GOMERОшибочка Ваша. У Т-12 дульного тормоза нет. Точнее есть - но он очень тонкий, и не навинчен. Он насверлен прямо в стволе. И форма щита несколько другая. И у Т-12 казённик значительно длиннее и сильно выступает назад.
GOMER
мега-ветеран
В данном случае на постаменте 85-мм противотанковая пушка Д-48. В Википедии про неё все есть, в том числе и фото.
На неё очень сильно похожа ещё 85-мм дивизионная пушка Д-44 - только у неё дульный тормоз щелевой. В данном случае, хоть и плохо, но видно что дульный тормоз как решето, с круглыми отверстиями - а это явно Д-48.
Кстати - в статье на Вики упомянуты, где они стоят в виде памятника. Казахстана там нет!
предлагаю топикстартеру внести это изменение в Вики и увековечить память этого достойного орудия. Кстати - ствол у него нарезной, а у ошибочно указанного ветераном форума Т-12 - гладкий и 100 мм!
Оказывается - была создана в одном экземпляре и испытана. На вооружение не пошла.
Цитата:
СД-66
Главный способ повышения огневой мощи артиллерии - увеличение калибра. Одновременно с СД-57 в ОКБ-9 разрабатывалось еще одно самодвижущееся орудие, на этот раз калибра 85 миллиметров. Основой для проекта СД-66 стала противотанковая пушка Д-48, разработанная в самом конце сороковых. По своей конструкции в целом она была аналогична Д-44, но отличалась рядом технологических и конструктивных нюансов. В частности, Д-48 получила новый дульный тормоз, поглощавший до 68% отдачи. Испытания Д-48 начались еще в 1949 году, однако серьезно затянулись по причине доводки некоторых узлов и агрегатов. Так, например, всего через несколько недель после начала испытаний от конструкторов потребовали разработать новый дульный тормоз, который не посылал бы столько раскаленных газов в сторону орудийного расчета. В итоге принятие на вооружение пушки Д-48 состоялось только в 53-м году.
В ноябре 1954 года ОКБ-9 получило задание доработать пушку Д-48 до состояния самодвижущегося орудия. Уже на ранних стадиях проекта СД-48 стало ясно, что понадобится какое-то новое решение относительно ходовой части орудия. Исходная Д-48 вместе с лафетом весила около 2,3 тонны - мотоциклетные двигатели не справились бы с задачей. По этой причине в московский НАМИ отправили соответствующий запрос. В сентябре следующего 1955 года сотрудники Автомобильного и автомоторного института закончили проектирование двигателя НАМИ-030-6 мощностью 68 л.с. и трансмиссии для него. За это время свердловские конструкторы успели разработать четырехколесное шасси с шаровым погоном и откидывающимися сошниками. Четырехколесная платформа оснащалась мостами от автомобиля ГАЗ-63 и аналогичной ему системой управления. Благодаря значительному обновлению облика самоходного лафета СД-48 могла вести круговой обстрел целей. Новый лафет оказался достаточно сложным и тяжелым. Поэтому для переведения орудия из походного положения в боевое и обратно потребовалось ввести отдельную гидросистему с механизмами для подъема и спуска пушки.
В 1957 году проект СД-66 был рассмотрен в Главном артиллерийском управлении, где стал объектом критики. Для быстроты переведения орудия в боевое положение требовалось перевозить пушку стволом вперед, что при использованном шасси было невозможно. Также возникли претензии по жесткости конструкции и ее износу в ходе эксплуатации. Тем не менее, ГАУ рекомендовало попытаться исправить выявленные недостатки и собрать макет самодвижущейся пушки. Вскоре после этого проект был закрыт ввиду невозможности исправления всех недочетов. Стоит отметить, что первый неудачный опыт с самоходным четырехколесным шасси для пушки повлиял на дальнейшее развитие этого направления: после СД-66 все отечественные СДО делались по трехколесной схеме, отработанной на СД-44 и СД-57.