Авиаконструктор Генрих Новожилов отмечает 90-летие

Pragmatik

Создатель самых больших самолетов "Ил" сегодня празднует день рождения. Авиаконструктору Генриху Новожилову - 90 лет. Всю свою жизнь он проработал в Конструкторском бюро имени Ильюшина. Нынешний самолет президента страны - тоже дело рук Генриха Новожилова. И в его честь борт номер один получит имя разработчика. А какими проектами больше гордится сам конструктор - об этом в репортаже Анны Тарубаровой.

Это - первая работа Генриха Новожилова в должности инженера-конструктора. "Ил-14". Проектировал он не весь самолет. Молодому специалисту Сергей Ильюшин доверил разработать место стыка крыла с фюзеляжем.

Это был первый самолет, который мог продолжать движение при отказе одного из двигателей. "Ил-14" авиаторы называют "самолетом-легендой", он был незаменим при освоении Арктики и Антарктиды. Теперь его можно увидеть лишь на одном из частных аэродромов в Тверской области.

Почитатели "Ил-14" создали клуб и в свободное время реставрируют самолеты, купленные по цене металлолома. В России осталось лишь два экземпляра, на которых можно летать.

"Обидно, когда режут их, когда уходят полностью из жизни эти самолеты. "Ил-14" мы любим, знаем. Для нас это - наша "священная корова", можно так сказать", - говорит Андрей Иванов, руководитель проекта восстановления "Ил-14".

Сегодня Генрих Новожилов вместе с командой ОКБ Ильюшина работает над созданием тактического военно-транспортного самолета "Ил-214". Он должен прийти на смену "Анам" в ВВС России и Индии. В свои 90 он каждый день к девяти часам приходит на работу. Как советник генерального директора авиакомплекса. Говорит, секрет такого долголетия - это любимые мать и жена и труд в хорошем коллективе.

Генрих Новожилов, генеральный конструктор ОАО "Ил" с 1970 по 2006 годы: "Я недавно узнал, что эту лестницу назвали проспектом Новожилова. Правда, в книжке "Кандагар" проспектом Новожилова назвали крыло, которое триста квадратных метров имеет площадь".

Самолеты, которые построил Новожилов, принимали лично первые лица страны. Хрущеву - интерьер с карельской березой и изумрудной обивкой, Брежневу - полированный орех и кресла цвета "хаки". "Ил-18", на котором как раз и летал Никита Сергеевич, стал первым лайнером, куда билеты стоили не дороже, чем в купе поезда. Это любимый самолет Новожилова.

Генрих Новожилов, генеральный конструктор ОАО "Ил" с 1970 по 2006 годы: "Косыгин любил футбол, и в один прекрасный день он летел на самолете "Ил-18". И в это время Николай Озеров транслировал какой-то матч. А радио нет, пришлось от радиста тащить наушники, чтобы можно было послушать репортаж о футбольном матче".

К 90-летию Генриха Васильевича президентскому самолету "Ил-96-300" решено присвоить имя Новожилова. Это пока первый и единственный случай в России, когда борт номер будет назван в честь авиаконструктора.

Самые известные разработки Генриха Новожилова - транспортник "Ил-76" и пассажирский самолет "Ил-86". Обе модели, кстати, еще используются в авиации. Первый "Ил-76" поднялся в воздух в 1971 году. С тех пор таких самолетов было выпущено 950 штук. Пассажирский "Ил-86" появился почти на десять лет позже, их было построено только 106.

Pragmatik

МОСКВА, 27 окт - РИА Новости. Девяносто лет исполняется во вторник легендарному авиаконструктору Генриху Новожилову - генеральному конструктору ОКБ им. С.В. Ильюшина в с 1970 по 2005 годы, академику АН СССР, дважды Герою Социалистического Труда, сегодня - главному советнику гендиректора "Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина" (ОАО "Ил") по науке. Как рассказал ранее Новожилов журналистам, он и сегодня предпочитает уже к девяти утра быть на работе.
Начиная с конца 60-х годов, Генрих Васильевич Новожилов возглавлял работу по созданию первого реактивного военно-транспортного самолета Ил-76, занимался разработкой многих его модификаций. В 1970 году за создание, летные испытания и запуск в серийное производство Ил-62 он был удостоен Ленинской премии.
На торжественном мероприятии в "Авиационном комплексе им. С.В. Ильюшина" во вторник присутствовали руководство компании, президент ОАК Юрий Слюсарь, представители Минпромторга, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, ветераны авиационной отрасли.
"Все эти самолеты были сделаны коллективом ильюшенцев. Всюду и везде, даже получая высочайшие награды, я говорил, что за мной стоит коллектив, который воспитал Сергей Владимирович Ильюшин. И если быть откровенным, то, пожалуй, самым большим моим достижением были не столько самолеты, сколько этот коллектив, который самолеты создавал", - сказал сам Новожилов, обращаясь к гостям.
Гендиректор компании Сергей Вельможкин со своей стороны объявил о присуждении Новожилову звания Почетного генерального конструктора ОАО "Ил". Член коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Михаил Каштан поздравил Новожилова от имени председателя правительства Дмитрия Медведева.
"Выдающийся конструктор, легенда отечественного авиастроения, Вы внесли значимый вклад в развитие отрасли, в укрепление обороноспособности страны, сохранили и преумножили славу знаменитого конструкторского бюро имени С.В. Ильюшина", - говорилось в обращении премьера.
По словам главы ОАК Слюсаря, "все те, кто видят, как руководители нашего государства прилетают в российские и международные аэропорты на замечательном самолете Ил-96, должны сказать спасибо этому человеку".
"С чувством глубокого уважения и любви к этому человеку кланяемся ему низко в пояс, пожелаем ему долгих лет жизни, и в этом смысле я очень надеюсь, что с помощью него и других наших ветеранов мы сможем все те задачи, которые стоят у нас в корпорации, реализовать", - сказал Слюсарь.
Генрих Новожилов родился 27 октября 1925 года в Москве. Трудовую деятельность начал в 1942 году лаборантом в МАИ. В 1949 году окончил институт, а еще будучи студентом, начал работать в отделе фюзеляжа в ОКБ, которым тогда руководил Сергей Ильюшин.
Новожилов принимал участие в проектировании самолетов Ил-28, Ил-40, Ил-54 и других. В 1958 году Новожилов стал заместителем главного конструктора по Ил-18 и эксплуатации. С 1964 года он - главный конструктор и первый заместитель генерального конструктора Ильюшина. В июле 1970 года по предложению Ильюшина, ушедшего по состоянию здоровья на пенсию, он был назначен генеральным конструктором. С 2006 года - главный советник генерального директора - генерального конструктора ОАО "Ил" по науке.
Под руководством Новожилова, в частности, были спроектированы, построены, прошли летные испытания и запущены в серийное производство пассажирский самолет Ил-86, военная модификация на его основе Ил-80 (летающий командный пункт), модифицированный Ил-76МФ с удлиненным фюзеляжем и новыми двигателями ПС90-76, качественно новый широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Ил-96-300, легкий многоцелевой самолет Ил-103 и так далее.
Доктору технических наук Новожилову принадлежат 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами, он - автор научных работ по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях, высокой технологичности в производстве и новые принципы технического обслуживания в эксплуатации.
В 1984 году Новожилов избран действительным членом РАН. Трижды избирался депутатом Московского Совета, трижды Верховного Совета СССР, народным депутатом СССР, был членом Государственного комитета обороны и госбезопасности Верховного Совета СССР
За заслуги перед государством Новожилову дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда (1971 и 1981 годы). Удостоен множества отечественных и зарубежных наград, лауреат премии правительства РФ за 2005 год.


РИА Новости http://ria.ru/society/20151027/1308929575.html#ixzz3pnN9szBr

индикатор

Поздравления юбиляру!А чего не в "Авиацию" написали-то?

Pragmatik

индикатор
А чего не в "Авиацию" написали-то?

Я там не местный. А тут все свои. 😊