Стояние в снегах

Alex_F 06-02-2004 09:55

Стояние в снегах

'Нелетная погода' зимой может не только затруднить движение автомобиля, но и устроить ему настоящую 'ловушку' на дороге. Тому, как выбраться из снежного плена, посвящен очередной урок нашей 'Автошколы'.

Во время сильного снегопада важно вовремя понять, что дальнейшие попытки продвигаться вперед нецелесообразны. Если на ровном участке шоссе сопротивление движению, оказываемое колесам даже в накатанной колее, возрастет настолько, что потребуется последовательно переходить на низшие передачи, самое время оценить обстановку.

Нельзя допускать, чтобы машина остановилась посередине дороги, зарывшись в снег и перекрыв проезд. Проезжую часть нужно освободить для движения мощного транспорта - внедорожников, снегоочистительной техники и спасателей.

Если вы поняли, что пурга разгулялась всерьез и надолго и вскоре продолжить путь не удастся, попытайтесь примкнуть к другим таким же путешественникам. Пережидать непогоду в компании не так страшно, к тому же, группу машин скорее заметят в условиях плохой видимости. Плохо, когда автомобиль остановился на участке трассы с ограниченной видимостью, еще хуже - если он застрял там, где из-за особенностей рельефа ветер наметает на дорогу особенно много снега. Такое место нужно покинуть, сдавая назад по своей же колее.

Ждать в поле погоды...

Нелегко смириться с тем, что ближайшие несколько часов проведешь в бездействии, рассматривая снежные вихри за лобовым стеклом. Но выбора не остается: придется ждать либо бульдозер дорожных служб, либо какой-то мощный грузовик-вездеход, чьи большие колеса, возможно, пробьют в снегу колею.

В случае, если непогода совсем уж разбушуется, местная областная администрация признает ситуацию стихийным бедствием. Тогда власти, согласно инструкциям по действиям в чрезвычайных ситуациях, вышлют на все основные дороги спасательные команды для вызволения застрявших в снегах путешественников. В составе этих групп - бульдозер и машина с медработником, а также с запасом топлива и горячим чаем. Средства на ликвидацию последствий стихийных бедствий резервируются даже в районных бюджетах.

Так или иначе, поведение автомобилистов во время вынужденной остановки в снегах не должно быть пассивным. Если запас горючего позволяет греться от заведенного двигателя (т.е. штатного отопителя), нужно остерегаться отравления выхлопными газами - ветер может задувать их в салон через приоткрытое окно или изношенные дверные уплотнители.

Если бензина в баке немного (зимой нельзя допускать снижения уровня топлива даже до 1/4 бака), заводить мотор и прогревать салон можно время от времени. Важно не давать двигателю полностью остыть. Периоды его работы должны быть достаточно длительными, обороты - несколько повышенными, чтобы аккумулятор подзарядился после пуска мотора на морозе, а сам силовой агрегат прогрелся до рабочей температуры. Расход топлива на холостом ходу зависит от объема и типа двигателя, но в среднем эта цифра составляет 0,7 - 2,5 литра в час.

Держать включенными фары при неработающем моторе не стоит, поскольку аккумулятор быстро 'сядет', и потом не удастся запустить двигатель. Чтобы обозначить положение своей машины на дороге, лучше включить габаритные огни или аварийную сигнализацию.

...или не ждать?

Естественно, сидеть сложа руки нельзя. Если есть 'мобилка' и покрытие сотовой связи, стоит попытаться дозвониться в ближайший населенный пункт (см. 'Звонок спасателям'). В случае отсутствия телефона передать просьбу о помощи можно и с проезжающими мимо водителями грузовиков или полноприводных автомобилей, которые смогут двигаться через наметенные сугробы.

Спасатели приедут и... уедут

Потому что вы у них не одни. Поэтому задача застрявших - воспользоваться услугами этих специалистов в полной мере.

Главное - не забудьте выяснить у должностного лица, в каком направлении вам лучше двигаться: за бульдозером или в противоположную сторону по проложенному им коридору. Не исключено, что через пять - десять километров зона ответственности данной спасательной команды закончится, и снегоочиститель повернет вспять, исполнив свою миссию, но не дотянув до следующего населенного пункта. Во внимание следует принять опять-таки погоду - если метель не прекращается, лучше снова не испытывать судьбу и добираться до ближайшего жилья.

По снегу, упавшему с неба...
...

А вот этого не нужно!

Золотое правило терпящего бедствие - не покидать места ЧП и не оставлять свой транспорт. Если ситуация обернется совсем уж плохо, спасатели будут искать в первую очередь машины, а не пеших людей. И прежде всего - на основной дороге, а не на проселках. Значит, искать объезд по менее заснеженным путям не стоит, тем более если они - незнакомые

Игорь Широкун http://www.autocentre.ua