Отечественные ФАР и АФАР

tramp
Существуют ли в настоящее время отечественные проекты или прототипы ФАР или АФАР для сухопутных и корабельных комплексов ПВО?
tuviy
Tramp!
Я не понял. Вопрос слишком интересный.
"Существуют ли в настоящее время отечественные сухопутные и корабельные комплексы ПВО?"
По моему - ДА.
И, замечу, все они как минимум с ФАР.
А вот крупнейший американский специалист по радиолокации - Бартон был удивлён качеством российских ФАР и считал, что Россия впереди лет на 15.
AlexKu
Лет 20-30 как существуют.
tramp
Поправка, вопрос уточнен - проекты или действующие прототипы РЛС АФАР и ФАР, аналогичные РЛС SPY-1, т.е. с антеннами с электронным управление лучом в двух плоскостях, без использования вращения антенны вокруг вертикальной оси.
tuviy
А как же, но это несколько антенн. Чаще всего 4 антенных полотна. Энергию можно переключать поочерёдно по антенным полотнам.
Но чтобы можно было смотреть назад??????.
Очень неплохая антенна, если она обеспечивает работу в секторе +-45 градусов от "вертикальной" плоскости, перпендикулярной к плоскости полотна антенны и +- 45 градусов от "горизонтальной" плоскости (т.е. в двух плоскостях). И при этом имеет достаточно хорошую диаграмму направленности.
Всё это давно есть и находится в эксплуатации или даже снято по случаю износа и иным причинам.
Подумаешь SPY. Это чего - одинокий агент 007 ея величества.
tramp
Понятно, что речь идет про 4 полотна, как на Тике, но у нас был только огроменная ФАР Марс-Пассат. А здесь http://www.worldnavy.info/specification/corvettes/20380_steregushchy.html
упоминается "новая РЛС с 4 ФАР", вот и неясно, откуда ее взять.
Насчет "назад смотреть" - работа по углу места электронным сканированием, по азимуту - поворотом всей антенны.
И вот еще - это реально?
"Прощание с механическим РЛС
Феликс Алымов
На смену станциям с механическим обзором в недалеком будущем придут высоконадежные бесприводные радиолокаторы.

Средства противодействия активной радиолокации наращиваются столь высокими темпами, что это ставит под сомнение вообще применение радиолокационных станций (РЛС). Война в Югославии со всей очевидностью обнажила ту истину, что использование активных РЛС в современных боевых условиях смертельно опасно: через несколько десятков секунд в месте включения любого радиолокатора возникало море огня от разорвавшихся противорадиолокационных ракет (ПРР), число которых иногда достигало нескольких десятков. Работа радиолокаторов и, следовательно, большей части систем ПВО Югославии была полностью парализована. Вывод был однозначен: необходимо создание таких локаторов, которые прежде всего были бы устойчивы к воздействию высокоточного оружия.
К выводу о необходимости качественного улучшения радиолокационной техники, но с другого угла зрения, пришли и представители администрации Президента, знакомившиеся с положением дел, сложившимся в области контроля воздушного пространства. Оказалось, что инфраструктура жизнеобеспечения в малообжитых районах Севера, Дальнего Востока и Центральной Сибири, создававшаяся десятилетиями для обслуживания средств ПВО, в последние годы пришла в упадок. Стало экономически нецелесообразным содержание целых поселков, где раньше проживали военные и их семьи. Военные городки обезлюдели и обслуживать технику стало некому. При этом пострадала не только ПВО, но и система управления воздушным движением, поскольку контроль и управление воздушными судами на трассах традиционно возлагался на средства ПВО. Теперь под угрозой находятся жизни тысяч пассажиров авиарейсов, не отслеживаемых авиадиспетчерами и предоставленных в полете над просторами нашей страны исключительно мастерству пилотов. Это уже откат к первым шагам пассажирской авиации. Однако восстановление былой структуры - дело практически невозможное. Государству денег не хватит. Следовательно, традиционная обслуживаемая техника в отдаленных районах применяться не сможет и нужны надежные необслуживаемые системы.
Между тем в прессе появились публикации о кончине активной локации. В целом, их авторы недалеки от истины, поскольку радиолокаторы с традиционным механическим обзором пространства действительно уже не отвечают современным требованиям. Но все же считать эру активной локации завершенной представляется несколько преждевременным. Причин две: во-первых, заменить активную локацию нечем, а, во-вторых, исследования последних лет показали, что создать необслуживаемые станции с защитой от ПРР возможно, и одним из необходимых условий для этого является переход к использованию электронного обзора пространства вместо механического.
Ключ к решению проблемы - кольцевые антенные решетки
О том, что механический обзор пространства тормозит развитие радиолокационной техники специалистам известно уже давно. Стоимость механических устройств составляет около половины стоимости РЛС, львиная доля отказов приходится на механику, для ухода за ней требуется проводить ежедневные регламентные работы, и это только видимая часть айсберга. Если копнуть глубже, то станет ясно, что механикой ограничиваются почти все основные тактико-технические характеристики: рубежи обнаружения, захвата цели на сопровождение, защищенность от всех видов помех, пропускная способность и пр.
Несмотря на очевидные недостатки механического обзора, первые предложения о разработке бесприводных РЛС в конце прошлого века были встречены скептически. Контраргументы были стандартные: дороговизна, сложность, технический риск, а так же то, что возможности РЛС традиционного построения далеко не исчерпаны. Тем не менее, инициаторам удалось обосновать целесообразность проведения опытно-конструкторской разработки и запустить проект. Однако продолжался он недолго. Общее сокращение средств на оборонный заказ в середине 90-х годов затронуло и эти разработки. Парадоксально, но, наряду с прекращением финансирования разработки бесприводной РЛС, продолжалось выделение средств на несколько разработок РЛС с механическим приводом. Такая вот своеобразная поддержка новых технологий. И все же разработчикам удалось получить обнадеживающие результаты.
Для того чтобы ответить на вопрос - быть или не быть новой технике - значительная часть исследований была посвящена поиску технических решений и разработке технологии производства невращающихся антенных систем. Работа шла не с нуля, теоретические исследования в этом направлении уже проводились и у нас, и за рубежом. Были и попытки практической реализации антенных систем с круговым электронным обзором пространства, в частности, путем компоновки плоских, сферических или цилиндрических (конических) антенных решеток.
Исследования показали, что у антенных систем, образованных из нескольких плоских антенных решеток, в зоне их перекрытия имеет место неравномерность энергетических, точностных и прочих характеристик, то есть отсутствует так называемая осевая симметрия. Это их основной недостаток. Требуется введение сложной программно-аппаратной процедуры отождествления целей в зонах перекрытия. Кроме того, обычно возникают трудности обеспечения электромагнитной совместимости нескольких антенных решеток между собой и пр. Поэтому антенны такого рода дороги в производстве и эксплуатации.
Сферические антенные системы более привлекательны, так как обладают полной осевой симметрией и обеспечивают обзор во всей верхней полусфере без мертвой воронки. Однако теория создания сферических антенных решеток (АР) недостаточно разработана, известные образцы сложны в реализации и имеют значительный вес и габариты. Для обзорных РЛС наиболее подходящими оказались кольцевые и цилиндрические (конические) АР. Такой выбор позволил избавиться от недостатков сферических и плоских антенн.
Была создана не имеющая аналогов уникальная гибридная технология производства основных модулей кольцевых цилиндрических АР с использованием тонкопленочной технологии, печатной технологии и технологии навесного монтажа микроблоков и устройств. Это позволяло на 90-95 % автоматизировать процесс изготовления АР и снизить стоимость производства в 2-3 раза. Изготовленный действующий макет кольцевой, коммутационно-фазовой антенной решетки, в состав которого входили все составные части антенно-приемного тракта, был тщательно испытан в безэховой камере.
Разработанная конструкция антенной системы в сборке походит на трубу большого диаметра, состоящую из однотипных кольцевых модулей. Увеличением числа таких модулей можно увеличить энергетику станции, уменьшить ширину луча антенны по углу места, соответственно увеличив точность его измерения. Здесь нет ни привычных электрических или гидравлических приводов, ни вращающихся сочленений. Во внутреннем объеме конструкции антенны сначала располагались твердотельные приемопередатчики, а в дальнейшем была размещена вся радиоэлектронная аппаратура РЛС. По существу такая 'труба' и есть вся РЛС, и ее надежность возрастает до 4000-5000 ч наработки на отказ против 150-200 ч для РЛС с механическим приводом.
На первый взгляд казалось, что такая многоэлементная антенна должна стоить намного дороже, чем антенная система с сосредоточенным передатчиком. Так оно и есть, если говорить об одном элементе или малой серии таких элементов. Но за счет массового автоматизированного производства однотипных элементов, изготавливаемых сотнями даже для одного опытного образца, стоимость одного элемента удается существенно уменьшить. В серийном же производстве, где массовость изготовления составных частей и элементов конструкции еще выше, стоимость бесприводной РЛС в целом примерно в 1,5-2 раза меньше, чем традиционной РЛС.
На созданном макете были экспериментально определены характеристики реальных диаграмм направленности (ДНА) и подтверждена реализуемость электронного, секторно-кругового, программного обзора пространства с низким уровнем боковых лепестков ДНА и сверхвысоким быстродействием. Можно было двигаться дальше.
Новые РЛС: не миф, а реальность
Идея создания принципиально новой станции была слишком заманчива, чтобы от нее отказаться, и потому разработчики даже при прекращении финансирования продолжали проектирование РЛС за собственные средства. Собственно говоря, на это разработчиков ориентировал достаточно успешный зарубежный опыт создания бесприводных РЛС. В это же время была создана и сейчас уже стоит на вооружении в канадо-американской системе раннего предупреждения (линия 'Дью') бесприводная двухкоординатная РЛС AN/FPS-124. Одним из основных направлений развития радиолокационной техники в США является разработка бесприводной РЛС обнаружения, наведения и целеуказания. И, наконец, флот США принял программу перехода к 2010 г. на оснащение бесприводными РЛС. А у нас появляется очень серьезная опасность отстать в освоении новой технологии. Лет через десять отечественные РЛС с механическим приводом морально устареют. Тогда можно будет забыть об экспортных контрактах. Более того, возможно, нам даже придется приобретать бесприводные РЛС за рубежом, например, для обеспечения трассового управления воздушным движением на международных маршрутах, проходящих через территорию России.
Применение в новых РЛС электронного обзора пространства открыло массу новых возможностей по внедрению прогрессивных технических решений и повышению ТТХ. В РЛС кругового обзора традиционного построения темп обзора пространства ограничивается параметрами и характеристиками механических устройств и луч ДНА 'проходит' цель раз в 5-10 сек. (в редких случаях - за 3 сек.) Сверхбыстрый электронный обзор пространства, реализуемый в новых РЛС с использованием аналого-цифрового (в перспективе - полностью цифрового) формирования нескольких групп приемо-передающих лучей на апертуре антенны, обеспечивает скорость переброски луча ДНА из одного положения в любое другое в зоне обзора - за 1 мксек.
Более того, луч может быть 'задержан' на выбранной цели и потому обновление информации с темпом 0,5-1сек становится вполне реальным, что позволяет производить автоматический захват целей уже на дальней границе зоны обнаружения. При этом возможно обнаружение гиперзвуковых целей, тех самых, которые наиболее опасны для РЛС традиционного построения, так как способны 'проскакивать' практически незамеченными за счет своей высокой скорости зону их обзора. За счет высокого темпа обновления информации и, соответственно, большего накопления принятых сигналов достигается улучшение подпомеховой видимости, обеспечивается автоматическое обнаружение, захват и сопровождение быстро маневрирующих воздушных объектов, маловысотных целей, зависающих вертолетов, воздушных шаров, надводных кораблей и пр. В таких РЛС можно обеспечить гибкий обзор пространства и реализовать процедуру последовательного обнаружения, которая дает существенный энергетический выигрыш. Сверхбыстрый электронный обзор пространства обеспечивает одновременный контроль зоны ответственности и сопровождение до 250-500 целей.
Если в бесприводной РЛС применить, кроме того, систему взаимной корреляционной обработки, в которой принятые сигналы свертываются с копией зондирующего сигнала, то отраженные эхо-сигналы цели будут накапливаться лучше, чем эхо-сигналы от распределенных пассивных помех и сигналы шумовых помех, так как эхо-сигналы цели наиболее полно соответствуют копии. При этом защита от всевозможных импульсных помех обеспечивается системой взаимной корреляционной обработки автоматически.
Для того чтобы выигрыш в отношении сигнал/помеха был выше, можно применить большебазовые зондирующие сигналы (с широкой полосой и случайным законом внутриимпульсной модуляции).
Дополнительный резерв защиты от помех дает 'остановка' луча ДНА на наблюдаемой цели. Это не только увеличивает время накопления, но и обеспечивает системам селекции движущихся целей (СДЦ) и автокомпенсаторам возможность помех работать в установившемся режиме. Известно, что в РЛС традиционного построения, эти системы из-за регулярного механического обзора пространства работают в переходном режиме, из-за чего возникают дополнительные потери. Поэтому реальный уровень подавления помех в новых РЛС приближается к потенциально достижимому. Помехозащищенность от активных помех возрастает за счет перечисленных выше причин на 25-30 дБ, от пассивных и комбинированных помех - на 20-25 дБ.
РЛС с электронным обзором пространства фактически обеспечивает программное изменение конфигурации зоны обзора, рубежей обнаружения, точностей измерения координат, помехозащищенности и других тактико-технических характеристик. Это открывает уникальную возможность замены одной такой станцией нескольких приводных РЛС кругового программного обзора и радиовысотомеров, а также применения ее в системах ПРО, ПВО и ЕС УВД.
РЛС нового типа и выглядит по-новому: полный комплект ее модулей, в числе которых вся радиоэлектронная аппаратура станции, включая наземный радиозапросчик, аппаратуру передачи данных, конструктивно объединены в единый цилиндр, укрытый радиопрозрачным обтекателем. Устойчивость к ветровым нагрузкам такого устройства повышается до 50-75 м/сек. Обычные РЛС с механическим обзором уже при ветре порядка 30 м/сек становятся неработоспособными и переходят в режим флюгера. Более сильные ветровые нагрузки просто разрушают традиционные РЛС. Охлаждение в бесприводной станции производится, в основном, за счет 'естественной тяги' в воздуховодах вентиляционных каналов цилиндрической антенной решетки. При такой конструкции отпадает необходимость проведения всех регламентных работ, целью которых является профилактика и ремонт механики - она здесь попросту отсутствует: станция превращена фактически в электронный робот, который работает так же надежно и долго, как современный домашний телевизор. Расходы на эксплуатацию и обслуживание за счет совокупности принятых технических решений снижаются примерно в 10-20 раз, на энергопотребление - в 3-5 раз. По всем показателям бесприводные необслуживаемые РЛС наилучшим образом пригодны для использования в труднодоступных районах. Модификации РЛС в зависимости от варианта использования могут размещаться: на автомобильном шасси типа 'Урал' или на полуприцепе с мачтой высотой 14-16 м. Стационарные варианты РЛС легко размещаются в самых труднодоступных местах, например на скалах.
Дальнейшим шагом в развитии средств обнаружения, по-видимому, станет создание на базе бесприводных РЛС многопозиционных радиолокационных комплексов (мультирадаров), устойчивых к воздействию противорадиолокационных ракет (ПРР) и высокоточного оружия. Необходимым условием создания таких комплексов является такое свойство входящих в него РЛС, как сверхбыстрое электронное сканирование пространства. Передатчики такого комплекса, связанные единой системой управления, могут работать в режиме защиты от ПРР путем формирования перемещающегося энергетического центра излучения, маневрируя которым можно оперативно отводить ПРР и средства высокоточного оружия. Сами передатчики для повышения живучести, скорее всего, будут мобильными. Именно такого рода многопозиционные системы обнаружения позволяют надеяться на не совсем темное будущее активной локации.
Разработка бесприводных РЛС - это освоение качественно нового направления в развитии отечественной радиолокации и практический шаг в направлении сокращения типажа, освоения новых технологий и новой организации работ по разработке и производству радиоэлектронных систем нового класса. Их создание позволит обеспечить потребителей совершенным радиолокационным вооружением, в 2-3 раза сократить затраты на разработку и оснащение радиолокационной техники и более чем на порядок сократить затраты на ее эксплуатацию."

ЦВК

Подумаешь SPY. Это чего - одинокий агент 007 ея величества.
Это американская корабельная РЛС комплекса "Иджис". Их, кстати, модернизируют постоянно.
tuviy
posted 3-9-2006 02:42
Много чего постоянно модернизируется, но кое какие модернизации заказчик потом гробит.
posted 2-9-2006 02:02
И вот еще - это реально?
"Прощание с механическим РЛС
Феликс Алымов
Феликса знаю скоро лет с полста.
Но как специалиста не знаю.
Если Алымов считает, главное механика по цене и эксплуатации - далее не читаю.
РЛС не может быть устойчива к ПРР.
Подключайте средства отвлечения и средства поражения ПРР ( из готового ТОР подходит).
ЦВК
Ну, во всяком случае, у того же Иджиса РЛС без механики. 4 полотна на 4 стороны. Правда, это на корабле...
tramp
tuviy
posted 3-9-2006 02:42
Много чего постоянно модернизируется, но кое какие модернизации заказчик потом гробит.
posted 2-9-2006 02:02
И вот еще - это реально?
"Прощание с механическим РЛС
Феликс Алымов
Феликса знаю скоро лет с полста.
Но как специалиста не знаю.
Если Алымов считает, главное механика по цене и эксплуатации - далее не читаю.
РЛС не может быть устойчива к ПРР.
Подключайте средства отвлечения и средства поражения ПРР ( из готового ТОР подходит).

Почему РЛС не может быть устойчива к ПРР, отключение, перемещение, а предложенная модель типа легче известных это позволит.

tuviy
Так какая же это устойчмвость, ежели всё время бегать. Служить то когда?
Ну а отключение тоже метод старый и очень полезный для целей обнаружения.
tramp
Ну один бегает, другие светят, тем более если реализуют РЛС, в которой "Передатчики комплекса, связанные единой системой управления, могут работать в режиме защиты от ПРР путем формирования перемещающегося энергетического центра излучения, маневрируя которым можно оперативно отводить ПРР и средства высокоточного оружия".
Граф Ноль
РЛС должны работать в пассивном режиме, и будет им счастье. Даже бегать не нужно.
ЦВК
Сполз подстул.

Мышки, станьте ёжики.

tramp
Вот немецкая идея, как видно, на мачтобашне установлено четыре круглых полотнища, с Заслоном такое реально было воплотить?
tuviy
posted 6-9-2006 19:33
posted 6-9-2006 00:46
posted 6-9-2006 21:51
Д-а! Да тут офигеешь, от мозгового напряга даже мышь (mouse с колобком сзжади)моя дохнет.
tramp предлагает РЛС одна работает, а 5 в засаде (дальше понятно)
а ещё tramp можно смотреть другие проекты по адресу http://www/worldnavy.info/photogallery
а ещё было много загоризонтных РЛС сверхдальнего обнаружения о 4-ёх ФАР.
tramp
Это не я преждлагю, а специалист, знатоки так зказать.
Про Заслон-то как, а то Нимрод ДРЛО двухантенный вспоминается, который зарезали.
ЦВК
Джистарс, опять же.
ssw
ФАР хороша там где она нужна и по делу. В авиации в некоторых вопросах она значительно уступает классическим антенам. Например на МиГ-31 она нужна, там она по делу, а вот например на самолетах ДРЛО она не нужна, и ставиться только в том случае если технологический уровень производителя не позволяет другое решение. При этом все разработчики-производители самолетов ДРЛО, при первой же возможности (как только "дорастают") переходят от ФАР к классической антене. Так что прошу не считать ФАР писком моды и верхом крутости. Хорошо все что по делу и на месте.
ssw
ФАР перед классической РЛС имеет только одно преимущество - возможность целеуказания и наведения (не импульсный), по не проверенным данным (1982 год, Ливан) E-3 осуществлял наведение Спэрроу после ухода F-15 из зоны пуска, возможно это был и Фалкон, который ходил чуть сзади Центри. Заслон тоже наводит только истребители, а не Р-27.
tramp
Я србственно об этом http://radar.boom.ru/rdr-lt-a.html
Ну так вот, на Авиабазе
выложили кое-что