Подскажите пожалуйста по процедуре, согласно НПА

Desert Eagle

Доброго времени суток желаю уважаемому сообществу!
Осмелюсь попросить у вас помощи.

Возник у меня вопрос (уж не из праздного любопытства!) -
1. По какой служебной необходимости сотрудник милиции (УУМ? ППС? ФМС?) имеет право войти в жилое помещение без согласия на то лиц-владельцев помещения?

По этому вопросу сделал выписки из УПК по вопросу обыска в жилом помещении - из статей 29 - о полномочиях суда, 93 и 184 - о личном обыске, 182 - об основаниях и порядке производства обыска и 165 - о порядке получения постановления на следственное действие.

Есть ли ещё какие-то служебные необходимости? (Проверка паспортного режима? Поиск нелегально находящихся лиц?)

2. И что при этом сотрудник обязан предьявить сам (приходит на ум только постановление на обыск от суда - согласно ст. 185 упк, либо от следователя - по ст. 165 п. 5) или по первому требованию (удостоверение сотрудника милиции, следователя).

3. Какими статьями (как я понимаю, УПК?) регламентируются возможные действия сотрудников? Этот пункт для меня очень важен, так как буду делать выписки и памятки из соответствующих нормативно-правовых актов, ссылки на кои (или даже на их статьи) по возможности очень был бы признателен получить от вас.

С уважением, Виталий.

Сенсибилизатор

Desert Eagle
Есть ли ещё какие-то служебные необходимости?
Есть. Например, сли есть достоверные сведения о том, что за дверью совершается или совершено преступление, скрылся от преследования преступник, произошел несчастный случай/ЧС (причем это может быть банальный кипяток из батареи в пустой квартире), находится человек, нуждающийся в помощи (ну тут классика - бабулька старая, живет одна, не отвечает, дверь закрыта изнутри).
Есть еще случаи - исполнение решения суда, например, о вселении или выселении. Тогда пристава с милицией.
Desert Eagle
И что при этом сотрудник обязан предьявить сам
Представиться, если вдруг без формы - то удостоверение.

Desert Eagle
3. Какими статьями (как я понимаю, УПК?) регламентируются возможные действия сотрудников?
Зачем Вы себя загоняете в рамки одного НПА, который охватывает узкий перечень уголовно-процессуальных действий.
Читайте ЗоМ, или уже сразу можете проект нового закона читать.

АВДЕЙ

Закон о милиции, статья 11. Права милиции
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
18) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
(в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)
О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов;
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Так что зайти могут всегда.
Правда, сами же должны в течение суток прокурору рассказать об этом.
А вы уж поинтересуйтесь у него в своём заявлении, почему они этого не сделали и кто оценивал достаточность данных что-то там полагать...

Desert Eagle

Спасибо, господа - прояснили! Отдельное спасибо за ссылку на закон о милиции!
А для реализации прав из статьи 11 п. 18 есть какие-либо НПА, регламентирующие эту процедуру? То есть устанавливающие, например, обязательность присутствия понятых, протоколирования осмотра, выдачи копии документа... ?

Тут мне немного непонятно:

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
18) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их...

когда как

УПК РФ. Статья 29. Полномочия суда
1. :
2. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:
1):
2):
3):
4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

УПК утверждает, что только суд правомочен принимать решения о производстве осмотра, а ЗоМ наделяет таким правом ещё и сотрудников милиции? Или это право даётся с этой оговоркой?

О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов;
Так что всё в итоге всё равно зависит от суда?

Сенсибилизатор

Desert Eagle
УПК утверждает, что только суд правомочен принимать решения о производстве осмотра, а ЗоМ наделяет таким правом ещё и сотрудников милиции?
Что Вы привязались к УПК.
Там описаны процессуально значимые действия в рамках только уголовного делопроизводства.


АВДЕЙ

даётся с этой оговоркой?
Да, и вот с этими:
при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

АВДЕЙ

Представиться, если вдруг без формы - то удостоверение.
Наличие формы освобождает от предъявления удостоверения?

Voices

Сенсибилизатор
Представиться, если вдруг без формы - то удостоверение.

маленький полуофф. А форма у нас разве является подтверждением причастности к милиции?

по теме. Не пускайте их. Совсем. Пускай силой заходят, потом будет легче свою правоту доказывать.
зы. Работает только если вы полностью уверены в своей правоте 😀

Сенсибилизатор

АВДЕЙ
Наличие формы освобождает от предъявления удостоверения?
Voices
маленький полуофф. А форма у нас разве является подтверждением причастности к милиции?
По требованию удостоверение обязан предъявить любой сотрудник, хоть в форме, хоть без.
А вот сотрудник без формы, чтобы что-то требовать от людей, предъявляет удостоверение без напоминания, это логично, т.к. люди для начала должны понять, кто перед ними находится.
Voices
по теме. Не пускайте их. Совсем. Пускай силой заходят, потом будет легче свою правоту доказывать.
зы. Работает только если вы полностью уверены в своей правоте
Как раз таки наоборот, если прав 100% - то лучше подготовиться (ну там свидетели, адвокат, видеосъемка и т.д.) и пустить, не ссорясь ни с кем.
А если не пускать - то сломают и войдут в неподходящий момент, и настроены будут злобно, зачем это надо.
Войти в квартиру, сломав дверь, в полном соответствии с законом проще, чем кажется. Лично мне доводилось входить даже в "смешных" случаях (ну типа зимой лопнула батарея в квартире, льется кипяток, отключать надолго нельзя - морозы, разморозится система), были многочисленные желающие оспорить действия, но ни у кого не получилось, потому, что я хорошо знал законодательство и оформлял все в строгом соответствии с ним.
Вот та же батарея - это не просто коммунальная авария, а угроза ЧС локального масштаба, вот справочка от руководителя УГЗ района, вот справочка от коммунальщиков о неозможности отключения, вот копия медсправки соседа с легким ожогом и т.д. и т.п.
Больше бумаги - чище сами знаете что.

Аркан

Сенсибилизатор
По требованию удостоверение обязан предъявить любой сотрудник, хоть в форме, хоть без.
Не любой - ДПС, ППС, УУМ. В отношении сотрудников иных служб (подразделений) милиции такая обязанность нормативно не закреплена. Здравомыслящий СМ, если он уверен, что действует в рамках закона, никогда не откажется предъявить удостоверение независимо от подразделения, в котором служит.

Voices

в описанном вами случае не вижу причины не впустить. А вот если мне просто позвонят в дверь и захотят войти, не пущу. Пущай ломают, а их озлобленность мне как то побарабану 😊

АВДЕЙ

Извините за длинную выдержку.
КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МИЛИЦИИ" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 декабря 2007 года Под редакцией Ю.Н. МИЛЬШИНА и С.Е. ЧАННОВА

Комментарий к пункту 18

1. Статья 25 Конституции РФ закрепляет основополагающий принцип неприкосновенности жилища. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Так, в соответствии со ст. 165 УПК РФ в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности.
2. Комментируемый пункт предусматривает исчерпывающий перечень случаев, позволяющих беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их: при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений; при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление; при наличии достаточных данных полагать, что там произошел несчастный случай; для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
3. Уголовно-процессуальное законодательство указывает основания подозревать граждан в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ):
а) когда лицо застигнуто в момент совершения преступления или непосредственно после его совершения;
б) когда очевидцы и потерпевшие прямо укажут на конкретное лицо как на совершившее преступление;
в) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
В наличии могут быть и иные признаки, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления (например, показания технических измерительных средств, сходство по приметам с разыскиваемым лицом и т.п.).
Организация преследования и задержание лиц, совершивших преступления, является неотложным действием нарядов патрульно-постовой службы. При этом преследование преступников "по горячим следам" ведется до тех пор, пока они не будут задержаны и обезврежены. При совершении преступления в помещении наряды могут входить туда только для его пресечения, задержания лиц, совершивших преступление, оказания помощи потерпевшим (п. 143 Устава).
4. Оценочным понятием является достаточность данных о совершении преступления, случившемся несчастном случае, которая в каждом конкретном случае определяется профессиональными навыками и знанием законодательства сотрудниками милиции. В качестве таких достаточных данных могут выступать показания свидетелей, потерпевших, крики о помощи, звуки выстрелов или взрыва, запах дыма, газа и др.
5. Понятие безопасности определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В комментируемом пункте речь идет о защите жизненно важных интересов личности и общества от угроз, вызванных различными чрезвычайными ситуациями и требующих ведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Однако перечень конкретных чрезвычайных ситуаций является абсолютно определенным, следовательно, при наличии иных ситуаций чрезвычайного характера беспрепятственное вхождение в жилище граждан не допускается.
6. Под беспрепятственным вхождением прежде всего понимается проникновение без разрешения (согласия) граждан (владельцев помещений или участков), руководителей или иных представителей организаций в любое время суток вне зависимости от присутствия собственников или руководителей. Беспрепятственное вхождение - это вхождение, несмотря на препятствия в виде стен, дверей, замков, запоров, оконных рам, стекол, животных, противодействия людей и т.д. При необходимости, в исключительных случаях, когда нет других возможностей войти, эти препятствия могут быть преодолены, т.е. устранены с применением силовых мер как по отношению к животным и людям (например, оттеснение лиц, пытающихся воспрепятствовать вхождению), так и путем повреждения или взламывания (вскрытия) стен, дверей, замков, запоров, решеток, оконных рам, разбития стекол и т.д. «1».
--------------------------------
«1» Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ. соч. С. 248.

7. Жилым помещением в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Не являются жилыми помещениями сараи, гаражи, подвалы и другие постройки или сооружения, не предназначенные для жилья граждан. По смыслу закона их можно отнести к иным помещениям.
Земельным участком в соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ выступает часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Территория - это участок местности, огороженный или иным способом обозначенный как относящийся к какой-либо организации независимо от форм собственности.
8. При проведении осмотра несомненно допускается не только внешний (визуальный) осмотр (обследование) объекта, но и перемещение по объекту, открытие (при необходимости - вскрытие) дверей комнат, кладовых, шкафов, подсобных помещений, сараев, погребов, перемещение различных вещей, предметов с целью обнаружения скрывающихся лиц, подозреваемых в совершении преступлений, признаков и орудий совершения преступлений и т.д.
В качестве гарантии соблюдения права граждан на неприкосновенность жилища выступает обязанность сотрудников милиции уведомлять в течение 24 часов прокурора обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан.

И ещё одна выдержка.
ВНЕЗАПНАЯ ПРОВЕРКА В ОФИСЕ
Д.Е. ГУСЯТНИКОВА
Предъявление сотрудником милиции своего служебного удостоверения далеко не всегда будет означать, что любые его действия и поступки на территории предприятия и/или по отношению к его представителям будут законны и правомерны.
Как правило, любая проверка, даже самая неожиданная, начинается с озвучивания лицами, посетившими организацию или индивидуального предпринимателя, цели своего визита. Поэтому, услышав, что речь идет о милицейской проверке, первое, что необходимо сделать, - это удостовериться, что проверяющие действительно являются сотрудниками милиции, а во-вторых, предъявленные ими документы соответствуют их личностям. У каждого сотрудника милиции в соответствии с действующим законодательством имеется удостоверение, в котором в обязательном порядке указываются его фамилия, имя, отчество, а также имеется фотография, позволяющая идентифицировать принадлежность указанного удостоверения конкретному лицу. Таким образом, перед началом каких-либо действий со стороны проверяющих лиц попросите предъявить их соответствующие удостоверения. Законодательством не предусмотрено обязанности передавать такое удостоверение вам лично в руки, но предъявить его сотрудник милиции обязан таким образом, чтобы было возможно прочесть весь содержащийся в нем текст и сравнить фотографию с лицом, предъявляющим это удостоверение. Не стесняйтесь просить предъявить удостоверения даже в случае, если проверяющие пришли в форменной одежде. Обязательно обратите внимание на дату выдачи служебного удостоверения и срок его действия. Удостоверение должно быть действующим, в противном случае сотрудник милиции не вправе участвовать в проведении проверки, а если он является единственным проверяющим, то вы имеете законное право не пропустить его на территорию организации, поскольку у него нет полномочий сотрудника милиции. Но если и после ознакомления с удостоверением сотрудника милиции у вас остались еще какие-либо сомнения, то вы вправе позвонить в отделение милиции, в котором проходит службу указанный сотрудник, и уточнить, действительно ли он там работает и действительно ли назначалась проверка вашей организации. Как правило, уже на стадии вашей попытки дополнительно проверить полномочия проверяющего лица, не уверенные в законности визита стараются не допустить таких звонков с вашей стороны, а если не выходит, то как можно быстрее прекращают проверку и покидают помещение. Если же сотрудники милиции не чувствуют за собой никаких нарушений, то вряд ли они станут возражать против того, чтобы вы еще раз уточнили правомерность их посещения.

Дмитрий Львович

в описанном вами случае не вижу причины не впустить. А вот если мне просто позвонят в дверь и захотят войти, не пущу. Пущай ломают, а их озлобленность мне как то побарабану
Полностью согласен, а пока ломают спокойненько, позвоню соседям и достану оружие из сейфа...,
конечно если
полностью уверены в своей правоте

------------------
У нас кто не охотился, те беременные ходили. (С)

Desert Eagle

Извините за длинную выдержку.
Ничего страшного! Чтение не сильно меня напрягает, а уж чтение ответов на мои же вопросы - тем паче!
Спасибо за выдержки и комментарии!

Господа, у меня к вам, наверное, последний вопрос:

в чём разница между осмотром и обыском жилого помещения? Где одно плавно перетекает в другое?

Сенсибилизатор

Дмитрий Львович
Полностью согласен, а пока ломают спокойненько, позвоню соседям и достану оружие из сейфа...,
Собрались стрелять по заходящей к Вам милиции?
ну-ну.

Voices

Desert Eagle
в чём разница между осмотром и обыском жилого помещения? Где одно плавно перетекает в другое?


осмотр ваше добровольное желание. Вас просят вы либо соглашаетесь либо нет. При этом СМ может не составлять никаких доков.

От досмотра отказаться нельзя, но при этом он требует соответствующего оформления и понятых. Для досмотра СМ должен иметь веские причины и тд и тп...


ВСЕГДА отказывайтесь от осмотра! ВСЕГДА! На сколько бы добродушной не казалась бы просьба! Отказывайтесь! Ибо если у вас найдут что то (а это что то может появиться из карманов осматривающего) потом вы ничего никому не докажете!

АВДЕЙ

ОСМОТР

Статья 176 УПК. Основания производства осмотра

1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
2. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Статья 177. Порядок производства осмотра

1. Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 170 настоящего Кодекса.
2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.
4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.
5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.
6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.


ОБЫСК

Статья 182 УПК. Основания и порядок производства обыска

1. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
------------------------------------------------------------------
Положение части второй статьи 182 в системе действующего уголовно-процессуального регулирования предполагает необходимость принятия судебного решения о выемке и изъятии путем проведения обыска предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях (Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О).
------------------------------------------------------------------
2. Обыск производится на основании постановления следователя.
3. Обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
------------------------------------------------------------------
Положение части четвертой статьи 182 в системе действующего уголовно-процессуального регулирования предполагает необходимость принятия судебного решения о выемке и изъятии путем проведения обыска предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях (Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О).
------------------------------------------------------------------
4. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, - судебное решение, разрешающее его производство.
5. До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.
6. При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.
7. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.
8. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.
9. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.
10. Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.
11. При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.
(часть одиннадцатая в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
12. При производстве обыска составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса.
13. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.
14. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры.
15. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.
16. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

Desert Eagle


Voices

Тут наверное речь все таки идет не об уголовном деле.

АВДЕЙ

НОВЫЕ ПРАВИЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, 2008 г.
А.В. СУТЯГИН

Глава 4. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В ходе проведения административного расследования лицо, его производящее, вправе применять меры обеспечения по делу. Вот они:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности.
С 1 июля 2008 г. согласно Федеральному закону от 24.07.2008 N 210-ФЗ появится новая мера обеспечения производства по делу - свидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Применение указанных мер возможно в целях:
- пресечения административного правонарушения;
- установления личности нарушителя;
- составления протокола об административном правонарушении, если это нельзя сделать на месте выявления административного правонарушения;
- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Если в результате незаконного применения мер обеспечения гражданину или организации будет причинен вред, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

4.1. Доставление

Доставление - это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении, если протокол нельзя составить на месте, а оформление этого документа является обязательным. Доставление вправе осуществить:
- должностное лицо милиции при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривает милиция, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ милиция составляет протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
- военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
- должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушений на транспорте - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение;
- и другие лица, перечисленные в части 2 статьи 27.7 КоАП РФ.
Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
Обратите внимание: более конкретного срока законом не установлено.
О доставлении должен быть составлен протокол либо сделана соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копию протокола о доставлении необходимо вручить доставленному лицу, но только по его просьбе.

4.2. Административное задержание

Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица. Эта мера может быть применена в исключительных случаях и лишь при необходимости обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание, указан в статье 27.3 КоАП РФ. В него входят милиционеры, сотрудники ведомственной и вневедомственной охраны, сотрудники военной автомобильной инспекции и другие.
Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, не может быть произвольно расширен. Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитника либо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок.
Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).
Задержанному нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
Протокол об административном задержании подписывает должностное лицо, его составившее, и задержанный. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу только по его просьбе.
Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа.
Лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении:
- посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;
- совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- о нарушении таможенных правил в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.
Также на 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.
Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ. Это могут быть изоляторы временного содержания или специальные помещения, например внутри здания районного отдела милиции.
Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержатся отдельно от взрослых.

4.3. Личный досмотр и досмотр вещей

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, проводится, если необходимо обнаружить орудия совершения либо предметы административного правонарушения.
Проводить личный досмотр может только лицо одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), производится в присутствии двух понятых.
Обратите внимание: досмотр возможен и без понятых, если у досматривающего имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.
Во время досмотра может быть применена фото- и киносъемка.
О ходе и результатах досмотра составляют протокол, который подписывают досматриваемый, понятые, досматривавший и специалист, если он участвовал при этом. В протоколе подробно отражается, какие предметы обнаружены: модель, тип, цвет, размер и другие характеристики.
В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

4.4. Осмотр помещений, территорий
и находящихся там вещей и документов

Осмотр помещений, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и используемых для ведения предпринимательской деятельности, а также территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
На осмотре должно быть не меньше двух понятых. Если помещений много, осмотр в них может производиться одновременно при условии, что в каждом отдельном помещении присутствуют двое понятых.
В ходе осмотра могут быть использованы фото- и киносъемка, видеозапись.
По результатам осмотра составляют протокол, в котором подробно перечисляют, что осмотрено, что обнаружено, кто проводил осмотр, кто принимал в нем участие. Обнаруженные вещи должны быть подробно описаны, перечислены их индивидуальные признаки. Если обнаружены документы, то необходимо перечислить каждый документ с указанием количества его листов и реквизитов. Записи наподобие "обнаружены бухгалтерские документы в количестве 120 листов" недопустимы, поскольку не позволяют определить, какие именно документы были найдены.
Протокол подписывает должностное лицо, его составившее, представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель (его представитель), понятые и специалисты (если они участвовали в осмотре). Копию протокола в обязательном порядке вручают представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю.

4.5. Досмотр транспортного средства

Досмотр транспортного средства представляет собой его обследование без нарушения конструктивной целостности. Его проводят с целью обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Досмотр проводят в присутствии двух понятых и в присутствии его владельца. Если обстоятельства требуют проведения срочного досмотра, то он может быть проведен и в отсутствие владельца. По его результатам составляют протокол, где отражают тип, марку автомобиля, идентификационные и государственные номера, предметы, обнаруженные в транспортном средстве, и их индивидуальные признаки. Вместо отдельного протокола может быть сделана запись о досмотре в протоколе задержания. Если в ходе досмотра использовались фото-, видеозапись или другие способы фиксации доказательств, об этом делается отметка в протоколе.
Протокол подписывают лицо, его проводившее, понятые и владелец транспортного средства. Если последний отказывается от подписи, это не является основанием для признания результатов досмотра недействительными, в протоколе лишь ставится соответствующая отметка.

4.6. Изъятие вещей и документов

В качестве меры обеспечения производства по административному делу может быть использовано изъятие вещей и документов. Наиболее распространена эта мера в случае совершения правонарушений в сфере дорожного движения. Если в виде наказания может быть применено лишение права управления транспортным средством, инспектор ДПС изымает водительское удостоверение у водителя до момента принятия решения по делу. На тех же основаниях могут быть изъяты документы, дающие право управления судном, самолетом, трактором. Взамен изъятого удостоверения выдается временное, которое действует до вступления в силу решения по административному делу, но не более чем в течение двух месяцев. Если в этот срок дело не завершено, срок действия временного разрешения может быть продлен еще на один месяц.
Порядок изъятия вещей и документов регламентирован статьей 27.10 КоАП РФ.
Изъятие может быть произведено в присутствии двух понятых лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ.
Об изъятии документа, дающего право управления транспортным средством, делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.
Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.
В соответствующем протоколе должны быть указаны сведения об изъятых вещах и документах, их индивидуальные признаки, дата выдачи, серия, номер документа и пр.
Протокол также подписывают лицо, его составившее, лицо, у которого они изъяты, понятые, если они присутствовали.
Изъятые вещи могут быть опечатаны.
Если были изъяты огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы, их хранение определяется федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
Скоропортящиеся вещи подлежат реализации, а при невозможности это сделать уничтожаются.
Наркотики, психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, отправляют на переработку или уничтожают. Образцы подлежащих уничтожению веществ и продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

4.7. Отстранение от управления транспортным
средством и медицинское освидетельствование
на состояние опьянения

Если у сотрудника ДПС будут серьезные подозрения, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, либо у него нет водительского удостоверения и других необходимых документов, либо транспортное средство имеет неисправности, при которых его эксплуатация запрещена, водитель может быть отстранен от управления или направлен на медицинское освидетельствование. Эти действия относятся к мерам обеспечения производства по делу.
Отстранить от управления могут должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида. Если необходимо отстранить водителя транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, отстранением занимаются также должностные лица военной автомобильной инспекции.
Эти же лица в настоящее время направляют водителя на медицинское освидетельствование, а с 1 июля 2008 года они смогут самостоятельно освидетельствовать водителей на состояние опьянения. Для этого необходимо будет пригласить двух понятых.
Также с 1 июля 2008 года вступает в силу норма, согласно которой, если водитель отказался проходить освидетельствование или оспаривает его результаты, он должен быть направлен на медицинское освидетельствование. Точно так же водитель может быть отправлен к врачам, если алкогольный тест показал отрицательный результат, но инспектор ДПС или ВАИ имеет серьезные основания полагать, что водитель пьян (от него пахнет спиртным, дрожат руки и другие признаки).
В указанный срок в закон будет введено примечание следующего содержания: "Под состоянием опьянения в настоящей статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ".
Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В нем указывают дату, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Обратите внимание: на сегодняшний момент в законе сказано, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 1 июля 2008 года слово "медицинское" будет исключено.
Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу.

4.8. Задержание транспортного средства

Как мера обеспечения производства по делу задержание транспортного средства может быть применено, если:
- нарушены правила эксплуатации транспортного средства, предусмотренные Правилами дорожного движения и перечисленные в статье 11.9, части 1 статьи 12.3, части 2 статьи 12.5, частях 1 и 2 статьи 12.7, части 1 статьи 12.8, части 4 статьи 12.19, статье 12.26 КоАП РФ;
- нарушены правила эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренные статьями 9.3, 12.1 (за исключением управления транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке), 12.4, частями 2 - 6 статьи 12.5 КоАП РФ.
С 1 июля 2008 года водителям будет разрешено перемещаться на транспортных средствах, которые имеют указанные выше технические неполадки, но лишь с целью их доставки к месту ремонта и не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства. Эта норма введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ. А транспортные средства, эксплуатируемые с нарушением правил, предусмотренных статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частью 1 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, статьей 12.26 настоящего Кодекса, задерживаются до устранения причины задержания.
Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759.
Протокол задержания и запрещения эксплуатации составляют те же должностные лица, которые его задержали. Как правило, это инспекторы ГАИ и ВАИ. Копию протокола вручают водителю в обязательном порядке.
Протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.
В настоящее время в законе содержится формулировка, согласно которой порядок задержания, помещения на стоянку и хранения транспортного средства производится согласно требованиям Правительства РФ. А с 1 июля 2008 года эта норма будет изложена в следующей редакции: "Задержание транспортного средства соответствующего вида, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

4.9. Арест товаров, транспортных средств
и иных вещей

В ходе расследования административного дела на транспортные средства и другие предметы может быть наложен арест. Он производится по правилам статьи 27.14 КоАП РФ.
Наложение ареста возможно, если вещи и предметы, а также транспортные средства явились орудиями или предметами совершения правонарушения. Он заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.
Это мероприятие проводится в присутствии владельца вещей, а в случае, не терпящем отлагательства, и без него.
Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол.
Если необходимо, товары, транспортные средства и другие вещи, на которые наложен арест, могут быть упакованы и (или) опечатаны.
Копию протокола вручают владельцу вещей либо его законному представителю.

4.10. Привод

Привод как мера обеспечения производства по административному делу может быть применена, если гражданин или законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также свидетель не явились на его рассмотрение без уважительных причин.
Привод представляет собой принудительное доставление указанных лиц в место рассмотрения дела.
Мероприятие проводит милиция. Основанием служат определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении о приводе неявившихся лиц.

АВДЕЙ

Собрались стрелять по заходящей к Вам милиции?
ну-ну.
Да не дураки они, чтоб ломиться в дверь хаты, где живёт владелец оружия.
Всё ж известно. Надо будет зайти - подождут, пока хозяин сам выйдет.
А если ломятся, то надо звонить в 02 и предупредить, что, мол, неизвестные ломают дверь, но ружьё уже наготове и картечи много. Пусть едут и утихомиривают того, кто хочет беспрепятственно проникнуть в мою хату путём взлома моей двери.

Сенсибилизатор

АВДЕЙ
Да не дураки они, чтоб ломиться в дверь хаты, где живёт владелец оружия.
Всё ж известно. Надо будет зайти - подождут, пока хозяин сам выйдет.
А если ломятся, то надо звонить в 02 и предупредить, что, мол, неизвестные ломают дверь, но ружьё уже наготове и картечи много. Пусть едут и утихомиривают того, кто хочет беспрепятственно проникнуть в мою хату путём взлома моей двери.
Откуда это известно Вам - из телевизора что-ли? 😀 Или с непрофильных разделах Ганзы? 😀
Сколько раз сам ломал дверки (на полном законном основании и с соответствующим оформлением), и при этом всегда предполагал, что внутри может быть оружие, и это ничего не меняло в плане времени. Только особая осторожность и применение правильных приемов входа. При попытке вооруженного сопротивления бандит получил бы маслину в лоб, а вот если бы он зацепил кого-нибудь то может в лоб - напоследок, а сначала в каждую руку, ногу и между ними.
Если взлом законный, то звонок в 02 с такой угрозой ничем не поможет, только диспетчер предупредит наряд о намерении стрелять, и операция из рутинного входа в квартиру превратится в захват вооруженного бандита. Может даже потом по телеку покажут 😀

АВДЕЙ

О, опять смешливые попались! Вопросы-то какие! Откуда! Да с зубным оскалом!
Да-да, согласен - жажда прославиться и стать телезвездой может сделать много шума из ничего.
Ещё разок: ломиться в дверь хаты, которая заранее известна как место, где живёт владелец оружия - признак того, что шум и гам необходимы как самоцель. А если ломятся в дверь и не знают, что там зарегистрирован и живёт владелец оружия - это признак преступного скудоумия.
И речь у меня идёт не о бандите, а о добропорядочном человеке, который позвонил в 02 предупредить, что к нему ломятся, но ружьё уже наготове и картечи много. Пусть едут и утихомиривают того, кто хочет беспрепятственно проникнуть в мою хату путём взлома моей двери.
А видеосъёмка может быть организована в любой момент.
И по интернету покажем почти в on-line.

Сенсибилизатор

АВДЕЙ
А видеосъёмка может быть организована в любой момент.
И по интернету покажем почти в on-line.
И этой видеосъемкой человек себе подпишет приговор (не смертный, а обычный, судебный) собственноручно. Потому как там будет видно и слышно, что люди представились, никуда не торопятся и т.д. и действуют в полном соответствии с законом. А человек, вместо того, чтобы как законопослушный гражданин, выполнить законные требования сотрудников правоохранительных органов, оказывает им вооруженное сопротивление, да еще и видеотрансляцию организовал этого! Почти терроризм получится. Может даже гранаты не пожалеют 😀
Речь идет о случае, когда проникновение в квартиру ЗАКОННО.
Список случаев, когда дверь может быть взломана, приведен выше.
Как бы Вам этого ни хотелось, закон НИКАКОГО послабления в этом для владельцев оружия не делает.

АВДЕЙ

Ну, тогда и разговора нет - я ж акцент поставил:

Да не дураки они, чтоб ломиться в дверь хаты, где живёт владелец оружия.

Desert Eagle

Нет, господа, к сожалению, здесь речь не обо мне...
Речь идёт о семье из 4 женщин разных возрастов, в собственном частном доме на собственном приусадебном участке в Московской области - я спрашивал применительно к ним.

Voices

может быть имеет смысл приоткрыть карты, тогда и советы конкретные будут

Desert Eagle

А, собственно говоря, и приоткрывать-то нечего...
Имеется данная семья, которая может удостоиться (а может и не удостоиться) визита сотрудников милиции (по какому поводу - пока не знаю сам, завтра к ним поеду, повезу ваши советы, заодно и фабулу постараюсь точнее разузнать) - ждут, что будут кого-то искать в их доме - посему хотят знать, на что сотрудник(и) имеет(ют) право, а что - его (их) обязанности, дабы не попасть впросак и не пропустить какое-либо превышение служебных полномочий или процессуальную халатность - им вероятность этого кажется не нулёвой.
Собственно, и всё!

Но похоже, что всё, что мне было нужно для спокойствия - выдержки из юридических документов с точными ссылками, даже комментариями и рекомендациями - мне уже любезно предоставили уважаемые участники данной темы, за что я им безмерно благодарен!

Voices

Ну тогда...

1. Как говорил выше не соглашаться ни на какие осмотры просмотры и прочее. ТОЛЬКО с понятыми и только под протокол!
2. Во время досмотра ВНИМАТЕЛЬНО следить за действиями сотрудников. Если вдруг получиться ситуация что один из СМ куда то ушел, а потом с радостным криком зовет понятых типо смотрите что я нашел, напомнить понятым что они видели то что им показывает СМ и не видели МОМЕНТА НАХОЖДЕНИЯ этой вещи и это должно быть отражено в протоколе!! (да мы видим эту вещь, но мы НЕ ВИДЕЛИ как ее нашли) Все слова СМ игнорировать, при отказе понятых на такую сноску грозите им судом, прокурором и всеми карами небесными.

Desert Eagle

Если вдруг получиться ситуация
А вот это ценно, за это спасибо!

Voices

Над понятыми тоже можно поработать. (строго, но очень вежливо)

В самом начале уточнить у них, были ли они когда нибудь ранее понятыми. Не зависимо от ответа сказать им что вы будете обжаловать КАЖДОЕ действие сотрудников, вы будете обжаловать их приход, досмотр, не правильно завязанный шнурок, не правильный взгляд, все вы будете обжаловать. Посоветовать им ВНИМАТЕЛЬНО следить за СМ, напомнить им об их ответственности за свои подписи в протоколах, сказать им что им придется ходить в суды при обжаловании и напомнить им о том что они имеют полное право отказаться от этой почетной миссии без последствий для себя (скорее всего См им скажут что они не имеют на это право. Игнорируйте). Пускай они вас лучше боятся, а не СМ и будут готовы подписать любую хрень которую им подсунут.