Что было до ФЗ ? 150 "Об оружии"?

sv_mosin

Доброго всем дня.
Случайно. Возник вопрос в сответсвии с чем в 70 годах можно было купить ружье или мелкашку и пострелять в тире или на соревнованиях.
Никто из моих знакомых не может ответить мне на этот вопрос.
Помогите, пожалуйста, добрые и умные люди!

CORTEZ

За добрых и умных не отвечу, просто порекомендую копать в сторону инструкции МВД СССР, разработанной к постановлению Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. 'Об установлении единого порядка приобретения и учета охотничьих ружей

Дядюшка Ух

Был еще приказ МООП СССР 1968 г. N 15 "О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов к нарезному оружию, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли нарезным огнестрельным и холодным оружием".

Дядюшка Ух

А вообще вот небольшая работа по истории оружейного законодательства СССР:


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Заикин Е.В., адъюнкт ВНИИ МВД России.

На всех этапах своего развития Российское государство уделяло особое внимание совершенствованию законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере оборота оружия.
После Октябрьской революции 1917 г. с установлением в нашей стране власти Советов вся выстроенная на то время система правового регулирования оборота оружия претерпела коренное изменение.
У новой власти главным вопросом на то время было разоружение народа после кровопролитной семилетней I мировой войны, поскольку оружия в стране скопилось много. Поэтому уже 10 декабря 1918 г. СНК РСФСР был издан "Декрет о сдаче оружия" «1», который признавал все ранее выданные разрешительные документы на хранение оружия недействительными, обязывал все население сдать находящееся у него оружие, а также устанавливал ответственность за укрывательство, задержку и противодействие сдаче оружия в виде лишения свободы от 1 до 10 лет. Оружие не изымалось только у членов партии, но и они не имели права владеть более чем одной винтовкой.
--------------------------------
«1» СУ. 1918. N 93. Ст. 933.

В начале 20-х годов после принятия Декрета СНК РСФСР от 12 июля 1920 г. "О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним" «2» функция по контролю за хранением и использованием огнестрельного оружия была возложена на Чрезвычайные комиссии и милицию.
--------------------------------
«2» СУ. 1919. N 69. Ст. 314.

В 1922 г. в России принят первый Уголовный кодекс РФ «3», который ввел уголовную ответственность за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения (ст. 220). Обязанность по выдаче разрешений на хранение оружия, и в том числе охотничьего, была возложена на органы НКВД. Разрешения на хранение оружия, в том числе и охотничьего, выдавали органы НКВД. Так, в п. 2 Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 13 марта 1923 г. "Об охоте" указывалось: "Выдача удостоверений на право охоты производится органами Народного Комиссариата Земледелия; регистрация охотничьего оружия и лиц, его хранящих, а также учет огнестрельных припасов производятся органами НКВД" «4».
--------------------------------
«3» СУ. 1922. N 66. Ст. 297.
«4» Шелковникова Е.Д. Теоретические и правовые основы деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия: Монография. М., 1998. С. 64.

Принятые в 1927 г. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября и Постановление СНК РСФСР от 8 октября подробно разграничили компетенцию структурных подразделений административных отделов и соответствующих органов Объединенного Государственного Политического Управления РСФСР (ОГУП) по контролю за оборотом оружия, определили функции и задачи «5».
--------------------------------
«5» См.: Тимашев Ю.П., Щеглова И.К. Создание разрешительной системы органов внутренних дел. Вопросы совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности. М.: ВНИИ МВД России, 1998. С. 56.

Постановлением СНК РСФСР от 26 мая 1930 г. «6» утверждался срок в три года, на который выдавались разрешения на приобретение, хранение и использование нарезного оружия.
--------------------------------
«6» СУ. 1930. N 24. Ст. 317.

Постановлением СНК РСФСР от 17 февраля 1932 г. был установлен новый порядок приобретения, хранения и использования охотничьего и спортивного оружия, боеприпасов к нему, отпуска взрывчатых и детонирующих веществ. Милиция наряду с выдачей разрешений на огнестрельное оружие выдавала соответствующие разрешения на взрывчатые вещества и детонирующие средства, осуществляла надзор за соблюдением установленных правил «7».
--------------------------------
«7» Тимашев Ю.П., Щеглова И.К. Создание разрешительной системы органов внутренних дел. Вопросы совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности. М.: ВНИИ МВД России, 1998. С. 56.

В 1933 г. в СССР была осуществлена перерегистрация боевого и охотничьего нарезного оружия, в процессе которой оно изымалось без компенсации у некоторых категорий граждан: своевременно не продливших сроки разрешений на право хранения и ношения оружия или не истребовавших своевременно продленные разрешения; на которых имелся компрометирующий материал; ношение и хранение оружия для которых не вызывалось служебной необходимостью; душевнобольных «8». При этом разрешения на хранение оружия, в том числе и охотничьего, выдавали органы НКВД.
--------------------------------
«8» См.: Майоров Н.И., Шавшин М.Н. Советское законодательство о борьбе с незаконным ношением, хранением, приобретением, изготовлением и сбытом оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ (исторический очерк). Горький, 1980. С. 22 - 23.

Особое значение в контексте рассматриваемой нами проблемы имело Постановление ЦИК СССР от 12 декабря 1924 г. "О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ" «9», в соответствии с которым впервые на всей территории СССР в целях установления единообразного порядка оборота все оружие было подразделено на три категории: "А" (состоящее на вооружении Красной Армии и Флота), "Б" (оружие, которое может быть использовано для вооружения РКА и РФ) и "В" (оружие, которое не может быть использовано для вооружения РКА И РФ).
--------------------------------
«9» СЗ. 1924. N 29. Ст. 256.

Причем начиная с 1927 г. выдачу разрешений и регистрацию нарезного охотничьего оружия начали осуществлять административные отделения исполнительных комитетов местных Советов и волостная милиция. На краткое время (1924 - 1927 гг.) уголовная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия была отменена. Однако в дальнейшем в связи с участившимися в 1934 - 1935 гг. случаями злостного хулиганства с применением холодного оружия содержание ст. 182 Уголовного кодекса РСФСР было дополнено положением: "Запретить изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и тому подобного холодного оружия без разрешения НКВД в установленном порядке". Заметим, что в подобном виде редакция ст. 182 УК была сохранена вплоть до принятия нового Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.
Таким образом, в середине 30-х годов XX в. в стране сложилась определенная жесткая система законодательного и нормативно-правового регулирования оборота оружия и контроля за ним органами милиции.
Ужесточение правового регулирования в сфере оборота оружия наблюдалось и в дальнейшем. Например, на приобретение малокалиберных винтовок в соответствии с Постановлением СНК СССР от 15 февраля 1938 г. N 170 «10» необходимо было предварительно получить разрешение в Рабоче-крестьянской милиции НКВД, для приобретения гладкоствольного оружия необходимо было иметь охотничий билет (Постановление СНК СССР от 29 ноября 1940 г. N 2427). Также государство предусмотрело ограничения на приобретение охотником-любителем более двух, а охотником-промысловиком более пяти гладкоствольных ружей.
--------------------------------
«10» СУ СССР. 1938. N 8. Ст. 56.

Когда началась Великая Отечественная война, населению было предложено сдать имеющееся в личном пользовании как огнестрельное нарезное, холодное оружие, так и охотничьи гладкоствольные ружья в органы милиции и местные Советы.
Граждане, проживающие в освобожденных частями Красной Армии населенных пунктах, обязаны были сдать в 24 часа воинским частям, органам НКВД или местным органам власти все брошенное противником оружие и боеприпасы, а также имущество, принадлежащее нашей армии. Соответствующий приказ устанавливал, что лица, не сдавшие в срок оружие и боеприпасы, подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. 182 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
После окончания Великой Отечественной войны правовое регулирование оборота оружия изменяется: начался короткий период некоторой либерализации отношения к охотничьему оружию, и в течение нескольких лет была разрешена свободная продажа гладкоствольных ружей без предъявления охотничьих билетов на основании Постановления Совета Министров СССР от 17 августа 1953 г. N 2186 (которое уже в 1959 г. было отменено) и в соответствии с Инструкцией МВД СССР "О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования нарезного огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов к нарезному оружию, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли нарезным огнестрельным и холодным оружием" «11».
--------------------------------
«11» Приказ МВД СССР от 28 ноября 1956 г. N 761.

Однако нарезное огнестрельное оружие министерства и ведомства имели право приобретать только по разрешению органов милиции, при этом данное оружие имело статус ведомственного, малокалиберные винтовки предприятия, учреждения, организации, учебные заведения могли приобретать без разрешения милиции. Причем наградное нарезное оружие подлежало обязательной регистрации в органах милиции. Для открытия тиров, стрельбищ, магазинов по продаже оружия, мастерских по ремонту оружия в обязательном порядке требовались разрешения органов милиции.
С принятием Советом Министров СССР Постановления от 23 июля 1975 г. N 646 "Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей" «12» объем работы милиции в области разрешительной деятельности расширился.
--------------------------------
«12» СП СССР. 1975. N 18. Ст. 110.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. "Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбы с преступностью" впервые четко определяется субъект разрешительной системы (административная служба милиции) и его полномочия.
При осуществлении разрешительной системы на оружие органы внутренних дел руководствовались Инструкцией, объявленной Приказом МООП СССР 1968 г. N 15 "О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов к нарезному оружию, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли нарезным огнестрельным и холодным оружием" «13».
--------------------------------
«13» См.: Шелковникова Е.Д. Становление и развитие правового регулирования контроля за оборотом оружия в России // Законы России. 2006. N 11. С. 33.

С принятием Советом Министров СССР 23 июля 1975 г. Постановления N 646 "Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей" наметилась тенденция к расширению объема работы милиции в сфере разрешительной системы, в связи с чем этим же документом было предусмотрено увеличение за счет средств союзного бюджета штатной численности аппарата милиции на одну тысячу сотрудников.
Это позволило более полно укомплектовать аппарат разрешительной системы в звене МВД, УВД, а также усилить его на низовом уровне - выделить специальные должности инспекторского состава в наиболее крупных ГРОВД страны. В органах внутренних дел сформировались подразделения, осуществляющие контроль за оборотом оружия. Именно с этого времени в органах внутренних дел впервые оформились подразделения лицензионно-разрешительной работы в качестве самостоятельного структурного подразделения при Главном управлении охраны общественного порядка.
Приказом МВД СССР от 1 декабря 1987 г. N 246 была утверждена Инструкция о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, боевых припасов к нему, изготовления холодного клинкового оружия, открытия стрелковых охотничьих тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боевыми припасами к нему и охотничьими ножами. Отметим, что указанный нормативно-правовой акт был отменен лишь в 1993 г.
Очередной этап совершенствования правового регулирования деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел был связан с принятием в 1991 г. Закона РФ "О милиции".
Как видим, начиная с 1917 г. в РСФСР, а затем и в СССР осуществление разрешительных мер в приобретении, хранении, ношении и применении оружия осуществлялось подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, что являлось эффективным и действенным средством поддержания общественного порядка и безопасности, важным инструментом предупреждения преступлений с применением оружия.
Вместе с тем следует заметить, что первый единый законодательный акт - Закон РФ "Об оружии", закрепивший систему государственного контроля за оборотом оружия и определивший в ней место органов внутренних дел, был принят лишь в новом российском государстве - Российской Федерации - в 1992 г.
Отметим, что в г. Горячий Ключ Краснодарского края регистрация гражданского оружия была проведена в только 1972 г. Одними из первых сотрудников, осуществлявших лицензионно-разрешительную работу в ОВД данного региона, были сотрудники, ныне ветераны, МВД России: майор милиции в отставке Старчак Иван Иванович (с 1969 по 1979 г.); майор милиции в отставке Лихачев Сергей Фатеевич (с 1979 по 1985 г.); капитан милиции в отставке Тюкалов Павел Константинович (с 1985 по 1996 г.). Назовем и динамику численности личного состава подразделения ЛРР ГУВД Краснодарского края за 5 лет: 2002 г. - 144; 2003 г. - 145; 2005 г. - 198; 2006 г. - 209; 2007 г. - 210 сотрудников.
Согласно действующему ныне законодательству реализация нормативно-правовых актов, регламентирующих оборот служебного и гражданского оружия, а также осуществление непосредственного контроля в данной сфере возложены на подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел.
Помимо указанных подразделений вопросами контроля за оборотом оружия занимаются иные подразделения органов внутренних дел. В частности, в этой деятельности принимают участие сотрудники уголовного розыска, участковые инспекторы (в настоящее время "уполномоченные") милиции, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, Государственная автомобильная инспекция и др.
Лицензионно-разрешительная система, осуществляемая органами внутренних дел, представляет собой закрепленный в административно-правовых нормах порядок приобретения, транспортировки, хранения, использования и сбыта строго определенных предметов и веществ, а также открытия и функционирования предприятий и организаций, осуществляющих частную охранную деятельность, а также деятельность, связанную с оборотом оружия и взрывчатых веществ, в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка.
Подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел в своей деятельности руководствуются Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" «14», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" «15», большим комплексом нормативно-правовых актов МВД России, основным из которых является Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 1998 года N 814" «16», утвердивший Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
--------------------------------
«14» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 51. Ст. 5681.
«15» Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 32. Ст. 3878.
«16» Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 32.

При осуществлении возложенных на подразделения лицензионно-разрешительной работы контрольных функций они имеют право выдавать в пределах своей компетенции лицензии и разрешения на продажу, приобретение, хранение, ношение, использование, транспортировку, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации служебного и гражданского оружия.
Контроль за оборотом оружия и патронов к нему осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы при оформлении, выдаче, продлении срока действия, переоформлении лицензий и разрешений; в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданскими и юридическими лицами владельцами оружия, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.
Проверки осуществляются в соответствии с планами работы проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению начальника органа внутренних дел.
При осуществлении контроля за оборотом оружия сотрудники лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел имеют право: производить осмотр оружия в местах его производства, торговли и хранения (в том числе при эксплуатации, транспортировке, перевозке и уничтожении); безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия и патронов, приобретенных до вступления в силу Федерального закона "Об оружии", а также изымать оружие в предусмотренных законодательством случаях.
На подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел также возложена задача по осуществлению контроля за порядком приобретения, учета, хранения, ношения, перевозки оружия, боевых припасов, открытия и функционирования стрелковых тиров и стрельбищ для осуществления огневой подготовки и повышения квалификации сотрудников юридических лиц с особыми уставными задачами.
В случаях нарушения частными детективами и охранниками, частными охранными предприятиями (объединениями), службами безопасности, государственными образовательными учреждениями порядка приобретения, хранения, учета и применения огнестрельного оружия, боеприпасов, сотрудники лицензионно-разрешительной работы путем вынесения письменного предупреждения требуют устранения выявленных недостатков, а в исключительных случаях производят изъятие указанных предметов или опечатывание складов и хранилищ, в которых они находятся. Они также наделены правом вносить руководству частных сыскных и охранных предприятий, служб безопасности предложения об отстранении от работы лиц, ответственных за сохранность специальных средств, оружия и боеприпасов, нарушающих действующие правила оборота оружия.
Подразделения лицензионно разрешительной работы органов внутренних дел вправе проверять и устанавливать достоверность сведений в представленных документах, необходимых для принятия решения о видах лицензии. Проверка осуществляется путем собеседования с лицом, претендующим на получении лицензии; направления запросов в соответствующие информационные центры Министерства внутренних дел Российской Федерации о наличии судимости или факта предъявления обвинения заявителю в совершении преступления; запросов в наркологические и психиатрические учреждения о нахождении заявителя на их учетах; запросов в отдел кадров правоохранительных органов, учреждений и организаций по местам прежней работы (службы) заявителя (в отношении лиц, ранее служивших в правоохранительных органах и претендующих на занятие должности частного охранника либо частного детектива), а также сбора информации оперативно-розыскного характера.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить наличие пробелов в нормативно-правовом регулировании деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел. Например, до сих пор вне правового статуса подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел остаются такие важные функции для обеспечения правопорядка в сфере оборота оружия, как согласование маршрутов и постов частных охранных структур, на которых используется служебное оружие, оформление допуска к оружию персонала предприятий по торговле служебным и гражданским оружием и ряд других. Из чего следует заключить, что правовое положение лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел в области государственного контроля за оборотом служебного и гражданского оружия должно формироваться и изменяться согласно потребностям общества по обеспечению правопорядка в указанной сфере деятельности.


------------------------------------------------------------------

sv_mosin

Большое спасибо!