Зухель, он же Запор!

Nazgul

http://za.ru/show_article.pl?ida=20969
----------------------------------------
1994-й, май месяц. "Запор" сняли с конвейера! Ох... Все СНГ переполошилось. Еще бы - несмотря на вечные насмешки над "горбатыми" (ЗАЗ-965), "ушастыми" (ЗАЗ-966, ЗАЗ-968А) и "мыльницами" (ЗАЗ-968М), народ их беззаветно любил. И даже не за то, что самые дешевые, а за имидж. За неприхотливость и истинное дружелюбие.
С 1961 по 1994 год запорожский автозавод 'Коммунар' выпустил их больше трех миллионов. Понятно, 'Запорожцы' не отличались надежностью, но были чрезвычайно живучими, на тему чего сочинено неисчислимое количество баек. Да уж, неисправности редко мешали зазоводу добраться до цели или, на худой конец, до сельской кузницы... А звуки! Как ревел мотор в этой чудо-машине! Был и такой анекдот: 'Какая машина самая тихая? - 'Запорожец': когда в нем сидишь, уши закрыты коленями!'

Мне довелось общаться с людьми, причастными к рождению первого 'Запорожца' и всех последующих. Приведу кое-что любопытное из их рассказов, скрупулезно записанное мною в блокнот (диктофонов-то тогда не было...). Из этих, в общем-то разрозненных, записей сложилась целая летопись...

Владимир Стешенко работал на Запорожском автозаводе с первых дней его создания; конструктор, затем главный конструктор, разработчик 'Таврии':

- В 1959 году 'Коммунар' еще выпускал комбайны. Но уже набирал где мог автомобильных конструкторов и посылал их на АЗЛК (тогда тот назывался МЗМА - Московский завод малолитражных автомобилей). Там разрабатывалась документация будущего ЗАЗ-965. Одни из наших участвовали в разработке, другие только учились... 18 июня из экспериментального цеха 'Коммунара' вышел первый автомобиль. Газеты протрубили: 'Есть запорожская микролитражка!' На самом деле это было лишь начало испытаний.

Иван Кошкин, водитель-испытатель, мастер спорта СССР по ралли; на автозаводе с 1959 года:

- При испытаниях кузов автомобиля не доставил особых неприятностей, ведь он был, по сути, позаимствован у FIAT 600. А вот двигатель воздушного охлаждения был крайне ненадежным - Мелитопольский моторный раньше делал судовые дизели и не имел ни опыта, ни надлежащего оборудования для производства автомобильных моторов. Если нам, испытателям, в ту пору удавалось проехать 120 километров до Мелитополя, это был праздник! Что ломалось? Лучше спросите, что не ломалось. Это целый букет: разрушение коленвала, задиры поршней и цилиндров, отказ генератора, срыв вентилятора. Из блока вылетали шпильки, отламывались коромысла... Двигатели меняли по три-четыре раза в день. Все-таки довели до ума. Здорово тогда поработали.

Владимир Стешенко:

- В июне 1960-го два опытных образца ЗАЗ-965 осмотрел в Кремле Хрущев. Какой-то генерал из его свиты с трудом влез на место пассажира и возмутился: 'Невозможно сидеть! Места мало!' На что Хрущев ответил: 'Смотря за чьи деньги. Если за государственные, как вы привыкли ездить, то мало, а за свои - даже много'...

В 1961 году пошли первые промышленные образцы. Сборка была еще стендовой. Конвейерная началась год спустя. Народ хорошо встретил этот автомобиль - он стоил меньше двух тысяч рублей и реально был в продаже. А вот в верхах его не воспринимали. Помню, как изощрялись артисты эстрады Миров и Новицкий: 'Распилите 'Запорожец' пополам - будут два мотороллера!' На подобные остроты болезненно реагировал первый секретарь ЦК КПУ Шелест. Он считал, что страдает престиж Украины. И дал нам указание сделать 'Запорожец' солидней. Дело было безнадежное, но попробуй откажись! В итоге каждая следующая модель становилась тяжелее, уступая предыдущей в экономичности и проходимости.

Иван Кошкин:

- 965-й имел феноменальные качества. Их надо было развивать, но - не дали... Тогда в Союзе были популярны ралли, и мы успешно состязались в них с 'Москвичами' и 'Волгами'. Однажды в Эстонии едем среди снегов, а штурман мой, Коля, решив перекусить, прозевал крутой правый. Наш ЗАЗ улетел с дороги и покатился по снежной целине, как мячик. Четыре раза перевернулся и встал на колеса. Я - газу, чтобы не увязнуть, и вернулся на дорогу. Уперлись спинами в погнутую крышу, выровняли ее и - вперед! Судейская бригада, которая ехала сзади, не поверила своим глазам...

Больным местом 965-го был бензиновый отопитель. Однажды во время зимних шоссейных испытаний гляжу: ровная дорога вдруг накренилась, будто еду по треку. Успел остановиться, выйти из машины - и потерял сознание. Оказалось, в отопителе прожгло дыру, вот я и угорел...

Лев Спекторов много лет возглавлял отдел двигателей и отопителей управления главного конструктора; кандидат технических наук:

- Отопитель мы отыскали в 1959 году на Урале, на Шадринском автоагрегатном заводе. Там готовились выпускать его для геологов и для всех, кому приходится жить зимой в палатках. Поехали к шадринцам за образцами печки. 'Будьте осторожны: конструкция еще сырая, возможен взрыв!' - честно предупредили они. У себя в лаборатории мы привязали к включателю длинную проволоку и по команде 'Пуск!' упали на пол. Печка не взорвалась, но загорелась...

Мороки с ней было невпроворот. В минуту отчаяния мы хотели вообще от нее отказаться и использовать для обогрева салона тепло выхлопных газов. Но это решение, пригодное для мягкой западноевропейской зимы, не проходит при наших морозах. Ведь количество отработавших газов зависит от скорости автомобиля. Будешь ехать медленно - замерзнешь.

В конце концов отопитель сделали безопасным. И вдруг на завод приходит письмо: 'Мой 'Запорожец' плюет под себя огнем и оставляет на дороге горящие лужи бензина'. Поехали к автору. Оказалось, он грубо нарушает инструкцию пользования печкой: слишком рано включает подачу топлива. Но и мы виноваты - не предусмотрели 'защиту от дурака'. Опять пришлось доводить конструкцию...

...Ерунда, наш смекалистый народ никогда не пасовал перед такими проблемами. Была бы машина! А с хрущевских времен до конца СССР 'Запорожец' был единственным автомобилем, широко доступным 'простым советским людям'.

Голубенький, основательно потертый 'зазик', упиханный детьми, рассадой и корзинками, с торчащими удочками и досками, с шелестящими от ветра тюками на крыше... Поднимите руки, у кого детские воспоминания связаны с такими поездками? Ну вот, миллионы! И сердечное спасибо нашему скромному герою за это.

Nazgul

Было у меня пару забавных историй в связи с использованием данного чуда автопрома.
1. Печка.
Как-то в начале зимы, заехал на заправку, пошел денюжку платить.Стою в очереди к кассе. Подходит мужик сзади и говорит - "парень это не твой Запор там горит?" У меня сердце в пятки ушло. Поворачиваюсь, смотрю из под крышки багажника (кто не в курсе у запора багажник спереди, а двигло сзади) дым валит. От сердца отлегло. Нормально говорю мужик, это печка работает. Но печку всеже пошел и выключил, на всякий случай.
2. Низко летел.
Вечером, пратически ночью, около 23 часов. Ехал по МКАДу. Ну и дал полного газу, на что только Запор способен был. По спидометру 110 км/час. Догоняет меня 41-й Москвич, ровняется рядом со мной и начинает мне бибикать. Поворачиваю голову, а там сидит пара пацанов и в открытое окно показывают мне большие пальцы рук направленные вверх. Оценили! 😀

Nazgul

Men
Шутку понял. Смешно.(с)
Только "побег от семьи" подразумевал неспешный поход в гараж, ковыряние с железками в свое удовольствие, возможно - немного пива в жаркую погоду. 😊

ЗЫ: А вы что подумали?... 😀

Тогда позволю тебе посоветывать за несколько большие деньги конечно, но не слишком большие - АЗЛК 2141.
Проходимость круче тока у Нивы.
Вместительный.
В отличии от Запора на трассе и в городе пальцами тыкать не будут.
Если есть РУКИ, ВРЕМЯ и ЖЕЛАНИЕ, то Зубилы просто отдыхают вдали.

Nazgul

А вот собственно и герой моих историй.

Nazgul

Ну, кто ездил на Запоре? Какие были забавные случаи?

Men

Еще не ездил, но собираюсь.
После того, как куплю.

Men

/*-=>/* Здесь начинается BELLE /*<=-/*

Quasimodo:
-+--------
Dm Gm A
ЗАЗ озарил мою больную душу
Dm Gm A
Hет, твой покой стартером не нарушу
Dm Gm A Dm
Бред. Полночный бред терзает сердце мне опять
Gm A Hm
О, Запорожец, я посмел тебя желать

Em F# Hm
Твой тяжкий крест - уродства вечная печать
Em A D
За состраданье ты ремонт готов принять
Hm Em F# Hm
Hет, горбун отверженный с проклятьем на челе
Em A D
Ты никогда не будешь счастлив на земле

Em F# Hm
И после смерти ты не обретешь покой
Em F# Hm
Я душу дьяволу продашь за поршень твой


BRIDGE: Hm Em A
Dm Gm C


Frollo:
-+-----
Fm Bm C
Рай. Обещают рай твои обьятья
Fm Bm C
Дай мне надежду. О, мое проклятье
Fm Bm C Fm
Знай греховных мыслей мне сладка слепая власть
Bm С Dm
Безумец - прежде я не знал, что значит ЗАЗ

Gm A Dm
Горбатой тачкой, словно бесом одержим
Gm C F
Задумка дерзкая мою сгубила жизнь
Dm Gm A Dm
Жаль. Судьбы насмешкою ты жестью облачен
Gm C F
Hа муки адские навеки обречен

Gm A Dm
И после смерти ты не обрестешь покой
Gm A Dm
И душу дьяволу продашь за поршень твой

BRIDGE: Dm Gm C
Fm Bm D#

Phoebus:
-+------
Am Dm E
Сон. Светлый, счастья сон мой, Запорожец
Am Dm E
Стон, грешной страсти стон мой, Запорожец
Am Dm E Am
Он неудержался, покатился камнем вниз
Dm E Fm
Разбил о бампер темно синии Mersedes (поется мерседис, иначе не в рифму)

Bm C Fm
Святая дева ты не в силах мне помочь
Bm D# G#
Любви запретной не дано мне превозмочь
Fm Bm С Fm
Стой. Hе покидай меня безумная мечта
Bm D# G#
В раба мужчину превращает красота

Bm C Fm
И после смерти ты не обретешь покой
Bm C Fm
И душу дьяволу продашь за тормоз свой


Все вместе:
-+---------
Bm C Fm
И днем и ночью только лишь свеча передо мной
Bm D# G#
И не Мадонне я молюсь, а ей одной
Fm Bm С Fm
Стой. Hе покидай меня безумная мечта
Bm D# G#
В раба мужчину превращает красота

Bm C Fm
И после смерти мне не обрести покой
Bm C Fm
Я душу дьяволу продам за облик твой
C Fm
за облик твой

Nazgul

Men
Еще не ездил, но собираюсь.
После того, как куплю.

Ты серьезно?
Собираешься купить Запорожец?

Men

Вполне.
Он мне нравится 😊 Со всеми его достоинствами и недостатками.

Nazgul

Men
Вполне.
Он мне нравится 😊 Со всеми его достоинствами и недостатками.

А если не секрет, то причина покупки какая?
Просто для хобби, чтоб был, или как машина всеже будет использоваться?

Men

Я бы сформулировал так:
"Для выездов за город(рыбалка-охота-грибы-ягоды-дача-деревня) и для неспешных ковыряний в гараже".
Проще говоря - мне нужна машина( 4 колеса, руль и крыша над головой), за ту сумму, которую я могу на это дело выделить, можно подобрать много чего вполне приемлемого(на ходу, в состоянии "запчасти своим ходом"), но из всего этого списка - ЗАЗ мне нравится больше всего.

Alex_F

по проходимости кстати запорожец жигуль (классику) легко делает 😊 так что для грибов подойдет неплохо 😊

Men

По данным секретного архива конференции ЗАЗ, на Запорожец (после некоторых телодвижений) ставится блокировка дифференциала. И тогда ОН превращяется в что называется "Ну теперь вам тут ща п...ц придет!" 😀

ЗЫ: http://wwwboards.auto.ru/zaz/0137/40415.shtml
http://wwwboards.auto.ru/zaz/0113/33008.shtml

Men

А если без шуток - машина крепкая, легкая, проходимая. Найти в хорошем состоянии за приемлемую сумму можно.
Как говорил классик: "Такая корова нужна самому!"(с)

Nazgul

Men
А если без шуток - машина крепкая, легкая, проходимая. Найти в хорошем состоянии за приемлемую сумму можно.
Как говорил классик: "Такая корова нужна самому!"(с)

Крепкая - да. Проходимая - да! Но он не такой уж легкий. Найти в шорошем состоянии можно, но за них в хорошем состоянии хотят хороших денег. Состояние у отдаваемых за 100 рублей не очень хорошее.

Men

Nazgul
Крепкая - да. Проходимая - да! Но он не такой уж легкий. Найти в шорошем состоянии можно, но за них в хорошем состоянии хотят хороших денег. Состояние у отдаваемых за 100 рублей не очень хорошее.

А за 3-4-5 т.р.?

Nazgul

Men

А за 3-4-5 т.р.?

Нормальный аппарат к которому необходимо будет приложить руки.
Аппарат БЕЗ проблем (тоесть вообще без проблем) - 500$

Men

Совсем без проблем не надо! 😀 Куда ж я от семьи бегать буду, как не в гараж?...
😛ipec:

Nazgul

Men
Совсем без проблем не надо! 😀 Куда ж я от семьи бегать буду, как не в гараж?...

Гы-гы-гы
Вот что я скажу - в Запорожце "бегать от семьи" КРАЙНЕ неудобно. Поверь мне наслово, не эксперементируй. 😀

Men

Шутку понял. Смешно.(с)
Только "побег от семьи" подразумевал неспешный поход в гараж, ковыряние с железками в свое удовольствие, возможно - немного пива в жаркую погоду. 😊

ЗЫ: А вы что подумали?... 😀

ASv

ЗАпор делает сотку легко и не надрываясь, но недолго - греется, поэнтому особо зАпористые мужички тюнингуют свои Мустанги более совершенной системой принудительного обдува - конструкцией под названием "хлебница металлическая" 😊 😊

А мужик на светофорах всегда всех "делал" 😊 😊

Men

И еще иногда он плавает!
http://tol.humanus.org.ru/cars/zapor.html

ЗЫ: Иногда... И не далеко...

GC5

Был у меня 966 (еще с ушами) ,но уже и не Горбатый.Нормальная машинка 1986 год (выпуск Машинки 1977) покупал еще за рубли Советские!Стоил 2500 руб !!!(зарплата предположим неворующего инженера 120-170 руб!!!)!
Дык нормально по тем временам было!!!
Кстати дизайн то 965-го ИТАЛИЯ ,а мотор то ПОРШЕ!!!
Сейчас у нас (Латвия) Горбатый в ездящем состоянии около 3000-3500 USD!!!

Men

http://www.auto.ru/wwwboards/zaz/0030/8273.shtml

О подвиге Амалицкого

Отправлено : TERRA_INC, 05 Декабря 2000 в 20:53:11

В эту субботу сагитировали нас с ним на пару съездить в подмосковный Жуковский на очередные "покатушки" джиперов поглазеть. Димка туда на своем черном 965-м поехал на шипованных НИИШП-РАЛЛИ (двигатель у него ВАЗ 1500, напоминаю).
Как я понял, опять почудить. Ну и ТАКОЕ учудил...
Трасса там была проложена в буераках местного карьера прямо на окраине микрорайона - местами колдобины, местами лед, а в принципе вполне проходима даже для "Жигуленка". Народу не только на машинах специально поглазеть на гонку понаехало, но и из окрестных многоэтажек. Димка канючил-канючил, чтобы ему дали до всех по трассе прокатиться, но Ваня Евдокимов (руководитель гонки) так и не дал (понятно почему). Но дело кончилось тем, что Димка у организаторов гонки все-таки умудрился выпросить разрешения в ней поучаствовать ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ! Хоть и машина у него и была неполноприводная, вопреки Регламенту. Потом настрелял у нас "бабок" на вступительный взнос (1400 руб., между прочим) - и получил бортовые номера и целый ворох рекламных наклеек. Впрочем, он - завсегдатай всяких подмосковных ралли и машина у него и так вся оклеена - скоро можно будет не подкрашивать. Номер последний - 38-й. Когда при первом круге почета на трассу выехал в хвосте колонны - в собравшейся на склоне карьера толпе уже веселье началось (какая-то лягушонка в коробченке за всеми скачет)...
А когда в первой парной гонке на время он начал наперегонки с "Нивой" носиться - зрители вообще на уши встали. Такой цирк начался... Этот "Жужик" сигал по колдобинам, как блоха, и лишь чуть уступил упорно сопротивлявшейся "Ниве". Димка его водит мастерски. Особенно дикий вой стоял, когда, говорят, его развернуло на льду и он, чтобы по-минимуму терять время, газанул по трассе задним и применил "полицейский разворот" (сам я из-за деревьев не видел).
В общем, показал по времени 15-й результат и попал в 1/8 финала! Справедливости ради надо сказать, что многие туда приехали просто "поучаствовать" и ездили медленнее, чем я на своем ЛуАЗе просто по буеракам катаюсь безо всякого секундомера. Но и машине досталось... Начал расходится кузов по левому проему (хорошо, без подруги поехал) и на ходу открылась левая дверь - при торможении захлопнулась, но больше уже толком не фиксировалась. Пришлось Димке конфисковать из моей машины эспандер и притянуть им дверь изнутри во время следующей гонки. В 1/8-й гоняться ему пришлось уже с мелким японским джипом. Причем, теперь Димка поехал еще быстрее и на первом круге показывал даже лучший результат. Вой зрителей жуткий стоял. Левая дверь на ухабах приоткрывалась, но захлопывалась натянутыми резинками обратно. Но, к сожалению, кузов "Жужика" не выдержал окончательно. За полкруга до финиша вышибло передачу и рычаг КП стал, как отвязанный - ничего не включалось. Потом КП почему-то опять начала включаться, но время было потеряно. Димка сразу в парк поехал. При последующей ревизии выяснилось, что у машины даже туннель пола сгофрило, а движок шкивом достал до подрамника, до которого зазор был в несколько см. Передние колеса приобрели явный отрицательный развал, и выдрало передний стабилизатор поперечной устойчивости. В общем, "Приз зрительских симпатий" Димка честно заработал. Организаторы, попросившие Димку не уезжать до конца гонки, сообщили, что его "Запор" оставил наиболее яркие впечатления у большинства собравшихся. Народу запомнилось, что какие-то джипы носились наперегонки - и ТАААКОЙ ЗАПОР! Дали рюкзачок и комбинезон. До Москвы Димка сам потихоньку добрался, без моей веревки.

Вот такие приключения. Конечно, выйди Димка каким-то чудом в финал, его результаты наверняка опротестовали бы по причине, что машина не соответствовала Регламенту гонки (честно говоря, ему там не соответствовала едва ли не половина - о каком соответствии требованиям ПДД можно говорить у машин явно без глушака, например). Но дело не в этом. Хорошо, что организаторы подобных мероприятий иногда понимают, что цирк шапито без клоуна легко превращается в скучную разновидность зоопарка. А с хорошим клоуном - всегда цирк и праздник для собравшихся. Который устроил Димка.