Четыре миллиарда в пользу России

Said_PVO
Четыре миллиарда в пользу России
Готовится к подписанию крупнейший оружейный контракт с ОАЭ

Газета "КоммерсантЪ" ?181/П(2550) от 07.10.02

Как стало известно Ъ, в ближайшее время Россия подпишет с Объединенными Арабскими Эмиратами контракт на сумму $4 млрд. При этом ОАЭ собираются финансировать не закупку уже существующего оружия, а разработку системы ПВО нового поколения, которая впоследствии будет принята на вооружение ОАЭ и России. Ситуация, когда потребители российского оружия готовы фактически кредитовать разработку оружейных систем нового поколения, является для отечественных оборонщиков беспрецедентной.

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) России с ОАЭ в области средств ПВО началось в 2000 году, когда минобороны этой страны подписало с тульским КБ приборостроения контракт на сумму $734 млн на поставку 50 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1". Контракт предусматривал разработку в течение двух лет новой модификации комплекса "Панцирь" и поставку готовой продукции в 2002-2005 годах. Этот контракт стал крупнейшим, который предприятие ВПК заключило напрямую с иностранным заказчиком: прежде основная часть подобных сделок оформлялась через госпосредника, которым в настоящее время выступает ФГУП "Рособоронэкспорт".

ОАЭ решили создать принципиально новую многофункциональную эшелонированную систему обороны объектов и воинских формирований. В ее состав войдет целый ряд огневых и локационных средств, средств управления, связи, а также радиоэлектронной борьбы. Исходя из того, что тактико-технические требования по системе превосходят даже еще не принятые, а лишь испытываемые в России системы ПВО поколения 4+, она получила у своих создателей наименование "система пятого поколения".

Разработку системы уже более года ведет НПО "Алмаз". Однако, учитывая, что система должна быть комплексной и включать в себя средства ближнего, среднего и дальнего радиуса действия, один "Алмаз" всю работу "потянуть" не мог. Поэтому весной этого года было ускорено создание концерна ПВО "Алмаз-Антей", объединившего 43 предприятия отрасли. Председателем совета директоров концерна стал замглавы администрации президента Виктор Иванов. Ожидается, что концерн завершит свое оформление в ноябре и получит право самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Принципиальное решение об этом было принято 3 октября на заседании комиссии по ВТС при президенте, которое вел лично Владимир Путин.

По планам НПО "Алмаз" контракт будет подписан уже в 2003 году. К этому времени объединение на собственные средства разработает эскизный проект системы. Если заказчиков он удовлетворит, Эмираты начнут финансирование разработки всех составных элементов. Особенность работы по системе заключается еще и в том, что НПО "Алмаз" предлагает включить ее в программу вооружений российских вооруженных сил. Тем самым ОАЭ как бы профинансирует создание системы не только для себя, но и для России. Поставка такой системы в другие страны мира, кроме ОАЭ, пока не предполагается - по крайней мере в ближайшие пять-семь лет. Видимо, это было условием иностранного заказчика, на которое согласилась Россия.

Сумма, в которую оценивается контракт, тоже беспрецедентна для отечественной оборонки. Самый крупный до сих пор военный контракт ($3,3 млрд) заключил в декабре 2000 года "Рособоронэкспорт" с индийским министерством обороны. Он предусматривал продажу лицензии на производство в Индии 140 многофункциональных самолетов Су-30МКИ в течение 17 лет. Сумма нового контракта сопоставима с общим ежегодным объемом ВТС России с зарубежными странами, который в прошлом году достиг $4,2 млрд. Кстати, в декабре этого года ожидается подписание еще одного крупного контракта НПО "Алмаз" о поставке в Южную Корею систем С-300ПМУ-2 "Фаворит" на общую сумму $1 млрд в счет российского долга.

Участие в сделке именно ОАЭ случайным не выглядит: за последние годы эта страна вышла на пятое место в мире по закупкам вооружений. Контракт с Россией будет третьей по величине сделкой за всю историю этого ближневосточного государства. В 2000 году ОАЭ подписали соглашение с США на $6,4 млрд о поставке 80 истребителей F-16, а в 1993 году был заключен контракт с Францией на поставку 390 танков Leclerc и 46 ремонтно-эвакуационных машин на сумму $4,6 млрд. До сих пор основными экспортерами оружия для ОАЭ являлись западноевропейские и американские компании, но в последние годы Россия стала одним из основных партнеров Эмиратов по поставкам военной техники и вооружений. Кроме систем ПВО в 1994-1995 годах в ОАЭ были поставлены 330 боевых машин пехоты БМП-3, а в 1996 году подписано соглашение еще на 302 машины. Эти контракты принесли России около $1 млрд.

"Нашему потенциальному заказчику нужна эффективная система обороны страны 'под ключ'"

Создание перспективной системы ПВО пятого поколения для ОАЭ и России ведется в московском ОАО "НПО 'Алмаз'". Здесь же разработана перспективная система ПВО "Триумф" поколения 4+, которая в следующем году будет принята на вооружение российскими вооруженными силами. О ходе работ над этими системами генеральный директор ИГОРЬ АШУРБЕЙЛИ рассказал корреспонденту Ъ КОНСТАНТИНУ Ъ-ЛАНТРАТОВУ.

- Недавно вы анонсировали систему ПВО пятого поколения. На какой стадии находятся сейчас работы по этой системе в НПО "Алмаз"?

- Полностью завершена подготовка инженерной записки по техническому облику системы. Это большой труд, который в ближайшие дни будет представлен в концерн ПВО "Алмаз-Антей" и в заказывающее управление Министерства обороны РФ для получения экспортной оценки и формирования тактико-технического задания. Первый этап пройден. Он ключевой, так как на нем формируется облик системы, который будет дальше реализовываться.

- То есть сначала вы выходите на концерн, а затем концерн на Минобороны?

- Разработка системы - инициатива "Алмаза". Однако концерн, видимо, будет определен по этой работе головным, так как для решения этой задачи - создания системы ПВО пятого поколения - сил одного "Алмаза" недостаточно. После отработки материалов по системе в концерне и в Минобороны можно будет выходить в правительство для включения системы в гособоронзаказ 2003 года и для внесения изменений в программу вооружения.

- Какие особенности будут отличать систему ПВО пятого поколения от систем поколения 4 и 4+?

- Это будет кардинальное повышение боевых возможностей системы ПВО с учетом тех средств воздушно-космического нападения, которые сейчас находятся в стадии разработки в мире. На последних испытаниях мы фактически подтянули "трехсотку" (это комплекс "Фаворит") до всех современных видов целей, включая нестратегические баллистические ракеты и крылатые ракеты. Но сейчас ведется разработка новых средств нападения, которые появятся в ближайшие семь-десять лет. Поэтому система пятого поколения как раз ориентирована уже на перспективные средства нападения. Кроме того, она будет строиться на блочно-модульном принципе, и в ней будет достигнута давно рекламируемая унификация средств вооружения ПВО сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Я уже говорил о том, что невозможно унифицировать то, что сегодня стоит на вооружении. Это возможно только на базе новой разработки. На базе систем пятого поколения как раз должна быть решена проблема унификации, а также новой отечественной элементной базы. Потому что только новое оружие способно подтянуть за собой радиоэлектронную промышленность. Известно, что сегодняшняя элементная база в России отстает, а по ряду позиций она просто утеряна. Сегодня многие российские производители оружия в России вынуждены использовать импортную элементную базу, что по нашему законодательству запрещается. Рывок в области элементной базы - одна из задач, которая будет решаться при создании системы пятого поколения. Будет также использована так называемая открытая архитектура внешних интерфейсов. Сегодня у нас возникают порой проблемы сопряжения систем раннего предупреждения, локаторов различных диапазонов, командных пунктов, огневых средств. Открытая архитектура огневых и локационных средств позволит не только объединять их более легко в единую комплексную эшелонированную систему воздушно-космической обороны, но и решить задачи интегрирования с иностранными средствами ПВО. Был ряд зарубежных покупателей, которые приобретают вооружения как в России, так и в других странах. И мы были иногда неконкурентоспособны, поскольку не могли оперативно подстроиться под натовские стандарты других элементов систем.

- В настоящее время рассматривается возможность привлечения для создания истребителя пятого поколения иностранного стратегического партнера. Под таким партнером подразумевается Индия. Как вы смотрите на подобную перспективу при разработке системы ПВО пятого поколения? Как будет в таком случае обстоять дело с правом на интеллектуальную собственность?

- Это сложный вопрос. Понятно, что в российском бюджете на создание системы пятого поколения средств не остается. Ведь речь идет о многих сотнях миллионов долларов. Поэтому мы рассматриваем зарубежного партнера по данному проекту. Но если у "Сухого" таким потенциальным партнером является страна, которая, насколько мне известно, претендует на соавторство и участие в разработке и производстве, а также, соответственно, на долю в интеллектуальной собственности, то наш потенциальный заказчик, которого я называть не буду, не имеет таких претензий. Ему надо просто создать эффективную систему обороны собственной страны. Это более предпочтительный вариант, когда стратегическим союзником по созданию нового вооружения является не страна, которая может быть в среднесрочной и долгосрочной перспективе геополитическим соперником России. Наш вариант сотрудничества более предпочтителен, поскольку интеллектуальная собственность в этом случае остается за Россией, а система передается "под ключ".

- Какова стоимость создания этих систем?

- В Америке аналогичные системы стоят несколько миллиардов долларов. Это то, что было потрачено американцами на создание таких аналогов наших систем, как PAC-1, PAC-2 и PAC-3. Естественно, такие деньги Россия не готова вкладывать в эти разработки. Да и создание наших систем обходится дешевле.

- Из-за более дешевой рабочей силы?

- Не только. Все-таки наши люди умеют варить щи из топора. Кроме того, те инженерно-технические решения, запас которых был сделан еще в советские времена, еще позволяют нам по инерции идти с опережением мировых держав. Но этот запас не бесконечен и, видимо, к 2005-2006 годам может сойти на нет, если ничего кардинального не будет принято. В частности, не будут вестись работы по созданию системы пятого поколения, которая, как локомотив, должна вытянуть ПВО.

- Какова на данный момент ситуация с созданием системы "Триумф" поколения 4+? Каковы причины отставания от утвержденных сроков испытаний и постановки на вооружение этой системы?

- Ситуация рабочая. Уже состоялось первое заседание государственной комиссии по испытаниям системы "Триумф". Надеюсь, что в первом полугодии 2003 года она будет принята на вооружение в первом своем варианте (мы тоже предполагаем ее модернизацию). А отставания по срокам случились лишь потому, что от объема финансирования, который был задан постановлением Совета министров в 1991 году, в долларовом эквиваленте мы получили к сегодняшнему дню около 10%. Технических же препятствий не существует.

- Какой процент затрат взяло на себя само НПО "Алмаз" при создании новых систем? Как и когда вы планируете вернуть затраченные средства? Предполагается ли создание экспортных вариантов систем ПВО "Триумф" и пятого поколения?

- Доля затрат "Алмаза" сопоставима с затратами государства. Не скажу, что 50х50, но сопоставимо. В эти проекты мы вкладывали средства из двух источников: средства от экспортных контрактов и средства, которые мы получили от аренды недвижимости. Это не один десяток миллионов долларов. Вернуть их, наверное, невозможно, потому что экспорт этих систем пока не планируется. Но если бы мы их не вкладывали, нам бы не удалось сохранить команду разработчиков. А без нее нет перспективы. Поэтому это был не такой уж бескорыстный порыв "Алмаза", а достаточно продуманное бизнес-решение, хотя и с элементами риска. Иначе мы бы потеряли все направления, да и фирму в целом.

- Каковы успехи вашего предприятия в области ВТС с зарубежными странами?

- Успехи известны. За период с 1995 по 2001 год наших систем продано на $1 млрд. Надеюсь, что в 2002 году объем заключенных контрактов составит еще почти $1,5 млрд. Полученный же объем заявок составляет на сегодняшний день несколько миллиардов долларов.

- Какие комплексы "Алмаз" предлагает на международный рынок? Сколько предприятие заработало на зарубежных поставках?

- Это два известных комплекса: С-300 ПМУ2 "Фаворит" и модернизация комплекса "Печеры-2А". А вот сколько предприятие заработало на зарубежных поставках - вопрос тонкий. Основной заработок мы получили, как ни странно, не на поставочных контрактах, а на контрактах, предусматривавших ниокровские работы. Там, где это, кроме нас, было выполнить некому. В миллиардных же поставочных контрактах слишком много денег уходило коммерческим посредникам. Я не имею в виду госпосредника "Рособоронэкспорт". Но поскольку сейчас "Алмаз" определен головным исполнителем по действующему контракту и создан концерн ПВО "Алмаз-Антей", то надеемся, что теперь большая часть денег будет идти на заводы кооперации и оплату труда рабочих.

- Согласно официальным заявлениям, в ближайшее время порядка сорока предприятий российского ОПК получат лицензии, дающие право самостоятельного выхода на международный рынок. Получит ли такую лицензию НПО "Алмаз"?

- "Алмаз" не получит права самостоятельного выхода потому, что он вошел в состав концерна ПВО "Алмаз-Антей". Надеемся, что концерн получит это право в полном объеме. Точка в этом вопросе еще не поставлена, хотя решения заседания комиссии по ВТС при президенте РФ от 3 октября внушают оптимизм.

- В этом году был создан концерн "Алмаз-Антей", в который вошло около 40 предприятий. Какие цели ставятся перед концерном?

- На мой взгляд, это первая за последние 15 лет попытка реального реформирования отрасли. Программ и концепций было много, а реального реформирования не было. Этим вопросом занималось и Минэкономики, и Минпромнауки, и РАСУ, и Минобороны - все это было простым переставлением квадратиков на бумаге. А от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Поэтому основная цель создания концерна - реальная реструктуризация отрасли, приведение ее в соответствие с современными возможностями бюджета, современными требованиями рыночной экономики, с современными военными вызовами и угрозами. Это тяжелый процесс. Придется порой резать по живому, но все-таки задачу надо решить. Вторая задача - это концентрация усилий отрасли для создания новых образцов вооружения, в частности, системы пятого поколения. Кроме того, реформирование включает в себя финансовое оздоровление, ведь объем долгов в среднем по предприятиям составляет сотни миллионов рублей.

- Однако в самом начале, когда возникла идея концерна, и "Алмаз", и "Антей" выступали против объединения.

- Такого концерна и в таком составе, каким он был предложен РАСУ в первом варианте,- да. "Антей" собирался реализовывать указ президента по созданию своего концерна, а "Алмаз" шел к пошаговому формированию своего НПО с последующим поэтапным объединением с концерном "Антей". Но жизнь распорядилась иначе.

- На данный момент концерн - формальное объединение? Насколько долговечным, по вашему мнению, окажется эта структура, объединившая настолько разнообразные предприятия?

- Нет, это вполне реальное объединение. Впервые в постсоветской истории ВПК будет осуществлена реальная управляемость предприятиями промышленности - как через централизованные экспортные договора, которые будут заключаться на концерн, и он будет уже обеспечивать их реализацию, так и через ГОЗ, а также имущественное управление, поскольку концерну будут переданы контрольные пакеты акций предприятий после их акционирования. Это будет совсем другая экономика. Возможность прозрачного финансирования и реального управления предприятиями кооперации через совет директоров. Что касается долговечности концерна, это зависит только от качественного состава команды менеджеров, которая сложится к концу года.

КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ