусу участок клинка.
3. Практиковалось ли на "аутентичных" моделях долы и фальшспуски на части обуха?

Заранее спасибо за ответы. Просто, по найденым фото толком не понял - это более-менее копирование исторических оригиналов, или уже голые "инсталляции" современных дизайнеров.





Nikolay_K

вообще то есть более подходящий раздел для таких вопросов:

Японское холодное историческое оружие
http://guns.allzip.org/forum/188/

от себя добавлю, что японское оружие разных периодов
очень сильно отличается друг от друга по всем параметрам и форме

slsr

да, тема обширна и неоднозначна, в последне время её сторонюсь, с целью сохранности мозга

kU

только и исключительно на основании собственного опыта, т.е. могу ошибаться:
угол разный, но без крайностей
прямого участка не видел
долы видел, фальшлезвий не припомню.

Kazbich

Nikolay_K
Японское холодное историческое оружие
http://guns.allzip.org/forum/188/
Заглянул, посмотрел по разделу.

Только вот такое "но" -

Mower_man
обсуждается только ИСТОРическое оружие и его аналоги а также подделки под историческое оружие, никаких "американских танто", никаких "ижмеховских ниньзя".
Мне же интересна лишь сама "геометрия", а не "оригинальность" производителей моделей или аутентичности "ксерокопий" оригиналам по всем характерным параметрам. Да и задачи - скорее под вопросы "ижмеховских ниньзя", а совсем не под попытки получения хоть какой-то "аутентичности" даже не "реплики", а скорее весьма "по мотивам". Задавать в том разделе подобные вопросы - ну примерно как интересоваться в разделе про Spyderco близостью стиля даже не Byrd, а Fortuna и Mertz Solingen к стилю оригинальным Spyderco. Ну сразу тапками насмерть, возможно, и не закидают 😊, но по делу - ничего кроме RTFM услышать, скорее всего, не удастся.

Если более конкретно, то вот примерно из данного "ликбеза" ( http://vistpro.ru/2008/07/29/64/ )

Достаточно абстрактно, именно про "геометрию" несколько вопросов:
1. Может ли быть на Канмури-отоси-дзукури (или Унокуби-дзукури) долы по участку от рукоятки до начала фальшспусков?
2. Есть ли на Синоги-дзукири явный угол между РК на "радиусе" у острия и основной линией РК?
3. Настолько ли явная грань в вариантах со спусками не от обуха (Синоги-дзукури, Сёбу-дзукури) между спусками и "плоскостью" или всё-таки там достаточно "сглаженый" переход, а "грани" появились только уже исключительно на "новоделах", с изготовлением голой мехобработкой, а не ковкой?
4. Насколько часто другие варианты, кроме варианта со спусками от обуха (Хира-дзукури) встречаются на "родных" образцах, а не на "новоделе"?

Просто, все данные описания в большей степени относятся к длинноклинковым моделям, а не к формату "короткоклинковых" версий танто-аигути.

Извиняюсь, что много и очень сумбурно - просто пытаюсь набрать информацию именно про "геометрию" клинков, а не про историю происхождения и особенности, присущие различным историческим периодам и различным регионам Японии.

Насчёт задать эти вопросы в раздел "Японское холодное историческое оружие" - боюсь, что участникам раздела может показаться малоинтересным. Вопрос, по сути, о заимствовании некоторых элементов "аутентичного" стиля, с возможным "неаутентичным" смешением некоторых элементов в таком сочетании, от которого даже изготовители полусувенирных "ксерокопий" катан из Китая - могут помереть со смеху. В "Мастерскую" - ну насчёт изготовления пока тоже ничего внятного не планируется. Вот и задаю вопрос в общем разделе "Холодном оружии".


Fet

Припоминаю, была тема "геометрия катаны" http://guns.allzip.org/topic/97/252406.html - там много было дельных рассуждений о классических формах.

Kazbich

Fet
там много было дельных рассуждений о классических формах.
Спасибо, обязательно внимательно перекопаю ту ветку.

Fet

Тема заимствования отдельных элементов очень интересная, имхо. Но не факт, что так сходу получится что-то толковое. Я не особо японист, знающие люди меня поправят, мне представляется, что японские э... фишки хорошо работают друг с другом в комплексе, скажем так. Просто и с пользой выдрать что-то довольно сложно, надо с умом выдирать. 😊

Ljosviking

Fet
Тема заимствования отдельных элементов очень интересная, имхо. Но не факт, что так сходу получится что-то толковое. Я не особо японист, знающие люди меня поправят, мне представляется, что японские э... фишки хорошо работают друг с другом в комплексе, скажем так. Просто и с пользой выдрать что-то довольно сложно, надо с умом выдирать. 😊

Полностью с этим согласен: японскость проявляется в нюансах линий и сочетании деталей. И, разумеется, в подходе к работе, дающем соответствующую "энергетику" готового клинка. Никаких сугубо японских форм в принципе не существует: почти все они заимствованы в то или иное время из Кореи, Китая, Европы. А те, что нет, распространены повсеместно.

Ljosviking

не же интересна лишь сама "геометрия", а не "оригинальность" производителей моделей или аутентичности "ксерокопий"

Айкути - это вариант монтажа (букв. "только устье", то есть без гарды!). Клинок у него может быть (и бывал) любым. Просто, некоторые наиболее распространены (как правило, наиболее простые, универсальные и практичные): они и сформировали образ подобного ножа в современном сознании. Чаще всего, это - прямой обух, спуски от него же и плавная дуга лезвия. Дело еще в том, что таким образом монтировались кайкЕны, которые носили с собой всегда и делали ими всякое. Отсюда простота (нужны всем в большом количестве) и универсальность (спектр применения максимально широк).

Что касается геометрии, то, по моему глубокому убеждению, за вдохновением нужно обращаться не на форумы, а к серьезным источникам, содержащим точные схемы и высококачественные фото.

По данному вопросу могу посоветовать приобрести следующие имеющиеся в наличии издания, с которыми знаком лично.

1) http://www.amazon.com/Connoisseurs-Book-Japanese-Swords/dp/4770020716/ref=sr_1_9?ie=UTF8&s=books&qid=1272607572&sr=8-9 (Толстый, подробный, фундаментальный справочник с фото и схемами. Лучшего по широте охвата и полноте я не видел. По крайней мере, на европейских языках.)

2) http://www.amazon.com/Japanese-Sword-Comprehensive-Guide-Library/dp/0870115626/ref=sr_1_4?ie=UTF8&s=books&qid=1272607572&sr=8-4 (Сильно облегченный вариант пункта 1.)

3) http://www.amazon.com/Cutting-Edge-Japanese-Swords-British/dp/0804836809/ref=sr_1_23?ie=UTF8&s=books&qid=1272607626&sr=8-23 (Великолепные фото исторических образцов, включая танто. Англичане наворовали много: даже больше американцев, и, главное, более толково и избирательно. 😊)

4) http://www.amazon.com/Modern-Japanese-Swords-Swordsmiths-Present/dp/4770019629/ref=sr_1_29?ie=UTF8&s=books&qid=1272607626&sr=8-29 (Прекрасный иллюстрированный отчет о тенденциях в японском клинкостроении за последние 150 лет, составленный японским мастером-кузнецом.)

5) http://www.amazon.com/Art-Samurai-Japanese-1156-1868-Metropolitan/dp/0300142056/ref=pd_rhf_shvl_3 (Все, что недотырили англичане, досталось пындосам и лежит теперь в Нью-Йорке. Качество альбома, как водится, вне всякой критики.)

6) http://www.amazon.com/Art-Japanese-Sword-Polishing/dp/4770024940/ref=pd_rhf_shvl_1 (Нюансы традиционной полировки, изложенные автором пункта 4 с той же скрупулезностью и компетентностью.)

7) http://www.amazon.com/Craft-Japanese-Sword-Leon-Kapp/dp/087011798X/ref=pd_sim_b_3 (Самая популярная в мире обзорная книга по традиционной технологии того же автора.)

8) http://www.amazon.com/New-Generation-Japanese-Swordsmiths/dp/4770028547/ref=pd_rhf_shvl_4 (Совсем современные тенденции кавайной ковки 😊.)

Kazbich

Ljosviking - огромнейшее спасибо за такую серьёзную подборку информации. Попытаюсь хоть что-то из указаных источников найти в интернете. Закупать с Amazon - увы, ни времени, ни денег просто не найдётся.

Kazbich

Fet
Тема заимствования отдельных элементов очень интересная, имхо. Но не факт, что так сходу получится что-то толковое. Я не особо японист, знающие люди меня поправят, мне представляется, что японские э... фишки хорошо работают друг с другом в комплексе, скажем так. Просто и с пользой выдрать что-то довольно сложно, надо с умом выдирать.
Ljosviking
японскость проявляется в нюансах линий и сочетании деталей. И, разумеется, в подходе к работе, дающем соответствующую "энергетику" готового клинка. Никаких сугубо японских форм в принципе не существует: почти все они заимствованы в то или иное время из Кореи, Китая, Европы.
Началось у меня совсем не с "японистики", а с того, что почему-то визуально, просто по фото, понравился CS Kobun новенький, из каталогоа 2010 года. В своё время облизывался на VN подобного "формата", но и верёвка на рукоятке на понравилась, и шли они тогда из 420-й стали. А тут - и AUS8, и цена должна быть достаточно вменяемая. Да и старая их модель в России под ХБ сертифицирована. Дождусь, как в продаже появятся, куплю. Не в том вопрос. Хочется его в качестве EDC в сумку. Совершенно нелогичное желание, но тянет, и всё тут.

Понятно, что технология там к "историческим" прототипам отношения не имет вообще никакого. Да и "дизайн" - и спуски вогнутые, и форма у острия "Американского" танто, то есть - чисто "новодел". Понравились именно сами общие "обводы" ножа при таком габарите.

Потом, практически случайно, столкнулся с кухонниками фирмы MAC. При совершенно "вывернутых" относительно линии РК рукоятках - показалось на удивление удобно в эксплуатации. Потом ещё и геометрию ножей Уракова тоже вспомнил.

Вот сейчас потихоньку и набираю "кусочки" из классической "японистости" именно под бытовое применение. Не под исходное назначение танто в качестве "короткого меча", а совсем не "ножа", а под задачи практически 90% ХБ назначения. Понятно, что в качестве "тактических" они очень неплохи. Разглядываю уже именно "поэлементно" под "нетиповое" применение. Ну все части на танто не с потолка же взялись (пусть с достаточным "исходным" копированием" из корейских стилей ХО).