Сказка или быль?

Andrew_D

Вот, наткнулся сегодня на http://ru.wikipedia.org/wiki/Gimli_Glider Неужели действительно такое было? По идее, такой пепелац с вырубленными движками должен летать, как топор...

Планёр Гимли (англ. Gimli Glider) - название, которое получило необычное авиационное происшествие, случившиеся 23 июля 1983 с Боингом 767 авиакомпании Air Canada. Самолёт выполнял рейс 143 из Оттавы в Эдмонтон, когда неожиданно закончилось топливо и двигатели остановились. После довольно продолжительного планирования, самолёт успешно приземлился на бывшей военной базе Гимли.

Последовательность событий
Обычно, заправку Боинга 767 осуществляют при помощи специального компьютера, который следит за датчиками и сам управляет клапанами в топливных магистралях. Однако, при подготовке к рейсу 143, выяснилось, что этот компьютер неисправен, поэтому количество топлива было измерено вручную, с помощью измерителя уровня. Замеры показали, что в баки самолёта заправлено 11 525 литров топлива.

При определении необходимого запаса топлива используется его масса, а не объём. Для расчета массы, было использовано значение плотности 1,77 фунтов на литр, которое техники всегда использовали при заправке всех других самолётов компании. Полученное число - 20 400 - было введено в бортовой компьютер, который рассчитал, что этого количества достаточно для планируемого полёта. Проблема заключалась в том, что компьютер Боинга 767, более нового самолёта, использовал в расчётах массу топлива, измеренную в килограммах. Таким образом, правильное значение плотности должно было быть 0,8 кг/л, а количество топлива - 9 220 кг, слишком мало для полёта в Эдмонтон.

Ни техники, ни пилоты никогда раньше не делали таких расчётов, поэтому они повторили их трижды, чтобы убедиться, что не допустили ошибки. После этого самолёт совершил короткий перелёт по первой части маршрута - из Монреаля в Оттаву, где количество топлива снова было измерено. Затем самолёт вылетел в Эдмонтон. Капитан Роберт (Боб) Пирсон и второй пилот Морис Квинтал были абсолютно уверены, что топлива достаточно.

Во время полёта бортовой компьютер по показаниям датчиков рассчитывал расход топлива и вычитал его из введённого в него начального, неправильного, значения. Поэтому, когда неожиданно прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе, индикаторы показывали, что топлива более чем достаточно. Пилоты решили, что неисправен насос и отключили его, но, через несколько минут сигнал повторился и было решено на всякий случай повернуть в Виннипег. Вскоре после этого левый двигатель отключился. Пока пилоты готовились к посадке с одним работающим двигателем, прозвучал громкий сигнал, которого они никогда раньше не слышали - сигнал об остановке обоих двигателей.

С остановкой двигателей, на борту самолёта почти полностью пропало электропитание, отключились почти все приборы и гидросистема. Автоматически выпустилась аварийная турбина, приводимая в действие набегающим потоком воздуха. Она обеспечила достаточное для управления давление в гидросистеме и электропитание для минимального набора резервных приборов.

Пилоты не готовились к такой ситуации. Пока Пирсон пытался пилотировать самолёт, Квинтал искал в документации инструкции на случай отключения двух двигателей, но их там не оказалось. Пирсон, имевший опыт полётов на планёрах, пытался определить оптимальную скорость полёта и угол снижения, но в его распоряжении не было даже индикатора вертикальной скорости. Квинтал стал вычислять, долетят ли они до Виннипега. Он использовал показания резервного альтиметра для определения высоты, а пройденное расстояние ему сообщал диспетчер. Самолёт потерял 5 000 футов (1,5 км) высоты, пролетев 10 морских миль (18,5 км), т. е. угол планирования составлял примерно 12:1. Диспетчер и Квинтал пришли к выводу, что рейс 143 до Виннипега не долетит. Квинтал предложил лететь на авиабазу Гимли, на которой он раньше служил. Он не знал, что база была закрыта, а полоса 32L, на которую они решили приземлиться, была переделана в трассу для автомобильных гонок. В этот день там проводился 'семейный праздник', на бывшей посадочной полосе проводились гонки и было много людей.

Воздушная турбина не обеспечивала достаточного для выпуска шасси давления в гидросистеме, поэтому пилоты попытались выпустить шасси аварийно, под действием их собственного веса. Основное шасси вышло нормально, но носовая стойка не зафиксировалась.

Незадолго до посадки, Пирсон понял, что самолёт летит слишком высоко и быстро. Для того, чтобы исправить ситуацию, он предпринял манёвр, типичный для планёров, но редко выполняемый на коммерческих лайнерах - скольжение. Как только колёса коснулись полосы, пилоты нажали на тормоза. Несколько шин взорвалось, не выдержав нагрузки, не зафиксированная передняя стойка сложилась. Боинг остановился всего в сотне метров от картингистов, приготовившихся к старту очередной гонки.

В носовой части самолёта начался небольшой пожар и была отдана команда начать эвакуацию пассажиров. Из-за того, что хвост был поднят, наклон надувного трапа в заднем аварийном выходе был слишком большим, несколько человек получили лёгкие травмы. Однако, серьёзно никто из пассажиров и людей на земле не пострадал. Пожар вскоре был потушен. Затем самолёт был отремонтирован и возвращён в эксплуатацию.

Иллюстрации:



kad

Сложно сказать брехня или не брехня, но нижняя фотка выглядит странной - во-первых перегорожена кольцевая трасса за спиной стартующих, во-вторых как-то очень спокойно ведут себя люди на стартовой прямой, т.е. если самолет только что грохнулся должна быть куча пыли и паника среди людей на старте, а если он уже давно стоит, то гонку бы остановили и гонщики повылезали бы из машин, а тут сидят как перед стартом...

Прохожий

Почему бы нет... Последний снимок может быть сделан через день - все успокоилось, самолет не мешает проводить занятия ( а за занятия деньги плачены - зачем отменять?). Не знаю, сколько могут продержаться надутыми трапы, но их могли и подкачать (правда зачем - не знаю, может для каких следственных действий).

Зануда

На верхнем фото за самолетом ПОЛЕ.
На нижнем - ЛЕС.

Вырос за ночь?

На нижнем фото хвост самолета задран значительно сильнее.

Это два разных самолета?

Mitka

То же самое заметил 😊. Да, и ещё: на нижней фотке - не карты, а какая-то юниорская "формула". Хотя могли и писаки напутать...

D_I_V

А кромя леса на верхней по центру идет разделительный бордюр. на нижнем.... упс... Брехня...

D_I_V

Ссылка всё объесняет 😊 http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
"... Добро пожаловать в Википедию, — проект свободной многоязычной энциклопедии,
в которой каждый может изменить или дополнить любую статью или создать новую.

На русском языке сейчас доступно 73 087 энциклопедических статей..."

Прохожий

D_I_V
А кромя леса на верхней по центру идет разделительный бордюр. на нижнем.... упс... Брехня...

На нижнем бордюр есть ( увеличил снимок - видно, просто точка съемки другая - спереди и слева от бордюра,снимали телеобъективом - поэтому перспектива бордюра "сложилась" в небольшую линию). Лес на заднем плане ( а точнее холмы с лесом) на верхнем снимке есть тоже (см. слева от самолета, справа - невидно из-за экспозиции - слился с небом). Бордюр идет до трассы, которая ограничена металлической сеткой. Кроме того, совпадает тип, размер и окраска самолета (насколько можно судить по черно-белому снимку), количество и положение выпущенных аварийных трапов. Похоже,что снимки все-таки одного и того же самолета - найти 2 абсолютно аналогичные аварии самолета , чтобы совпал и тип и окраска и повереждения - IMHO - вряд-ли получится, все-таки самолеты падают не массовым порядком (тьфу 3 раза через левое плечо).

D_I_V

Походу правда. Как мы стали не доверчивы из-за всяких "...шопов" http://archives.cbc.ca/IDC-1-69-240-1155-20/that_was_then/life_society/gimli_glider

А сдесь ещё одно подобное проишествие с планированием http://www.airdisaster.com/photos/ts236/photo.shtml http://www.geocities.com/CapeCanaveral/Campus/7109/CIVIL/240801.html
И всё канадские борты 😊


Пока искал нашёл вот это... http://www.posadki.net/index.html Кто летает, лучше не заходить 😞