НА ЧАСТОТАХ МИРНОГО ВРЕМЕНИ.

Said_PVO
НА ЧАСТОТАХ МИРНОГО ВРЕМЕНИ.


За последние семь лет между Россией и Арменией подписано около 20 договоров и соглашений по сотрудничеству в военной сфере. Некоторые из них, как, например, договор о российской военной базе на территории Армении, можно назвать краеугольными. Другие регулируют отдельные специфические вопросы - межгосударственные воинские перевозки в интересах российских войск, порядок применения оружия нашими военнослужащими вне территории базы и т.д. Но два соглашения, пожалуй, можно выделить особо: "О совместном боевом дежурстве по противовоздушной обороне войск (сил) ПВО и авиации вооруженных сил Республики Армения и войск (сил) ПВО и авиации российской военной базы на территории Республики Армения", а также "О задачах и полномочиях боевого расчета вооруженных сил Республики Армения и оперативной группы российской военной базы на территории Республики Армения по управлению силами и средствами ПВО и авиации вооруженных сил Республики Армения и силами и средствами ПВО и авиации российской военной базы с объединенного командного пункта (ОКП) противовоздушной обороны и авиации вооруженных сил Республики Армения". Благодаря именно этим соглашениям наши и армянские офицеры и солдаты в ходе боевого дежурства образуют единую систему взаимодействия друг с другом не от случая к случаю, а ежесекундно...

Заступление

Вышеупомянутые документы о боевом дежурстве по ПВО между Россией и Арменией были подписаны в марте 2000 года. Далее требовалось наполнить пункты соглашений конкретным содержанием. И пока офицерами штабов будущие победы ковались в тиши кабинетов, личный состав наших частей, которым предстояло встать на страже армянского неба, приступил к оборудованию позиций. Больше пришлось потрудиться зенитно-ракетному полку, поскольку практически с нуля требовалось возвести все объекты для несения службы отделением боевого управления и дежурной батареей. Одновременно приходилось переучиваться на поступившую ЗРС С-300В, так как никто в полку с этой системой прежде дела не имел. На переподготовку, а затем и на учения с боевой стрельбой ездили в Россию, и оценка "хорошо" по итогам учений засвидетельствовала, что коллектив полковника Александра Суринкина, как говорится, на верном пути. И что тогдашний начальник войск ПВО ГРВЗ полковник Михаил Кривенко сделал правильный выбор, комплектуя этот полк способными и обладающими здоровым честолюбием молодыми офицерами.

Летчикам авиагруппы, преобразованной позже в авиабазу в составе 102-й военной базы, в процессе подготовки к заступлению на боевое дежурство не пришлось на голом месте создавать новые военные городки и взлетно-посадочные полосы. С другой стороны, справедливости ради надо отметить, что командование 102-й базы при постановке зенитно-ракетного полка на дежурство организовало выполнение задач таким образом, что практически все расположенные в Гюмри части работали на зенитчиков. У летчиков же поблизости только один помощник - расквартированный там же, в Ереване, наш мотострелковый полк. Поэтому большинство "земных" задач, связанных с организацией боевого дежурства, авиаторы полковника Виктора Изотова решали самостоятельно. Точнее, в тесном взаимодействии с командованием авиации армянских ВС и при помощи - в отдельных специфических случаях - посольства РФ в Армении.

Сначала авиация и ПВО 102-й базы заступили на опытно-боевое дежурство, в ходе которого предстояла обкатка этого достаточно сложного "механизма". Тем более что среди задействованного личного состава лишь небольшая часть старших офицеров имела практику боевого дежурства еще в частях Советской Армии. Но и им теперь предстояло выступать в новых, неизвестных по прошлому опыту ролях. Учились от зари до зари. Даже повара для заступивших на дежурство стали готовить по-особенному, и у них появился бесспорный показатель качества: рядовой Юрий Архипов, призванный с дефицитом веса, за первые 45 суток боевого дежурства поправился на целых 20кг!

Интересно, что "вживанию в роль" нашим зенитчикам с момента их заступления на опытно-боевое дежурство стали усердно помогать... турецкие летчики. По три-четыре раза в неделю полетами к границе на гюмрийском направлении они заставляли нашего оперативного дежурного на ОКП приводить дежурные средства ПВО 102-й базы в готовность. Дежурные смены, получив сигнал, тут же включали технику, сокращенные боевые расчеты занимали свои места... Турецкие "асы", конечно, знали, что в ходе опытно-боевого дежурства не будет команды "цель уничтожить", но все равно, как только наши зенитчики брали самолет на автоматическое сопровождение (иными словами, на прицел, когда остается только, получив команду, пустить ракету), турецкие F-16 или F-4 разворачивались и уходили.

В 1992-1993 годах турецкие самолеты частенько летали над Гюмри, демонстрируя армянам, кто в небе хозяин. Однако с момента постановки батареи нашего зенитно-ракетного полка на опытно-боевое дежурство у подлетавших к границе турков не было провокационных или демонстрационных целей. Вероятно, выполнялись задачи разведывательного характера. Пока один или пара самолетов приближались к границе, турецкие средства радиоэлектронной разведки с включенным хронометром следили за действиями наших зенитчиков, пользуясь тем, что они работают на частотах мирного времени. Когда дежурство нашей батареи стало не опытно-боевым, а боевым, турки перестали летать к границе. Но постановку помех нашим зенитчикам с целью парализовать управление дежурной батареей турецкие средства РЭБ время от времени продолжают.

Все у нас получится

Система боевого дежурства по охране воздушных рубежей Армении работает так. Радиотехнические части армянской армии постоянно ведут радиолокационную разведку на всех направлениях. Ресурс станций маленький, поэтому армянская сторона обратилась за помощью к нашему командованию, В итоге на гюмрийском направлении в график также включена радиолокационная группа (РЛГ) пункта наведения истребительной авиации нашей авиабазы. То есть, идя навстречу просьбам армянских военных, наша РЛГ на этом направлении выполняет в общем-то несвойственные задачи, поскольку ее прямое предназначение - обеспечивать наведение истребителей на цели.

Понимая, что боевым дежурством россияне по большому счету обеспечивают Армении мирное небо, армянская сторона отвечает взаимовыручкой в некоторых вопросах обеспечения. О том, что весь личный состав авиабазы за счет Армении обеспечен служебным жильем и что за проживание в двух армянских гостиницах с наших летчиков не берут ни копейки, "Красная звезда" уже рассказывала. Кроме того, армянская сторона взяла на себя хранение авиатоплива, подготовку аэродрома, отдельные вопросы аэродромного обеспечения полетов наших МиГ-29. Мэр района Шенгавит города Еревана Мартен Саргсян выделил муниципальный автобус, который уже три года возит персонал авиабазы на службу и домой. Местная администрация оказывает посильную помощь и зенитчикам. На территории полка, например, появилась дорога, одна половина которой заасфальтирована за счет нашей базы, а другая - на средства местных властей. Вообще, при возникновении тех или иных бытовых проблем (например, внезапное прекращение подачи электричества на места несения боевого дежурства) наши офицеры сразу же обращаются к коллегам из армянской армии. И все вопросы решаются быстро -армия в Армении имеет большой вес и в правительственных кругах, и на уровне местного руководства. По словам командира 102-й базы генерал-майора Александра Титова, взаимодействие с армянской стороной по организации боевого дежурства налажено, взаимопонимание - полное. Но вернемся к самой организации.

Итак, радиотехнические части, осуществляя радиолокационную разведку, передают информацию на ОКП. Обработанные разведывательно-информационным центром данные обобщаются и наносятся на планшет общей обстановки. Наши и армянский оперативные дежурные, располагающиеся в буквальном смысле слова плечом к плечу на своих рабочих местах, докладывают обстановку по своим инстанциям. Постоянно идет контроль за полетами "бортов", на которые заранее поданы заявки. Все, что в небе появляется внепланово, на ОКП называют целью. По второй засечке радиолокатора определяется курс цели, и тогда принимается решение: приводить или нет в готовность дежурные силы и средства. Если армянский дежурный посчитает целесообразным подъем по тревоге не только своих средств, но и наших, он обращается к нашему оперативному. Тот принимает решение, приводя в действие дежурные силы и средства 102-й базы (полностью или частично). В результате через считанные минуты зенитчики могут быть готовы к пуску ракет, а летчики -к тому, чтобы взмыть в небо для принуждения "залетного гостя" к посадке или уничтожения цели.

Конечно, у наших частей, охраняющих воздушные рубежи СНГ на южном направлении, есть нерешенные вопросы. И у летчиков, и у зенитчиков полноценной боевой учебе мешает нехватка топлива, из-за чего на авиабазе, например, в этом году пока было только семь полетных дней. Если прибавить целый ворох социальных проблем, обусловленных пребыванием за рубежом (трудности с трудоустройством жен, вывозом домашних вещей при переводе в Россию, невыплату детских пособий и т.д.), участие в охране армянского неба далеко не всегда предстает в розовом цвете.

...Когда зенитчики завершили подготовку к заступлению на боевое дежурство, в радиоэфире на одной из радиочастот мирного времени на почти без акцента русском языке с сопредельной стороны им было передано: "Ничего у вас не получится". Видимо, говорили, основываясь на осведомленности о наших проблемах. Но все-таки накаркать не сумели - у наших все получилось. И будет получаться впредь.

Александр ТИХОНОВ, "Красная звезда". Ереван - Гюмри. НА ЧАСТОТАХ МИРНОГО ВРЕМЕНИ. // Красная звезда (Москва).- 08.05.2002