Габалинская РЛС: торги могут продолжиться

Said_PVO
[17.12.2001] Габалинская РЛС: торги могут продолжиться
//GazetaSNG.ru// Анатолий Волк

Хотя президент Владимир Путин и заявил, что выход США из Договора по ПРО от 1972 года 'не приведет к созданию новых угроз для безопасности России', Москве есть о чем призадуматься. После распада СССР под контролем России осталось всего лишь три из девяти построенных во времена Союза радиолокационных станций (РЛС), если, конечно, не считать две РЛС, расположенные на территории дружественной Белоруссии и чуть менее дружественного Азербайджана. И если с Минском в этом плане у Москвы проблем нет, то судьба ключевой для российской системы ПВО Габалинской РЛС (Азербайджан) по-прежнему остается неопределенной. Эта проблема становится особо актуальной и в свете проведения Вашингтоном контртеррористической операции в Афганистане. Дело в том, что приступившая к боевому дежурству 20 февраля 1985 года Габалинская РЛС, имеющая важное для России геостратегическое положение, способна контролировать все воздушное пространство подбрюшья Центральной Азии. Вместе с тем именно местоположение Габалинской РЛС не позволяет Москве эксплуатировать ее в одностороннем порядке, и на протяжении десяти лет существования постсоветского пространства Россия и Азербайджан не могут сторговаться.

Дело дошло до того, что после неудачных переговоров на уровне министерств обороны двух стран этой проблемой лично занялся Владимир Путин. Надежды на то, что этот вопрос будет наконец-то решен в ходе прошлогоднего январского визита российского президента в Баку, не оправдались. Тогда Путину удалось убедить Алиева лишь дать согласие на проведение экологической экспертизы станции. После полугодовалых исследований выяснилось, что никакого вредного воздействия на здоровье граждан и экологию РЛС не оказывает. Соответствующие документы были представлены Гейдару Алиеву. Однако на этом дело не закончилось, стороны продолжали выяснять отношения, и только через полтора месяца главы оборонных ведомств России и Азербайджана договорились, что соглашение о Габалинской РЛС будет подписано во время ближайшего визита Гейдара Алиева в Москву. Что же касается существовавших разногласий, то они сводились к следующему: Баку настаивал на приобретении большей части движимого и недвижимого имущества, а Москва отстаивала свое право собственности на движимое имущество и недвижимое, созданное и поставленное после 31 августа 1991 г. Движимое имущество является российской собственностью, так как было поставлено туда Минобороны РФ. Баку также настаивал на ограничении срока аренды РЛС на три года путем заключения отдельного договора, а Москва предлагала установить срок аренды на 20 лет путем определения ее условий непосредственно в тексте соглашения, и частично платить за аренду путем обучения азербайджанских военнослужащих и ремонта техники советского производства. Кроме того, Баку планировал принимать непосредственное участие в комплектовании персонала РЛС, а Москва считает, что азербайджанцы могут приниматься на работу только в качестве гражданского персонала. И, наконец, Баку выражал намерение получать информацию с РЛС, а Москва выразила готовность сделать это только после достижения конкретной договоренности.

Справедливости ради стоит отметить, что чем дольше не решается эта проблема, тем очевиднее становится: Габалинская РЛС для Баку является не столько стратегическим объектом, сколько рычагом давления на Москву. Об этом свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что перед прошлогодним визитом Владимира Путина в Баку Москва грозилась ввести визовый режим с Азербайджаном и Грузией. В результате эта крайняя мера была принята только в отношении Тбилиси.

Теперь, когда речь о введении виз для граждан Азербайджана уже не идет, можно предположить, что в ходе предстоящего в конце января визита Гейдара Алиева в Москву соглашение о Габалинской РЛС все-таки будет подписано. Однако в активах Баку есть уже два лишних повода вновь использовать РЛС как предмет торга для отстаивания своих политических и экономических интересов - выход США из договора по ПРО и неопределенность дальнейшего выполнения межправительственного соглашения по экспорту нефти через трубопровод Баку-Новороссийск, срок действия которого истекает в 2002 году. Как сообщает CNА, в соответствии с условиями договора Госнефтекомпания Азербайджана экспортирует до конца 2001 года 2,5 млн тонн нефти. Ранее представители российской трубопроводной компании "Транснефть", являющейся оператором транспортировки азербайджанской нефти по территории России, заявляли, что при увеличении объемов перекачки сырья по этому маршруту можно рассмотреть вопрос о снижении существующих тарифов.