Исторические прогнозы.

mihasic

Не могу припомнить ни одного исторического прогноза, который бы сбылся. Ну, про Нострадамуса не знаю, уж больно темно пишет, и так и эдак можно вывернуть. А вот так чтобы ясно и содержательно - и сбылось. В голове то чернышевские дома из алюминия, то "Империализм как высшая и последняя...", в общем, чепуха. Или, скажем, второе пришествие, вообще мессианство. Фукуяма вот тоже... Ну, чушатина.
А кто-нибудь что-нибудь такое слыхивал?

KOSTYA

Жюль Верн удачно предсказывал про небоскребы и полёты на луну 😊
Распад СССР вообще многие предсказывали...

mihasic

KOSTYA
Жюль Верн удачно предсказывал про небоскребы и полёты на луну
Распад СССР вообще многие предсказывали...

Про небоскрёбы не помню, это где? Полеты на Луну - не, это не было предсказанием, потому что способ невозможный, причём автор не мог этого не понимать. То есть это не было всерьёз. А уж про распад СССР - ничего такого не припомню. Скорее наоборот, никому и в голову не приходило. Даже Збигневу Бжезинскому. Даже Рональду Рейгану.

KOSTYA

mihasic
Про небоскрёбы не помню, это где?

В книге 'Париж в двадцатом веке' 1863 года

mihasic
А уж про распад СССР - ничего такого не припомню. Скорее наоборот, никому и в голову не приходило. Даже Збигневу Бжезинскому. Даже Рональду Рейгану.

Академик А. Д. Сахаров в 1989 году предупреждал, что если не исправить ситуацию в стране, то это чревато сепаратизмом и развалом Союза.
Чуть ранее в 1985 году академик Виктор Геловани методом компьютерного моделирования спрогнозировал ситуацию развития страны на ближайшие годы. Данные анализа определили два основных пути - технологический, обещающий мощный индустриальный и экономический прорыв, и проигрышную модель, которая могла к 1991 году привести к распаду СССР. Получилось как всегда.
Эдгар Кейси в 1944 году падение СССР предсказал в несколько завуалированной форме. 'Не успеет окончиться XX век, как наступит крах коммунизма, - говорил прорицатель. - Коммунисты потеряют там свою власть'. А освободившейся от коммунизма России он обещал тяжелейший кризис.

mihasic

Спасибо, Костя. Оказывается, таки да. Это я такой дремучий. Ну так затем и тема.

KOSTYA

В целом то ты прав...удачных исторических предсказаний очень мало...но все таки не нуль 😊

KOSTYA

mihasic
Или, скажем, второе пришествие, вообще мессианство

Я и в первое то не верю

KOSTYA

Кстати предсказания про развал США тоже считаю небеспочвенными и вполне себе возможными.

Roman Prag

Кстати предсказания про развал США тоже считаю небеспочвенными и вполне себе возможными.
Ну, когда-нибудь и Земля перестанет существовать, а значит, и конец США предрешён 😊

KOSTYA

конец США в том виде который сейчас...просто будет несколько США...и гораздо раньше чем Земля налетит на небесную ось 😀

tref7

KOSTYA
Кстати предсказания про развал США тоже считаю небеспочвенными и вполне себе возможными.
П.Крусанов "Американская дырка." Всё по полочкам. Благополучная патриархальная и богатая Россия и жуткий кризис в США. Главный герой-Сергей Курёхин, организатор мистификации, которая и привела к этому кризису. Второй гл. герой-Евграф Мальчик, энтомолог-любитель. В начале нулевых прочитал на одном дыхании, потом ещё перечитал.

T55M

KOSTYA
Распад СССР вообще многие предсказывали...
не "предсказывали", а "желали"

KOSTYA

среди предсказателей не все желали,многие совсем наоборот

OCTAGON

mihasic
Не могу припомнить
Это склероз.

Хороший коньяк

А вот Стивен Хокинг предсказал то,что инопланетяне-это грибы и они нас завоюют или съедят(а возможно,нас уничтожат компьютеры.Всех.): http://nlo-mir.ru/predskazania/11927-2012-02-08-07-34-18.html

дезерт игл

Не могу припомнить ни одного исторического прогноза, который бы сбылся
гибель Титаника, начало ПМВ.

Roman Prag

гибель Титаника
Это не предсказание, а совпадение романа и действительности.
Что-то подобное было с другим писателем, перед второй мировой писавшем о тяжёлой воде, марке плутония, и других вещах сверх-секретного будущего атомного проекта. Даже проверяли этот случай на наличие утечки. Бывает что-то такое, какие-то утечки непонятно откуда непонятно как.

дезерт игл

Это не предсказание, а совпадение романа и действительности.
так по сути предсказание и есть, как и с башнями в 2001, и пожаром в Останкино кстати

mihasic

дезерт игл
гибель Титаника, начало ПМВ.

Ну, Титаник на исторический прогноз не тянет. А начало ПМВ - это где?

И хочу напомнить, тема о сбывшихся прогнозах, так что про развал США и т.п. - это преждевременно.

zhogl

про развал США и т.п. - это преждевременно.
Тсссс....Не спугните....

дезерт игл

А начало ПМВ - это где?
ышеупомянутым 'российским олигархом', создавших и возглавившим эту группу экспертов-пророков, был польский еврей, германский католик и русский чиновник Иван Блиох. Этот ныне напрочь забытый исторический деятель в XIX веке был пионером российского капитализма, сколотившим фантастическое состояние на строительстве первых железных дорог.

Железнодорожный король России

Будущий пророк родился в 1836 году на территории русской части Польши. Его отец владел в Варшаве небольшой фабрикой по окраске тканей и дал своему сыну (а в семье было еще 8 детей) лучшее образование из возможных для еврея в черте оседлости - Ян Блиох закончил Варшавское реальное училище. Карьеру начал клерком в одном из банков Варшавы, потом чиновником в земской администрации Подольской губернии на Украине, в начале царствования Александра II перебрался в Петербург, где начал работать в сфере железнодорожного строительства. Для того, чтобы выйти за 'черту оседлости' Блиох практично перешел из иудаизма в кальвинизм.


Будущий 'железнодорожный король России' начинал с малого - с небольших подрядов по оборудованию станций и переездов. Российская империя в то время переживала железнодорожный бум, не случайно современники говорили: 'Капитализм приехал в Россию по железной дороге'. В сфере железнодорожного строительства крутились огромные деньги. И бизнес Блиоха начал стремительно расти.

Карта железных дорог Европейской России 1869 годКарта железных дорог Европейской России 1869 год

К 1860 году железнодорожный подрядчик уже сколотил приличный капитал и задумался о создании собственного банка. Но сперва отправился учиться в Берлинском университете, откуда вернулся высококвалифицированным инженером. Он строит Лодзинскую железную дорогу и становится её владельцем. Эта дорога соединила развитую промышленность русской части Польши как с Западной Европой, так и с центральной Россией, став самой прибыльной из железных дорог России, опередив по доходам даже Николаевскую (Москву-Петербург).

Блиох становится самой заметной фигурой в железнодорожном бизнесе империи. Он вновь меняет вероисповедание - на этот раз принимает католицизм, чтобы жениться на любимой женщине. И иудаизм, и все виды христианства Блиох рассматривал только как рабочие инструменты.

В 1878 году Блиох создаёт и возглавляет 'Общество Юго-Западных железных дорог', объединившее все дороги на западе Российской империи - от черноморской Одессы до пограничной станции в Польше Граево, откуда уже по германской части Польши рельсовый путь вёл к портам Балтики и Северного моря.

Так Блиох становится одним из самых крупных предпринимателей России. В конце XIX столетия Блиох уже будет негласно назначать министров в царском правительстве. Премьер-министр начала XX века Сергей Витте в молодости начинал карьеру, работая именно в 'Обществе Юго-Западных железных дорог', и был неплохо знаком с Блиохом.

В своих мемуарах Витте пишет о Блиохе с явной ревностью и неприязнью. Но Витте не смог не отдать должного уму и способностям железнодорожного олигарха: 'Начинал простым подрядчиком-еврейчиком, совсем необразованным, но человек он был чрезвычайно способный: Блиох был человек по природе не глупый, в высшей степени образованный и талантливый, но с недостатками, так сильно присущими большинству евреев, а именно с способностью зазнаваться, и с большою долею нахальства'.

Блиоха не любил и царь Александр III, не раз публично называя Юго-Западную железную дорогу 'вашей жидовской дорогой'. Но и он был вынужден считаться с хозяевами российского капитализма.

Учёные олигархи Иван и Ян

Представителем компании Блиоха в столице был профессор Иван Вышнеградский, один из самых известных российских ученых XIX века, основоположник теории автоматического регулирования и руководитель Санкт-Петербургского технологического института, главного центра точных наук в России того времени. Талантливый математик и механик Вышнеградский по политическим взглядам был консерватором, истово православным и убежденным великорусским империалистом, Блиох - нарочитым космополитом, атеистом и пацифистом. Но в совместном бизнесе Ивану и Яну эта разница не мешала.

Иван Алексеевич Вышнеградски. 1890 год.Иван Алексеевич Вышнеградски. 1890 год.

Работая в связке с Блиохом, Вышнеградский вскоре стал министром финансов. В союзе с Блиохом, оказавшемся талантливым финансистом, он сумел быстро сократить бюджетный дефицит страны и увеличить золотой запас, что позволило вскоре ввести в обращение золотой рубль. Впрочем, и Вышнеградскому, и Блиоху эти достижения были нужны не только для укрепления мощи Российской империи, но и для грандиозной операции по выкупу частных железных дорог России в госсобственность. Эта схема принесла министру Вышнеградскому и его бизнес-партнёру Блиоху фантастические прибыли.

И тут Ян-Иван Блиох решил, что помимо 'делания' денег, ему надо прославиться. Жажда славы оказалась у него не меньше жажды денег. Еще в 1883 году Блиох, по сути, купил себе российское дворянство, получив красивый герб. Серебряные короны, копья и страусовые перья собственного герба вряд ли радовали циничного миллиардера, но вот официальные девиз явно грел его сердце - Omnia Labore, 'Всё трудом'.

Блиох не был обделен ни тщеславием, ни долей авантюризма и идеализма, и попутно активно занимался наукой. Официально он был членом 'учёного комитета', то есть экспертного совета при Министерстве финансов. Но для Блиоха это не было почетной синекурой - он стал автором целой серии вполне научных исследований по финансам и транспортной системе.

На русском и ряде европейских языков Блиох издал фундаментальные труды, такие как 'Влияние железных дорог на экономическое состояние России', 'Финансы России XIX столетия', 'Фабричная промышленность Царства Польского'. Благодаря своему богатству, ученый олигарх не только писал сам, но и привлекал экспертов со стороны, в том числе зарубежных. Собственный огромный капитал позволял ему финансировать работу десятков и сотен ученых и специалистов, содержать, по сути, полноценный НИИ.Но будучи человеком тщеславным, публиковал всё только под своим именем.

Шесть томов пророчеств

Блиох решил предсказать будущие войны в свете влияния на них научно-технического и экономического прогресса. К работе были привлечены экономисты, статистики, инженеры, а, главное, военные из Генеральных штабов европейских стран, прежде всего России и Германии - шпиономании, как и привычки всё засекречивать ещё не было, и почти все военные проекты и новинки обсуждалось публично.

В итоге получилось очень точное предсказание Первой мировой войны в шести томах. Первое издание под названием 'Будущая война в техническом, экономическом и политическом отношениях' вышло в 1898 году в Петербурге на русском языке и в Берлине на немецком. Позже книга была опубликована на английском, французском и польских языках.

Иван Блиох. Будущая война в техническом, экономическом и политическом отношениях. Том 4Иван Блиох. Будущая война в техническом, экономическом и политическом отношениях. Том 4

В то время среди военных всё ещё господствовали представления о большой войне, вышедшие из эпохи Наполеона, лишь слегка поправленные использованием нарезных винтовок и железных дорог на основе опыта гражданской войны в США и франко-прусской войны 1871 года. И когда генералы всех стран всё ещё полагались на штыковые атаки, Блиох предсказывает поголовное вооружение пехоты автоматическим оружием.

В армиях всех крупнейших государств всё ещё сохраняется мощная кавалерия, на которую генералы возлагают немалые надежды. Но книга Блиоха предсказывает, что кавалерия сохранит в основном разведывательные функции, а лихие конные атаки уйдут в прошлое - 'современные условия совсем не соответствуют тому обаянию, которое ещё окружает кавалерию по славным преданиям:'

'Полевые телеграфы и телефоны, оптические дневные и ночные световые аппараты для сигнализации и освещения полей сражений, фотографические приборы для съемки местности с больших расстояний, средства наблюдения за передвижением войск с воздуха', - предсказывает книга совершенно новые условия войсковой разведки. Работа Блиоха содержит не только описания уже существующих и перспективных воздушных шаров, но и предсказывает еще не существующие в 1898 году 'своего рода корабли, носящиеся по воздуху'.

Термины 'летающий аппарат' и 'аэроплан' уже присутствую в книге. Она, правда, содержит фэнтезийную гравюру 'Уничтожение армии с воздухоплавательной машины' - странный аппарат, похожий на летающую тарелку с мачтами, летит по небу в окружении аэростатов и расстреливает сверху вражеские войска из пушки.

В будущей войне будут действовать миллионные армии, занимающие по фронту до 1000 вёрст. 'А между тем, - пишет Блиох, - нет таких генералов, которым бы уже случалось водить в бой такие массы, не говоря о том, что нет и того опыта по снабжению войск продовльствием и снарядами, который бы хоть сколько-нибудь приближался к тому, что окажется необходимым в будущем'. Так Блиох предсказал 'снарядный голод' и 'хлебный кризис', которые охватят Россию и другие воюющие страны уже в 1915-16 годах.

Предсказан дефицит младших офицеров, особенно досаждавший крестьянской России с отставание в области образования - 'убыль офицеров и затем ослабление в войсках руководства'. Любая атака, по мнению Блиоха, 'будет невозможна без страшных потерь', 'атаки для занятия неприятельских позиций в будущей войне до того будут трудны и кровопролитны, что ни одна из сторон не будет в состоянии праздновать победы'.

Позиционный тупик и подводная война

Из 1898 года Блиох описал и 'позиционный тупик', который весь мир с ужасом увидит уже в 1915 году: 'Около защищаемых позиций образуется пояс в 1000 метров ширины, для обеих сторон одинаково недоступный, обозначенный пораженными человеческими телами, над которым будут летать тысячи пуль и снарядов - пояс, через который ни одно живое существо не будет в состоянии перешагнуть для решения боя штыком'. На Сомме британские генералы будут гнать десятки тысяч англичан в бесплодные штыковые атаки на германские пулеметы, трупами своих соотечественников рисуя предсказанную Блиохом 'ничейную полосу'.

ела солдат в траншее во время битвы на Сомме, сентябрь 1916 года. Битва при Сомме- одна из крупнейших битв в ходе Первой мировой войны, в которой было убито и ранено более 1 000 000 человек, что делает её одной из самых кровопролитных битв в истории человечества. Фото: John Warwick Brooke / Imperial War Museums.

Тела солдат в траншее во время битвы на Сомме, сентябрь 1916 года. Битва при Сомме- одна из крупнейших битв в ходе Первой мировой войны, в которой было убито и ранено более 1 000 000 человек, что делает её одной из самых кровопролитных битв в истории человечества. Фото: John Warwick Brooke / Imperial War Museums.
Книга описывает решающую роль окопов, полевых укреплений, минных полей и проволочных заграждений в будущей войне - в тот момент ни один генеральный штаб в мире не предполагал, что менее чем через 20 лет весь континент перережут именно такие 'позиционные' фронты.

Блиох скрупулёзно подсчитал, что 'действие снарядов, наличных в батареях французской и русской армий, вместе взятых, могло бы вывести из строя 6,6 миллиона солдат', 'число же зарядов наличных в батареях армий германской, австрийской и итальянской могло бы вывести из строя 5,3 миллионов человек и безусловно остановить движение 10 миллионов атакующей пехоты'.

В будущей войне армиям придется 'выдержать, быть может, целую зиму и даже две', предсказывает Блиох, указывая, что в свете развития вооружений и экономики 'указанные сроки представляются минимальными', т.е. предрекается многолетняя война. В то время даже самые передовые генералы из германского генштаба готовились воевать не более полугода.

Третий том в шеститомнике Блиоха посвящен развитию флота и войне на море: 'Можно предвидеть в близком времени введение подводных лодок:' Как предсказывает Блиох, громадные броненосцы и линкоры станут беззащитны перед стаями подлодок, 'целые суда могут быть взрываемы на воздух'. 'Можно уже теперь считать миллиарды, расходуемые на постройку стальных колоссов, непроизводительной тратой' - ближайшие десятилетия, ставшие эпохой заката больших артиллерийских кораблей-линкоров, подтвердят этот прогноз.

Сама война на море по Блиоху будет состоять из попыток противников блокировать чужие порты и прервать морские сообщения врага. При этом все попытки блокады не будут абсолютными, и войну на море выиграет та сторона, которая обладает более развитой судостроительной промышленностью, способной быстрее восполнить потери флота: 'Продолжительная морская война приведет к обессиливанию флотов в такой мере, что в действии останутся только суда, построенные вновь теми из государств, которые располагают большими средствами'.

'Сделанные нами расчеты, - пишет Блиох, - показывают, что единственно Англия могла бы при продолжительной войне сохранить господство на море. Но с другой стороны прекращение морских перевозок нанесет Англии наибольший ущерб:' Война 1914-18 годов подтвердит этот прогноз.

'Морская война будет войной промышленной', - констатирует Блиох и далее замечает, что не стоит в будущем надеяться на соблюдение международных договоров, ограничивающих войну на море. Действительно, уже в 1915 году кайзеровская Германия начнёт 'неограниченную подводную войну' против Англии, топя и британские, и нейтральные суды в надежде сорвать все морские перевозки врага.

Линкор королевского флота HMS 'Irresistible', погружающийся после взрыва морской мины Фото: Библиотека конгресса США

Линкор королевского флота HMS 'Irresistible', погружающийся после взрыва морской мины Фото: Библиотека конгресса США
Но особенно интересны общие выводы Блиоха о том, чем станет будущая большая война в экономическом и политическом плане, изложенные в последнем шестом томе. Известно, что их Блиох формулировал и писал сам, на основе анализа технических и военных экспертов, данного в первых пяти томах.

Весьма точно предсказан общий ход Первой мировой войны: 'В Англии, Италии, Австрии, России, Германии, Франции сложится такое положение, которое заставит заключить мир раньше, чем намеченные цели войны будут достигнуты'. Блиох расшифровывает это положение и опять метко попадает в цель: 'Вследствие призыва под знамена почти всего взрослого мужского населения, а также вследствие перерыва морских сообщений, застоя в промышленности и торговле, повышения цен на все жизненные продукты и проявления паники, доходы населения и государственный кредит упадут до того, что естественно сомневаться - возможно ли будет всем государствам в течение указанного военными специалистами времени получать средства для содержания миллионных армий, удовлетворения бюджетных потребностей, а вместе с тем и для пропитания оставшегося без заработков гражданского населения'.

Попутно Блиох предсказал стратегию на экономическое истощение противника: 'В будущей войне у одних наций после попыток решения спора оружием, которые будут стоит слишком значительных жертв, у других - в силу их уверенности в каких-либо преимуществах организации, могут явится расчеты решить участь войны посредством истощения средств своего противника, употребляя оружие уже только как вспомогательное средство'. Здесь Блиох предсказал не только стратегию Англии и СЩА по экономическому истощению Германии в ходе Первой и Второй мировых войн, но и стратегию 'холодной войны'.

'Даже оставив в стороне будущие улучшения в оружии, - пишет Блиох, - каждому легко понять, что уже и при осуществленных усовершенствованиях явились следующие последствия: начинание боя с гораздо больших расстояний, необходимость рассыпного строя при атаке, возвышение вообще силы обороны, расширение площади поля битвы и увеличение в войсках потерь'.

Откровенно лиричен вывод Блиоха о новейшем оружии: 'Конец нашего столетия ознаменовывается попытками управляемого плавания, как в атмосфере, так и в глубине океанов. Влияние, какое может оказать на ход войны на суше полет аэростатов столь же трудно предвидеть, как и последствия действий подводных лодок на морях. Чем будет аэростат в будущей войне? Фотографическим ли разведчиком или воздушной военной почтой? Не понесет ли он в своей ладье орудия смерти и пожаров? Или плавание среди облаков только послужит к сближению Старого света с Новым? Будет ли подводная лодка служить только для прорыва блокады, или она, в самом деле, станет для броненосцев мечом-рыбой, которая убивает гораздо более сильных морских животных? На эти вопросы специалисты не дают покамест ответа; их разрешит лишь будущее'.

Верноподданный пророк революции

После описания возрастания мощи пушечных снарядов Блиох вопрошает: 'А так как одновременно и число орудий во всех армиях значительно увеличено, то само собою напрашивается сомнение: выдержат ли нервы находящихся под знаменами миллионов краткосрочных солдат страшное действие огня?'

И здесь Блиох подводит читателя к мысли о социальных последствиях будущей войны: 'Сверх жертв и материальных потерь - в кровопролитии, пожарах, голоде и эпидемиях - будущая война причинит человечеству великое зло нравственно, вследствие тех приемов с какими будет вестись борьба, и тех примеров дикости, какие она представит, в то самое время, когда культурному порядку угрожают новые теории общественного переворота'.

Немецкий привязной аэростат наблюдения 'Дракон' (Drachen), широко применявшийся в годы Первой мировой войны на западном и восточном фронтах. Фото: Национальная библиотека Франции

mihasic

Здорово.