Праздник с вином и устрицами

Бонк

Первое воскресение Великого поста уже свыше 1000 лет называется Неделей торжества православия.
Праздник, установленный в честь победы над противниками почитания иконописных изображений, сегодня символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.
РИА Новости
.
.
.
Кто может рассказать подробнее об этой победе?

дезерт игл

http://pravoslavie.ru/45264.html

Эндюх-м

Бонк
Кто может рассказать подробнее об этой победе?
http://iaropolch.ru/25-fevralya-pervoe-voskresene-velikogo-posta-torzhestvo-pravoslaviya/

Торус!

Бонк
Кто может рассказать подробнее об этой победе?

А чо там рассказывать, поубивали всех нах, вот и победа.

😊

Бонк

По ссылке Эндюха http://iaropolch.ru/25-fevralya-pervoe-voskresene-velikogo-posta-torzhestvo-pravoslaviya/ - цитата:
"... в 843 году императрица Феодора объявила иконоборчество ересью и провозгласила возвращение иконопочитания..."

И ВСЁ!!!

Какая победа?
Кто кого поубивал? Вы о чём?

Бонк

tref7
Нашли где вопрос задавать. Погуглите по профильным ресурсам термин Иконоборчество.

Надеюсь на здравомыслие людей. Углубляться в "профильные ресурсы" не желаю, так как там царит другой полюс от "всех нах". Простым человеческим языком поясните, или выразите своё отношение.

Меня удивило слово "победа". Почему "победа"?
Если вышел всего лишь закон "светской" власти (византийской императрицы)...
Почему не употребили слово "консенсус"?
Или "пришли к общему мнению"?

Я не думаю, что слово "победа" употребили случайно (а может ли быть так?).
Если не случайно, то какой смысл протранслирован в будущие века этим словом?

андрэ

Меня удивило слово "победа". Почему "победа"
видимо потому что была борьба...

Бонк

Бонк
По ссылке Эндюха http://iaropolch.ru/25-fevralya-pervoe-voskresene-velikogo-posta-torzhestvo-pravoslaviya/ -

"... в 843 году императрица Феодора объявила иконоборчество ересью и провозгласила возвращение иконопочитания..."

Посмотрим, кто такая императрица византийская Феодора.


Феодо́ра (др.-греч. Θεοδώρα - 'Божий дар'; родилась ок. 500 года, Фамагуста, Кипр - умерла 28 июня 548 года, Константинополь, Византийская империя) - византийская императрица, супруга и соправительница императора Юстиниана I. Оказала большое влияние на религиозную и политическую жизнь Византийской империи середины VI века.

Что-то с 843-м годом напутали... ну да ладно...

Свидетельства о жизни византийской царицы Феодоры (500-548 г.г.; на троне с 527 года) чрезвычайно противоречивы.

С одной стороны, она героиня разнообразных исторических сочинений (прежде всего - скандального памфлета Прокопия Кесарийского о нравах византийского двора).

С другой - о ней идет речь в рассказах о жизни божьих угодников. Святой Димитрий Ростовский упоминает ее в своих 'Житиях святых' - правда, в связи с мужем Юстинианом: 'Так, живя в чистоте и благочестии, он царствовал 39 лет и мирно скончался о Господе. За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Вместе с ним причислена к лику святых и его супруга, царица Феодора, которая была сначала грешницей, но потом раскаялась и провела остаток жизни в чистоте и благочестии'.

Сегодня уже точно известно, что 'Тайная история' - исторический подлинник. Прокопий, имевший возможность непосредственно наблюдать жизнь Феодоры, описывал не только ее юность, но и ее замужнюю жизнь как имеющую мало общего с благочестием. Например, так: 'Никто никогда не видел, чтобы Феодора примирилась с тем, кто досадил ей, даже после его смерти. Но и сын умершего, словно нечто, принадлежавшее отцу, заполучив в наследство вражду василисы, передавал ее до третьего колена. Ибо ее пыл, крайне расположенный возбуждаться для того, чтобы губить людей, был совершенно не способен к умиротворению'.

Как же случилось, что эта противоречивая женщина была признана святой?

Судя по описанию Прокопия, юность Феодоры и вправду была яркой: 'Часто в театре на виду у всего народа она снимала платье и оказывалась нагой посреди собрания, имея лишь узенькую полоску на пахе и срамных местах, не потому, однако, что она стыдилась показывать и их народу, но потому, что никому не позволялось появляться здесь совершенно нагим без повязки. В подобном виде она выгибалась назад и ложилась на спину. Служители, на которых была возложена эта работа, бросали зерна ячменя на ее срамные места, и гуси, специально для того приготовленные, вытаскивали их клювами и съедали. Та же поднималась, ничуть не покраснев, но, казалось, даже гордясь подобным представлением. ;...;
С таким безграничным цинизмом и наглостью она относилась к своему телу, что казалось, будто стыд у нее находится не там, где он, согласно природе, находится у других женщин, а на лице. Те же, кто вступал с ней в близость, уже самим этим явно показывали, что сношения у них происходят не по законам природы. Поэтому когда кому-либо из более благопристойных людей случалось встретить ее на рынке, они отворачивались и поспешно удалялись от нее, чтобы не коснуться одежд этой женщины и таким образом не замарать себя этой нечистью. Для тех, кто видел ее, особенно утром, это считалось дурным предзнаменованием'. - Прокопий Кесарийский 'Тайная история'


Однако историк конца XIX - начала XX века Шарль Диль, автор многих работ по истории Византии, в своих 'Византийских портретах' замечает, что 'еще при жизни ее [Феодоры] необычайное счастье так поражало современников, что константинопольские обыватели для объяснения его выдумывали самые невероятные истории, множество всяких сплетен, тщательно собранных Прокопием для потомства в 'Тайной истории'. После смерти Феодора стала еще больше достоянием легенды'.


Сам Диль рисует ее портрет так: Феодора совсем еще девочкой была привезена родителями в Византию и выросла в развращенной столице империи. Когда ее отец, дрессировщик медведей, скоропостижно умер, матери пришлось 'сойтись с другим мужчиной', тоже из цирковых. Девочка росла среди актеров цирка, обе сестры ее уже имели успех на сцене, и все трое стали посещать светские собрания, где 'познакомились с грязными прикосновениями и нескромными разговорами'. Довольно рано Феодора стала пленять народ как актриса, принимая участие в живых картинах, 'где она могла выставлять без всякого прикрытия свою красоту, которой гордилась, и в пантомимах, где могли проявляться вполне свободно ее веселость и живой комизм'.

'Сверх всего остального она обладала исключительно страстным темпераментом и быстро добилась успеха, и не только на сцене.
В профессии, не требующей добродетели, она развлекала, забавляла
и скандализировала Константинополь.
На сцене она решалась на самые нескромные выходки и показывалась самым откровенным образом.
В городе она скоро прославилась безумной роскошью своих ужинов, смелостью речей и множеством любовников. Ей не было тогда и двадцати лет'.

В общем, заключает Диль, немудрено, что в таких обстоятельствах у нее было 'мало развито нравственное чувство'.

И вот в разгар своей славы Феодора исчезает со сцены светской жизни. Историки установили, что в ту пору она сошлась с любовником - правителем одного из городов римской провинции, была им брошена и осталась без средств к существованию. Тогда ей пришлось перебраться в египетскую столицу - Александрию, которая кроме того что была большим коммерческим центром, также известна с IV века как одна из столиц христианства. Богословские споры, религиозные фанатики всех мастей - в такой обстановке оказалась Феодора. Тут она попала под влияние некоторых церковных деятелей, в частности святителя Тимофея IV Александрийского и будущего святого Севира Антиохийского, обращавшегося с проповедями к женщинам.

Так что, пишет Диль, 'когда она возвратилась в Константинополь, это уже была женщина более положительная, зрелая, чувствовавшая усталость от скитальческой жизни и безумных приключений; она старалась, искренно ли или нет, вести самую уединенную и целомудренную жизнь. Одно предание гласит, что она жила в маленьком домике, скромно и честно, занималась пряжей и охраняла дом, как римские матроны доброго старого времени. Тут она и встретилась с Юстинианом'. Юстиниан влюбился до безумия, сошелся с ней сначала как с любовницей, потом ее возвел в сан патрикии, осыпал всевозможными милостями, богатствами и наделил полномочиями.

Вероятно, здесь и начинается другая Феодора - 'великая императрица, занимавшая значительное место возле Юстиниана и часто игравшая в делах правления решающую роль, женщина ума выдающегося, редкой сообразительности, энергичная, существо деспотическое и высокомерное, неистовое и страстное, настолько сложное, что часто могла всякого сбить с толку'.

В течение двадцати одного года царствования Феодора вникала во все государственные и церковные дела, ко всему приложила руку: назначала
и смещала пап, патриархов, министров и генералов, не боялась открыто противостоять воле Юстиниана и даже заменять своими приказами его собственные.
Влияние ее на мужа не всегда было положительным и часто оборачивалось печальными последствиями, но историки все же отдают должное тому, что часто она правильно оценивала интересы государства.

Одна из самых ярких политических побед Феодоры - усмирение бунта, названного словом 'Ника': бунтовщики объединились против Юстиниана, сожгли центр города (храмы, термы, сенат) и выдвинули в качестве претендентов на престол племянников бывшего императора Анастасия - Ипатия и Помпея. Юстиниан, забрав деньги и сокровища, хотел бежать, но Феодора произнесла в синклите вдохновенную речь, в результате которой все одумались, вооруженные силы были приведены в готовность, бунтовщики подкуплены, разделены и перебиты, претенденты на престол казнены, и порядок восстановлен.

Действительно (и тут все историки соглашаются), колеблющийся
и нерешительный Юстиниан много своих решений не смог бы провести
без жены. А его неоценимый вклад в политику государства и церкви Димитрий Ростовский перечисляет в 'Житиях...': он вел успешные войны с врагами Византийской империи, издал полное собрание римских законов, предпринял немало забот к распространению христианства и искоренению язычества, закрыв языческие школы в Афинах и поручив преподавание инокам, крестил
с помощью епископа Иоанна Эфесского 70 тысяч язычников в Малой Азии
и построил для обращенных 90 церквей.
Борясь с монофизитами, он составил песнь 'Единородный Сыне и Слове Божий', которую и сейчас исполняют в литургиях, созвал Пятый Вселенский собор для осуждения несторианской ереси и прекращения раздора в церкви.
Издал закон об обязательном праздновании Рождества, Крещения, Воскресения Господня и Благовещения.
Кроме того, Юстиниан построил множество храмов, самый величественный
из которых - храм Святой Софии в Константинополе.

Даже критически настроенный Прокопий отмечает верность и единодушие супругов по многим вопросам: '[Юстиниан и Феодора] в своей совместной жизни ничего не совершали друг без друга. Долгое время всем казалось, что они всегда совершенно противоположны друг другу и образом мыслей, и способом действий, но затем стало понятно, что они намеренно создавали такое представление о себе, чтобы подданные, составив о них единое мнение, не выступили против них'.

В частности, дружба Феодоры с монофизитами (она вернула их из изгнания и разрешила пользоваться своим дворцом для служб и уставной жизни) объяснялась историками как дальновидная милость и благоволение
к диссидентам, что в случае их победы могло гарантировать Юстиниану милость теперь уже к нему и его династии.

Конечно, пишет Диль, возможно, что в 'силу своего властолюбивого характера и привычки подчинять все целям своей политики Феодора иногда несколько нескромно вмешивалась в дела, ничуть ее не касавшиеся'. Здесь имеются в виду браки, которые любила устраивать императрица. Вот как Прокопий описывает этот ее обычай в 'Тайной истории':

'...все браки она устраивала с неким божественным могуществом.
До совершения брака люди не устраивали никакой помолвки
по добровольному согласию. Но у каждого мужчины жена объявлялась неожиданно, и не потому, что она ему понравилась, что в обычае даже
у варваров, но потому, что того пожелала Феодора. И то же самое приходилось претерпевать женщинам. Зачастую она удаляла новобрачную из брачного чертога, оставив новобрачного в одиночестве лишь потому, что это ей не нравилось, как в ярости говорила она'.

Феодора действительно считала институт брака святым и пеклась о его упрочении, иногда заставляя силой почитать священные узы. По словам одного историка, она также была 'по природе склонна помогать женщинам, попавшим в беду'. Сама пройдя через нужду и унижение, она пользовалась своим влиянием, чтобы облегчить участь падших женщин и актрис или же тех,
кто неудачно вышел замуж и с кем дурно обращались.

'Феодора радела и о том, чтобы придумать наказания для тех, кто грешил своим телом. И вот, собрав более пятисот блудниц, которые торговали собой, только чтобы не умереть с голоду, и отправив их
на противолежащий материк, она заключила их в так называемый монастырь Раскаяния, принуждая их переменить образ жизни.
Некоторые же из них ночью бросились с высоты и таким путем
избавились от нежеланной перемены'.

К концу Феодориной жизни Севир именует ее 'царицей, которая чтит Христа'. Для Иоанна Эфесского она - 'правоверная царица'. Михаил Сириянин свидетельствует, что она заботилась ο мире церквей больше, чем муж,
и побуждала его работать в этом направлении. Умело двигая политические фишки, Феодора и Юстиниан сохранили единство империи и церкви.

29 июня 548 года Феодора умерла от рака.

Память о ней для Юстиниана была священной, он имел обыкновение клясться ее именем, а те, кто хотел понравиться императору, напоминали ему о прекрасной и мудрой царице, которая 'быв тут, на земле, его верной сотрудницей, молила теперь Бога о своем супруге'. 

Источники
Диль Ш. Византийские портреты. М., 1994.
Карташев А. В. Вселенские Соборы. Париж, 1963.
Прокопий Кесарийский. Тайная история. М., 1993.

андрэ

обскурант.

Васёк

я думал, что устриц едят живыми
ну откуда у нас живые устрицы, за исключением лакшери ресторанов

Эндюх-м

Бонк
Посмотрим, кто такая императрица византийская Феодора.
Посмотрим, отчего ж не посмотреть:
Феодо́ра (греч. Θεοδώρα - Божий дар, 815-867 гг.) - византийская императрица, жена императора-иконоборца Феофила, регентша (842 - 856 годы) при своём сыне императоре Михаиле III.

Почитается христианской церковью как святая за восстановление иконопочитания. Память блаженной Феодоры в православной церкви совершается 11 (24) февраля, в католической - 11 февраля.

Бонк

андрэ
потому что была борьба...
... за власть:
"...умело двигая политические фишки, Феодора и Юстиниан сохранили единство империи и церкви..."
"...они намеренно создавали такое представление о себе, чтобы подданные, составив о них единое мнение, не выступили против них..."
"... дружба Феодоры с монофизитами (она вернула их из изгнания и разрешила пользоваться своим дворцом для служб и уставной жизни) объяснялась историками как дальновидная милость, и благоволение к диссидентам, что в случае их победы могло гарантировать Юстиниану милость, теперь уже к нему и его династии..."

Т.е. церковь в те времена была одной из взаимодействующих сил в политической борьбе, которую нельзя было не учитывать, если хотели сохранить власть.

А "праздник с вином и устрицами" - отголосок той самой политической жизни Византии, отголосок борьбы за власть и все те вкусные плюшки, которые власть даёт. Никакой "победы" не было. Было ординарное политическое лавирование ради удержания светской власти. Церковь явилась лишь проводником во времени отголоска тех событий политической жизни.

Бонк

Интересно...
Значит было две Феодоры, обе императрицы, жившие с разницей примерно в триста лет.
Ладно. Забываем первую Феодору и все высказывания, относившиеся к ней.

Подробнее расскажите о второй, более поздней Феодоре.

Эндюх-м

Бонк
Подробнее расскажите о второй, более поздней Феодоре.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0_(%D1%81%D1%83%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0_%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0)

ЗЫ: Бонк, Вы атеист?

Васёк

сколько миллионов людей заколбасили за эти понятия 😞
сколько они могли бы сделать, построить, найти, узнать.....
как мы ещё с вами смогли родиться после такого геноцыда самих себя

Бонк

Эндюх-м
Бонк, Вы атеист?
В том, что не дурак, уверен.
Но не уверен, атеист ли я...

Бонк

Васёк
сколько миллионов людей заколбасили за эти понятия 😞
сколько они могли бы сделать, построить, найти, узнать.....
как мы ещё с вами смогли родиться после такого геноцыда самих себя
за это
аврамические религии никогда не каялись

за это же
двоякое отношение к этим религиям

Васёк

Иисус Иосифович - самый главный гитлер в истории
за него больше всего заколбасили людей
инквизиция, америка, крестовые походы, блин, миллионы......
не пора бы Папу Римского казнить мучительно за геноцыд человечества?....

tref7

Васёк
сколько миллионов людей заколбасили за эти понятия 😞
сколько?

tref7

Бонк
за это
аврамические религии никогда не каялись

за это же
двоякое отношение к этим религиям


для этого тему затевали? Я думал, хотите знаний.

Васёк

tref7
сколько?
два-три человека подскользнулись на эшафоте
а Вы как думаете?

------------------
-Как такой маленький пацак может быть таким меркантильным "кю"?!!! (с) КДД

Бонк

tref7
Я думал, хотите знаний.
Пожалуйста, высказывайтесь. Никто вам не мешает.
А вот "оскорбляться" со старта не стОит.
Никакого противостояния, или преференций само-"оскорбившимся" не будет. А будет просто бан.
Так что ещё раз мягко вас приглашаю - высказывайтесь. Лучше своими словами, а не ссылками на википедию.